Автор: Афонина Вера Геннадьевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МКОУ "Майская СОШ"
Населённый пункт: п. Майский, Черепановский р-н, Новосибирская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: «Партнёрство учителей и школьников в обучении иностранному языку».
Раздел: среднее образование
МКОУ «Майская СОШ»
Учитель немецкого языка высшей квалификационной
категории Афонина Вера Геннадьевна.
«Партнёрство учителей и школьников в обучении
иностранному языку».
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься
социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все
отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой
социальной позицией- ролью ученика, школьника.
Современные дети сильно отличаются от детей прошлых поколений. С
одной стороны, возросла информированность детей, а с другой- современные
дети относительно мало читают, особенно классическую художественную
литературу,
у
многих
не
сформирована
произвольность
поведения,
отсутствует мотивация к учению, многие ограничены в общении со
сверстниками.
В связи с введением ФГОС меняются цели и содержание образования,
появляются новые средства и технологии обучения.
В настоящее время
учитель
решает
очень
сложные
задачи
переосмысления
своего
педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых
условиях?» Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые
ученики,
от
которых
не
всегда
знаешь,
чего
ожидать.
Поэтому современный урок – это познание, открытие, деятельность,
противоречие,
развитие,
рост,
ступенька
к
знанию,
самопознание,
самореализация,
мотивация,
интерес,
профессионализм,
выбор,
инициативность, уверенность, потребность.
Ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях
введения
федерального
государственного
образовательного
стандарта
ответственность существенно возрастает.
С введением ФГОС произошла
смена образовательной парадигмы.
Вместо передачи знаний - развитие
личности учащегося на основе освоения способов деятельности.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе
становится
использование
в
обучении
приемов
и
методов,
которые
формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую
информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это
значит, что у современного ученика должны быть
сформированы
универсальные учебные
действия, обеспечивающие способность к
организации самостоятельной учебной деятельности . Ведущим в обучении
выступает
системно-деятельностный
подход,
при
котором
учение
направлено на решение жизненных задач, в том числе и через использование
проектного метода обучения, в котором важным является
применение
активных
форм познания (наблюдение, опыты, учебный диалог и пр).;
создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и
оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с
поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
Реализация системно-деятельностного подхода призвана обеспечить:
формирование
готовности
к
саморазвитию
и
непрерывному
образованию;
проектирование
и
конструирование
социальной
среды
развития
обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных
возрастных,
психологических
и
физиологических
особенностей
обучающихся.
Базовыми технологиями реализации требований стандартов второго
поколения являются:
Информационные
и коммуникативные технологии.
Цель работы
учителя иностранного языка- научить коммуникации на иностранном
языке.
Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение
задач, практически значимых для изучения окружающего мира). С
помощью учебной ситуации можно приблизить общение к реальности.
Технология, основанная на реализации проектной деятельности
Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
В течение нескольких лет мы с детьми творчески и плодотворно работаем над
различными проектами. Например, исследовательский проект «Экологические
проблемы нашей деревни». Продуктом этого проекта должна была стать статья в
газету. Для сбора материала ребята прошли по улицам деревни и отметили, что
улицы после зимы грязные, вдоль дороги есть мусор. Задумались, чем мы можем
помочь? Тогда пришла идея провести опрос населения. Мы задавали жителям
один вопрос «Что нужно сделать, чтобы наши улицы стали чище, а деревня-
уютнее ?». Были интересные предложения. Например, провести конкурсы «Лучшая
усадьба» ,«Образцовый дом» или очистить пруд, который от загрязнения
превратился в болото, а когда -то в нём купались жители деревни. Были и такие-
сделать «Доску позора» с фотографиями и фамилиями. Были очень даже дельные
предложения: поставить мусорные баки не только около социальных объектов, но
и вдоль дорог. Обработав полученные данные, мы пошли в администрацию
сельского совета. Там очень серьёзно отнеслись к нашим предложениям,
пообещали рассмотреть данные вопросы на сессии Сельского совета и через
некоторое время нас ознакомили с решением. Не все наши предложения были
приняты, но вопрос с мусорными баками был решён. Кроме того нас пригласили
принять участие в проведении конкурса «Лучшая усадьба». Многие усадьбы
преобразились, у нас стало красивее, и ребята горды тем, что в этом есть и их
заслуга.
Другой информационный проект- статья « Спорт в нашей школе». Одну из
творческих групп заинтересовал вопрос «Как обстоят дела со спортом в нашей
школе?». Разработали анкету, в которой были следующие вопросы:
Занимаешься ли ты спортом? Каким видом спорта?
Посещаешь ли спортивные секции? Какие?
Охотно ли посещаешь уроки физкультуры?
Анкету провели среди учащихся 5-11 классов. Обработали информацию и написали
статью в школьную газету. Результаты анкеты показали, что, несмотря на то,
что. 90 % школьников охотно и регулярно занимаются спортом в различных
спортивных секциях, уроки физкультуры охотно посещают только 30 %.
Руководство школы на основе этой информации могло сделать определённые
выводы.
