Автор: Иванова Ольга Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Табунский детский сад "Огонёк"
Населённый пункт: Алтайский край, Табунский район, село Табуны
Наименование материала: конспект открытого показа
Тема: "Школа молодых родителей"
Раздел: дошкольное образование
ОТКРЫТЫЙ ПОКАЗ в первой младшей группе №6
«Школа молодых родителей»
Ответственный: Воспитатель первой категории
МБДОУ «Табунский детский сад «Огонёк»
Иванова Ольга Сергеевна
Цель: повышение педагогической культуры молодых родителей в вопросах
развития
и
воспитания
детей
дошкольного
возраста,
оказание
консультативно-методической помощи молодым родителям.
Задачи:
1. Пропагандировать положительный опыт семейного воспитания детей и
здорового образа жизни.
2. Повышать уровень педагогических знаний родителей в вопросах развития
детей дошкольного возраста.
3. Оказывать педагогическую и коррекционную помощь родителям в
процессе воспитания и развития детей.
Ожидаемый результат:
1. Положительная эмоциональная среда общения между родителями, детьми
и педагогами,
2. Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной
творческой деятельности, появление общих интересов, увлечений.
3. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
4.
Увеличение
доли
участия
родителей
в
проведении
совместных
мероприятий.
Предварительная
работа:
анкетирование
родителей
«Нравственное
воспитание дошкольников в семье», оформление выставки « Русские
народные сказки», распределение выступления родителей на мастер-классе
Семинар - практикум
«Нравственное воспитание детей через сказку»
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании
нравственных качеств дошкольников путем введения их в культурную
традицию народной и авторской сказки, используя и знакомя детей с
живописными произведениями на сказочные сюжеты.
1. «Роль сказки в нравственном воспитании ребенка» сообщение
воспитателя.
2.
Мастер-класс: «Развитие
речи
посредством
использования
нетрадиционных пальчиковых игр»
Структурные
элементы
деятельности
Содержание деятельности
1. Водная часть:
приветствие
родителей,
вступительное
слово
воспитателя.
В: Добрый вечер, уважаемые родители.
Сегодня мы с вами поговорим о том, что же
такое СКАЗКА, и какое место ей отводить в
жизни ребёнка.
1.
Основная часть:
а)
интеллектуальная
разминка:
В: Уважаемые, родители, давайте проверим,
как вы знаете сказки.
1Назвать русские народные сказки.
Назовите значение старинных слов,
встречающихся в сказках: дивиться
(удивляться), баюкать (укладывать спать),
глаголить (говорить), лик (лицо)
персты (пальцы) старица (старушка) девица
(девушка) кров (дом) чело (лоб) очи (глаза)
журить (ругать)
Из каких сказок эти предметы:
Сусеки (сказка «Колобок»)
Лук и стрелы (сказка «Царевна-Лягушка»)
Рыбка (сказка «Лиса и волк»)
Яичко (сказка «Курочка Ряба»)
Коса (сказка «Заюшкина избушка»)
б)
информация
по
теме
собрания:
«Роль сказки в
нравственном
воспитании
ребёнка»
В: Закладывать основы нравственности,
воспитывать моральные ценности следует с
самого
раннего
возраста,
когда
формируются характер, отношение к миру,
окружающим людям. Роль детских сказок в
развитии детей многогранна. От развития
фантазии до развития правильной речи.
Сказка является неотъемлемым элементом
в воспитании детей. Она на доступном
языке учит детей жизни, рассказывает о
добре
и
зле.
Ведь
сказка
не
только
развлекает, но и ненавязчиво воспитывает.
Она - универсальный учитель. Дети легче
понимают сказку, чем пресную взрослую
речь. Поэтому если взрослые хотят помочь
объяснить что-то ребёнку, поддержать его,
придётся вспомнить язык детства – сказку.
Читая и рассказывая сказки, мы развиваем
внутренний мир ребёнка. Дети, которым с
раннего детства читались сказки, быстрее
начинают говорить правильно выражаясь.
