Автор: Степанян Кристинэ Саргисовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №5 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: консультация
Тема: Гиперопекающая семья или дитя – как центр жизни.
Раздел: дошкольное образование
Гиперопекающая семья
или дитя – как центр жизни.
Согласно
словарному
определению, гиперопека (или
гиперпротекция
) –
это
стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенка чрезмерно опекают
и контролируют. И ключевое слово здесь, конечно, "чрезмерно". Нет нужды говорить о
том, что детям нужны забота и любовь, поддержка и контроль со стороны родителей.
Однако точно так же им необходимо пространство для развития и постижения
собственных возможностей. Проблемы начинаются тогда, когда вторая половина этих
"условий роста" родителями планомерно игнорируется.
Именно преувеличенные страхи за ребенка часто ложатся в основу гиперопеки.
Если матери реально кажется, что ее ребенка все обижают или малейшая его активность
приведет к какой-то трагедии – он заболеет всеми возможными болезнями, если
подойдет к окну, упадет из него, если начнет дружить с ребятами, то обязательно с
плохими, если пойдет в школу один, его обязательно собьет машина, и т. д. – это повод
обратиться к психотерапевту.
Гиперопекающая мать использует своего ребенка для удовлетворения своих
потребностей в доминировании и контроле. Такие мамы часто испытывают недостаток в
общении, в обычной жизни они могут быть замкнутыми и с ребенком компенсирует
недостаток контакта с другими людьми. Или же по каким-то причинам они чувствуют
себя неуверенно в социальной жизни или в отношениях с окружающими, и
взаимодействие с ребенком становится для них единственно возможным способом
почувствовать себя нужными, любимыми, незаменимыми, важными.
Беспомощность ребенка дает матери неограниченную власть над ним. Именно
стремление к власти, а не настоящая любовь лежит в основе мотивации поведения
гиперопекающих матерей.
Причины гиперопеки
Гиперпротекцию
формируют
определенные
личностные
черты,
эмоциональные
состояния
родителя.
Факторами,
способствующими
реализации
данного
стиля
воспитания, являются:
- Тревожная мнительность. Тревога, постоянное предчувствие беды, опасности, богатое
воображение, рисующее сцены падения, ушибов, болезней сына или дочери становятся
основой гиперпротекции.
-
Перфекционизм. Стремление стать идеальной мамой, иметь послушного, умного
ребенка реализуется посредством жесткого контроля его действий, ограничения
самостоятельности.
- Потребность самореализации. Иногда воспитание является единственной сферой
проявления
сильных,
положительных
черт
родителя.
Гиперопека
компенсирует
профессиональные, карьерные, личные неудачи.
-
Чувство
вины. Ребенок
вызывает
враждебность,
неудовлетворенность,
разочарованность.
Неприемлемость
чувств
порождает
переживание
вины,
компенсируемое гиперопекой.
- Инертность отношения родителей. Неумение адаптироваться, приспосабливаться к
взрослению
малыша
становится
причиной
гиперопеки.
Родители
заботятся
о
дошкольнике, школьнике как о малыше 1-3 лет.
- Недостаток любви, признания. Отношениями с ребенком родитель компенсирует
жизненные неудачи – увольнение, развод, ссоры с друзьями. Обостряется ощущение
зависимости, чувство любви, привязанности. Малыш становится «отдушиной».
Один из ярких признаков гиперопекаемости в поведении ребенка – это отсутствие
потребности в общении и расширении социальных контактов. У таких детей очень
замкнутый социальный круг. Им как бы не нужны друзья, не нужна компания. С
определенного возраста им гораздо комфортнее дома. Бывает и так, что мама активно
участвует в социальной жизни вместе с ребенком. Вопрос в том, есть ли у ребенка своя
жизнь, в которой нет мамы.
Второй признак – несамостоятельность. «Если родителю в детском саду, например,
говорят, что ребенку не хватает самостоятельности, лучше прислушаться, а не
воспринимать это как нападение.
Кроме того, очень часто гиперопекаемые дети попадают к психологу со страхами и
системными неврозами.
Для психолога компенсация явлений гиперпротекции (гиперопеки) представляет
собой трудноразрешимую задачу, так как требует долгосрочной, психотерапевтической
по своей сути работы, причем не столько с ребенком, сколько с родителями, ибо данная
проблема создана ими и только ими может быть успешно решена.
