Автор: Сараева Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №140"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: Занятие « Путешествие на остров осенних загадок»
Тема: окружающий мир.обобщение знаний для детей 5-6 лет.времена года.
Раздел: дошкольное образование
ТЕМА : « Путешествие на остров осенних загадок»
Автор: Сараева Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 140» г.Рязани
Конспект организованной образовательной деятельности для детей 5-6 лет
Аннотация:
Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по
теме «Осень». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с
окружающим миром, учим детей видеть основные признаки осени, формируем
умение работать в парах, происходит формирование психических процессов
с использованием развивающих игр. Занятие включает развивающие задания с
применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.
Занятие
Задачи:
1.
Обучающие
Систематизировать представления о чередовании времен года, особенностях
поведения человека и животных в это время года.
2. Развивающие
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и
природным миром. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между
природными явлениями.
2.
Воспитательные
Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе,
желания беречь ее.
Предварительная работа:
Беседа, чтение русской народной сказки «Вершки и корешки», каждодневные наблюдение
за изменениями в природе
Активизация словаря:
осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, урожай, перелётные птицы, зимующие птицы.
Обогащение словаря:
Крона дерева, вершок
Планируемый результат:
Систематизация знаний об осени, совершенствование умений работать в парах
Оборудование:
Презентация, интерактивная доска, раздаточный материал, песочные часы 2м,1м
сюрпризный момент (угощения в грибе)
1.Мотивационный этап
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Но,
прежде чем туда отправиться, нам нужно подготовиться, согласны?
- Да.
- Тогда, первое задание разминка: объясни пословицы. (По лесу ходи под ноги смотри.
Возле леса жить-голодному не быть. В лесу тень весь день. Много леса — не губи, мало
леса — береги, нет леса — посади. Что осенью родится, то зимою пригодится.) Слайд 1
- Если ты идешь в лес, то нужно быть внимательным, всегда смотреть под ноги. Потому
что в лесу много ям, болот и веток, можно упасть и повредить ногу.
- В лесу можно найти много еды: ягоды, орехи, грибы например. И их съесть
- Лес прохладный, потому что кроны деревьев защищают от прямых солнечных лучей
(Крона дерева — совокупность веток и листьев в верхней части растения.)
- Деревья – ограниченный природный ресурс, массовая вырубка лесов ведет к
загрязнению воздуха, поэтому необходимо его восполнять – сажать новые деревья и
беречь лес от беды.
- Осенью люди и животные готовятся к зиме, делают «запасы» на зиму. Которые
употребляют в пищу зимой.
-Отлично, вы молодцы. Давайте отгадаем загадки, которые помогут нам подготовиться к
путешествию: Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! (сентябрь) Слайд 2
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй? (октябрь) Слайд 3
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовет к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да! (ноябрь) Слайд 4
-Хорошо, теперь мы готовы к путешествию и можем отправляться в путь.
2. Ориентировочный этап
- Скажите, как вы думаете, куда мы отправимся? Слайд 5
- На остров
-Верно, мы отправимся на остров осенних загадок, а на чем можно отправиться на этот
остров?
- лодка, пароход, сами поплывем
- Отправимся на пароходе «динамическая пауза» ( повторяйте движения и слова) От
зеленого причала оттолкнулся пароход (встать) Он шагнул назад ,вперед (шаг назад) А
потом шагнул вперед (шаг вперед) И поплыл, поплыл по речке («плывём» движения
руками) Набирая полный ход (ходьба на месте)
- Вот мы с вами приплыли на остров, как вы думаете, чей это остров, какого времени
года?
- осени, мы будем об осени говорить.
3. Исполнительский этап
- Мы осмотрели остров, действительно, это остров осени. Осень как мы с вами помним
приносит «дары». Сейчас мы с вами вспомним, что же за «Дары осени» Слайд 6
- На осеннем острове живет белочка, она учит своих бельчат собирать грибы, помогите ей
собрать корзинку грибов (лисичка, белый гриб, опята, подберезовик) Слайд 7
- «Вершки и корешки» ( вершок -Старорусская единица длины, первоначально равнялась
длине основной фаланги указательного пальца) Слайд 8
-На грядке росли овощи, но потеряли свои вершки. Помогите им их найти. Слайд 9
- Что растет на ветке, а что в земле. На обсуждение у вас 1 минута – время пошло. Слайд
10
- Давайте проверим правильность ваших ответов. Слайд 11
- Следующее задание необходимо выполнить в парах. У вас на столах есть путаница. В ей
спрятались овощи. Вам необходимо найти их все и назвать, на выполнение задания у вас 1
минута. Слайд 12
- итак, проверим.
- тыква, лук, картофель, свёкла, морковь, огурец (6 ОВОЩЕЙ)
- А теперь пришло время отдохнуть, встаем около столов так, чтобы не мешать друг
другу (физминтука) Слайд 13
- Следующая загадка осени «Пернатые и лохматые», Кто это такие?
- Пернатые – птицы, лохматые – звери Слайд 14
- Верно, теперь ответим на вопрос, какие птицы из представленных на картинках
перелетные, а какие нет Слайд 15
-Для того, чтобы нам с вами с наступлением холодов е замерзнуть, мы одеваемся теплее, а
что же делают животные в таких случаях?
- Меняют шубку.
- Совершенно верно. Как вы думаете, кто из этих животных меняет шубку? Слайд 16
- Заяц , белка.
- Молодцы.
- Осень очень любит играть, как и мы с вами. И её любимая игра «Четвертый лишний»
Слайд 17
- Как вы поняли, нужно из предложенных картинок найти лишнюю и объяснить, почему.
Итак начнем, что здесь лишнее( пчела сидит на цветах, весной , не осенью) Слайд 18
Далее (корзина с яблоками. С ней можно гулять под дождем, но она от дождя не спасёт)
(Слайд 19) Затем (Цветок, не лист от дерева, он лишний) Слайд 20
(тыква, растет не на дереве) Слайд 21
4. Рефлексивный этап
- Что вам понравилось? Запомнилось? Где мы побывали? Слайд 22
5. Перспективный этап
- Где вам пригодятся полученные сегодня знания?
- А хотите, мы с вами будем путешествовать в следующий раз снова? Куда бы вы хотели
отправиться?
- Отлично! Осень, за то, что вы активно отвечали на все вопросы дарит вам подарок и
говорит спасибо.
Литература.
1.
Николаева С.Н. Парциальная программа "Юный эколог". Система работы в
старшей группе детского сада. (5-6 года). ФГОС. Москва, 2022г.
2.
Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим
миром: для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 80 с.