Напоминание

"Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Знайченко Алина Олеговна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 5 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: Краснодарский край, г. Тихорецк
Наименование материала: мастер - класс для родителей детей группы компенсирующей направленности
Тема: "Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер -класс

для родителей детей группы компенсирующей направленности на тему:

«Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного

возраста».

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о речевом нарушении, которое

допускают дети.

1. Прочтите предложения, которые были сказаны детьми. Скажите, какие ошибки вы

заметили?

- Осенью с девора опадают листья. (перестановка слога)

- Мой дедушка купил пинино в музыкальном магазине. (пропуск слога- элизия)

- Мама пожарила вкусные коклеты. (замена согласного в слоге).

Нарушения, которые вы заметили, носят характер отклонения правильного

слогового звучания слова.

О важности рассматриваемой проблемы говорит тот факт, что усвоение слоговой

структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего

успешного обучения ребенка в школе. Актуальность данной проблемы очевидна,

поскольку овладение грамотой - это основа образовательного процесса ребенка, а

нарушения слоговой структуры речи существенно задерживают его, часто являясь

причиной возникающих здесь затруднений.

У большинства детей из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой

структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно может

повлиять на нарушение письма -дисграфия и нарушения чтения –дислексия.

Под

понятием «слоговая

структура»

слова принято

подразумевать

взаиморасположение и связь слогов в слове.

Сегодня я предлагаю Вашему вниманию игры и упражнения, которые помогут

устранить нарушения слоговой структуры слова и пополнят нашу с вами копилку

речевых игр.

1. - Упражнение: «Правильно – неправильно»

Ход: Один мальчик в детском саду всё время терял то звук, то слог и его слова

становились непонятными. Послушайте внимательно слова и поднимите мяч, если

услышите неправильное слово.

Моноток – молоток Тул – стул Зуйка – зайка Мутюг –утюг

Ломоко – молоко Шинама - машина

(поднимают мячи) А как правильно сказать?

2.- Сейчас мы выполним ритмическую игру: «Дятел»,

которая

поможет развить

чувство ритма, различить и усвоить слоговой состав слова.

Упражнение направленно на создание основы правильного членения слова на слоги,

подготавливает речь к словесному ударению.

Для этого вы можете использовать любые музыкальные инструменты, ложки, банки,

барабаны, молоточки, палочки, карандаши, ладони и т. д.

Ход: Внимательно послушайте и запомните, как стучит дятел.

Добрый дятел дуб долбил, долго дерево лечил.

Молодцы, очень точно повторили ритмический рисунок.

3 . Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты

мышления.

Ход игры. Взрослый бросает мяч, называя односложные, двусложные и трехсложные

слова. Другой взрослый, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и

бросает мяч обратно. Можно предложить произнести слово по слогам, одновременно

отбивая слоги мячом.

Слова: магазин, аптека, парикмахерская, больница, гараж, цирк, супермаркет;

здание, дверь, коридор, улица, дорога, калитка, забор, машина, ремень, сиденье, кресло и

т.д.

«Мяч лови и мяч бросай — сколько слогов, называй»

4 . Магазин. Цель: упражнять в делении слов на слоги.

Оборудование: карточки - «деньги» с нарисованными на них двумя, тремя,

четырьмя кружками, предметные картинки: морковь, свёкла, редиска, перец, чеснок,

тыква, укроп, слива, вишня, арбуз, картофель, капуста, огурцы, помидоры, лимоны,

бананы, виноград, ананас, яблоки, клубника, абрикосы, мандарины, смородина, ежевика,

земляника.

Ход игры: предлагается купить только тот товар, в названии которого столько слогов,

сколько кружков на их карточках- «деньгах». Взрослые подходят к столу и

проговаривают выбранное слово по слогам, показав свою карточку. Если играющий не

допустил ошибки, у него берутся «деньги» и выдаётся «покупка». Выигрывает тот, у

кого оказалось больше картинок.

5. «Бусы и слоги»

Цель: упражнение в подборе слов разного слогового состава,

слоговой анализ слов.

Оборудование: фрагменты нанизанных на шнурки бус, предметные картинки.

Ход игры. 1 вариант. Подобрать слова, в которых столько слогов, сколько бусин на

шнурке.

2 вариант. Называть картинки и нанизывает на шнурок столько бусин, сколько слогов в

слове.

6. «Поймай слог»

Логопед произносит цепочку слов, показывая при этом картинку с названием.

ТАпочки, кофТА, баТАрейка.

САхар, пиСАтель, лиСА

ТОчка, цвеТОчек, лоТО

ШИло, маШИна, мыШИ

РОза, доРОга, пеРО

Взрослые определяют общий слог в словах ТА, после можно предложить выполнить без

картинок.

7. Игра «Запомни-повтори»-

-воспроизведение слоговых рядов с предметами, по два слога, по три

па-ба-па та-да-та ка-га-ка са-за-са ша-са-ша

(произносим и нажимаем указательным пальцем на два или три предмета, поочередно)

-воспроизведение слов разной слоговой структуры с нажатием указательного пальца на

«Звуковые колокольчики»

Итог: Таким образом, вы можете увидеть, какие разные и интересные задания мы

проводим с вашими детьми.



В раздел образования