Автор: Алимова Елена Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУСОШ №2 п.Берёзовка
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуальная работа с обучающимися, имеющими затруднения в обучении и развитии(из опыта работы)
Раздел: среднее образование
Индивидуальная работа с обучающимися, имеющими затруднения
в обучении и развитии(из опыта работы)
Слабоуспевающие ученики – это вечная проблема школы. Каждый учитель в
процессе своей педагогической деятельности встречает немало
обучающихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного
материала. Современные учёные отмечают, что проблема неуспеваемости
является и педагогической, и медицинской, и психологической, и
социальной.
Роль учителя на уроке – это роль хорошего дирижёра, взмахни он
неправильно палочкой, и оркестр не сможет исполнить музыкальное
произведение. Так и учитель. Если он не продумал свой урок до мельчайших
подробностей, если не знает, как на протяжении урока поддержать интерес
школьников, то, скорее всего, урок пройдёт впустую. На своих уроках я
стараюсь организовать ученическую деятельность так, чтобы виды работ
постоянно сменялись: письменная сменялась устной, теория – практикой,
получение новых сведений опиралось на ранее изученный материал. На
уроках сочетаю индивидуальную, коллективную, групповую и работу
Дети, испытывающие трудности обучения, требуют особого внимания
учителя. Естественно, они осложняют работу в классе, замедляют общий
темп работы, нуждаются в индивидуальном подходе. Знание причин
трудностей освоения навыка, своевременная медико-педагогическая
коррекция помогут оградить ученика от дополнительных трудностей
обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье, а это главная
задача учителя.
Я работаю в 5В,7А и 11классах (общеобразовательные классы). В этих
классах есть ученики, которые обучаются по программам 7(ЗПР) и 8вида
(программа вспомогательной школы). С 2018-2019 учебного года отдельных
классов, занимающихся по специальной программе, нет, но в этих классах
дети 8 вида обучаются по специальной программе .
В общеобразовательных классах есть ученики, которым тяжело даются
уроки русского языка.
Индивидуальную работу с детьми, имеющими
затруднения в обучении и развитии, строю на основе дифференцированного
подхода.
Дети, испытывающие трудности обучения, требуют особого внимания
учителя. Естественно, они осложняют работу в классе, замедляют общий
темп работы, нуждаются в индивидуальном подходе. Знание причин
трудностей освоения навыка, своевременная медико-педагогическая
коррекция помогут оградить ученика от дополнительных трудностей
обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье, а это главная
задача учителя.
В работе с такими учащимися опираюсь на следующие правила,
разработанные психологами:
- не ставлю ученика в ситуацию неожиданного вопроса и не требую
быстрого ответа на него, предоставляю ученику достаточно времени на
обдумывание и подготовку;
- не даю для усвоения в ограниченный промежуток времени большой,
разнообразный, сложный материал, стараюсь разбить его на отдельные
информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения;
- не прошу отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному
материалу, откладываю опрос на следующий урок, дав возможность
ученикам позаниматься дома;
- путём правильной тактики опросов и поощрений формирую у
учащихся уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности
учиться;
- осторожно оцениваю неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно
к ним относится;
- во время подготовки учеником ответа даю ему время для проверки и
исправления написанного.
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что
умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки. Важно,
чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, чтобы
они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что педагог рад его
успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?
Использую дифференцированный подход в обучении.
Дифференцированный подход осуществляю на любом из этапов урока.
При индивидуальной работе использую соответствующий дидактический
материал:
- таблицы, плакаты и схемы для самоконтроля; карточки-задания,
карточки-инструкции.
Для
организации
дифференцированной
работы
учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий использую
приемы;
- трёхвариантные задания по степени трудности – низкий, средний и
повышенный .
-
общее
для
всей
группы
задание
с
предложением
системы
дополнительных заданий всевозрастающей степени трудности;
- индивидуальные дифференцированные задания;
- групповые дифференцированные задания с учётом различной
подготовки учащихся;
- общие практические задания с указанием минимального количества
заданий и упражнений для обязательного выполнения.
В своей работе, я считаю, необходимо создавать на уроке ситуацию
успеха. Решению этих и других проблем может служить правильно
организованная
учителем
поурочная
система
работы,
основанная
на
личностно – ориентированной педагогике и использование такой базовой
технологии, как обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в
сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Метод
обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. Сильные
учащиеся выступают в роли консультантов для более слабых учащихся,
учатся, обучая. Даже самые слабые ученики ощущают свою успешность,
ведь задания с низким уровнем трудности им по плечу, и, в случае
затруднения, всегда можно воспользоваться помощью товарища.
