Автор: Богдашкина Галина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №3 "Алёнушка" МО "Барышский район"
Населённый пункт: город Барыш
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Развитее мелкой моторики рук у детей. Что? Зачем? Каким образом?
Раздел: дошкольное образование
Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют.
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»,
Угадайте, как их звать? (Пальцы.)
Действительно, это пальцы. И сегодня мы им посвятим нашу встречу, тема
которой: "Развитие мелкой моторики рук у детей. Что? Зачем? Каким
образом?"
Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие, точные
движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных
действий трех систем: нервной, мышечной и костной.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики у
детей большинство родителей узнают только перед школой. Это
оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой
информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах
карандаш.
Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка,
прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками. Родители
видят в этих играх развлекательные, а не развивающие, оздоровительные
воздействия. Им проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться
полезной деятельностью, в виде игры. Например: перебрать рис, горох,
разложить карандаши, порисовать, полепить и т.д. Это касается также и
бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый
взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует
ботинки или застегнет пуговицы. Да и появилась одежда и обувь на
липучках. Раньше были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами,
крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали
пуговицы и крючки, таким образом, тренируя свои пальчики! Ведь для таких
движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети
освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и
аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика
детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает.
Соответственно, страдают и речевые навыки, ведь моторика и речь тесно
связаны.
Речевое развитие идёт параллельно с развитием тонкой мускулатуры пальцев
рук. Если пальчики ребёнка напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе,
или наоборот, вялые, и ребёнок не может произвести изолированные
движения, то чаще всего это дети, у которых есть и проблемы с речью.
Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием рук
малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной
деятельности, специальных игр и упражнений, и конечно же, не надо
забывать хвалить ребенка, создавая ситуации успеха.
Полезно делать ребёнку массаж кистей и пальцев рук.
Поглаживание кисти руки с внешней и внутренней стороны лёгкими
круговыми движениями;
Взрослый надавливает большим пальцем своей руки на основание
большого пальца ребёнка, на середину ладони, на основание других
пальцев.
Растирание ладоней движениями вверх-вниз «Погреем ладошки».
Массаж подушечек пальцев
Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные
пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая её.
В
раннем
и
младшем
дошкольном
возрасте
полезно
выполнять
простые
упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
В
детском
саду
мы
разучиваем
огромное
количество
пальчиковых
игр,
соответствующие определенной текущей теме или сезону.
Например:
Дождик, дождик
Кап, кап, кап
Мокрые дорожки
Нам нельзя идти гулять
Мы промочим ножки.
Или еще:
Раз, два, три четыре
Мы с тобой снежок лепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий!
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на
развитие речи, прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают
внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и
успокаивают.
На самом деле, таких игр множество. Их можно найти сотнями в интернете.
Есть различные иллюстрированные пособия с пальчиковыми играми.
Развитию мелкой моторики рук очень хорошо способствует художественная
деятельность детей.
Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности,
которая является одной из самых интересных для детей дошкольного
возраста. Дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать,
конструировать. Тем самым они получают возможность передавать то, что их
волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это в свою очередь
создаёт условия для развития мелкой моторики.
Рисование играет особую роль в развитии мелкой моторики. Я стараюсь
использовать
в
работе
много
различных
творческих
приемов
—
рисуем
пальчиком, ватными палочками, кисточками. Хороши в рисовании восковые
мелки, причем когда они ломаются на маленькие кусочки — это тоже польза
для пальчиков и не торопитесь их выбрасывать, ребенку приходится брать их
щепоткой,
при
этом
формируется
правильный
пальчиковый
захват
карандаша, ручки.
Детишки
любят
работать
с
различными
трафаретами,
дополнительными
альбомами, обводить свои ладошки, раскрашивать.
Не менее эффективна для развития мелкой моторики пальцев рук лепка.
Лепные работы малышей характеризуются прежде всего неотчётливой
формой изображения. Это результат того, что дети работают всей кистью
руки, так как движения пальцев ещё недостаточно развиты и слабо
координированы. Кроме того, они ещё не владеют действенным зрительным
контролем за результатом своей работы.
Отличным средством для развития движений пальцев рук является работа с
бумагой. Сминание, свертывание, складывание, разрывание мягкой бумаги
(газеты, салфетки) – легкая техника работы, доступная малышам.
Полученные комочки – шарики или клочки бумаги являются прекрасным
материалом для создания композиций.
Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор,
способствующий развитию речи. Необходимо развивать речь ребёнка в
комплексе: много и активно общаться с ним, вызывая его на разговор,
стимулируя вопросами, просьбами.