Напоминание

Физическая культура и спорт в жизни школьника глазами старшеклассников


Автор: Бутовецкая Ольга Николаевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: Многопрофильная школа №181
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: Физическая культура и спорт в жизни школьника глазами старшеклассников
Раздел: среднее образование





Назад




Физическая культура и спорт в жизни школьника глазами

старшеклассников

Содержание

1.

Введение

2.

Теоретическая часть

2.1. История развития физической культуры и спорта в России.

2.2. Физкультура и спорт в нашей жизни – положительные и

отрицательные стороны.

3.

Практическая часть

3.1. Таблица 1 «Спорт в нашем классе».

3.2. Таблица 2 «Влияние спорта на физическую подготовку ребят».

3.3. Таблица 3 «Спорт и здоровье».

3.4. Таблица 4 «Влияние нагрузки на частоту сердечных

сокращений».

3.5. Утренняя гимнастика как вариант поддержания здоровья.

4.

Заключение

5.

Список литературы

Введение

Физическая культура и спорт в нашей жизни имеют очень серьезное и

видимое значение.

Спорт! Какое маленькое, но очень важное в жизни человека слово.

Наша жизнь немыслима без спорта. Каждый черпает в спорте что-то своё.

Для одних — это красочное зрелище, как спектакль. Для других –

укрепление здоровья. Третьи избирают спорт своей профессией. Для нас,

школьников, спорт – это здоровье, физическая закалка, выносливость,

отличное самочувствие, прекрасное настроение, уверенность в себе и своих

силах.

Цель: провести исследование и доказать, что занятие спортом

сохраняет и укрепляет здоровье школьника.

Задачи:

провести анкетирование ребят класса, собрать данные по сдаче

нормативов, провести исследование по частоте сердечных сокращений и

собрать данные о количестве заболеваний в классе;

обработать и проанализировать полученные результаты;

составить план по утренней гимнастике

Объект: здоровье школьника.

Предмет: укрепление здоровья школьника.

Гипотеза: Сохранение здоровья школьника зависит в том числе и от

систематического занятия спортом. Если я расскажу своим друзьям о пользе

спорта, о том какое влияние оказывает спорт на здоровье, учёбу, то может

быть многие ребята начнут действительно заниматься спортом и это пойдет

на пользу их здоровью.

Методы исследования:

2

теоретический – работа с информацией;

анкетирование;

анализ.

3

История развития физической культуры и спорта в России.

Развитие физической культуры в России можно разделить на три этапа:

до 1917 года, развитие в СССР и после 1991 года. Физические упражнения у

восточных славян возникли по тем же причинам, что и в остальном мире. В

древности идеалом гармонично развитой личности являлся былинный

богатырь. Игрища были основной формой физической подготовки, а до

XVIII

века

целью

физического

воспитания

была

военно-физическая

подготовка из-за необходимости вести много войн.

Во второй половине XIX века был короткий, но насыщенный период

для физического воспитания и спорта. Были созданы фундаментальные

работы по научному обоснованию педагогических и научных основ

физического воспитания. Одной из лучших систем физического образования

была разработана П. Ф. Лесгафтом, которая включала основы, принципы,

направления,

подготовку

специалистов

и

организационные

формы

физического образования, а также материально-техническое и финансовое

обеспечение. Было создано специальное учебное заведение для подготовки

преподавателей физического воспитания.

Общественные

физкультурно-спортивные

организации

появились,

чтобы

пропагандировать

здоровый

образ

жизни

и

спорт.

Созданы

Всероссийские спортивные организации и начинаются международные

соревнования. Русские спортсмены стали выезжать на международные

соревнования и проводить их у себя в стране, что привело к высокому

уровню развития спорта в России. Русские спортсмены не участвовали в

первых трех Олимпиадах до 1910 года из-за отсутствия средств на поездки в

Грецию и Лондон.

В 1908 году на Олимпийские игры в Лондон приехало всего пять

российских спортсменов, и трое из них завоевали медали. В 1912 году в

Стокгольм на Олимпийские игры приехали уже 178 российских спортсменов,

4

но заняли лишь 15 призовых мест из-за недостаточной подготовки.