При опросе слабоуспевающим школьникам даётся алгоритм ответа,
разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени
готовиться к ответу у доски, пользоваться наглядными пособиями. При
опросе
создаются
специальные
ситуации
успеха.
Составляется
индивидуальный план ликвидации пробелов в знаниях по материалу по
темам уроков, на которых ученик отсутствовал по какой – либо причине. В
ходе опроса или при анализе его результатов обеспечивается атмосфера
благожелательности.
Слабых учащихся стараюсь привлекать к участию в предметных
неделях, конкурсах рисунков, фестивалях. Многие двоечники проводят своё
свободное время за компьютером. Таким ученикам предлагаю освоить новую
компьютерную программу и сделать презентацию одной из тем школьной
программы. Ребята с удовольствием готовят презентации (биографии поэтов,
писателей).
К индивидуальной работе с учащимися я приступаю с самого начала
учебного года. А занятия после уроков провожу только тогда, когда ученик
много пропустил или не понял материала. Если же ученик недобросовестно
отнёсся
к
выполнению
задания,
от
такого
требую
вторичного
его
выполнения, иногда оставляю после уроков. В остальных случаях работу
провожу индивидуально с каждым успевающим. Практикую ведение
тетрадей для дополнительных работ. В зависимости от характера ошибок я
вкладываю в тетрадь ученика карточку с заданием. Не даю сразу несколько
карточек, чтобы не обременять учащихся работой. Учащиеся охотно
работают над своими ошибками при помощи карточек-заданий. Каждая
самостоятельная работа мною проверяется. В журнал обязательно выставляю
оценки наравне с оценками за контрольные работы.
Учебники по русскому языку , к сожалению, содержат мало разноуровневых
заданий, упражнений творческого характера. А ведь он используется как на
уроке, так и при подготовке домашнего задания. Для развития
орфографической грамотности использую упражнения с заданием
«исправить ошибки». Умение исправлять ошибки использую и при
проведении некоторых проверочных диктантов. При проверке я выношу на
поля ошибки, дети должны сами найти, исправить и объяснить правописание
слов. Это имеет определённый результат. На уроках часто использую приём
самопроверки и взаимопроверки упражнений.
Неотъемлемой частью моих уроков являются индивидуальные карточки.
Работа с карточками даёт полную картину усвоения учащимися изучаемой
темы. Мною накоплен богатый раздаточный и дидактический материал
практически по всем темам с 5 по 9 класс. Это могут быть карточки на
проверку одной орфограммы, а могут включать несколько орфограмм,
изученных в данной теме. Много карточек разного уровня сложности, что
позволяет на отдельных этапах урока самой заняться слабыми детьми или
поручить это консультантам. Такая организация работы даёт возможность
дойти до каждого ученика, проверить усвоение им теоретического материала
по каждой теме, освобождает слабых учеников от дискомфорта, т.к. у них
исчезает чувство страха и неуверенности.
Дидактический материал по русскому языку для 5 класса
Карточка №1.
Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное
слово.
С…сновый, под…рить, оч…рование, пруж…на, ч…йник, ч…ткий, в…юга,
л…ша…ка, с…жают, п…хучий, м…шкара, ры…ка, тра…ка, шка…, с…ел,
трол…ейбус, Ал…а, ч…твер…, сер…це, грус…но, окрес…ность, (по)вр…
дил, (за)горой, в…ехал, веч…ный, стул…чик, белоч…ка.
Карточка №2.
Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное
слово.
М…сты, п…тёрка, дв…ры, гр…за, к…р…ндаш, лес…ница, уч…ник, ро…
кий, ло…ка, д…рев…я, пас…аж…р, ал…ея, жи…кий, скри…ка, блу…ка,
со…нце, ст…лица, х…р…шо, звёз…ный, с…ёж…лся, плат…е, (на)листе,
(по)лёт, реч…ка, (с)б…жал, дач…ный, спл…ши.
Карточка №3.
Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное
слово.
В…зал, др…жал, варе…ки, л…пата, в…дро, ша…ка, чес….ный, м…ро…,
дру…, т…жёлый, тр…пинка, ноч…ной, грус…но, осен…ю, под…ём,
(за)брал, (в)лез, (в)лес, (за)платил, под…езд, об…явление, (с)сол…ю, осен…
ий, шарман…щик, ч…тение, ч…лоч…ки, ш…шеч…ка.
Карточка №4.
Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное
слово.
