Напоминание

«Формирование у младших школьников навыков понимания текста средствами лексической работы»


Автор: Хуснутдинова Камила Махмадуллоевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №184 имени М.И. Махмутова"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: «Формирование у младших школьников навыков понимания текста средствами лексической работы»
Тема: «Формирование у младших школьников навыков понимания текста средствами лексической работы»
Раздел: начальное образование





Назад




«Формирование у младших школьников навыков понимания

текста средствами лексической работы»

Государственные документы в области образования (ФГОС НОО-21)

настаивают, что «Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной

школы, который обеспечивает формирование базовых учебных умений, которые

необходимы для освоения других дисциплин начальной школы. Читательские

умения и навыки позволяют осуществлять интеллектуальное, эмоциональное,

эстетическое, духовно-нравственное развитие младших школьников.

В качестве базовых читательских навыков определяются навыки понимания

читаемого текста. Это один из главных предметных результатов дисциплины

«Литературное чтение».

Проблема формирования у младших школьников навыков понимания текста

средствами

лексической

работы

всегда

находилась

в

центре

внимания

методической науки, так как это является одним из важнейших компонентов

обучения чтению и языку в целом. Без понимания смысла прочитанного текста

дети не смогут улавливать содержание, а значит, не смогут находить и

обрабатывать получаемую информацию, что является необходимым условием

социализации в обществе. Средства лексической работы, такие как понимание

значения слов, использование синонимов, антонимов и так далее, помогают

ученикам улавливать смысл текста более глубоко и качественно. Без данных

навыков дети не смогут полностью правильно понимать текст и будут не

способны правильно интерпретировать его содержание.

Формирование у школьников начальной школы навыков лексической

работы важно не только для успешного чтения и понимания прочитанного, но и

для развития речи, а также мышления и других психических процессов. Работа со

словами, их значениями, связями и контекстом помогает развивать умение

анализировать,

сравнивать,

классифицировать

и

оценивать

получаемую

информацию.

Документы

ФГОС

НОО

также

настоятельно

рекомендуют

сегодня

использовать активные формы словарно-лексической работы, т.е. учащиеся

должны учиться самостоятельно обнаруживать свои лексические затруднения,

учиться «объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с

использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в

прямом и переносном значении» (ФГОС НОО-21).

Лексический уровень развития речи учащихся начальных классов

Школьная среда требует от ребёнка нового уровня речевого развития.

Связано это с тем, что необходимо общаться с учителем, сверстниками.

Необходимо выражать свою мысль, грамотно отвечать на вопросы, знать правила

общения на уроке и во внеурочное время. Всё это происходит в процессе учебной

деятельности.

Дети поступают в школу со скудным словарным запасом, мало используют

деепричастные и причастные обороты, не характеризуют предметы по признакам,

отсутствие наречий, слов абстрактного значения. В речи используют частые

повторы, междометия, неправильное употребление слов. Преобладающую роль

играют

существительные,

глаголы,

а

также

притяжательные местоимения. Отсутствие развёрнутых ответов, искажён смысл

произнесённого.

Лексический уровень развития речи у детей в начальных классах

существенно отличается от уровня в дошкольном возрасте. На этапе обучения в

школе увеличивается объём словарного запаса, происходит переход от простых

слов и конструкций к более сложным, с различными оттенками значения. Дети

начинают

понимать

значение

синонимов,

антонимов,

омонимов,

учатся

использовать слова в разных контекстах.

Также на этом этапе развития детей появляется умение использовать

связные высказывания, связывать их в простые тексты. Дети начинают

использовать различные грамматические конструкции, правильно образовывать

множественное число, склонять имена существительные, использовать глагольные

времена. Они также учатся использовать различные типы предложений такие как

повествовательные, вопросительные, восклицательные.

Однако не все дети имеют одинаковый уровень развития лексических

навыков. Некоторые ученики в младшем школьном возрасте имеют более

ограниченный

словарный

запас,

затрудняются

с

выбором

слов

и

формулированием мыслей. Важно помнить, что развитие лексического уровня

речи учащихся начальных классов является процессом, требующим постоянной

работы над расширением пассивного и активного словаря ребёнка и улучшением

навыков использования языка.

Для того чтобы работать на уровне текста, учащимся необходимо

накопить, уточнить и активизировать свой словарный запас. Поэтому большое

внимание необходимо уделять словарной (лексической) работе, каждому из ее

направлений.

1. На этапе обогащения словаря можно использовать картинный диктант и

работу со словарями».

Картинный диктант представляет собой демонстрацию изображений с новыми для

детей словами.