Причем проблема осложняется еще неготовностью родителей принять рекомендации
психолога, стремлением оправдать свою позицию любовью к ребенку, чувством
родительской самоотверженности. Подлинная же самоотверженность требуется для того,
чтобы признать наличие собственных внутренних конфликтов, личностных проблем,
бессознательно проецируемых на отношения с ребенком. Такого рода признание требует
высокого уровня рефлексии, отсутствие которого даже самый квалифицированный
психолог с трудом может восполнить.
Методы и приемы коррекционно-педагогической работы:
С детьми:
- Сказкотерапия;
- Музыкотерапия;
- Психогимнастика;
- Совместные мероприятия родителей с детьми;
- Телесная терапия;
- Драмотерапия;
- Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе.
С родителями:
- Консультации;
- Индивидуальные беседы по конкретным ситуациям;
- Совместные мероприятия родителей с детьми;
- Круглые столы.
В течение года рекомендуется применять методы и приемы:
- Сюжетная игра «Семья», «День рождения Насти», «Поездка в гости к бабушке»
- Драмотерапия («Красная Шапочка» - Красная Шапочка, «Под грибом» - гриб,
«Маша и медведь» - Маша, «Гуси-лебеди» - сестра, «Волк и семеро козлят» - мама Коза)
- Организация личной художественной выставки ребенка (рисунки, поделки, лепка и
др.).
- Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе («Стул
любви и дружбы», «Змейка»)
- Телесная терапия («Соломинка на ветру», «Гармоничный танец»)
Советы родителям.
Создание положительной психологической атмосферы в семье. Если в семье
присутствуют любовь, улыбки, радость, взаимопонимание, душевное тепло, забота и
ласка, отзывчивость, доброжелательность, то такую семью можно сравнить с цветущим
садом.
Нормальные взаимоотношения детей и родителей в семье строятся на взаимном
уважении и доверии их друг к другу. Дети видят в родителях советчиков во всех своих
делах, помощников в борьбе с разного рода трудностями, истинных друзей, с которыми
можно поделиться и радостями, и заботами. В такой семье ребёнок чувствует себя
безопасно и комфортно, его психическому и физическому здоровью ничего не угрожает.
А если в семье постоянны обиды, ссоры, конфликты, слёзы, равнодушие,
непонимание, то такую семью можно сравнить с увядающим садом. В таких семьях
ребёнок чувствует себя ненужным, обделённым родительской любовью и заботой, у всех
членов семьи повышается уровень тревожности.
Принятие ребёнка родителями. Под принятием понимается признание права
ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе
непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое
существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами.
Формула истиной родительской любви, формула принятия - это не «люблю, потому что
ты хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть». Как можно
осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Прежде всего,
необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно
высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от
негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. Всем
родителям следует очень хорошо понять, что каждое такое высказывание наносит
серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви.
Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а
подвергать
критике
только
неверно
осуществленное
действие
или
ошибочный,
необдуманный поступок: не ребёнок плохой, а его поступок! Умению родителей
общаться без постоянного осуждения личности ребенка помогает вера во все то хорошее
и сильное, что есть в каждом, даже в самом неблагополучном, ребенке.
Истинная любовь поможет родителям отказаться от фиксирования слабостей,
недостатков и несовершенств, направит воспитательные усилия на подкрепление всех
положительных качеств личности ребенка, на поддержку сильных сторон души, к борьбе
со слабостями и несовершенствами. За негативной оценкой всегда стоит эмоция
осуждения и гнева. Принятие дает возможность проникновения в мир глубоко
личностных переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца». Печаль, а не
гнев, сочувствие, а не мстительность - таковы эмоции истинно любящих своего ребенка,
принимающих родителей.
Личный пример родителей. Лучшим средством воспитания правильных отношений
является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота,
проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став
взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. Очень важно,
чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он
видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Родители для детей - это
жизненный идеал, ничем не защищённый от детского пристального глаза. Если Ваш
ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать
нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может
пойти насмарку.
В.А. Сухомлинский говорил, что «ребёнок - зеркало семьи;
как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота
матери и отца».