Окрес…ност…, прелес…ная, нак…рмить, п…года, ул…ца, м…рко…ка, м…
розная, л…сток, п…ля, цв…ты, закр…чал, у…кий, бли…ко, (за)пищ…л, щ…
ка, ча…ка, тр…щал, скр…пит, мя…ко, мы…ка, с…езд, пред…явил, мас…а,
ап…етит, з…лёный, ш…шка, девоч…ка, (из)дома.
Карточка №5.
Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное
слово.
Вес…ло, цв…ты, руч…и, ни…ко, лё…кий, ро…кий, сла…кий, кру…ка, с…
ёмки, об…езд, Натал…я, грам…, п…ляна, об…ект, л…нивый, …кно, лоша…
ь, бас…ейн, по…вился, (за)бор, (за)лесом, щ…вель, кр…вать, деду…ка,
похо…ка, заря…ка, сла…кий, но…ти, пугович…ка, цв…точ…ки.
Карточка №6.
Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное
слово.
Оши…ка, к…л…цо, щ…вель, ст…рик, похо…ка, д…машний, снегопа…,
удоч…ка, в…сна, л…са, варен…е, арбу…, рас…ка…, тормо…, (за)гр…бами,
улы..ка, конеч…но, н…ч…ной, (под)бежать, ак…уратно, хок…ей, (у)л…тать,
обещ…ние, об…ятия, ус…но, завис…ливый.
Карточка №7.
Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное
слово.
Тр…щать, ч…сы, самока…, сосе…, внуч…ка, п…ляна, д…тя, суд…я, под…
ёмник, раз…яснять, пон…дел…ник, б…р…бан, з…во…, сол…в…и,
(за)брать, (до)дороги, п…ля, в…гон, пер…он, п…том, пл…сать, ш…повник,
ч…рвяк, ука…ка, суб…ота.
Карточка №8.
Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное
слово.
Хор…шо, пес…ня, крова…ка, ж…ра, друж…ть, сн…ж…нка, с…сна, гр…чи,
хв…лить, компо…, (из)учать, (на)обе…, (на)мазать, ст…кля…ка, варе…ка,
ярос…ный, бас…ейн, вп…реди, ло…кий, про…ьба, п…рина, д…лина, тра…
ка, ч…ры, туч..ка, осв…щ…ть, Мар…я, Рос…ия.
Карточка №9.
Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное
слово.
(К)другу, к…леч…ко, (в)т…тради, бабоч…ка, горо…, с…ло, чес…ный,
длин…ый, об…явить, ненаст…е, зага…ка, л…ётся, под…ехал, (у)л…тать,
рома…ка, г…рой, рыбё…ка, учас…ник, в…сток, повя…ка, за…вить,
(за)варил, парч…, п…тно, (за)явить, ладо…ки, с…ёмка, рус…кий.
Карточка №10.
Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное
слово.
Рос..ия, (в)б…жать, ю…ка, раздол…е, под…ём, п..ют, с...ездить, (до)ехать,
(на)родину, к…рзина, стр…на, праз…ник, кол…екти…, груп…а, д…рев…я,
инж…нер, изгоро…ь, про…ка, бума…ка, карто…ка, пас…бище, ве…ти, уг…
стить.
Карточка №11.
Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное
слово.
Раз…ед…нить, об…явление, вороб…и, пры…ки, ве…ти, ска…ка, (до)ш…л,
(по)б…жал, поз…ний, (вы)т…щил, д…лёкий, просл…дить, подру…ка, обу…
ь, гла…кий, г…р…зонт, прелес…ный, со…нце, сер…це, ст…лбы, к…шачий,
Леноч…ка, ш…рфы, реч…ка.
Карточка №12.
Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное
слово.
Под…езд, из…ян, гост…я, боро…ка, шу…ка, сла…кий, сапо…ки, (по)лянке,
(в)л…тел, облас…ной, д…лина, (за)гр…знить, серё…ка, сосе..ка, ко…ти,
бл…стят, свис…нул, мес…ность, м…хнатый, к…леч…ко, в…ез…, дере…це,
(до)гадались.
Карточка №13.
Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное
слово.
С…ел, с…ёж…лся, запла…ка, пла..ки, теле…ка, д…ро…ка, (в)окно, наез…
ник, (по)см…трел, со…нце, выстр…лить, об…явить, ре…кий, пас…аж…р,
пот…мнело, ус…ная, грус…но, тр…пинка, т…рмозить, сбор…щик, в…сел…
е, (на)с…сне, вес…ник, ре…ьба.
Карточка №14.
Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное
слово.