Работа со словарями имеет огромное разнообразие. Это может быть и

нахождение новых, ранее неизвестных слов в толковом словаре: подбор слов по

определенной

тематике;

работа

с

этимологическим,

словообразовательным

словарем.

2. На этапе уточнения словаря можно использовать выборочный диктант,

творческий диктант и упражнение «Слова заблудились».

При выборочном диктанте учащимся предлагается классифицировать

группу слов на различные темы, например, птицы, животные, дни недели и т.д.

Творческий диктант предполагает замену развернутых определений одним

словом. Например, сшитые листы чистой бумаги (тетрадь), маленький ящичек для

хранения ручек и карандашей (пенал) и т.д.

В задании «Буквы заблудились» учащимся предлагается поставить буквы на

свои места, прочитать полученные слова и объяснить их. Например, т, р, е, т, а, ь,

д (тетрадь); к, н, а, а, р, а, ш, д (карандаш); к, и, г, а, н (книга).

3. На этапе активизации словаря можно использовать: перфокарта, загадки,

ребусы, шарады, кроссворды.

5. На этапе устранения нелитературных слов педагоги могут использовать

задание «Юный редактор», в котором учащимся необходимо заменить слова

просторечной лексики на литературные и др.

Эффективность словарной работы будет зависеть от того, насколько она

планомерна, целенаправленна и систематична.

Большое значение речевому развитию отводится на уроках русского языка,

литературного чтения, внеклассного чтения, математики, окружающего мира,

когда дети работают с текстом; разбирают его; запоминают термины; работают со

словарями; справочниками; со средствами языка такими как эпитет, сравнение,

олицетворение, метафора и так далее.

Говоря о лексической работе, можно выделить основные направления

деятельности учителя такие как обогащение словаря, его уточнение, активизация и

работа над ошибками.

Таким образом, учителю необходимо постоянно обогащать словарный запас

учеников, формировать представление о слове и его значении, эмоциональной

окраске, развивать грамматику речи, формировать логически законченную мысль,

воспитывать любовь к родному языку, его многообразию, свободно общаться со

сверстниками и взрослыми, правильно выбирать стили общения, эмоциональную

окраску.

На современном этапе развития детей уже заметна скудность речи,

связанное с тем, что они очень мало читают. Но к этой проблеме добавились и

другие, одна из которых - это наличие современных гаджетов, в которых

школьники проводят своё свободное время в уединении без развития своих

коммуникативных способностей. Также можно обозначить низкую социализацию

детей,

отсутствие

опыта

решать

простейшие

конфликтные

ситуации

со

сверстниками, нежелание общаться. Возросло количество детей, имеющих

нарушения речевого развития. Поэтому лексическая работа на уроках русского

языка и литературного чтения так важна в современной школе.

Большое значение речевому развитию отводится на уроках русского языка,

литературного чтения, внеклассного чтения словарно-лексической работе, которая

способствует более глубокому пониманию значений слов, текста и развитию речи

учащихся.

От

качества

словарно-лексической

работы

зависит

понимание

читаемого литературного произведения.

Для

лучшего

понимания

учащимися

текста

содержание

словарно-

семантическая работа способствует решению следующих задач:

1.

Количественное обогащение словарного запаса учащихся: усвоение

новых слов, новых значений известных слов. По мнению М.Р. Львова, ежедневно

словарный запас учащегося начальной школы должен пополняться примерно 5-7

новыми словами. На каждом уроке работа с новыми словами должна проходить

планомерно.

2.

Качественное улучшение словарного запаса: уточнение семантики

известных

слов,

установление

семантических

связей

между

словами

(синонимических, антонимических и т.д.) и разными значениями многозначного

слова,

усвоение

лексической

сочетаемости

слов,

в

том

числе

во

фразеологических единицах, наблюдение над использованием слова как средства

создания художественного образа.

3.

Активизация

словаря

перевод

слов

из

пассивного

словаря

в

активный. Пассивная часть индивидуального словаря, т.е. слова понимаемые, но

не употребляемые в речи, всегда больше активной его части. У младшего

школьника разница между объемом пассивного и активного словаря значительная.

Все задачи словарно-лексической работы взаимосвязаны и решаются

совместно. Знакомя учащихся начальных классов с новым словом, учитель

раскрывает его значение, устанавливает его связи с уже известными словами,

организует наблюдение над особенностями функционирования слова, побуждает к

использованию нового слова в речи и более глубокого понимания текста.

Словарно-лексическая работа состоит из двух частей: представления нового

слова и работы над его лексическим значением. Эта работа может проводится, как

с помощью учителя (объяснение значения слова по картинке-иллюстрации,

выяснение значения слова по сноске на странице учебной книги, по толковому

словарю и др.), так и с помощью учителя (подбор синонимов, антонимов,

паронимов; объяснение значения слова учителем через развернутое описание;

введение слова в собственный текст, который проясняет его значение, и пр.).