Сказка
помогает
формировать
основы
поведения и общения. Роль детских сказок
развивать
фантазию
и
воображение
ребёнка,
а
так
же
его
творческий
потенциал.
Дети
черпают
из
сказок
множество
познаний:
первые
представления о времени и пространстве, о
связи человека с природой, с предметным
миром, сказки позволяют ребенку увидеть
добро и зло. Но мы обращаем еще особое
внимание на роль сказок в развитии устной
речи.
Развитие речи детей в значительной
мере зависит от потребности в пользовании
языком. У многих детей плохо развита
связная речь, они с трудом рассказывают о
событиях
своей
жизни,
не
могут
пересказать литературное произведение.
Так вот сказка является одним из
действенных и ярких средств, скрывающих
огромные дидактические возможности в
развитии речи. Конечно, тексты сказок
расширяют
словарный
запас,
помогают
правильно строить диалоги, влияют на
развитие связной речи, но помимо всех
этих, пусть и узловых, задач не менее
важно
сделать
детскую
речь
эмоциональной, образной, красивой.
Родителям стоит больше внимания
уделять сказке. Когда взрослый читает
ребенку сказку или вместе с ним ее
сочиняет, происходит важнейший момент
объединения двух миров: мира взрослого и
мира ребенка, в волшебном сказочном
пространстве.
Сказка - это замечательное средство
семейного общения и развития ребенка.
Она
помогает
установить
доверительные отношения, развить речь
ребенка и его фантазию, познакомить с
окружающим миром и научить общаться.
Но самое главное- сказка меняет и
взрослого,
ведь
его
фантазия
и
речь
развиваются тоже! К тому же он начинает
смотреть
на
мир
совершенно
другими
глазами и вспоминать свое детство.
Для чтения сказок важно выбрать
«правильное» время, когда ребёнок будет
спокойным
и
в
хорошем
настроении.
Можно делать это перед сном, когда есть
время обсудить сказку. Читать нужно с
удовольствием
и
не
отвлекаться,
это
принесёт больше пользы и положительных
эмоций. Сказки расширяют познания детей.
Форма восприятия добра и зла у взрослых
не
является
образной.
Дети
не
могут
воспринимать информацию в такой форме,
им необходима образность, игра.
Роль детских сказок в воспитании
детей не может быть не замечена. Ребёнок,
представив
образы,
учится
понимать
внутренний мир героев, сопереживать им и
верить в силы добра. Роль детских сказок
не
ограничивается
только
приятным
времяпровождением.
Сказки
можно
рассматривать как способ снятия тревоги у
ребёнка.
С
помощью
сказок
можно
помогать преодолевать негативные стороны
формирующейся личности. Выбирая сказку
для ребёнка обязательно надо учитывать
особенности
эмоционального
развития
вашего малыша.
Детские
сказки
расширяют
словарный
запас
малыша,
помогают
правильно
строить
диалог,
развивают
связную логическую речь. Не менее важно
сделать
речь
ребёнка
эмоциональной,
красивой, образной. Формируется умение
задавать вопросы.
Так
же
в
воспитании
кроме
интуитивного формирования основ устной
речи, необходимо специальное обучение.
Большое
значение
надо
уделить
конструированию
слов,
предложений,
словосочетаний. Очень важна связь между
речевой
и
умственной
деятельностью
детей. Сказка ещё должна способствовать
общению.
Задача воспитания детей сказками
довольно сложная. Надо учитывать ряд
моментов
связанных
с
особенностями
вашего
ребенка.
В
сказках
заложена
многовековая народная мудрость. Очень
часто
сказки
обвиняют
в
ужасной
реалистичности.
Жестокие
действия,
которые
видит
взрослый,
ребёнок
воспринимает
образно.
Если
ребёнок,
неоднократно, видел сцены насилия по
телевизору, то он не сможет это образно
воспринимать в сказках.
Нужно
разъяснить
ребёнку,
что
плохое должно погибнуть. В сказках всегда
побеждает добро – это очень важно в
воспитании детей на сказках. Тогда ему
легче будет справляться с жизненными
трудностями.
Жизнь
внесёт
свои
коррективы, но в подсознании ничего не
пропадает.
