Автор: Светлана Евгеньевна Шакина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида №115"
Населённый пункт: город Саратов Саратовская область
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: "Путешествие в страну Светофорию"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №115»
Заводского района г. Саратова
Открытое занятие
по правилам дорожного движения
в старшей группе «Солнышко»
«Путешествие в страну Светофорию»
Подготовила воспитатель:
Шакина С.Е.
2024г.
Тема: «Путешествие в страну Светофорию»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Цель занятия: Систематизировать знания детей о правилах дорожного
движения, учить практически применять их в различных ситуациях.
Задачи:
Образовательная : уточнять знания детей о
понятиях «улица», «тротуар», «проезжая часть», «пешеходный
переход», «дорожные знаки», расширить и закрепить знания детей о сигналах
светофора и правилах дорожного движения; закрепить в речи
детей слова: пешеход, пассажир, тротуар, названия дорожных знаков.
Развивающая : развивать память, мышление при обобщении знаний о
транспортных средствах различного назначения, о значении сигналов
светофора, пешеходного перехода, развивать смекалку, быстроту мышления,
речевую активность, зрительное внимание, умение ориентироваться в
окружающем мире. Развивать умение отгадывать загадки и соотносить их с
изображением.
Воспитательная: воспитывать общую культуру поведения на дороге. Воспитывать
потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах,
осторожными и осмотрительными.
Методы и приемы:
игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение,
рассматривание, закрепление, поощрение, итог.
Активизация словаря:
• Закрепить в речи детей слова: пешеход, пассажир, тротуар;
• Закрепить в речи названия дорожных знаков.
Материалы к занятию: презентации, музыкальная колонка, дорожные
знаки; светофор; кружочки красного, желтого, зеленого цвета; автобусные
билетики соответствующих цветов, картинки транспорта; руль, сумка кондуктору;
разрезные знаки, листы с заданиями по ФЭМП, математические пеналы,
картинки с ситуациями, нарушения ПДД, коробка c подарками.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально –
коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Предварительная работа:
-
беседа «Сигналы
светофора»,
«Красный,
жёлтый,
зелёный», «Дорожные
знаки», «Правила перехода улиц и дорог», «О полосатой «зебре» и дорожном
знаке «Пешеходный переход», «В городском транспорте»
- дидактические игры: «Что такое улица», «Я - водитель», «Дорожные знаки»
- чтение художественной литературы: С. Михалков «От кареты до ракеты», Я.
Пишумов «Машины», В. Берестов «Это еду я бегом», М. Пляцковский «Стоп
машина!», С. Михалков «Если свет зажёгся красный», С. Яковлев «Нужно
слушаться без спора», Б. Житков «Светофор»
- рассматривание фотографий «Улицы нашего села»
-рисование «Грузовой автомобиль», аппликация «Автобус», -
конструирование «Наша улица»
- составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Ребята, обратите внимание, к нам в группу
сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся. Какое у вас сегодня настроение?
Дети. Хорошее, отличное!
Воспитатель. Давайте мы с вами это хорошее настроение подарим нашим гостям.
Возьмём и посадим на ладошку своё хорошее настроение, а затем подарим его
гостям. Дети дуют на ладошку.
Воспитатель
Сегодня в нашем детском саду очень необычный интересный день!
Я хочу пригласить вас совершить путешествие в сказочную страну
«Светофорию». В этой стране все живут по законам соблюдения правил
дорожного движения. Ребята, а вы знаете правила дорожного движения?
Соблюдаете их? Для чего же они нам нужны?
Ответы детей (- Правила дорожного движения нужны для того, чтобы не
попасть в беду на дороге, чтобы был порядок на дороге. ПДД нужны для того,
чтобы правильно вести себя на улице. Соблюдая правила - мы сохраняем себе
жизнь.)
(Под музыку входит Баба Яга)
Спотыкаясь, в зал входит Баба Яга. Кружится вокруг
себя, ругается, приговаривает:
Б. Я: Чуть не задавили, старенькую!
Воспитатель: Что с Вами случилось?
Б. Я: Бежала к вам на праздник, дорогу я переходила!
Машина чуть меня не сбила, старенькую маленькую
Бабулечку Ягулечку - такую красотулечку!
Воспитатель: Как же ты переходила дорогу?
Б. Я: Ковыляла, я хромала, метлу свою на дороге потеряла.
Наклонилась поискать тут меня машина - хвать!
Воспитатель: Баба Яга, разве можно на дороге останавливаться, когда машины
едут?
Б. Я: Ваша правда!
Воспитатель: Ребята. Давайте пригласим Бабу Ягу с нами в путешествие и
научим правильно вести себя на дороге. Поедешь с нами?