Развиваться в условиях царской власти и недостаточной поддержки было

трудно, многие способные спортсмены не могли раскрыть свои таланты.

Однако после Великой Октябрьской революции ситуация изменилась.

Коммунистическая партия и Советское государство стали заботиться о

массовом развитии физкультуры и спорта, делая их всеобщим достоянием.

Несмотря на трудности, которые переживала молодая Советская Республика

в 1920 году, был открыт институт физической культуры.

В 1923 году основано первое добровольное спортивное общество

«Динамо», а первая выезжавшая за рубеж сборная футбольная команда

РСФСР показала успехи в Швеции, Норвегии, Германии. В стране строились

спортивные площадки, создавались физкультурные ячейки на производствах,

а общество «Муравей» было создано для организации занятий. Массовые

рекорды нашими спортсменами были установлены на различных дистанциях,

а преподавание физической культуры введено во всех школах и вузах.

Советская молодежь получила возможность заниматься различными видами

спорта.

В 1937 году были созданы добровольные спортивные общества. 21

июня 1936 года был образован Всесоюзный комитет по делам физической

культуры и спорта, который дал официальное представительство советским

спортсменам. Заслуженный мастер спорта СССР был установлен в 1934 году

как свидетельство признания заслуг спортсменов. В 1939 году был учрежден

Всесоюзный день физкультурника, который стал ежегодным праздником для

российских людей. Однако, Великая Отечественная война прервала этот

победный путь по стране. После войны приоритет получил спорт высших

достижений. В СССР сложилась система подготовки спортсменов высокого

класса. Кроме того, появилась организационная форма — коллективы

физической культуры (КФК) или спортивные клубы (СК). На рубеже 1940–

1950 годов, в связи с успехами советских спортсменов на международных

соревнованиях, школьное физическое воспитание стало сконцентрировано на

5

спортивной подготовке. СССР присоединился к многим спортивным

федерациям и возник Олимпийский комитет. В 1952 году наши спортсмены

добились неожиданных успехов на Олимпиаде в Хельсинки, и каждый

Олимпийский турнир открывал новых именитых победителей и приносил

новые достижения в физическом движении. На заседании МОК в Вене 23

октября 1974 года Москва была выбрана в качестве города-хозяина XXII

Олимпийских игр благодаря своей мощной спортивной инфраструктуре,

включающей 60 крупных стадионов, 30 бассейнов, более 1300 спортивных

залов и многие другие объекты. Помимо этого, город имел огромный

авторитет в мире спорта и активно развивал олимпийское движение. На тот

момент начали меняться подходы к физическому воспитанию в школах, так

как два урока физкультуры в неделю не могли обеспечить полноценную

физкультурную подготовку школьников.

После распада СССР в 1991 году была принята новая школьная

программа по физической культуре, которая не связывалась с комплексом

ГТО и была разделена на обязательную (стандартную) и вариативную

(дифференцированную) части, разрабатываемые на местном уровне. Сегодня

развитие фитнес-клубов, спортивных центров и детских спортивных школ

помогают еще большему развитию физической культуры и спорта в России.

Физическая культура и здоровый образ жизни стали одними из главных

приоритетов для большинства россиян. Таким образом, физическая культура

в России имеет долгую историю, которая помогла ей стать незаменимым

атрибутом

современного

общества.

6

Физкультура и спорт в нашей жизни – положительные и

отрицательные стороны

Воспитание тяги к физкультуре и спорту должно начинаться с самого

детства, продолжаться всю жизнь и передаваться из поколения в поколение.

Как минимум, ежедневная гимнастика, пусть всего 15 минут, в любое

удобное для вас время должна стать для всех нас такой же привычкой, как и

утреннее умывание.

Максимум: старайтесь все свое время проводить в

движении. В свободное время играйте со сверстниками, с детьми или с

любимым животным в подвижные игры, во время передвижения в

общественном транспорте напрягайте и расслабляйте мышцы тела, на работе

делайте

активный

перерыв

через

каждые

два

часа.

Попробуйте

активизироваться, и вы сразу ощутите, что значат физкультура и спорт в

нашей жизни.

Не секрет, что большинство из нас – обычные люди, и отнюдь не

спортсмены. Так какие же преимущества привносят физкультура и спорт в

нашу жизнь?

Во-первых, они позволяют легко справляться даже со значительными

физическими и моральными, умственными нагрузками, которые так или

иначе встречаются нам всем. У нетренированного человека, даже если он

молод и здоров, меньше преимуществ перед спортивным, даже пожилым

спортивным человеком. Возьмем простой пример: подъем по лестнице. Если

вы всегда ездите на лифте, то такой подъем вызовет у вас одышку, учащение

сердцебиения, и в целом сильно вас утомит. А если вы привыкли ходить

пешком, то взбежите по лестнице, не задумываясь. Также легко вы

справитесь и каким-либо другим действием, недоступным тем, кто отрицает

значение физкультуры и спорта в нашей жизни.

Во-вторых, физкультура и спорт в нашей жизни тренируют наши

мышцы,

систему

кровообращения,

силу,

выносливость

организма. А,

7

следовательно, положительным образом влияют на иммунитет, состояние

здоровья, молодость и красоту, сохраняют способность к труду и активному

образу жизни на долгие, долгие годы. Вот, в частности, работоспособность

сердца, главного героя нашей жизнеспособности, напрямую зависит от силы

и развитости мышц. Сердце – это тоже мышца, которую можно и нужно

тренировать!

В-третьих, физкультура и спорт в нашей жизни полезна людям как

умственного, так и физического труда. Первые часто ведут «сидячий образ

жизни», что ведет к различным деформациям скелета и позвоночника,

снижению интенсивности обмена веществ, и, в конечно итоге, к развитию

болезней. Им физкультура и спорт в нашей жизни помогут всегда быть в

тонусе. Вторые - часто задействуют в своей работе только определенные

группы

мышц.

Им

физкультура

и

спорт

в

нашей

жизни

помогут

сбалансировать нагрузку и не допустить ассиметричного развития мышц

тела.

Главное правило: физкультура и спорт в нашей жизни должны

происходить либо на улице, либо в очень хорошо проветренном помещении.

Вообще, всякое движение на улице является чрезвычайно полезным. Мало

того, что тренируются мышцы, так еще и ткани организма, и мозг

насыщаются

кислородом,

снимается

напряжение,

успокаиваются

возбужденные нервные центры, нормализуется дыхание. Старайтесь бывать

на свежем воздухе каждый день и не менее часа!

Спорт помогает человеку быть в хорошей физической форме и кроме

того, он воспитывает характер и силу воли. Занятия спортом способствуют

укреплению здоровья. Даже простая зарядка утром под любимую музыку

заряжает энергией на весь день!

Не обязательно быть профессиональным спортсменом, чтобы получать

пользу и удовольствие от занятий спортом. Многие из людей бегают по

утрам, кто-то ходит на аэробику и фитнес, кто-то играет в футбол или

занимается каратэ, дзюдо, гимнастикой либо играет в теннис. Главное, чтобы

8

это нравилось!! А вместе с тем, это делает вас физически сильными и

уверенными в себе, а также дает возможность знакомиться со многими

интересными людьми.

Но конечно же, занятия спортом также могут иметь некоторые минусы,

особенно если они не проводятся правильно или человек не следует

собственным телесным ограничениям. Возможные минусы включают:

Риск травм: практика любого вида спорта может повышать вероятность

получения травм, особенно при неправильной технике выполнения

упражнений или несоблюдении мер безопасности.

Перетренированность:

частые

и

интенсивные

тренировки

без

достаточного

времени

на

восстановление

могут

привести

к

перетренированности и ухудшению результатов.

Негативное воздействие на психическое состояние: конкурентные виды

спорта или поставленные перед собой слишком высокие цели могут

вызвать стресс, разочарование и нарушить психическое равновесие.

Финансовые затраты: оборудование, транспортировка или членство в

спортивных клубах может обходиться дорого, и это не всем доступно.

Возможность неравномерного развития мышц: зависит от вида спорта и

режима

тренировок.

Если

тренировки

фокусируются

только

на

определенных группах мышц, это может привести к дисбалансу

развития мышц, что повышает риск травм и приводит к плохой осанке.

Изменение приоритетов и недостаток времени: занятия спортом могут

занимать много времени. Обучение, путешествия на соревнования или

тренировки могут стать причиной отсутствия времени для семьи,

друзей и других интересов.

Социальное давление: в спорте на высоком уровне может возникать

значительное социальное давление на спортсменов, как со стороны

тренеров, так и соревновательной среды, что может привести к стрессу,

эксплуатации и негативным взаимодействиям в команде или с

тренером.

9

Неправильное

использование

веществ

для

повышения

производительности: для достижения лучших результатов в спорте,

некоторые люди могут использовать запрещенные вещества, такие как

стероиды или стимуляторы, что может иметь долгосрочные негативные

последствия для их здоровья.

Чтобы минимизировать возможные минусы занятия спортом, важно

обращать внимание на свое тело, следовать правильной технике выполнения

упражнений. Консультации с врачами, тренерами также могут помочь

предотвратить возникновение проблем и получить максимальную пользу от

занятий спортом.

Важно

находить

баланс

между

занятиями

спортом

и

другими

областями жизни, заботиться о своем психическом и физическом здоровье и

преследовать свои цели здоровым и безопасным способом!

10

Практическая часть

Таблица 1. «Спорт в нашем классе»

Цель

составления

таблицы:

выяснить,

кто

из

одноклассников

занимается спортом.

В начале года наш классный руководитель опрашивает детей о

посещении спортивных секций, кружков и т.д. Меня интересует спорт, в т.ч.

с танцевальным направлением. После окончания первого полугодия я сама

опросила одноклассников. Вот что получилось:

В классе 28

человек.

Занимаются спортом

Начало года

Занимаются спортом

Конец 1 полугодия

Не занимаются спортом

7 человек

7 человек

21 человек

Вывод:

постоянно занимаются спортом 7 человек, 21 человек не

занимаются спортом.

Таблица 2. «Влияние спорта на физическую подготовку

одноклассников»

Цель составления таблицы: выяснить, как занятия спортом влияют на

физическую подготовку ребят.

Наблюдения за ребятами на уроках физкультуры помогли понять, как

выглядит наш класс. И вот, что получилось:

Сдача норматива по физкультуре

«Прыжок в длину»

Занимаются спортом

(7 человек)

Не занимаются спортом

(21 человек)

Всего в

классе 28

человек

11

полностью

частично

не сдали

полностью

частично

не сдали

отсутствовали

на уроке

5

2

----

8

8

2

3

Вывод: из таблицы видно, что ребята, которые занимаются спортом,

успешнее сдают нормативы, предусмотренные программой (71% против

44%). Остальные ребята справляются с нормативами частично, а двоим, и

вовсе, оказалось не под силу.

Таблица 3. «Спорт и здоровье»

Цель составления таблицы: узнать, как спорт влияет на здоровье.

Наш классный руководитель предоставила мне данные о количестве

одноклассников по болезням.

В классе 28 человек.

Занимаются спортом.

Не занимаются спортом

7 человек.

21 человек.

Болели простудными заболеваниями.

1 человек – 2раза.

3 человек – 1 раз.

3 человека - не болели.

5 человека – 4 раза.

5 человека – 3 раза.

5 человек – 2 раза.

6 человек – 1 раз.

0 человек – не болел.

Вывод: ребята, которые занимаются спортом, менее подвержены

простудным заболеваниям. У Горация есть слова: «Если не бегаешь, пока

здоров, придется побегать, когда заболеешь». Эти слова напрямую

относятся к ребятам, которые не занимаются спортом, так как им, к

сожалению, приходится чаще обращаться к врачам.

12

Таблица 4. «Влияние нагрузки на частоту сердечных сокращений»

Цель составления таблицы: узнать, как нагрузки влияют на частоту

сердечных сокращений (далее – ЧСС).

Я провела исследование по измерению ЧСС у 4-х мальчиков нашего

класса, которые занимаются спортом, и которые не занимаются спортом при

одинаковой физической нагрузке. Исследование проводилось в таком

порядке – я измеряла пульс у учеников в спокойном состоянии (за 60 с),

потом измеряла его после 30 секунд приседаний, затем - по истечении 1

минуты отдыха после проделанных приседаний и по истечении 2 минут

отдыха после проделанных приседаний.

Занимаются спортом.

2 человека.

Не занимаются спортом

2 человека.

Ученик №1

Ученик №2

Ученик №3

Ученик №4

ЧСС в спокойном

состоянии

71 уд/мин

56 уд/мин

108 уд/мин

144 уд/мин

ЧСС сразу же

после приседаний

(нагрузки)

101 уд/мин

80 уд/мин

148 уд/мин

180 уд/мин

ЧСС по истечении

1 мин отдыха

после

проделанных

приседаний

110 уд/мин

93 уд/мин

120 уд/мин

144 уд/мин

ЧСС по истечении

2 мин отдыха

после

проделанных

приседаний

74 уд/мин

60 уд/мин

116 уд/мин

148 уд/мин

13

Интерпретация результатов: превышение исходной ЧСС на 25% -

отлично, 25-50% - хорошо, 50-75% - удовлетворительно, более 75% -

удовлетворительно. После нагрузки пульс должен вернуться к исходному

состоянию не более чем за 2 мин. Временное понижение ЧСС относительно

исходного уровня является нормальной реакцией здорового организма

Вывод: как мы видим из таблицы у ребят, постоянно занимающихся

спортом, увеличение частоты сердечных сокращений после нагрузки не

превышает

нормативных

показателей,

а

возвращение

сердечной

деятельности

к

исходным

показателям

происходит

быстрее,

чем

у

нетренированных детей. Это доказывает, что регулярные занятия спортом

положительно влияют на развитие и работу сердца.

Утренняя гимнастика для подростков как вариант поддержания

здоровья

Особое внимание мне хочется уделить утренней зарядке. Ведь не все

ребята могут заниматься спортом и посещать спортивные секции, но

утреннюю зарядку должны делать все. В этой главе я постараюсь всех в этом

убедить.

После слова «пробуждение» следует: «утренняя гимнастика» или

«зарядка». И это не случайно. Когда мы просыпаемся у нас сонное, вялое

состояние. Это потому, что все функции организма заторможены. Переход к

бодрому состоянию дают физические упражнения.

Утренняя гимнастика – это физические упражнения, выполняемые

утром после сна и способствующие ускоренному переходу организма к

бодрому работоспособному состоянию. Утренняя зарядка эффективно

устраняет такие последствия сна, как отечность, вялость, сонливость и

другие. Она увеличивает тонус нервной системы, усиливает работу сердечно

14

– сосудистой и дыхательной систем, желез внутренней секреции. Решение

этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и

физическую работоспособность организма и подготовить его к восприятию

значительных физических и психических напряжений, часто встречающихся

в современной жизни.

Особенно полезна зарядка для подростков, чьё тело активно растёт, но

при этом они ведут преимущественно сидячий образ жизни. Регулярная

посильная физическая нагрузка поможет предупредить множество проблем

со здоровьем, избежать болей в спине и формирования неправильной осанки.

Я подобрала 10 оптимальных утренних упражнений для подростков,

которые помогут быстрее проснуться и в том числе укрепить здоровье.

Разминка:

1.

Ходьба на месте– ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Шагать

в спокойном темпе на одном месте. Повторить от 1 до 5 минут.

2.

Вращения головой – медленно вращать головой сначала по часовой

стрелке, а затем против. Повторить 5 раз в одну сторону и затем 5 раз в

другую.

3.

Вращение плечами – приставить пальцы рук к плечам и вращать

руками вперед и назад. Повторить 10-12 раз в одну и в другую сторону.

4.

Наклоны в стороны и вниз – наклоняться максимально глубоко в

каждую сторону. Вниз наклоняться максимально низко и с прямой

спиной. Повторить 10 раз вниз и по 10 раз в каждую сторону.

Зарядка:

1.

Приседания – встать прямо, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Приседать с прямой спиной, стараясь не отрывать пятки от пола и как

можно ниже. Повторить 10-15 раз.

15

2.

Отжимание - встать в упор на руки и носки, тело держать на одной

линии. Сгибая руки в локтях опускаться максимально низко. Повторить

10-15 раз.

3.

Велосипед – лечь спиной на коврик, руки вдоль туловища, ноги на весу.

Крутить ногами, согнутыми в коленях. Повторить 15-20 раз.