Словарно-лексическую работу учитель может проводить до знакомства с

текстом, во время первичного знакомства и при вторичном знакомстве с

текстом.

Со словами терминами, названиями исторических событий и т.п. учитель

знакомит учащихся перед чтением текста, т.к. могут возникнуть проблемы с

восприятием текста во время ознакомления с ним. Не знакомые слова учитель

может пояснить во время первичного чтения, сделав небольшую паузу для

объяснения

значения

слова.

Большинство

слов

поясняется

во

время

самостоятельного чтения учащимися текста, при вторичном знакомстве с

текстом с помощью сносок.

Обязательным

требованием

к

словарно-лексической

работе

является

восприятие слова в контексте. Объяснение новых слов должно проходить по мере

чтения текста, что позволит избежать излишних

словотолкований,

замен,

формального подхода к значению слов. Это требование вызвано многозначностью

слова и тем, что слово, воспринятое в предложении, лучше усваивается, учащиеся

сразу получают образец его употребления.

Одни

слова

требуется

ввести

в

активный

словарный

запас

учащихся,

другие

достаточно

ввести

в

пассивный

запас.

Выявить

слова,

требующие

объяснения или уточнения значения, учитель должен при подготовке к уроку.

Приёмы

словарной

работы

должны

быть

разнообразны,

продумать

их надо

также при подготовке к уроку.

При работе с художественным произведением особое внимание необходимо

обращать на то, чтобы ребенок учился замечать незнакомые слова, так

как

часто

младшие

школьники

не

замечают

их

в

процессе

чтения,

и в результате

многое в тексте понимается ими неправильно или вообще остается непонятым.

Например, задание: прочитай стихотворение и найди в нем не совсем понятные

тебе слова. В дальнейшем акцент постепенно переместится с незнакомых слов на

слова-образы. Затем необходимо вводить задания, формирующие у ребенка один

из основных приемов понимания – диалог с текстом.

Словарно-лексическая работа на уроках литературного чтения – это

система заданий, которые способствуют осмысленному восприятию лексики

текста, уточнение известной лексики, введение ее в их связную речь,

практическое овладение лексическими, стилистическими, выразительными

средствами языка.

Приемы лексической работы в аспекте формирования навыков

понимания текста младшими школьниками

Формирование

навыков

понимания

текста

происходит

посредством

различных

приёмов

и

методов,

направленных

на

развитие

речевых,

познавательных и социально-коммуникативных умений.

Одним из таких приёмов является чтение вслух и последующее обсуждение

текста. В процессе обсуждения дети могут выражать свои мысли, задавать

вопросы, выделять главные и дополнительные сведения, устанавливать причинно-

следственные связи и так далее.

Также важно использовать различные виды текста. К ним можно отнести

художественные, научно-популярные, описательные и другие. Они необходимы

для расширения словарного запаса детей и развития их понимания различных

типов текстов.

Ещё одним распространённым приёмов является работа с вопросами к

тексту. Учитель может задавать вопросы разных уровней сложности – от простых,

на которые можно ответить по тексту, до более сложных, требующих от детей

анализа текста и его интерпретации.

Также для формирования навыков понимания текста важно проводить

работу над опорной схемой, представляющую собой выделение ключевых слов и

понятий, установление логических связей между ними и так далее.

Крайне важно стимулировать в учениках интерес к процессу чтения и

понимания содержания прочитанного текста. Для этого можно использовать

игровые формы работы, проводить викторины, дискуссии, ставить спектакли и так

далее.

Главной задачей обучения на уроках литературного чтения является

формирование навыков понимания смысла художественного произведения. Для

этого учащихся нужно научить следующим навыкам:

читать про себя;

отработать навык выразительного чтения;

сформировать умение составлять диалоги и монологи;

работать с разными текстами;

уметь пользоваться справочником, словарём, энциклопедией;

читательской компетентности;

техникой чтения и различным приёмам работы с текстом.

Формирование этих навыков необходимо для успешного обучения в средних

и старших классах, а также даёт возможность получать учащимся эстетическое

наслаждение от чтения художественных произведений.

Как было сказано выше, у младших школьников преобладает наглядно-

образное мышление. Поэтому работа с текстом должна основываться на

сопровождении иллюстрациями, картинками и другими наглядными действиями,

дающими детям более полное представление о произведении и его героях.