Б.Я: Ой поеду, поеду, а то моя ступа –то поломалась…
Воспитатель: Но прежде чем туда отправиться, жители Светофории хотят вас
испытать. Они приготовили для вас картинки. Внимательно посмотрите и
скажите, все ли участники дорожного движения ведут себя правильно? А ты Яга
слушай и запоминай!
(Предоставить детям картинки 7 шт.)
Дети обсуждают и
находят нарушения. –Молодцы!!!
(на слайдах отражены верные варианты
ситуаций
)
Воспитатель: Ребята, а на чем же мы поедем? Какой транспорт сможет всех нас
уместить? Может послушав загадку, вы догадаетесь:
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус
)
Воспитатель: А повезет нас сегодня наш веселый автобус с водителем Артемом.
Занимайте свои места в салоне автобуса. У нас сегодня проездные билеты в
страну Светофорию. Делимся на три сектора. (Красный , желтый, зеленый).
Воспитатель: Вот мы все уселись. Сейчас мы с вами находимся в автобусе
значит какими участниками дорожного движения мы являемся?
Дети: Пассажиры.
Воспитатель: Правильно! Давайте вспомним несколько правил поведения в
автобусе.
Дети: не шуметь, не бегать, не мусорить, уступать старшим, не высовываться из
окна, не толкаться.
Воспитатель: Молодцы, вы правы. Теперь мы спокойно можем отправится в
путь. (Музыка веселого автобуса)
Воспитатель: Первая наша остановка на станции «Путешествие в историю».
Послушайте Стихотворение Сергея Михалкова «От кареты до ракеты»
ОТ КАРЕТЫ ДО РАКЕТЫ (включить презентацию и просмотреть)
Люди ездили по свету,
Усадив себя в карету.
Но пришел двадцатый век -
Сел в машину человек.
Тут пошло такое дело!
В городах затарахтело.
Шум моторов, шорох шин -
Мчатся тысячи машин.
В паровые тихоходы
Забирались пешеходы.
И могли они в пути
На ходу легко сойти.
А теперь под стук колес
Нас везет электровоз.
Не успел двух слов сказать -
Смотришь: надо вылезать!
Корабли такими были -
Как игрушечные, плыли.
Плыли месяц, плыли год...
Появился пароход!
А сегодня в океаны
Выплывают великаны.
Удивляет белый свет
Быстрота морских ракет.
Лишь одним ветрам послушный,
Поднимался шар воздушный.
Человек умел мечтать,
Человек хотел летать!
Миновал за годом год...
Появился самолет!
В кресло сел, завтрак съел.
Что такое? Прилетел!
Ну, а это, ну, а это -
Кругосветная ракета!
От кареты до ракет!
Это чудо или нет?
Воспитатель: Вот оказывается, как люди жили в далеком прошлом и как
изменился транспорт сейчас. (
Провести фронтальный опрос по результатам просмотра
презентации)
Какие вы молодцы, ребята, наблюдательные. А мы поедем с вами дальше.
(Музыка автобуса)
Воспитатель: Вот мы и прибыли на вторую станцию, где попробуем вспомнить
наших помощников на дороге – Станция называется «Дорожные знаки!»
Б. Я: Ой, а еще у меня вот что есть. Какие-то обломки.
Воспитатель: Поможем Бабе Яге разобраться, что это за знаки.
Игра «Собери знак»
Б. Я: Спасибо за то, что помогли мне в этом разобраться! А то в лесу никаких
знаков нет, вот Кощею теперь расскажу.
Воспитатель: Ребята, но вот опять перед нами задание, нелегкий путь в страну
Светофорию. Но мы с ними справимся. Знаки спрятались от нас, чтобы их
открыть, нужно отгадать загадки. (Открываю поочередно знаки на доске и
одновременно на презентации)
Загадки про дорожные знаки
Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Светятся, моргают –
Людям помогают!
(Светофор)
Место есть для перехода.
Это знают пешеходы.
Нам его разлиновали.
Где ходить всем указали.
(Пешеходный переход).
Где ведут ступеньки вниз,
Ты спускайся, не ленись.
Знать обязан пешеход:
Тут …?
(Подземный переход)
Грозно мчат автомобили,
Как железная река!
Чтоб тебя не раздавили,
Словно хрупкого жучка, –
Над дорогой, словно грот,
Есть…
(Надземный переход)
Эй, водитель осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете-
В этом месте ходят дети!
(Осторожно, Дети)
Чудо-конь— велосипед,
Можно ехать или нет?
Странный этот синий знак,
Не понять его никак!
(Велосипедная дорожка)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все знаки отгадали. Но прежде чем отправиться
дальше в путь, предлагаю немного размяться. Проводим Физминутку.
Физкультминутка “Автомобили”.
Мы все встали, потянулись.
Наклон головы вниз, руки за головой, локти вниз.
Руки вверх - в стороны, голову поднять – прогнуться – глубокий вдох.
