Напоминание

"Роль пальчиковых игор в развитии детей младшего возраста"


Автор: Кастусева Татьяна Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №34
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль пальчиковых игор в развитии детей младшего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль пальчиковых игр в развитии детей

младшего возраста

Всем детям нравятся пальчиковые игры, но – это не только

увлекательные и эмоциональные занятия, но и замечательные упражнения

для развития мелкой моторики. По сути, пальчиковые игры, выполняют

функцию массажа и гимнастики рук малыша, которые влияют на детский

организм наилучшим образом. Известно, что нормальное развитие речи

ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего

развития мелкой моторики рук.

Во время занятий они помогают взрослым развивать у ребёнка

мелкую моторику и координацию движении, активизировать речь и

мышление, творческое воображение, внимание и раскрывается творческая

деятельность. Таким образом, во время игры ребенок научится

самостоятельно играть при помощи пальчиков и рук, а также заучить

интересные стишки, которые являются незаменимым дополнением

пальчиковой игры. Кроме того, игры с пальчиками создают благоприятный

эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат

вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность

ребёнка. При этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, и

подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают

хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в

дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Некоторые

пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен

действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше

и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Прежде чем разучить с малышом упражнения, вам необходимо самим

хорошо освоить каждое из них. Необходимо, чтобы у ребёнка осталось

впечатление лёгкости и эмоционального подъёма от увиденного и

услышанного. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен

максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы,

подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом

или в паузах. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между

детьми, а также между взрослым и ребёнком. Только тогда, он с

удовольствием будет выполнять задание, и в дальнейшем он вспомнит его

сразу, увидев соответствующую картинку.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае,

когда ребёнок придумывает к текстам cвои, пусть даже не самые удачные

движения, его следует хвалить. Можно придумывать персонажей, наряжая

кончики пальцев бумажными колпачкам или прорисовывая на них глазки и

улыбающийся ротик.

При проведении пальчиковых игр следуют учитывать такие

рекомендации:

1. Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки

пальцев: сгибания и разгибания.

2. Упражнение начинается с объяснения его выполнения,

показывается поза пальцев и кисти.

3. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не

может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение,

педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним. Можно научить

ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной

рукой действиям работающей.

4. Постепенно от показа переходят к словесным указаниям. При

выполнении упражнений обращается внимание на качество составления

фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти.

5. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует

проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Эти правила

соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого

возраста.

Предлагаю некоторые примеры пальчиковых игр

ПТИЧКИ

Каждый пальчик-это птичка:

Вот сорока, вот синичка, дятел, филин, воробей, покажи их всех

скорей!

Называя птичек, ребенок должен загибать пальчики на руке по

одному.

CЧИТАЕМ ПАЛЬЧИКИ

Можешь пальцы сосчитать: Один, два, три, четыре, пять. Один, два, три,

четыре, пять — Десять пальцев, пара рук — Вот твое богатство, друг.

На счёт по очереди следует загибать пальцы. На последние строчки

покрутить кистями рук, показывая «фонарики».

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик –бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья!

Разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого, и

вращаем разжатой ладошкой

KОЗОЧКА

Шёл старик дорогою, нашёл козу безрогую. Давай, коза, попрыгаем,

Ножками подрыгаем.

А коза бодается,

А старик ругается.

Идти пальчиками по столу, показать пальчиками рога, постучать пальчиками

по столу, снова показать рога, погрозить пальчиками.

ПРЯТКИ

В прятки пальчики играли И головки убирали,

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно.

ЖУК

На лужайке по ромашкам Жук летел в цветной рубашке;

Жу-жу-жу, жу жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.

Руки положить на стол ладонями вниз. Медленно сгибать и разгибать

пальцы. Затем поднять руки вверх, развести пальцы веером, покачивать из

стороны в сторону, медленно наклонить руки вперёд.



В раздел образования