Российский лингвист и методист М.П. Воюшина писала о значении работы

над текстом для развития речи младших школьников. Она изучала такие приёмы

формирования навыков работы с текстом как чтение вслух с последующим

обсуждением текста. Это приём позволяет детям лучше понимать смысл

прочитанного и развивать навыки анализа и синтеза. Данный приём, по её

мнению,

позволяет

младшим

школьникам

лучше

понимать

содержание

произведения и развивать связную речь. Также уделяла внимание играм со

словами и предложениями из текста. Это помогает детям лучше запомнить слова и

выражения из произведений. Кроме того, работа с карточками с названиями глав и

кратким содержанием даёт возможность ученикам лучше ориентироваться в

содержании произведения и развивать навыки обобщения информации.

Саму работу над текстом художественного произведения можно разделить

на три основные этапа, которые предложила Светловская Н.Н.:

1 этап – работа до начала чтения;

2 этап – работа во время чтения;

3 этап – работа после прочтения.

Первый

этап

включает

в

себя

такие

приёмы

как

антиципация,

подразумевающая предвосхищение, угадывание то, о чём будет текст, и

постановка целей урока.

Этот этап подразумевает ввод ребёнка в тему, а также озвучивание названия

произведения. Они дают первичную установку детям о чём пойдёт речь в данном

тексте. У детей формируется представление о значении заголовка произведения,

который направляет их на содержание текста. Также данный навык можно

сформировать путём такого задания как: придумать название к тексту после

прочтения, выбрать наиболее подходящий заголовок. Это позволит детям

ориентироваться в теме самого произведения.

На второй этапе используются три основных приёма такие как первичное

чтение текста, перечитывание текста и анализ текста.

Чтение произведения, является ключевым при работе с текстом. Ученики

должны внимательно читать текст, чтобы понимать его смысл и логику. Во время

чтения учитель может прерывать текст объясняя детям значение какого-либо

слова для того, чтобы не потерялся смысл произведения. Чтение должно быть с

выражением и с определённым темпом речи, внятно и громко для лучшего

восприятия. Кроме того, использование диалога помогает оживить героев, сделать

текст более интересным для читателей. Ученики могут использовать диалог,

чтобы передать характеры и взаимоотношения героев произведения.

На третьем этапе, после чтения текста, Светловская Н.Н. предлагает

использовать такие приёмы как концептуальная (смысловая) беседа по тексту;

работа с иллюстрациями и творческие задания.

Умение работать над структурой текста формируется за счёт составления

плана прочитанного текста, разделяя текст на значимые смысловые части. Это

происходит

сначала

с

помощью

учителя,

который

помогает

ученикам

ориентироваться в тексте, находить главные слова и составлять примерный план.

На

уроках

литературного

чтения

широко

распространён

приём

структурирования текста, который позволяет лучше понять смысл произведения.

Для этого младший школьник обозначает структуру текста, устанавливает модель

и сравнивает модель с самим текстом произведения. Учащиеся выполняют

зарисовки структуры текста, отмечая основные части кружками или другими

простыми фигурками.

Для глубокого осмысления произведения педагог также может использовать

приём самостоятельной формулировки детьми вопросов к тексту. По тому, какие

вопросы составляют ученики, учитель может сделать выводы об усвоении

прочитанного материала.

Отечественный педагог и методист Л.А. Мосунова считает, что смысловое

понимание произведения у детей должно развиваться на основе индивидуального

подхода и постепенного повышения уровня сложности текста. Она уделяет

большое значение эмоционально-ценностному отношению к произведениям и

говорит о важности детьми уметь переживать сюжет и эмоции героев, а также

находить в тексте глубокий смысл.

Л.А. Мосунова предлагает использовать метод словесного рисования как

один из способов развития литературного восприятия у детей. Этот метод

заключается в том, чтобы попросить детей нарисовать то, что они представляют

себе при чтении определённого произведения или отрывка. Словесное рисование

помогает детям визуализировать произведение, развивает их воображение и

вызволяет им более глубоко понимать смысл произведения. Дети могут

нарисовать главных героев, события, места действия, настроение и эмоции героев,

а также их собственные ассоциации, вызванные чтением произведения.

Также она уделяет внимание схематизации текста как способ облегчения

понимания детьми текста. Этот метод заключается в том, чтобы нарисовать схему

или диаграмму, которая поможет увидеть структуру текста и выделить его

ключевые моменты и идеи. Она помогает детям увидеть связи между различными

идеями, что позволяет лучше понять глубинные смыслы произведения.

Смысловое чтение в начальной школе подразумевает процесс, в котором

ученик понимает смысл прочитанного текста, а не только декодирует отдельные

слова и предложения. Основной целью смыслового чтения является развитие

понимания текста, формирование навыков анализа и интерпретации содержания.