Заводим мотор.
Ноги врозь, руки – в стороны. Поворот туловища влево - вправо с
вращательными движениями кистей рук перед грудью.
Проверяем ремни безопасности.
Ноги врозь, руки вдоль туловища. Наклоны влево- вправо, руки скользят вдоль
туловища.
Проверяем тормоза.
Руки за спиной, вращательные движения стопой левой-правой ноги поочередно.
Поехали.
Ходьба на месте, переходящая в бег.
Светит красный светофор
Нет проезда – стой шофер!
(стоим на месте)
Светить желтый – значит жди!
(смотрим по сторонам, потом полуприседаем)
Свет зеленый впереди.
Вот зеленый светофор –
Поезжай вперед шофер!
(Заводим моторчик и топаем)
Стук-стук-стук,
День-день-день,
Так мы ездим целый день…
Б.Я.: А я все-таки, вреднючая и хитрющая и сейчас я вас запутаю Только
настроюсь… Кручу верчу запутать хочу…! Сим салабим сейчас ребятам
навредим!!
Вот послушайте мои стишки:
Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем (Велосипед)
Удивительный вагон!
Посудите сами;
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (Троллейбус)
Не летает, но жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука,
Два блестящих огонька (Машина).
Б.Я.: Ух, ты какие прыткие, да ученые. Все знают, да умеют. Эх, не получилось
Воспитатель: Б.Я. ты вредничать принялась? Мы тогда тебя вынуждены будем
оставить ведь в Светофорию вредных и злых персонажей не пускают… Как тебе
не стыдно…..
Б.Я . Ой, погорячилась я, сущность моя все вылезти норовит. Молчу-молчу.
Простите, строго меня не судите…
Воспитатель: То-то же. А мы едем дальше и следующая станция
«Математическая- диагностическая. СТО (считаем, трудимся, отдыхаем)».
Ну ребята вот задачки так задачки, сложные да мудреные. Но мы с ними
справимся. (Ребята выполняют задания на листочках). Проверяем по
презентации. – Молодцы, все дружно справились. ! Отправляемся дальше.
Наша следующая станция «Поиграй-ка». Здесь мы с вами поиграем.
Б.Я. Можно я с ребятами поиграю? Вот я их сейчас попытаю. Я буду зачитывать
вопросы и если вы согласны с утверждением, то дружно говорите фразу «Это я,
это я, это все мои друзья!» и хлопайте в ладоши, если не согласны – топаете
ногами (не громко) и говорите: «Не я!»
А теперь я вас проверю:
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Кто из вас идет вперед только там, где переход?
Кто вперёд всегда идёт, широко разинув рот?
Кто машины пропускает, Правила все соблюдает?
Кто всегда в автобусе тесном уступает старшим место?
Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?
Кто чтоб проветриться в автобусе немножко,
голову и туловище высунул в окошко?
Знает кто, что красный свет – это значит хода нет?
Знает кто , что желтый свет дает сигнал, чтобы ты зеленый ждал?
Знает кто, что свет зелёный означает – путь открыт?
Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора?
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с игрой и отправляемся с вами
дальше.(музыка веселого автобуса)
Вот и добрались мы до страны Светофории. И рады все жители этой страны, за то,
что все правила знаем и исполняем мы. А ты Б.Я. запомнила правила дорожного
движения?
Б.Я. Ой запомнила, касатики запомнила! Век теперь не позабуду, в лесу всех
обучу и лешего и кащеюшку и кикимору…
Воспитатель: Ждет нас здесь Станция «Сюрпризная»
Давайте скорее же посмотрим, какие же сюрпризы приготовили нам в чудесной
стране Светофорцы. Что же там внутри. (В подарке лежат медали и угощения для
детей. ). Ребята, скажите, как вы считаете, Б.Я. заслужила награду? Дети. Да
ИТОГ(рефлексия) Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Жители страны
Светофории Вами очень довольны. А вам понравилось наше сегодняшнее
путешествие? Дети: Да
Воспитатель: Что именно Вам понравилось в нашем путешествии? О чем мы с
вами вспомнили в начале занятия? На чем отправились в путешествие? Какие и
станции мы с вами проехали и сколько их было? В какую игру играли?
Молодцы, все хорошо запомнили. Светофорцы нам подарки подарили , давайте и
мы с вами им сделаем подарок. Жители очень любят цвета светофора.
* если вам понравилось наше сегодняшнее путешествие, положите в Зеленый
кармашек зеленый кружок,
* если понравилось, но было трудно – желтый,
* а если кому-то было совсем неинтересно, то положите красный.
Спасибо, ребята! Ну а теперь пора попрощаться с Б.Я. к себе в лес её проводить!
И, конечно, не забудем попрощаться с нашими гостями и сказать им большое
спасибо за внимание!