Напоминание

Гиперопекающая семья или дитя – как центр жизни.


Автор: Степанян Кристинэ Саргисовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №5 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: консультация
Тема: Гиперопекающая семья или дитя – как центр жизни.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Гиперопекающая семья

или дитя – как центр жизни.

Согласно

словарному

определению, гиперопека (или

гиперпротекция

)

это

стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенка чрезмерно опекают

и контролируют. И ключевое слово здесь, конечно, "чрезмерно". Нет нужды говорить о

том, что детям нужны забота и любовь, поддержка и контроль со стороны родителей.

Однако точно так же им необходимо пространство для развития и постижения

собственных возможностей. Проблемы начинаются тогда, когда вторая половина этих

"условий роста" родителями планомерно игнорируется.

Именно преувеличенные страхи за ребенка часто ложатся в основу гиперопеки.

Если матери реально кажется, что ее ребенка все обижают или малейшая его активность

приведет к какой-то трагедии – он заболеет всеми возможными болезнями, если

подойдет к окну, упадет из него, если начнет дружить с ребятами, то обязательно с

плохими, если пойдет в школу один, его обязательно собьет машина, и т. д. – это повод

обратиться к психотерапевту.

Гиперопекающая мать использует своего ребенка для удовлетворения своих

потребностей в доминировании и контроле. Такие мамы часто испытывают недостаток в

общении, в обычной жизни они могут быть замкнутыми и с ребенком компенсирует

недостаток контакта с другими людьми. Или же по каким-то причинам они чувствуют

себя неуверенно в социальной жизни или в отношениях с окружающими, и

взаимодействие с ребенком становится для них единственно возможным способом

почувствовать себя нужными, любимыми, незаменимыми, важными.

Беспомощность ребенка дает матери неограниченную власть над ним. Именно

стремление к власти, а не настоящая любовь лежит в основе мотивации поведения

гиперопекающих матерей.

Причины гиперопеки

Гиперпротекцию

формируют

определенные

личностные

черты,

эмоциональные

состояния

родителя.

Факторами,

способствующими

реализации

данного

стиля

воспитания, являются:

- Тревожная мнительность. Тревога, постоянное предчувствие беды, опасности, богатое

воображение, рисующее сцены падения, ушибов, болезней сына или дочери становятся

основой гиперпротекции.

-

Перфекционизм. Стремление стать идеальной мамой, иметь послушного, умного

ребенка реализуется посредством жесткого контроля его действий, ограничения

самостоятельности.

- Потребность самореализации. Иногда воспитание является единственной сферой

проявления

сильных,

положительных

черт

родителя.

Гиперопека

компенсирует

профессиональные, карьерные, личные неудачи.

-

Чувство

вины. Ребенок

вызывает

враждебность,

неудовлетворенность,

разочарованность.

Неприемлемость

чувств

порождает

переживание

вины,

компенсируемое гиперопекой.

- Инертность отношения родителей. Неумение адаптироваться, приспосабливаться к

взрослению

малыша

становится

причиной

гиперопеки.

Родители

заботятся

о

дошкольнике, школьнике как о малыше 1-3 лет.

- Недостаток любви, признания. Отношениями с ребенком родитель компенсирует

жизненные неудачи – увольнение, развод, ссоры с друзьями. Обостряется ощущение

зависимости, чувство любви, привязанности. Малыш становится «отдушиной».

Один из ярких признаков гиперопекаемости в поведении ребенка – это отсутствие

потребности в общении и расширении социальных контактов. У таких детей очень

замкнутый социальный круг. Им как бы не нужны друзья, не нужна компания. С

определенного возраста им гораздо комфортнее дома. Бывает и так, что мама активно

участвует в социальной жизни вместе с ребенком. Вопрос в том, есть ли у ребенка своя

жизнь, в которой нет мамы.

Второй признак – несамостоятельность. «Если родителю в детском саду, например,

говорят, что ребенку не хватает самостоятельности, лучше прислушаться, а не

воспринимать это как нападение.

Кроме того, очень часто гиперопекаемые дети попадают к психологу со страхами и

системными неврозами.

Для психолога компенсация явлений гиперпротекции (гиперопеки) представляет

собой трудноразрешимую задачу, так как требует долгосрочной, психотерапевтической

по своей сути работы, причем не столько с ребенком, сколько с родителями, ибо данная

проблема создана ими и только ими может быть успешно решена.

