Авторы: Гражданинова Евгения Анатольевна, Казак Анна Валерьевна
Должность: старший воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 183 Дзержинского района Волгограда
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: "ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ ПО ПРОГРАММЕ Н.А. РЫЖОВОЙ «НАШ ДОМ - ПРИРОДА»"
Тема: дошкольное экологическое образование
Раздел: дошкольное образование
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В
ДЕТСКОМ САДУ ПО ПРОГРАММЕ Н.А. РЫЖОВОЙ
«НАШ ДОМ - ПРИРОДА»
Гражданинова Евгения Анатольевна, Казак Анна Валерьевна
МДОУ «Детский сад № 183 Дзержинского района Волгоград»,
г. Волгоград, tangran
888@
yandex
.
ru
Аннотация:
Статья
посвящена
опытно–экспериментальной
и
исследовательской деятельности в детском саду.
Ключевые слова: дошкольное экологическое образование.
E. Grazhdaninova, A. Kazak. Russia. PILOT ACTIVITIES IN
KINDERGARTEN UNDER THE PROGRAM OF N.A. RYZHOVA
«OUR HOME IS NATURE»
Annotation: The article is devoted to experimental - experimental and
research activities in kindergarten.
Keywords: preschool environmental education.
Детское экспериментирование и исследование — познавательное и
практическое исследование мира, в котором предметы и явления наиболее
красноречиво проявляют свою скрытую природу. Экспериментирование и
исследования создают необходимые условия для активного познания, а также
стимулируют исследовательскую активность ребенка, развивают логическое
мышление, речь и аналитические способности, учат видеть и понимать
причинно-следственные связи, формируют азы научного мировосприятия.
Так как дети в этом возрасте почемучки, то эксперименты и исследования
помогают в доступной для ребёнка форме объяснить суть сложнейших
природных процессов и явлений.
По мнению Н.А. Рыжовой, в настоящее время исследовательская
деятельность приобретает особое значение в связи с определением содержания
образовательной области «Познавательное развитие» по ФГОС ДОО.
Познавательное
развитие
предполагает
развитие
интересов
детей,
любознательности
и
познавательной
мотивации;
формирование
познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и
творческой активности; формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира и т.д.
3
.
Целью опытно-экспериментальных мероприятий является моделирование
природных или физических явлений, наглядная демонстрация процесса его
возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку
в
результате
собственных
наблюдений
и
размышлений
прийти
к
самостоятельным выводам.
Задачи экспериментальной деятельности формировать представления о
свойствах природных и искусственных материалов, знакомить с природой
физических явлений, а также познакомить с соблюдением правил безопасного
поведения в процессе экспериментирования.
Приёмы,
используемые
в
опытно-экспериментальной
деятельности,
направлены на формирование диалектического мышления, которое помогает
видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, такие
как: наблюдение, игра, опыт , беседа, рассказ, прогулка — наблюдение.
Опытно-экспериментальная
деятельность
имеет
свою
логическую
структуру.
Занятие по экспериментированию в младшем дошкольном возрасте
длятся 10 - 20 минут, а в старшем дошкольном возрасте длятся 25–30 минут.
Они подразделяются на этапы:
Организационный этап — мотивирующее начало в игровой форме.
1.
Основной этап — наиболее активная практическая часть занятия,
которая включает:
o
проведение опытов;
o
дидактические игры;
o
физкультминутка, пальчиковая или дыхательные гимнастики.
2.
Заключительный, итоговый этап — выводы, уборка рабочих мест.
Перспективный план работы дошкольного учреждения по организации
опытно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
разработан с учетом программы «Наш дом - природа», по каждому из 10
блоков. Разные виды исследований и экспериментирования мы используем из
картотеки Н.А. Рыжовой «Исследования природы в детском саду»
2
.
Они сгруппированы по темам:
- Вода вокруг нас.
- Воздух вокруг нас.
- Камни.
- Песок и глина.
- Полезные ископаемые.
- Почва.
- Солнце, свет, цвет и тепло.
- Растения.
- Животные.
- Человек и природа.
Исследование
уровня
опытно-экспериментальной
деятельности
проводится педагогом в начале и в конце учебного года. Показатели уровня
освоения детьми по опытно – экспериментальной и исследовательской
деятельности проходит по следующим критериям:
- Видит и определяет проблему;
- Ставит и формулирует цель;
- Самостоятельно решает проблемную ситуацию;
- Анализирует свойства предмета и природу явления;
- Выделяет основные признаки и причинно-следственные связи;
- Сравнивает и систематизирует различные факты;
- Предлагает гипотезы, формулирует предположения;
- Делает выводы.
Критерий оценивается по 3 уровням:
Высокий уровень — ребёнок справляется с поставленными задачами
самостоятельно, без помощи взрослых.
Средний уровень — ребёнок выполняет работу частично самостоятельно,
прибегая к подсказкам взрослых.
Низкий уровень — ребёнок не может действовать самостоятельно, с
трудом реализует поставленные задачи даже с помощью педагога.
Одним из важных условий организации экологического образования в
дошкольной образовательной организации является создание определенного
варианта развивающей предметно-пространственной среды, или РППС (ее
экологизации)
1
.
При работе детского сада по программе «Наш дом - природа» Н.А.
Рыжовой
особое
внимание
уделяется
организации
предметно-
пространственной развивающей среды, связанной с требованиям ФГОС ДО.
Развивающая предметно–пространственная среда по экологическому
образованию детей повысила образовательный потенциал как в помещении
детского сада, так и на территории. Насыщенность среды соответствует
возрастным возможностям детей, начиная с раннего возраста (дети 1 младшей
группы только знакомятся с природными явлениями).
Уголок экспериментирования и исследования, в котором находятся
разные
материалы
и
приборы,
помогает
детям
окунуться
в
мир
самостоятельного исследования и поиска ответов на интересующие их
вопросы. По рекомендациям Рыжовой Н.А. в специально отведённом месте
ребята смогут потрогать, понюхать, рассмотреть интересный материал,
полистать красочные страницы увлекательных энциклопедий, провести опыт
по карточкам-схемам, почувствовать себя настоящими первооткрывателями. На
открытых полочках в доступной и безопасной для детей форме должно быть
отведено место для приборов, книг и материалов. Важно ознакомить детей с
правилами поведения в уголке экспериментирования и проконтролировать
соблюдение ими мер безопасности.
Основными элементами РППС по экологическому образованию детей
нашего
детского
сада
являются:
лаборатория,
мини-музеи
природы,
экспериментальные уголки, экологическая тропинка, огород, клумба. Также
планируется создать мини – музей под открытым небом и метеостанцию.
Современное дошкольное образование делает ставку на обеспечение
саморазвития и самореализации ребёнка, которое пробуждает внутреннюю
потребность в знаниях, активизирует познавательный интерес. Эксперименты и
исследования не только знакомят с новыми фактами, но и позитивно влияют на
формирование
умственных
операций
синтеза
и
анализа,
способствуют
раскрытию
творческого
потенциала,
формированию
первичных
математических понятий.
Библиография
1.
Рыжова Н.А. Наш дом – природа. Программа по экологическому
образованию дошкольников / Н.А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2017. - 224 с.
2.
Рыжова Н.А. Исследования природы в детском саду в двух частях /
Н.А. Рыжова. – М.: ООО Русское слово-учебник, 2017.
3.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации".