Автор: Кастусева Татьяна Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №34
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль пальчиковых игор в развитии детей младшего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Роль пальчиковых игр в развитии детей
младшего возраста
Всем детям нравятся пальчиковые игры, но – это не только
увлекательные и эмоциональные занятия, но и замечательные упражнения
для развития мелкой моторики. По сути, пальчиковые игры, выполняют
функцию массажа и гимнастики рук малыша, которые влияют на детский
организм наилучшим образом. Известно, что нормальное развитие речи
ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего
развития мелкой моторики рук.
Во время занятий они помогают взрослым развивать у ребёнка
мелкую моторику и координацию движении, активизировать речь и
мышление, творческое воображение, внимание и раскрывается творческая
деятельность. Таким образом, во время игры ребенок научится
самостоятельно играть при помощи пальчиков и рук, а также заучить
интересные стишки, которые являются незаменимым дополнением
пальчиковой игры. Кроме того, игры с пальчиками создают благоприятный
эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат
вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность
ребёнка. При этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, и
подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают
хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в
дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Некоторые
пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен
действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше
и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Прежде чем разучить с малышом упражнения, вам необходимо самим
хорошо освоить каждое из них. Необходимо, чтобы у ребёнка осталось
впечатление лёгкости и эмоционального подъёма от увиденного и
услышанного. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен
максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы,
подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом
или в паузах. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между
детьми, а также между взрослым и ребёнком. Только тогда, он с
удовольствием будет выполнять задание, и в дальнейшем он вспомнит его
сразу, увидев соответствующую картинку.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае,
когда ребёнок придумывает к текстам cвои, пусть даже не самые удачные
движения, его следует хвалить. Можно придумывать персонажей, наряжая
кончики пальцев бумажными колпачкам или прорисовывая на них глазки и
улыбающийся ротик.
При проведении пальчиковых игр следуют учитывать такие
рекомендации:
1. Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки
пальцев: сгибания и разгибания.
2. Упражнение начинается с объяснения его выполнения,
показывается поза пальцев и кисти.
3. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не
может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение,
педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним. Можно научить
ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной
рукой действиям работающей.
4. Постепенно от показа переходят к словесным указаниям. При
выполнении упражнений обращается внимание на качество составления
фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти.
5. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует
проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Эти правила
соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого
возраста.
Предлагаю некоторые примеры пальчиковых игр
ПТИЧКИ
Каждый пальчик-это птичка:
Вот сорока, вот синичка, дятел, филин, воробей, покажи их всех
скорей!
Называя птичек, ребенок должен загибать пальчики на руке по
одному.
CЧИТАЕМ ПАЛЬЧИКИ
Можешь пальцы сосчитать: Один, два, три, четыре, пять. Один, два, три,
четыре, пять — Десять пальцев, пара рук — Вот твое богатство, друг.
На счёт по очереди следует загибать пальцы. На последние строчки
покрутить кистями рук, показывая «фонарики».
МОЯ СЕМЬЯ
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик –бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья!
Разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого, и
вращаем разжатой ладошкой
KОЗОЧКА
Шёл старик дорогою, нашёл козу безрогую. Давай, коза, попрыгаем,
Ножками подрыгаем.
А коза бодается,
А старик ругается.
Идти пальчиками по столу, показать пальчиками рога, постучать пальчиками
по столу, снова показать рога, погрозить пальчиками.
ПРЯТКИ
В прятки пальчики играли И головки убирали,
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно.
ЖУК
На лужайке по ромашкам Жук летел в цветной рубашке;
Жу-жу-жу, жу жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко, низко наклоняюсь.
Руки положить на стол ладонями вниз. Медленно сгибать и разгибать
пальцы. Затем поднять руки вверх, развести пальцы веером, покачивать из
стороны в сторону, медленно наклонить руки вперёд.