4.

Прогиб в спине – встать на четвереньки. Сделать прогиб в спине

сначала вверх, затем вниз. Повторить – по 10 раз.

5.

Растяжка – сесть на пол. Развести прямые ноги как можно шире. С

прямой спиной наклониться максимально низко вперед, потом –

поочередно к левой и правой ногам. Повторить – 10 раз.

6.

Полумостик – лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Медленно

приподнять таз вверх, задержаться на время и медленно опустить таз

обратно. Повторить 7-10 раз.

16

Заключение

Данная работа «Физическая культура и спорт в жизни школьника»,

целью которой было показать, что наличие физической культуры и спорта в

жизни школьника важно для укрепления здоровья.

Что видно из результатов собранных данных - дети, занимающиеся

спортом менее повреждены простудным заболеваниям и успешнее сдают

нормативы на уроках физкультуры.

Спорт в нашей жизни имеет очень серьёзное значение. Занимаясь

спортом,

мы

укрепляем

свое

здоровье

это

физическая

закалка,

выносливость, отличное самочувствие, хорошее настроение, уверенность в

себе и своих силах, но самое главное - здоровье.

Поэтому даже утренняя гимнастика всего по 10-15 минут, которую я

предложила одноклассникам несет в нашу жизнь здоровье, тренируя наши

мышцы, систему кровообращения, выносливость организма. Следовательно,

положительным образом влияет на иммунитет -

мы меньше болеем,

сохраняем способность к труду и активному образу жизни.

История спорта насчитывает десятки тысяч лет. Наибольший расцвет

спорт достиг во время Древней Греции, где зародились первые Олимпийские

игры,

которые

стали

воплощением

единства

тела,

воли

и

разума.

Современный спорт можно разделить на «спорт для всех» или любительский

спорт, и спорт «высших достижений», профессиональный спорт.

Я сама лично занимаюсь спортом с 5 лет, меня привели туда родители

сначала просто для поддержания здоровья. Но сейчас я точно могу сказать,

что не представляю свою жизнь без спорта. Спорт помогает мне

поддерживать здоровый образ жизни, я мало болею, веду активный образ

17

жизни с учетом ежедневных тренировок, правильно питаюсь и планирую

всегда придерживаться этому.

Я дважды кандидат в мастера спорта – по художественной гимнастике

и по эстетической гимнастике. Стою в составе сборной команды по

эстетической

гимнастике

РТ.

Наша

команда

является

Чемпионами

Первенства

Приволжского

федерального

округа

2024

года,

а

также

победителями и призерами многих соревнований высокого уровня. Осенью

2023 года мы были участниками шоу Алексея Немова «Легенды спорта», где

нам посчастливилось быть на одной площадке со многими Чемпионами

нашей страны.

Могу точно заявить, что спорт для меня — это не только польза для

тела, но и польза для души – ведь благодаря моей спортивной жизни я

обретаю больше интересных знакомств и получаю невероятные эмоции от

высоких достижений команды и от участия в шоу и показательных

выступлениях.

Выводы: СПОРТ – ЭТО ЗДОРОВЬЕ, ЗДОРОВЬЕ – ЭТО ЖИЗНЬ!

Занимаясь спортом, мы всегда будем здоровы и счастливы, а это очень

важная составляющая нашей жизни!

18

Список литературы

1.

Говоров А. В. Развитие системы обучения физической культуре в

условиях современной российской школы / А. В. Говоров // Вестник

физической культуры и спорта. — № 6. 2019.

2.

Сосунов. В. В. Развитие физической культуры и спорта в России:

история, современность, перспективы / В. В. Сосунов, А. С. Савельев //

Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — № 2. 2019.

3.

Шабанов. В. И. Спортивные достижения России: анализ и

перспективы развития / В. И. Шабанов // Научно-методический

электронный журнал «Концепт». — № 1. 2017.

4.

Литвинов Е.Н., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б. «Как стать

сильным и выносливым», 1984.

5.

Нетопина С.А. «Школьникам об учебе и отдыхе», 1983.

6.

Роберт Ротенберг «Расти здоровым» - детская энциклопедия

здоровья, 1993.

19



В раздел образования