Важно и ваше отношение к сказке.
Если вы тоже чувствуете, что это другой,
сказочный
мир,
то
и
расскажите
её
интересней. Одну и ту же сказку можно
читать ребёнку много раз, это поможет ему
понять её смысл. Когда он поймёт суть
сказки,
она
станет
ему
не
интересна.
Каждый может найти в сказке то, что
понятно и близко именно ему. Через сказку
можно привить ребёнку любовь к чтению.
Сказка
в
полной
мере
должна
использоваться
в
семье
в
воспитании
ребёнка.
Через
сказку
ребёнку
легче
понять, что такое «хорошо» и что такое
«плохо».
Ребёнок
представляет
себя
положительным сказочным героем. Сказка
является
одним
из
самых
доступных
средств,
для
полноценного
развития
ребёнка.
В
этике
существуют
две
основные
нравственные категории
- добро и зло. Соблюдение моральных
требований
ассоциируется
с
добром.
Нарушение же моральных норм и правил,
отступление от них характеризуются как
зло. Понимание этого побуждает человека
вести себя в соответствии с моральными
требованиями
общества.
Такие
нравственные категории, как добро и зло,
хорошо
и
плохо,
можно
и
нельзя,
целесообразно
формировать
своим
собственным примером, а также с помощью
народных сказок.
Положительные
герои,
как
правило,
наделены
мужеством,
смелостью,
упорством в достижении цели, красотой,
в) презентация:
на слайдах иллюстрации к
сказкам
г) вывод:
подкупающей
прямотой,
честностью
и
другими
физическими
и
моральными
качествами, имеющими в глазах народа
наивысшую ценность. Для девочек это
красная девица (умница, рукодельница...), а
для мальчиков.. - добрый молодец (смелый,
сильный, честный, добрый, трудолюбивый,
любящий
Родину).
Идеал
для
ребенка
является далекой перспективой, к которой
он будет стремиться, сверяя с идеалом свои
дела и поступки. Идеал, приобретенный в
детстве, во многом определит его как
личность.
Сказка не дает прямых наставлений детям
(«Слушайся
родителей»,
«Уважай
старших»,
«Не
уходи
из
дома
без
разрешения»), но в ее содержании всегда
заложен урок, который они постепенно
воспринимают, многократно возвращаясь к
тексту сказки. Например, сказка «Репка»
учит
младших
дошкольников
быть
дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша
и медведь»
предостерегает: в лес одним
нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж
если
так
случилось
-
не
отчаивайся,
старайся
найти
выход
из
сложной
ситуации;
сказки
«Теремок»,
«Зимовье
зверей»
учат дружить. Наказ слушаться
родителей, старших звучит в сказках «Гуси-
лебеди», «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка».
Страх и трусость высмеиваются в сказке «У
страха глаза велики», хитрость - в сказках
«Лиса и журавль», «Лиса и тетерев»,
«Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д.
Трудолюбие в народных сказках всегда
вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз
Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость
3. Заключительная часть:
памятка для родителей:
восхваляется («Мужик и медведь», «Как
мужик гусей делил», «Лиса и козел»),
забота о близком поощряется («Бобовое
зернышко»).
Из
всего
этого
следует:
моральное
воспитание
возможно
через
все
виды
народных
сказок,
ибо
нравственность
изначально заложена в их сюжетах.
Памятка для родителей.
o
Читайте вслух с ребёнком не
менее 15 минут в день.
Прежде
чем
читать,
проветрите
комнату,
уберите
со
стола
отвлекающие предметы.
Если
ребенок
устал,
проведите
физкультминутку.
При
знакомстве
с
новой
книгой
рассмотрите
сначала
обложку
прочитайте фамилию и инициалы
автора, название книги.
Перелистайте
книгу,
внимательно
рассматривая иллюстрации.
До и во время чтения книги выясните
значения трудных или незнакомых
слов.
Спросите, чем понравилась книга
ребенку, что нового из нее он узнал.
Попросите
ребенка
рассказать
о
главном герое, событии.