Пря…ки, сырое…ка, Серё…ка, ре…кий, у…кий, с…ел, (по)ст…р…нам,
грус…ный, мес…ный, пок…ч…ть, ал…ея, ап…арат, посп…шил, п…щал,
сла…кий, ро…кий, капус…ный, трос…ник, м…рж….ха, набр…сать,
раз...ярённый, осен…ий, р…са.
Карточка №15.
Задание. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное
слово.
Кос…ная, бел…ё, р…са, л…нейка, об…ятия, в…сен…ий, с…ёмка, сынов…
я, раз…яснил, опу…ка, бума…ка, (об)л…тел, лес…ница, уч…с…ник, выс…
хли, к…л…кол…чик, мас…аж, оп…рение, бул…он, тес…но, ч…дес…ный,
опас…но, в…дич…ка, сле…ть.
Индивидуальные карточки для учеников 7 класса.
Карточка №1
Спишите, вставляя буквы и образуя от глаголов, заключенных в скобки,
страдательные причастия.
Климка поставил на полку последн…ю ярко (начистить) кастрюлю. Павка
заметил
3
на стене
1
тень от знаком…й (взлохматить) фигуры. Тоне скучно от
этих (расчистить), (расчертить) дорож…к. Противник с удивлением смотрел
на (взъерошить) Павку.
Вставить пропущенные буквы, поставить ударение: Н…куда идти; н…
когда не думал об этом; н…где искать; н…как не найдёт; н…где не видно;
н…куда не пойду; н…откуда взять; н…где спросить; н… с кем поговорить.
Карточка № 2 1. Распредели слова в два столбика 1) причастие, 2)
прилагательное
Законче (н, нн)а, истопле(н,нн)ая печь, измуче(н, нн)ы, топле(н, нн)ое
молоко, печё(н, нн)ый пирог, ипечё(н, нн)ый пирог, измуче(н, нн)ый дорогой
путник, песча(н, нн)ый берег, лебеди(н, нн)ый крик, деревя(н, нн)ый кубок,
срубле(н, нн)ый сучок.
Раскрыть скобки: (Ни, не)где не втретились, (ни, не)чем не интересовался,
(ни, не) с кем не встретились, (ни, не)как не мог понять, (ни, не)чуть не
волновался, (ни, не) о ком не рассказывал, (ни, не)когда (ни, не)кому (ни,не)
в чём не отказывал.
-Карточка №3 1. Распредели слова в два столбика 1) причастие, 2)
прилагательное
(Ненавис(?)ный, (не)уклюжий, (не)нас(?)ный, (не)скоше(н,нн)ый луг,
никогда (не)вида(н,нн)ые станции, никем (не)занятая гостиница,
(не)выслуша(н,нн)ый ответ.
Раскрыть скобки: (Ни, не)где не втретились, (ни, не)чем не интересовался,
(ни, не) с кем не встретились, (ни, не)как не мог понять, (ни, не)чуть не
волновался, (ни, не) о ком не рассказывал, (ни, не)когда (ни, не)кому (ни,не)
в чём не отказывал.
Карточка 4. Спишите, обозначая границы причастного оборота,
расставляя пропущенные запятые. Объясните правописание
вставленных орфограмм.
1. На елов… ветке унизан… бурыми шишками сидит зверёк с красив…
пышн… хвостом.
2. В д…лине главной р…ки окруженной горными хребтами защища… щей
от постоянных циклонов, есть все необходимые условия для жизни белки.
3. Леса из б…рёзы преоблада…щие на Камчатк… оказались плохими
угодьями для белки.
Раскрыть скобки: (Ни.не)как не ожидал приезда гостей, торопиться
(не,ни)куда, яблоку (не,ни)где упасть, (ни,не)чуть не растерявшись,
(ни,не)почём не забыть, (ни,не)когда не улыбался, не терпел (ни,не)какого
обмана, (ни.не)кто (ни,не)когда не видел.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------
Карточка 5 Выписать словосочетания с действительными причастиями
Ученик, выступающий на семинаре; школьники, помогающие убрать урожай;
модель, сделанная ребятами; посаженное юннатами дерево; борющиеся за
первенство спортсмены; сражающийся с врагом отряд; бушующее море;
сравниваемые предметы; ёлка, украшенная ребятами; лечащий врач; ярко
освещённый зал; заполняемый сосуд; сверкающий на солнце снег.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------
Карточка 6 Вставить пропущенные буквы, объяснить
орфограммы Дремл…щий великан, колебл…щийся тростник, дежур…щий
милиционер, скач…щие на конях, маяч…щие огни, стел…щися туман,
колыш…щиеся отражения, готов…щие выступление. Слыш…мого рокота,
вид…мый в микроскоп, навева…мый воспоминаниями, огражда…мый от
невзгод, колебл…мый ветром, озаря…мого луной, ороша…мый водами,
леле…мый родителями.