Миссия осознанного чтения состоит в формировании духовного развития

личности, которая может самореализовываться и самоопределяться. Смысловое

чтение

определяется

как

система

индивидуальных

приёмов

читательской

деятельности,

способствующих

постижению

ценностно-смыслового

аспекта

художественных произведения. Поэтому так важно достигать эту цель при работе

с детьми младшего школьного возраста над текстом произведений на уроках

литературного чтения.

Смысловое чтение и выразительное чтение вместе помогают детям лучше

понимать

содержание

произведения,

выявлять

его

глубинные

смыслы

и

передавать эмоциональную окраску текста. Выразительное чтение позволяет

младшим школьникам акцентировать внимание на различных элементах текста,

таких как интонация, паузы, темп и громкость речи, что помогает им передавать

эмоции и настроение произведения.

В

Федеральном

государственном

стандарте

начального

образования

отмечается, что важной задачей словарно-лексической работы следует считать

направление по активизации словаря учащихся начальной школы, которая

предполагает перевод слов из пассивного словаря в активный словарь ребенка

путем включения этих слов в свою речь: пересказы, беседы, ответы на вопросы на

уроки, в изложения и сочинения, а также в свой повседневный словарь, которым

он пользуется во внеурочной и внеучебной деятельности. Детям необходимо

овладеть компенсаторными умениями: использовать при чтении и аудировании

языковую, в том числе контекстуальную догадку для понимания смысла

прочитанного.

Формировать навыки понимания текста помогает словарно-лексическая

работа, пополнение и расширение словарного запаса учащихся.

Работа

над

новым словом

начинается с

раскрытия

его

лексического

значения, установления в сознании

учащегося начальной школы связи между

звукокомплексом и определенным смыслом.

Учитель

начальных

классов

должен

научить

учащихся

фиксировать

внимание на незнакомых словах и спрашивать об их значении. Затем необходимо

закрепить умение учащихся находить незнакомые слова и записывать их, которые

можно собирать и обсуждать в классе.

С.В. Плотникова

предлагает

следующие

основные

приемы

словарно-

лексической работы:

побуждение

к

выявлению

значения

с

опорой

на

контекст

употребления слова. Определению значения слова с опорой на контекст можно

специально учить, предлагая вначале объяснить неизвестное детям слово вне

контекста, а затем предъявляя его в контексте;

обращение к речевому опыту учащихся – побуждение к толкованию

слова

или

включению

слова

в

контекст.

Слово непонятное

большинству

учеников, может быть известно одному или нескольким детям. Дав этим ученикам

возможность

объяснить

значение

слова,

учитель

вносит

свои дополнения

и

уточнения;

побуждение

к

словообразовательному

анализу

слова:

почему

так

назвали? От какого слова образовано? Подумайте о строении слова, и это поможет

вам разгадать его значение: своенравный – показывает свой нрав, упрямится;

обращение к сноске в книге или словарю. Формирование у младших

школьников умения работать с толковым словарем – одна из

задач начального

обучения русскому языку, поэтому в современных учебниках имеются толковые

словарики, к которым учащиеся обращаются в случае необходимости. Также

широко используются школьные толковые словари;

обращение

к

иллюстрации

в

книге.

Например,

иллюстрация,

помещенная в учебной хрестоматии «Родная речь» для 4 класса к произведению

И.С. Шмелева

«Егорьев

день»,

поможет

учащимся

лучше

представить себе

предметы быта конца Х1Х века и понять значение таких слов из текста, как

поддевка, лапотки, сермяга».

Использование наглядных приемов словарно-лексической работы лучше

всего использовать в сочетании со словесными приемами. Показ иллюстраций и

слайдов сопровождать рассказом учителя, беседой по картине, логическим

определением, подведением слова под родовое понятие.

В словарно-лексической работе на уроках литературного чтения можно

применять приемы, помогающие учащимся понять происхождение слова.

Продумывая этапы словарно-лексической работы, учитель должен помнить,

что каждое слово необходимо провести через сознание учащегося несколько раз,

включая, его в разные контексты и используя разные приемы: поиск слова и его

толкования в словаре; запись слова; составление словосочетаний и предложений;

выбор слова из ряда других, предъявленных, этимологический анализ и д

Таким образом, формирование навыков понимания текста происходит

посредством различных приёмов и методов, направленных на развитие речевых,

познавательных и социально-коммуникативных умений. Словарно-лексическая

работа не только знакомит учащихся с семантикой

слов

и

выражений,

но

и

является одним из основных приемов, формирующих навыки понимания текста.



В раздел образования