Причем проблема осложняется еще неготовностью родителей принять рекомендации

психолога, стремлением оправдать свою позицию любовью к ребенку, чувством

родительской самоотверженности. Подлинная же самоотверженность требуется для того,

чтобы признать наличие собственных внутренних конфликтов, личностных проблем,

бессознательно проецируемых на отношения с ребенком. Такого рода признание требует

высокого уровня рефлексии, отсутствие которого даже самый квалифицированный

психолог с трудом может восполнить.

Методы и приемы коррекционно-педагогической работы:

С детьми:

- Сказкотерапия;

- Музыкотерапия;

- Психогимнастика;

- Совместные мероприятия родителей с детьми;

- Телесная терапия;

- Драмотерапия;

- Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе.

С родителями:

- Консультации;

- Индивидуальные беседы по конкретным ситуациям;

- Совместные мероприятия родителей с детьми;

- Круглые столы.

В течение года рекомендуется применять методы и приемы:

- Сюжетная игра «Семья», «День рождения Насти», «Поездка в гости к бабушке»

- Драмотерапия («Красная Шапочка» - Красная Шапочка, «Под грибом» - гриб,

«Маша и медведь» - Маша, «Гуси-лебеди» - сестра, «Волк и семеро козлят» - мама Коза)

- Организация личной художественной выставки ребенка (рисунки, поделки, лепка и

др.).

- Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе («Стул

любви и дружбы», «Змейка»)

- Телесная терапия («Соломинка на ветру», «Гармоничный танец»)

Советы родителям.

Создание положительной психологической атмосферы в семье. Если в семье

присутствуют любовь, улыбки, радость, взаимопонимание, душевное тепло, забота и

ласка, отзывчивость, доброжелательность, то такую семью можно сравнить с цветущим

садом.

Нормальные взаимоотношения детей и родителей в семье строятся на взаимном

уважении и доверии их друг к другу. Дети видят в родителях советчиков во всех своих

делах, помощников в борьбе с разного рода трудностями, истинных друзей, с которыми

можно поделиться и радостями, и заботами. В такой семье ребёнок чувствует себя

безопасно и комфортно, его психическому и физическому здоровью ничего не угрожает.

А если в семье постоянны обиды, ссоры, конфликты, слёзы, равнодушие,

непонимание, то такую семью можно сравнить с увядающим садом. В таких семьях

ребёнок чувствует себя ненужным, обделённым родительской любовью и заботой, у всех

членов семьи повышается уровень тревожности.

Принятие ребёнка родителями. Под принятием понимается признание права

ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе

непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое

существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами.

Формула истиной родительской любви, формула принятия - это не «люблю, потому что

ты хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть». Как можно

осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Прежде всего,

необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно

высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от

негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. Всем

родителям следует очень хорошо понять, что каждое такое высказывание наносит

серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви.

Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а

подвергать

критике

только

неверно

осуществленное

действие

или

ошибочный,

необдуманный поступок: не ребёнок плохой, а его поступок! Умению родителей

общаться без постоянного осуждения личности ребенка помогает вера во все то хорошее

и сильное, что есть в каждом, даже в самом неблагополучном, ребенке.

Истинная любовь поможет родителям отказаться от фиксирования слабостей,

недостатков и несовершенств, направит воспитательные усилия на подкрепление всех

положительных качеств личности ребенка, на поддержку сильных сторон души, к борьбе

со слабостями и несовершенствами. За негативной оценкой всегда стоит эмоция

осуждения и гнева. Принятие дает возможность проникновения в мир глубоко

личностных переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца». Печаль, а не

гнев, сочувствие, а не мстительность - таковы эмоции истинно любящих своего ребенка,

принимающих родителей.

Личный пример родителей. Лучшим средством воспитания правильных отношений

является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота,

проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став

взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. Очень важно,

чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он

видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Родители для детей - это

жизненный идеал, ничем не защищённый от детского пристального глаза. Если Ваш

ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать

нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может

пойти насмарку.

В.А. Сухомлинский говорил, что «ребёнок - зеркало семьи;

как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота

матери и отца».



В раздел образования