Напоминание

дошкольное экологическое образование


Авторы: Гражданинова Евгения Анатольевна, Казак Анна Валерьевна
Должность: старший воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 183 Дзержинского района Волгограда
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: "ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ ПО ПРОГРАММЕ Н.А. РЫЖОВОЙ «НАШ ДОМ - ПРИРОДА»"
Тема: дошкольное экологическое образование
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В

ДЕТСКОМ САДУ ПО ПРОГРАММЕ Н.А. РЫЖОВОЙ

«НАШ ДОМ - ПРИРОДА»

Гражданинова Евгения Анатольевна, Казак Анна Валерьевна

МДОУ «Детский сад № 183 Дзержинского района Волгоград»,

г. Волгоград, tangran

888@

yandex

.

ru

Аннотация:

Статья

посвящена

опытно–экспериментальной

и

исследовательской деятельности в детском саду.

Ключевые слова: дошкольное экологическое образование.

E. Grazhdaninova, A. Kazak. Russia. PILOT ACTIVITIES IN

KINDERGARTEN UNDER THE PROGRAM OF N.A. RYZHOVA

«OUR HOME IS NATURE»

Annotation: The article is devoted to experimental - experimental and

research activities in kindergarten.

Keywords: preschool environmental education.

Детское экспериментирование и исследование — познавательное и

практическое исследование мира, в котором предметы и явления наиболее

красноречиво проявляют свою скрытую природу. Экспериментирование и

исследования создают необходимые условия для активного познания, а также

стимулируют исследовательскую активность ребенка, развивают логическое

мышление, речь и аналитические способности, учат видеть и понимать

причинно-следственные связи, формируют азы научного мировосприятия.

Так как дети в этом возрасте почемучки, то эксперименты и исследования

помогают в доступной для ребёнка форме объяснить суть сложнейших

природных процессов и явлений.

По мнению Н.А. Рыжовой, в настоящее время исследовательская

деятельность приобретает особое значение в связи с определением содержания

образовательной области «Познавательное развитие» по ФГОС ДОО.

Познавательное

развитие

предполагает

развитие

интересов

детей,

любознательности

и

познавательной

мотивации;

формирование

познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и

творческой активности; формирование первичных представлений о себе,

других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях

объектов окружающего мира и т.д.

3

.

Целью опытно-экспериментальных мероприятий является моделирование

природных или физических явлений, наглядная демонстрация процесса его

возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку

в

результате

собственных

наблюдений

и

размышлений

прийти

к

самостоятельным выводам.

Задачи экспериментальной деятельности формировать представления о

свойствах природных и искусственных материалов, знакомить с природой

физических явлений, а также познакомить с соблюдением правил безопасного

поведения в процессе экспериментирования.

Приёмы,

используемые

в

опытно-экспериментальной

деятельности,

направлены на формирование диалектического мышления, которое помогает

видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, такие

как: наблюдение, игра, опыт , беседа, рассказ, прогулка — наблюдение.

Опытно-экспериментальная

деятельность

имеет

свою

логическую

структуру.

Занятие по экспериментированию в младшем дошкольном возрасте

длятся 10 - 20 минут, а в старшем дошкольном возрасте длятся 25–30 минут.

Они подразделяются на этапы:

Организационный этап — мотивирующее начало в игровой форме.

1.

Основной этап — наиболее активная практическая часть занятия,

которая включает:

o

проведение опытов;

o

дидактические игры;

o

физкультминутка, пальчиковая или дыхательные гимнастики.

2.

Заключительный, итоговый этап — выводы, уборка рабочих мест.

Перспективный план работы дошкольного учреждения по организации

опытно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

разработан с учетом программы «Наш дом - природа», по каждому из 10

блоков. Разные виды исследований и экспериментирования мы используем из

картотеки Н.А. Рыжовой «Исследования природы в детском саду»

2

.

Они сгруппированы по темам:

- Вода вокруг нас.

- Воздух вокруг нас.

- Камни.

- Песок и глина.

- Полезные ископаемые.

- Почва.

- Солнце, свет, цвет и тепло.

- Растения.

- Животные.

- Человек и природа.

Исследование

уровня

опытно-экспериментальной

деятельности

проводится педагогом в начале и в конце учебного года. Показатели уровня

освоения детьми по опытно – экспериментальной и исследовательской

деятельности проходит по следующим критериям:

- Видит и определяет проблему;

- Ставит и формулирует цель;

- Самостоятельно решает проблемную ситуацию;

- Анализирует свойства предмета и природу явления;

- Выделяет основные признаки и причинно-следственные связи;

- Сравнивает и систематизирует различные факты;

- Предлагает гипотезы, формулирует предположения;

- Делает выводы.

Критерий оценивается по 3 уровням:

Высокий уровень — ребёнок справляется с поставленными задачами

самостоятельно, без помощи взрослых.

Средний уровень — ребёнок выполняет работу частично самостоятельно,

прибегая к подсказкам взрослых.

Низкий уровень — ребёнок не может действовать самостоятельно, с

трудом реализует поставленные задачи даже с помощью педагога.

Одним из важных условий организации экологического образования в

дошкольной образовательной организации является создание определенного

варианта развивающей предметно-пространственной среды, или РППС (ее

экологизации)

1

.

При работе детского сада по программе «Наш дом - природа» Н.А.

Рыжовой

особое

внимание

уделяется

организации

предметно-

пространственной развивающей среды, связанной с требованиям ФГОС ДО.

Развивающая предметно–пространственная среда по экологическому

образованию детей повысила образовательный потенциал как в помещении

детского сада, так и на территории. Насыщенность среды соответствует

возрастным возможностям детей, начиная с раннего возраста (дети 1 младшей

группы только знакомятся с природными явлениями).

Уголок экспериментирования и исследования, в котором находятся

разные

материалы

и

приборы,

помогает

детям

окунуться

в

мир

самостоятельного исследования и поиска ответов на интересующие их

вопросы. По рекомендациям Рыжовой Н.А. в специально отведённом месте

ребята смогут потрогать, понюхать, рассмотреть интересный материал,

полистать красочные страницы увлекательных энциклопедий, провести опыт

по карточкам-схемам, почувствовать себя настоящими первооткрывателями. На

открытых полочках в доступной и безопасной для детей форме должно быть

отведено место для приборов, книг и материалов. Важно ознакомить детей с

правилами поведения в уголке экспериментирования и проконтролировать

соблюдение ими мер безопасности.

Основными элементами РППС по экологическому образованию детей

нашего

детского

сада

являются:

лаборатория,

мини-музеи

природы,

экспериментальные уголки, экологическая тропинка, огород, клумба. Также

планируется создать мини – музей под открытым небом и метеостанцию.

Современное дошкольное образование делает ставку на обеспечение

саморазвития и самореализации ребёнка, которое пробуждает внутреннюю

потребность в знаниях, активизирует познавательный интерес. Эксперименты и

исследования не только знакомят с новыми фактами, но и позитивно влияют на

формирование

умственных

операций

синтеза

и

анализа,

способствуют

раскрытию

творческого

потенциала,

формированию

первичных

математических понятий.

Библиография

1.

Рыжова Н.А. Наш дом – природа. Программа по экологическому

образованию дошкольников / Н.А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2017. - 224 с.

2.

Рыжова Н.А. Исследования природы в детском саду в двух частях /

Н.А. Рыжова. – М.: ООО Русское слово-учебник, 2017.

3.

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в

Российской Федерации".



В раздел образования