Карточка 7 Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.
Бор…щийся народ, держ…щий знамя, развева…щийся на ветру, стро…щий
школу, та…щий снег, кол…щий предмет, пол…щий огород, кол…щий
дрова, ро…щий канаву.
Оберега…мый товарищами, ожида…мого поезда, невид…мый глазом,
освеща…мый светом, обожа…мый родителями, озаря…мый луной, обижа…
мый братом, едва слыш…мый звук.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 8 Вставить пропущенные буквы:Гашё…ая известь, некоше…ый
клевер, писа…ая неумелой рукой картина, сея…ая мука, кова…ое железо,
маринова…ая рыба, вскипячё…ое молоко, гружё…ая кирпичом машина,
написа…ые правила, организова…ый класс, послышался взволнова…ый
голос, балова…ый ребёнок, отчая…ый прыжок, воспита…ая девушка.
От данных глаголов образуйте и запишите действительные причастия
настоящего времени. Укажите спряжение глаголов, выделите суффиксы
и основы в причастиях, а также основы и окончания в глаголах.
Строить, беседовать, смотреть, отправляться, любить, клеить, ненавидеть,
держать, падать, брить, гнать, плыть, терпеть, скакать, видеть, обидеть,
стелить, чистить.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------Карточка 9 Гласные перед н-нн в
отглагольных прилагательных и страдательных причастиях: Рассе…нные
тучи, посаж…нный сад, вырубл…нный лес, ове…нный славой, услыш…
нный разговор, скле…нный клеем, потер…нное время, пойм…нные птицы.
Суффиксы причастий ащ-ящ-, ущ-ющ Чита…щий ученик, бега…щий,
мальчик, колебл…щийся камыш, дремл…щий великан, кол…щийся предмет,
колыш…щееся отражение, расстила…щийся над рекой, бор…щегося за
свободу.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------Карточка 10 Причастный
оборот. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Выделить
причастные обороты и определяемые слова: Листья блиста…щие злотом;
тронутый утренником осенний лист; возле полянок усе…нных брусникой;
деревья одетые в нарядный убор; пыла…щие золотом вершины берёз; осины
трепещ…щие на ветру.
Раскрыть скобки: (Ни,не) для кого (ни,не)чего не жалеть, (ни,не)как не мог
вспомнить, не имея (ни.не)какой надежды, посоветоваться (не,ни) с кем,
(ни,не) о чём не расспрашивать. (ни.не)откуда (ни,не)чего не слышно.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------Карточка 11 Н-нн в причастиях и
отглагольных прилагательных. Суффиксы ем-им:Передава…мая научная
информация; аппарат, управля…мый на расстоянии; автоматическая станция,
запущ…ая на Луну; посадка станции, произведё…ая автоматически;
возвраща…мый аппарат; фотографии, получе…ые с помощью новейших
приборов; телевизио…ые камеры, установле…ые на аппарате, посыла…мом
на Луну; выполне…ая программа исследования.
Раскрыть скобки: (Ни, не)сколько не удивился, (ни, не)мало не жалел о
своей поездке, (ни, не)когда (ни, не)откуда не получать писем, помощи ждать
(не,ни) от кого, (ни,не) к кому не обращаться, (не, не) с кого спрашивать,
(ни,не) к кому не обращаться, (ни,не)когда (ни,не) на кого не обижался,
(ни,не)сколько не беспокоился, (ни,не)почём не забыть, шагу (не,ни)где
ступить
Карточка 8 Вставить пропущенные буквы: Гашё…ая известь, некоше…ый
клевер, писа…ая неумелой рукой картина, сея…ая мука, кова…ое железо,
маринова…ая рыба, вскипячё…ое молоко, гружё…ая кирпичом машина,
написа…ые правила, организова…ый класс, послышался взволнова…ый
голос, балова…ый ребёнок, отчая…ый+прыжок,воспита…ая+девушка. От
данных глаголов образуйте и запишите действительные причастия
настоящего времени. Укажите спряжение глаголов, выделите суффиксы
и основы в причастиях, а также основы и окончания в глаголах.
Строить, беседовать, смотреть, отправляться, любить, клеить, ненавидеть,
держать, падать, брить, гнать, плыть, терпеть, скакать, видеть, обидеть,
стелить, чистить.