Какие слова или выражения запомнились
ему?
Мастер-класс
«Развитие
речи
посредством
использования
нетрадиционных
пальчиковых игр»
Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства
в
речевом
развитии
дошкольников,
с
использованием
пальчиковой
гимнастики,
словесных
игр,
в
работе
с
детьми.
Задачи: показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей
дошкольного возраста; поделиться с родителями методами использования
пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка; способствовать
желанию родителей применять полученные знания на практике в домашних
условиях.
Структурные
элементы
деятельности
Деятельность воспитателя с родителями
1. Вводная часть:
приветствие
родителей,
вступительное слово
воспитателя.
В
Предлагаю Вам встать в круг и поприветствовать
друг друга.
Нашу работу начнем с того , что ответим на
несколько простых вопросов.
Прошу отвечать громко «Да» или «Нет».
Детей вы любите, да или нет? (да)
Чтоб ребяткам своим во всем помогать
Вы хотите что-то новое узнать? (да)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
2. Основная часть:
- понятие;
- польза;
- игры и упражнения
Что такое пальчиковая гимнастика, объясняет само
название. Это гимнастика, которая выполняется
пальцами рук. Они попеременно и одновременно
сгибаются, трут друг дружку, выполняю другие
действия под мелодичные стихи-потешки.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум
на развитие речи и
мелкой моторики;
ребёнка находится на кончике его пальцев", а
философ И. Кант, что "Рука-это вышедший наружу
мозг человека".
Пальчиковая гимнастика: тренирует мелкую
моторику; развивает пространственное мышление,
ум ребенка; повышает силу и ловкость пальчиков,
готовит их к письму; способствует правильной речи;
улучшает память и внимание.
В: А сейчас, уважаемые родители, предлагаю
Вашему вниманию несколько игр и упражнений на
развитие речи и мелкой моторики, которыми можно
заниматься дома.
Предлагаю вам игры с мячиками. Мы используем
массажные гладкие и колючие мячики. (Можно
катать по ладошке, столу, коврику)
1.С колючим мячиком:
Колючий еж"
Гладь мои ладошки , еж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить! (Катаем мячик между
ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до
отдельных "колючек".
Можно катать стопой по полу, заменив "ладошки" на
"ножки", делать массаж тела, называя все
соответственно
2.Пальчиковая гимнастика с карандашом
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
3.Пальчиковая гимнастика с платочками.
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)
4. Пальчиковая игра «Башмачки»:
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки)
и надеваем их, как обувь, на указательные и средние
пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая
«обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После
каждого двустишия – смена рук.
Катя туфли потеряла,
Долго плакала, искала.
Другая рука:
В крышки пальчики обула
Смело в них вперёд шагнула.
Другая рука:
Пошла Катя на прогулку
По кривому переулку.
Другая рука:
Пальцы, словно ножки,
Обуты в босоножки.
Другая рука:
Каждый пальчик будто ножка
Только шаркает немножко.
5. Игра с использованием бельевых прищепок,
пощипываем ими кончики пальцев (предварительно
проверяем, чтобы она не была слишком тугой)
У котят, как у ребят зубки режутся, болят.
Стал кусачим котик мой, шустрый шарик озорной!
Хвать за палец и кусь – кусь! Пусть кусает, не
боюсь!
Так играет он со мной, котик мой совсем не злой.
Игры с крупой , макаронами, цветными клубочками
показывают родители
В:
Две руки
Нам две руки природою даны,
И обе драгоценны и нужны.
Одна дары от жизни принимает,
Другая их с поклоном возвращает.
А что же остается у того,
Кто не жалеет в жизни ничего?
В его руках богатство остается,
Оно любовью к ближнему зовется.
3. Заключительная
часть
Очень важно использовать пальчиковые и словесные
игры во всех видах деятельности, так как они дают
положительный результат в развитии речи детей
дошкольного возраста, а также являются одним из
способов помочь дошкольнику быстрее освоиться в
окружающем мире, подготовиться к следующему
возрастному этапу – младшему школьному возрасту.
Спасибо за внимание!