Очень яркими и содержательными получаются и другие информационные проекты:
знакомство с жизнью и творчеством классиков немецкой литературы , немецкими
городами, прекрасными уголками Германии и России и др.
Практико-ориентированные проекты, это такие проекты, которые отличает
чётко обозначенный с самого начала результат деятельности, который
ориентирован на социальные интересы участников и имеет практическое значение.
Мы делали проект школьного парка, проект нашей школы в будущем. Но охотнее
всего дети выполняют творческие ролевые и игровые проекты. Здесь детской
фантазии нет предела: написание сценариев, изготовление костюмов, декораций,
проведение праздников, таких как « Вальс, вальс», «Пасха», «Начало учебного года
в различных странах», «Рождество» . Постановка различных сказок («Репка», «Три
медведя», «Двенадцать месяцев») нравится не только младшим, но и старшим
школьникам.
Созданная нами видеостудия снимает все мероприятия и защиту проектов на
камеру. Просмотр этих видеозаписей помогает организовать анализ проделанной
работы, оценить вклад каждого школьника в общий проект, внести коррективы в
организацию дальнейшей работы, подсказывает новые идеи.
В настоящий момент мы вышли за школьные рамки и сотрудничаем с учащимися
других школ, делаем совместные проекты. Началось всё с того, что кто-то из
ребят предложил расширить нашу работу. Мы поехали в соседнюю школу,
встретились с учащимися и их учителем немецкого языка и предложили вместе
поработать над проектом. Так началось наше активное сотрудничество. Одним
из первых проектов был праздник «Пасхи». Ребята разделились на группы по
интересам (группы были смешенные), написали план работ, обговорили порядок
приступили к работе. Одна группа готовила представление по истории праздника,
другая- песни и стихи, третья- игры и конкурсы, четвёртая- призы. Через две
недели собрались снова , просмотрели собранный материал, внесли коррективы,
где это было необходимо и утвердили план праздника. Праздник получился очень
интересный и вдохновил ребят на дальнейшее сотрудничество.
Всё чаще нашими партнёрами становятся родители. Они помогают в
подготовке декораций, приобретении необходимых материалов, призов, иногда
даже в написании сценария.
С проектами работают учащиеся почти всех классов, где я преподаю немецкий
язык, и мне одной было бы сложно без помощников. Помощниками становятся
ребята старших классов, которые работали уже не над одним проектом и имеют
определённый опыт. Они выступают в роли наставников для младших школьников,
не имеющих опыта проектной работы, помогают им организовать и
спланировать работу над проектом, найти и обработать информацию,
подготовить презентацию.
Овладевая культурой выполнения проектных заданий, дети научились
творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия,
прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ними задач,
апробировать новые средства и способы работы, взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми людьми и, конечно, нести ответственность за
результаты своей проектной и учебной работы. Кроме того, школьники
учатся ориентироваться в нформационном пространстве, отбирать
информацию из разных источников, работать с различными типами текстов,
представлять результаты своей работы, в том числе и на иностранном языке.
Ребята развивают и укрепляют такие коммуникативные умения, как умение
вести дискуссию, понятно и обстоятельно высказываться по широкому
кругу вопросов в рамках знакомых сфер общения.
Самым ярким и интересным проектом в нашей работе было создание
кукольного театра на немецком языке.
Важно
то,
что
театральная
деятельность
как
процесс
развития
творческих способностей детей нацелена на сам процесс и предоставляет
большое
пространство
для
их
самодеятельности
и
самореализации.
Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций,
процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат.
Поскольку именно в процессе работы происходит развитие личности
ребенка,
развивается
символическое
мышление,
двигательный
и
эмоциональный контроль, языковой тренинг.
Коллектив сложился на базе 5-8 классов, и начинали свою деятельность
с проведения праздников немецкоязычных стран в форме театральных
инсценировок, постановок мини-пьес. Первые пьесы были написаны самими
ребятами и часто основывались на материалах учебников немецкого языка.
В
последующем
возникла
необходимость
подбирать
репертуар,
соответствующий интересам, возрастным особенностям учащихся и уровню
знаний немецкого языка. Этой работой с большим интересом занимались
сами
учащиеся.
Выбор
репертуара
оказался
самым
непростым
подготовительным этапом. Распределяя роли, старались учесть личные
способности каждого, но при этом никого не обидеть и не оставить без роли,
хотя бы маленькой. Больше всего энтузиазма возникало по поводу
репетиций и изготовления кукол, для которых из дома приносили любой
подходящий
материал.
В
заключение
к
постановкам
подбирали
музыкальное, световое оформление. Все выступления фотографировались, и
оформлялся
альбом.
Мы
участвуем
в
районных,
областных,
межрегиональных, всероссийских фестивалях. Получаем награды.
Таким образом, школа становится не столько источником информации,
сколько учит учиться; учитель не единственный источник знаний, а
личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на
самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Я работаю в тесном сотрудничестве с детьми. Мы все: родители, учащиеся,
коллеги-
являемся
партнёрами
в
этом
сложном,
многообразном,
противоречивом, но очень интересном процессе.