КАРТОЧКА 12 Перепишите, согласуя причастия с нужными по смыслу
словами. Составьте два предложения с любыми двумя словосочетаниями.
Выполните синтаксический разбор одного из них.
От (нависший) деревьев; вид (увядающий) сада; на (ревущий) море; вдоль
(оживлённая) реки; рассказывать о (разыгравшийся) метели; (строящийся)
здания; наблюдать за (скачущий) всадником; в (застывающий) воздухе;
смотреть на ( нарисованная) картину; сварить (потёртый) овощи; любоваться
(журчащий) ручей; отдёрнуть (занесённый) руку.
Распределите словосочетания в две колонки: действительные причастия
настоящего времени и действительные причастия прошедшего времени.
Выделите формообразующие суффиксы причастий.
Смёрзшийся снег, покалывающая трава, приближающийся шум,
полыхающий огонь, сросшиеся корни, выцветшие волосы, выпавший град,
тающие снежинки, сияющее лицо, забросивший меня, выгоревшие леса,
удаляющийся автобус, переправившиеся через реку, распахнувший окно,
движущаяся сила, блистающие вершины, распустившиеся волокна,
повлёкший за собой, волнующееся море, увядший цветок, прибывший поезд,
розовеющий небосклон.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------
КАРТОЧКА 13 Перепишите. Расставьте пропущенные буквы в окончаниях
причастий. Просклоняйте любые два словосочетания: Улыбающ…ся
ребёнок; о наступивш… лете; цветущ…яблоня; в зеленеющ… лесу; мчащ…
ся река; у потухш… костра; в застывающ… воздухе; к расстроен… человеку;
за ближайш… огородами; за летящ… стрелой; заросш… дорожка; на
посветлевш… небе; о клокочущ… лаве; с провален… крыши; не закончен…
работа.
Списать, указать над причастиями действительные или
страдательные: Слышимый; выстоявший; занят; оклеена; решающий;
скошенный; изучаемый; бритый; роющий; защищаемый; строивший;
продуманный; читаемый; изучена; вылетевший; кормящий; переведённый;
движимый; тающий; решающий; решённый; гонящий; ненавидящий;
присланный; терпящий; слышавший.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------
КАРТОЧКА 14 Запишите словосочетания в два столбика: в первый –
причастие + зависимое слово; во второй – главное слово + причастие.
Выделите окончания причастий: В застывшем воздухе; над сияющей
землёй; сделанные своими руками; уснувшая река; передвигаемая молча;
выползающая из-за леса; шелест вянущей травы; колышущаяся на ветру;
заснувший котёнок; затерявшаяся в парке; блистающая золотом листва;
увешанные картинами; согреваемое теплом; растрёпанная чёлка.
Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от данных
глаголов. Выделите формообразующие суффиксы: Убрать, засеять,
застеклить, опустить, окружить, напечатать, засыпать, проложить, нагрузить,
увешать, разработать, забросить, склонить, пронизать, подвесить, зажечь,
обмануть, вылечит.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------
КАРТОЧКА 15 Перепишите словосочетания с причастиями. Выделите
суффиксы. Над действительными поставьте букву Д, а над
страдательными –С. Завёрнутый в пакет; свисающие гирлянды;
отражающий наступление; открывающий калитку; вышедший на террасу;
замыкающие колонну; искрящийся на солнце снег; присутствовавшие на
совещании; созданное мировоззрение; приехавший троллейбус; собравший
коллекцию; создающий подлинное искусство.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.
Укажите способ проверки орфограммы.
Просмотр…нный альбом; задерж…нный на работе; наполн…нный сосуд;
взвеш…нный товар; запачк..нный грязью; усе…нное поле; застрел…нный в
упор; взволнов…нным голосом; рекомендов…нная литература; посвящ…
нная матери книга; развеш…нное бельё; раскро…нный материал; слыш…
нная когда-то сказка; купл…нная в магазине вещь; располож…нный рядом
дома; избр…нный президент; озар…нный мечтой; изобрет…ный прибор;
прослуш…нный курс лекций .
----------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------
КАРТОЧКА16 Перепишите словосочетания с причастиями. Выделите
суффиксы. Над действительными поставьте букву Д, а над
страдательными –С. Надвигающаяся опасность; корабль, потерпевший
крушение; волна, нахлынувшая с левого борта; терпящие бедствие матросы;
теряющий управление штурман; движимый чувством долга; плот,
увлекаемый быстрым течением; выкачанная из трюма вода; разрушенный
корабль; в бушующем океане.
