Напоминание

Духовно-нравственное воспитание - важнейшая сторона воспитания ребёнка


Автор: Ковалева Ирина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5"
Населённый пункт: город Обнинск, Калужская область
Наименование материала: Воспитание через сказку
Тема: Духовно-нравственное воспитание - важнейшая сторона воспитания ребёнка
Раздел: начальное образование





Назад




Духовно-нравственное воспитание и обучение младшего школьника

через сказку.

Русский поэт Владимир Солоухин очень образно сказал: «Детство как

почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть.

Потому

они

начинают

прорастать.

Биографии

человеческой

души,

человеческие сердца - это прорастание семян, развитие их в крепкие и

большие растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами,

некоторые - хлебными колосьями, а некоторые - чертополохом».

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была

одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных

условиях она приобретает особое значение.

Дети испытывают дефицит

знаний о духовных ценностях: (семья, добро, совесть, честь, верность). В

свои выступлениях Президент РФ В.В. Путин и Святейший Патриарх

Московский и Всея Руси Кирилл говорили, что

«…развивающемуся

обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые

люди…»

Духовно - нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания

ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной

сферы

личности,

влияет

на

познание

социальной

действительности,

повышает познавательную активность младших школьников. Всем известно,

что

школьный возраст отличается повышенной восприимчивостью к

социальным воздействиям. Ребенок не сразу сам по себе приобретает навыки

и умения взрослых, а лишь общаясь с взрослыми, он перенимает у них не

только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные

нормы. Двигаясь дорогами проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в

человеческом обществе. Основной мотив деятельности школьника - познание

окружающего мира, нахождение в нем своего места, определение своей роли.

Я считаю, что основой воспитания, определяющей духовно-

нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений

детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы.

Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, стараюсь строить

так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из

индивидуальности каждого ребенка. Для духовно- нравственного воспитания

и обучения подрастающего поколения, важно то, что мы являемся и

организаторами жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем и

куратором тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется

определенное отношение, т.е. взрослый сам выступает в качестве образца

поведения и отношения к действительности.

Проблема нравственного воспитания школьников всегда находилась в

центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А. Сухомлинского, Н.

С. Карпинской и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей

и средств осуществления нравственного воспитания.

Работа над духовно-нравственным развитием личности - процесс

непрерывный, и, начавшись на уроке, он продолжается и во внеклассной

деятельности.

Сегодня каждый из нас стремится, чтобы в воспитании

подрастающего поколения, присутствовали добро, истина, красота.

Цели моей работы:

Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка.

Способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой

сферы детей в процессе художественной и продуктивной

деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.

Обеспечить социальную адаптацию школьников путем введения

их в культурную традицию народной и авторской сказки,

используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки).

Организовать в семье совместную творческую деятельность,

направленную

на

удовлетворение

потребности

ребенка

во

внимании и признании.

Задачи:

Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий:

добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда,

трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота –

хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.

Содействовать развитию познавательной сферы детей, развитию

речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и

навыков связной речи.

Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в

сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

Воспитывать послушание на основе любви и уважения к

родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения

уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать

помощь.

Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать

старательно

и

аккуратно,

доводить

начатое

до

конца,

с

уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь

красоту.

Предполагаемый результат:

Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость

его к добру, состояние близости души.

Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему

миру, другим людям и самому себе, создание оптимистической

детской картины мира.

Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и

радость.

Воспитание

чувства

патриотизма,

потребности

в

самоотверженном служении на благо Отечества.

Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с

формами традиционного семейного уклада, понимание своего

места в семье и посильное участие в домашних делах.

Деятельное отношение к труду.

Ответственность за свои дела и поступки.

Большие возможности духовно-нравственного воспитания и обучения

заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках

литературного чтения. Произведения литературы имеют особое значение в

духовно-нравственном воспитании ученика начальной школы, в развитии его

моральных

качеств,

гражданского

сознания,

коммуникативных

способностей, эмоционально - ценностного отношения к окружающему

миру. Герои произведений вызывают у детей сочувствие к себе, помогают в

проявлении самых простых формах чувства долга, уважения к родителям,

умения поступиться своими желаниями. Все это является решающим

фактором, обеспечивающим духовно - нравственное развитие школьников.

