Автор: Корякова Анастасия Александровна
Должность: учитель начальных классов, заместитель директора
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1
Населённый пункт: г. Когалым, ХМАО - ЮГРА
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: "Устный счет, как один из способов активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках математики"
Раздел: начальное образование
Городской семинар «Преемственность в содержании, методах и приемах обучения
математики» /МО учителей математики, МО учителей начальных классов/
Устный счет, как один из способов активизации мыслительной деятельности
обучающихся на уроках математики.
Математику уже затем учить надо,
что она ум в порядок приводит
М.В.Ломоносов
Вступление
Перемены в жизни современной школы требуют от учителя умения
придать
учебному
процессу
развивающий
характер,
активизировать
познавательную деятельность учащихся. Особенно остро эта задача стоит
перед начальной школой, являющейся основой успешного обучения на
последующих ступенях.
Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с
ней человек встречается каждый день в своей жизни. При изучении данного
предмета от учащихся требуется немало волевых и умственных усилий,
развитого воображения, концентрации внимания, математика развивает
личность
учащегося.
Кроме
того,
изучение
математики
существенно
способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор
школьников. Именно поэтому необходимо развивать у детей интерес к этой
науке. На мой взгляд, развивать познавательный интерес к математике
возможно с помощью использования различных видов устного счета.
Устный счет на уроках математики способствует не только развитию и
усвоению крепких навыков вычислений, он еще и оказывает значимое
воздействие на повышении у детей интереса к урокам математики, что в
свою очередь является одним из главных мотивов учебной деятельности.
Устный счёт развивает логическое мышление, а также личностные качества
ребёнка.
Как обязательный этап урока, устный счет, должен проводиться на
уроках математики как начальных классах, так в средних и старших классах.
Чтобы
навыки
устных
вычислений
постоянно
совершенствовались,
необходимо установить правильное соотношение в применении устных и
письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только
тогда, когда устно вычислять трудно.
Основные цели и задачи устного счета и требования к его проведению
В методической литературе выделяют следующие цели устного счета:
1) достижение поставленных целей урока;
2) развитие вычислительных навыков;
3) развитие математической культуры, речи;
4) умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на
новые задания.
Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет и
свои задачи:
1. Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и
навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на
PAGE \* MERGEFORMAT 3
Городской семинар «Преемственность в содержании, методах и приемах обучения
математики» /МО учителей математики, МО учителей начальных классов/
уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
2. Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
3. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
4. Повышение познавательного интереса.
При проведении устного счета каждый учитель должен придерживаться
следующих требований:
Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.
Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны
быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».
Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть
приготовлены заранее.
К устному счету должны привлекаться все ученики.
При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки
(поощрение).
Правильно подобранное содержание, умелый отбор соответствующих
методов, форм организации и средств обучения позволит успешно решить
основные дидактические задачи, стоящие перед учителем.
Формы проведения и восприятия устного счета
Формы, методы, средства обучения должны быть полностью подчинены
дидактическим целям, которые стоят перед учителем.
Во время занятий устным счетом задания ученикам чаще всего
предлагаются в устной форме. Эта форма организации занятий является
наиболее ценной, т.к. она развивает внимание и память учащихся, а главное,
подготавливает их к жизни, где часто приходится выполнять устно действия
над числами, воспринимаемыми на слух (например, действия с деньгами).
Однако, нельзя чрезмерно злоупотреблять этой формой, т.к. она
требует от детей большого умственного напряжения, и поэтому сравнительно
быстро их утомляет. Такого рода задания представляют особые затруднения
для учащихся, у которых преобладает зрительная память, и поэтому они
плохо воспринимают числовые данные на слух.
Чтобы свести к минимуму пассивность таких учеников, необходимо,
наряду с чистом слуховыми упражнениями, практиковать упражнения,
которые рассчитаны на зрительное восприятие учащихся. Но количество
таких упражнений должно быть также ограничено.
Слуховой формой
задания следует пользоваться при закреплении
освоенных приемов, а также при решении примеров, нетрудных для
запоминания. Зрительную форму задания полезно применять тогда, когда
изученный прием еще недостаточно усвоен учениками, а также когда задание
содержит числа, которые трудно удержать в памяти.
Устный счет можно проводить и с индивидуальными заданиями
(раздаточным материалом), и с фронтальными. В практике учителей чаще
используется фронтальный опрос. Его можно организовать с использованием
PAGE \* MERGEFORMAT 3
Городской семинар «Преемственность в содержании, методах и приемах обучения
математики» /МО учителей математики, МО учителей начальных классов/
разного
рода
"сигналов",
позволяющих
учителю
проследить
за
правильностью выполнения задания каждым учеником.
К основным формам восприятия устного счета относятся:
1) беглый слуховой (читается учителем, учеником, аудиозапись) – при
восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память,
поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень
полезны: они развивают слуховую память.
2) зрительный ( таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, компьютере) –
запись задания облегчает вычисления ( не надо запоминать числа). Иногда
без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо
выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух
наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении
выражений.
3) Комбинированный.
Обратная связь (показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка,
угадывание ключевых слов);
Задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность);
Основные виды устных упражнений
1.
Нахождение значений математических выражений.
Имеется множество различных вариантов выполнения этих упражнений.
2.
Сравнение математических выражений.
Назначение таких упражнений – способствовать усвоению теоретических
знаний об арифметических действиях, их свойствах,
равенствах и
неравенствах; выработке вычислительных навыков.
3.
Решение уравнений.
Назначение таких упражнений – выработать умения решать уравнения,
помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами
арифметических действий.
4.
Решение задач.
Эти упражнения помогают развивать логику при выборе действия задачи,
усвоить теоретические знания и выработать вычислительные навыки.
Заключение
Устный счет помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одного
вида деятельности на другую, во- вторых, подготовить учащихся к изучению
новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задание на
повторение и обобщение пройденного материала. Таким образом, система
устного счета играет одну из приоритетных ролей не только в формировании
автоматизации вычислительных навыков у учащихся начальной школы, но и
в создании положительной мотивации учения, в развитии личностных
качеств ребенка.
PAGE \* MERGEFORMAT 3