Вставить пропущенные буквы: Гашё…ая известь, некоше…ый клевер,
писа…ая неумелой рукой картина, сея…ая мука, кова…ое железо,
маринова…ая рыба, вскипячё…ое молоко, гружё…ая кирпичом машина,
написа…ые правила, организова…ый класс, послышался взволнова…ый
голос, балова…ый ребёнок, отчая…ый прыжок, воспита…ая девушка.
Фамилия___________________________________________________________
__________
Задание. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
Зал...жить, р...сли, изл...гать, изл…жение, выр...с, р...стительное, пор...сль,
прор...сли, предл…гать, р..сток, нар..стает, пол…г, изл.жить, прик..снуться,
предпол..гать, сл...жить, з…рево, выл...жить, выг…рки, водор...сли, г…рение,
к…саться.
Фамилия___________________________________________________________
__________
Задание. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
Подр...сли, ул...жить, з...рница, р...стовщик, предл...гать, взр...щенный,
Р...стислав, изг…рь, пол...жил, предл...жение, заг…р, зар...сло, пол…г, птица-
з…рянка, прил...жение, р…сточек, отр...сль, к...саться, заг…релый, з...рька,
прил...гается, уг...р.
Фамилия___________________________________________________________
__________
Задание. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
Пол...гать, ср...щение, оз...рить, разр...слись, выр...стает, распол…гать,
прил...гательное, водор...сли, к…саться, ср...слись, з…ревать, г…рение,
ог...рок, предпол...гаемый, зар..стает, приг…рь, выр…щенный, прик...саюсь,
р...сти.
Фамилия___________________________________________________________
__________
Задание. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
К…салась, отр...слевой, нал...гать, соприк..саться, выр..стить, р..стение,
разл..жение, р...стет, разл...гать, пол…г, сл…жились, нал...гается, л...жился,
пол...жение, з...ря, выр...с, р...стительность, к...сательная, недор…сль, птица-
з…рянка, к…снусь.
Фамилия___________________________________________________________
__________
Задание. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
Слегка к..снуться, к..саться рукой, провести к..сательную, прик..снуться
губами, легкое
прик..сновение, соприк..саться рукавами, не к..саясь проводов, прик..саться к
стене,
неприк..сновенный человек, пол_гаю, г_рели, р_сток, отр_сль, Р_стислав,
распол_житься, пол_гаю, г_рели, р_сток, отр_сль, Р_стислав, распол_житься.
Фамилия___________________________________________________________
__________
Задание. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
Слегка к..снуться, к..саться рукой, провести к..сательную, прик..снуться
губами, легкое
прик..сновение, соприк..саться рукавами, не к..саясь проводов, прик..саться к
стене,
неприк..сновенный человек.
Фамилия___________________________________________________________
__________
Задание. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
Легкое возг…рание, выг..реть дотла, газовая г..релка, г..рючий материал,
дог..рать на
ветру, заг..релый юноша, обг..рать на солнце, перег..рать в золу, несчастный
пог..релец,
подг..ревшее блюдо, приг..реть к сковороде, произошло самовозг..рание,
уг...реть от дыма.
Фамилия___________________________________________________________
________
Задание. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
Отл_жить, пол_жить, прил_жить, предпол_гать, изл_гать, выр_сли,
зар_стать, зар_сло,
р_сток, р_стущий, выр_щенный, отр_сль, зап_рать, зам_реть, соб_рать,
расст_латься,
выт_реть, взб_раться, проб_раться, к_саться, прик_снуться, прик_сание,
к_снуться,
г_реть, заг_релый, заг_р, г_релый, уг_реть.
Фамилия___________________________________________________________
__________
Задание. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
Подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть,
заг_реть,
дог_рали, г_релки, разг_рается, г_релка, приг_рать, распол_житься,
сл_гаемые, пол_г,
предпол_жить; недор_сль, подр_сти, возр_ст, подр_стать, р_стения, Р_стов,
водор_сли6.
Фамилия___________________________________________________________
__________
Задание. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
Слегка к..снуться, к..саться рукой, провести к..сательную, прик..снуться
губами, легкое
прик..сновение, соприк..саться рукавами, не к..саясь проводов, прик..саться к
стене,
неприк..сновенный человек, изл_жение, з_рница, з_ря, изл_гать, пог_рельцы,
прил_гательное, прил_жение.
Фамилия___________________________________________________________
__________
Задание. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
Предл_жить, выр_сти, выр_сший, предл_гать, предл_жение, подг_реть,
наг_реть, , оз_рять, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, , водор_сли,
заг_релый, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный,
возр_ст, з_ренька, ср_щение, возл_гать, разл_жить, оз_рять, г_релка,
приг_рать, оз_ренный, отр_слевой.