В своей работе использую разнообразные приемы и методы в

воспитании и обучении детей. И одним из таких: является приобщение детей

к волшебному миру сказок, который, позволяет сформировать у ребенка

представление о том, что добро побеждает зло, но не само по себе, а путем

преодоления трудностей.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной

культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали

современные книги и мультфильмы, часто искажающие первоначальный

смысл

сказки,

превращающие

сказочное

действие

из

нравственно-

поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям

определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого

восприятия сказки.

Одновременно с этим, в современных молодых семьях искажается и

утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы,

являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл

сказок и рассказывая их внукам, передавали им нравственные традиции,

через сказку учили законам добра и красоты.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько

высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая,

что простота народного творчества соответствует таким же свойствам

детской

психологии.

Ушинский

детально

разработал

вопрос

о

педагогическом значении сказок и их психологическом воздействия на

ребенка.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих

героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно - нравственные

понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной

жизни

и

взаимоотношениях

с

близкими

людьми,

превращаясь

в

нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки

ребенка.

Сказка – древнейший жанр народного творчества. Она несет в себе

положительный эмоциональный заряд, который при грамотной работе

педагога может быть привнесен в обучение. Духовно - нравственные

понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной

жизни

и

взаимоотношениях

с

близкими

людьми,

превращаясь

в

нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки

ребенка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и

сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру

и злу. Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время

загадочна. «В некотором царстве в некотором государстве...» или «В те

далекие времена, когда животные умели разговаривать...» и ребенок уже

покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий стимулируемых

сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для

решения ребенком его собственных проблем.

Сильной стороной сказок является их активная, действенная

направленность на победу, на торжество правды. Она учит человека жить,

вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За

вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет

огромное воспитательное значение сказочной истории. Сказка ставит и

помогает решить моральные проблемы. Ребенок почти всегда сравнивает

себя с положительным героем, а значит, сказка прививает добро. Сказка

развивает оценочные суждения школьников; в процессе анализа сказки они

неоднократно сталкиваются с вопросами: «Что (какие качества) больше всего

ценится в людях? За что наказывают, а за что поощряют? Почему некоторым

героям сказок даже силы природы приходят на помощь, а от некоторых они,

наоборот, отворачиваются?»

Большой потенциал положительных нравственных поучений (в

педагогическом

смысле

этого

слова)

несут

в

себе

сказки.

Они

рассказываются на всех языках мира. Важна познавательная сторона сказки.

Велико значение сказок как средства развития речи учащихся.

Одним из основных требований к учителю в работе со сказкой является ее

выразительное чтение. Но в работе с младшими школьниками, на мой взгляд,

сказку лучше рассказывать наизусть. Это вызывает у детей особый интерес.

Учитель, рассказывая сказку, видит лица детей, оценивает их реакцию, а,

используя мимику и жесты для

восприятия происходящей ситуации,

повышает ее значимость. Слушая, ребенок активно трудится — выбирает,

оценивает, радуется, плачет. Ребенок, представив образы, учится понимать

внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Сказки

можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребенка. Проживая сказку,

дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга.

Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, дают

простор творчеству. Сказка позволяет впервые испытать храбрость и

стойкость, увидеть добро и зло. Сказки представляют богатый материал для

нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на

которых дети постигают многообразие мира.

Сострадание, совесть, соучастие, сочувствие, содействие — это основы

человеческого достоинства, чести. Именно в этом и состоит воспитательная

ценность сказки. Силой объединения выступают в народных сказках: правда,

искренность, доверчивость, щедрость, отзывчивость, душевная мягкость,

уступчивость, оптимизм.

Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей», «

Уважай старших», « Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании

всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно

возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит младших быть

дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес

одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось – не

отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок»,

«Зимовье» учат дружить. Наказ «слушаться родителей» звучит в сказках

«Гуси - лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка».

Страх и трусость высмеивается в сказке «У страха глаза велики», хитрость –

в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый

волк». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается «Крошечка –

Хаврошечка»,

«Мороз

Иванович»,

«Царевна

лягушка»,

мудрость

восхваляется «Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел».

Забота

о

близком

поощряется

в

сказке:

«Бобовое

зернышко».

Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба-

Яга, Див, Кощей Бессмертный). И поведение, и поступки характеризуют их с

плохой стороны. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и

плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным

примером, а также с помощью народных сказок: как дружба помогает

победить зло «Зимовье», как добрые и миролюбивые побеждают «Волк и

семеро козлят», что зло наказуемо «Кот, петух и лиса», «Заячья избушка».

Сказка помогает формировать основы поведения и общения, развивать

фантазию и воображение ребенка, а также его творческий потенциал. Сказка

развивается и в настоящее время. В ней используется новейшие достижения

науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически,

сложившихся сказочных принципах: победе добра над злом, патриотизме,

взаимной поддержке и др.

Работу со сказкой я провожу как индивидуально, так

и

дифференцированно. Очень важно, чтобы задания были различные, а их

основой было развитие индивидуальных способностей. К этой работе

привлекаю и родителей. Дети включаются в активные формы работы со

сказкой. Они могут подготовить спектакль по сказке и выступить перед

родителями. Очень важно, чтобы в подготовке спектакля принимал участие

весь коллектив. Это дает возможность каждому ребенку внести свой вклад в

общее дело. Ничто так не стимулирует воспитательную деятельность

детского коллектива, как успех. Его никогда не бывает много.

Если воспитательная работа ведется методически грамотно, то многие

проблемы, снимаются почти автоматически. Понятие о нравственности,

нормы

и

правила

поведения,

заложенные

в

ярких

образах

сказки,

способствуют

становлению

нравственных

представлений.

На

каждом

возрастном этапе усваиваются более сложные нравственные понятия.

Обогащение

содержания

речи,

правильный

выбор

речевых

средств

определяют эффективность воспитательного процесса. На формирование

нравственных представлений направлены воспитательные возможности

сказки. Любая сказка обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает

к деятельности и даже лечит. А.С. Пушкин писал о сказке: «Сказка - ложь,

да в ней намек, добрым молодцам урок». Сказка является неотъемлемым

элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни,

рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную

взрослую речь. Поэтому, если взрослые хотят помочь объяснить что-то

ребенку, поддержать его, придется вспомнить язык детства - сказку. Читая и

рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Дети, которым с

раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно

выражаясь.

Через сказку перед нами раскрывается самобытная история народа. Не

случайно в сказках родная земля для героя – самое святое на свете, ради нее

он идет на подвиг, а сраженный в битве и упавший на землю, черпает у нее

новые силы, что и помогает ему победить противника. Земля, народ и Родина

– самое святое не только для героев сказок. Эти понятия

неразделимы

и

могут быть выражены детьми как можно раньше и как можно лучше.

И в заключении хочу добавить, что в вопросе духовно – нравственного

воспитания не нужно забывать и о той атмосфере, в которой живет ребенок:

она может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью

или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка

становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть

она активизирует весь механизм духовно - нравственного воспитания и

влияет на формирование определенных нравственных качеств. Психолого-

педагогические возможности сказок обширны, они развивают личность

ребенка, обогащают его внутренний мир, обучают, воспитывают.

Литература:

Е.А. Требухина «Целостный подход к духовно - нравственному

воспитанию школьника». – М: 2005г.

О.А.

Садилова

«Волшебные

сказки.

Духовно

нравственное

воспитание детей и подростков» - М: 2005г.

Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой». – М: 2006г.

А.С. Давыдов «Лучшая книга сказок» - М: 2007г.



В раздел образования