Фамилия___________________________________________________________
__________
Задание. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
Наг_реть, изл_жение, з_рница, з_ря, изл_гать, пог_рельцы, прил_гательное,
прил_жение, оз_рять, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, водор_сли,
заг_релый, выр_щенный, возр_ст, з_ренька, ср_щение, р_стительность,
предл_жить, подг_реть, г_рит, пол_гаю, г_рели, р_сток, отр_сль, Р_стислав,
распол_житься, р_стение, оз_ренный, отр_слевой.
Фамилия___________________________________________________________
__________
Задание. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
Выр_сти, выр_сший, предл_гать, предл_жение, подг_реть, наг_реть,
изл_жение, з_рница, з_ря, изл_гать, пог_рельцы, предл_жить,
прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, ,
водор_сли, заг_релый, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать.
Фамилия___________________________________________________________
__________
Задание. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
Предл_жение, подг_реть, наг_реть, г_рели, р_сток, отр_сль, Р_стислав,
распол_житься, р_стение, город Р_стов, з_ря разг_рается, нар_щение,
сл_жение, оз_рена, предл_жить, выр_сти, выр_сший, предл_гать, дог_рали,
г_релки, возл_жить, возл_гать, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать,
оз_ренный, отр_слевой.
Фамилия___________________________________________________________
__________
Задание. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
Р_стительность, г_рит, р_стение, город Р_стов, з_ря разг_рается, нар_щение,
сл_жение, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, выр_сти, выр_сший,
предл_гать, предл_жение, нар_щение, сл_жение, оз_рена, дог_рали, г_релки,
возл_жить, возл_гать, разл_жить, оз_рять, город Р_стов, з_ря разг_рается,
г_релка, приг_рать, выг_реть, заг_реть,.
Фамилия___________________________________________________________
__________
Задание. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
Выр_щенный, возр_ст, з_ренька, ср_щение, р_стительность, г_рит, пол_гаю,
г_рели, р_сток, отр_сль, Р_стислав, распол_житься, р_стение, город Р_стов,
з_ря разг_рается, нар_щение, сл_жение, оз_рена, дог_рали, г_релки,
возл_жить, возл_гать, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный,
отр_слевой.
Фамилия___________________________________________________________
__________
Задание. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
Изл_жение, з_рница, з_ря, изл_гать, пог_рельцы, прил_гательное,
прил_жение, оз_рять, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, , водор_сли,
заг_релый, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный,
возр_ст, з_ренька, ср_щение, р_стительность, г_рит, пол_гаю, сл_гаемые,
выр_сли, выр_стать.
Фамилия___________________________________________________________
__________
Задание. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
Сг..реть, заг..р, изл..гают, разл..жение, сл..гаемое, предл..гайте, пол..гаю,
разг..реться, г..рение, подг..реть, предпол..гать, распол..гали, возг..рится,
ра..тение, р..сли, г..релки, изг..рь, р..стислав, р..сточек, з..рево, заг..релый,
выр..стали, пол..жение, сл..гаемое, распол..гать, предл..жить , р..стки.
Фамилия___________________________________________________________
__________
Задание. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
Оз..рять, разг..реться, г..реть, з..рька, з..рница, предл..жить, обл..жить, г..рит,
вл..жить, прил..жение, зр..сление, р..стительный, выр..с, предпол..жение,
прил..гательные, изл..жение, заг..ралась, обг..релые, г..рячие, признаки уг..ра,
з..ря, выр..с, оз..рённый, пор..сль, ср..щение, изл..жение, выг..рки.
Фамилия___________________________________________________________
__________
Задание. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
Г..реть, з..рницы, з..ря, прил..гательное, заг..рать, пол..г, нал..гать, изл..жили,
возл..жить, отл..жить, отр..сти, пор..сль, ср..щение, з..ревать, г..рит,
сг..ревшие, уг..рный, г..рящие, перег..рела, г..рячий, р..сточек, оз..рять,
выг..реть, подр..сла, уг..реть, пол..жение, отр..слевой.
Фамилия___________________________________________________________
__________
Задание. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
Заг..рать, изг..рь, приг..рать, з..ри, з..ря, возл..гали, предл..жение, изл..жение,
сл..жение, ул..жили, сл..жение, подр..стать, зар..стать, предпол..гать, заг..р,
г..рение, уг..реть, запах г..ри, сг..реть, прил..гательное, выр..сти, разр..стается,
отр..сль, р..стеньице, р..стовщик, нал..гать, изл..гать.