Автор: Знайченко Алина Олеговна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 5 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: Краснодарский край, г. Тихорецк
Наименование материала: мастер - класс для родителей детей группы компенсирующей направленности
Тема: "Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Мастер -класс
для родителей детей группы компенсирующей направленности на тему:
«Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного
возраста».
Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о речевом нарушении, которое
допускают дети.
1. Прочтите предложения, которые были сказаны детьми. Скажите, какие ошибки вы
заметили?
- Осенью с девора опадают листья. (перестановка слога)
- Мой дедушка купил пинино в музыкальном магазине. (пропуск слога- элизия)
- Мама пожарила вкусные коклеты. (замена согласного в слоге).
Нарушения, которые вы заметили, носят характер отклонения правильного
слогового звучания слова.
О важности рассматриваемой проблемы говорит тот факт, что усвоение слоговой
структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего
успешного обучения ребенка в школе. Актуальность данной проблемы очевидна,
поскольку овладение грамотой - это основа образовательного процесса ребенка, а
нарушения слоговой структуры речи существенно задерживают его, часто являясь
причиной возникающих здесь затруднений.
У большинства детей из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой
структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно может
повлиять на нарушение письма -дисграфия и нарушения чтения –дислексия.
Под
понятием «слоговая
структура»
слова принято
подразумевать
взаиморасположение и связь слогов в слове.
Сегодня я предлагаю Вашему вниманию игры и упражнения, которые помогут
устранить нарушения слоговой структуры слова и пополнят нашу с вами копилку
речевых игр.
1. - Упражнение: «Правильно – неправильно»
Ход: Один мальчик в детском саду всё время терял то звук, то слог и его слова
становились непонятными. Послушайте внимательно слова и поднимите мяч, если
услышите неправильное слово.
Моноток – молоток Тул – стул Зуйка – зайка Мутюг –утюг
Ломоко – молоко Шинама - машина
(поднимают мячи) А как правильно сказать?
2.- Сейчас мы выполним ритмическую игру: «Дятел»,
которая
поможет развить
чувство ритма, различить и усвоить слоговой состав слова.
Упражнение направленно на создание основы правильного членения слова на слоги,
подготавливает речь к словесному ударению.
Для этого вы можете использовать любые музыкальные инструменты, ложки, банки,
барабаны, молоточки, палочки, карандаши, ладони и т. д.
Ход: Внимательно послушайте и запомните, как стучит дятел.
Добрый дятел дуб долбил, долго дерево лечил.
Молодцы, очень точно повторили ритмический рисунок.
3 . Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»
Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты
мышления.
Ход игры. Взрослый бросает мяч, называя односложные, двусложные и трехсложные
слова. Другой взрослый, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и
бросает мяч обратно. Можно предложить произнести слово по слогам, одновременно
отбивая слоги мячом.
Слова: магазин, аптека, парикмахерская, больница, гараж, цирк, супермаркет;
здание, дверь, коридор, улица, дорога, калитка, забор, машина, ремень, сиденье, кресло и
т.д.
«Мяч лови и мяч бросай — сколько слогов, называй»
4 . Магазин. Цель: упражнять в делении слов на слоги.
Оборудование: карточки - «деньги» с нарисованными на них двумя, тремя,
четырьмя кружками, предметные картинки: морковь, свёкла, редиска, перец, чеснок,
тыква, укроп, слива, вишня, арбуз, картофель, капуста, огурцы, помидоры, лимоны,
бананы, виноград, ананас, яблоки, клубника, абрикосы, мандарины, смородина, ежевика,
земляника.
Ход игры: предлагается купить только тот товар, в названии которого столько слогов,
сколько кружков на их карточках- «деньгах». Взрослые подходят к столу и
проговаривают выбранное слово по слогам, показав свою карточку. Если играющий не
допустил ошибки, у него берутся «деньги» и выдаётся «покупка». Выигрывает тот, у
кого оказалось больше картинок.
5. «Бусы и слоги»
Цель: упражнение в подборе слов разного слогового состава,
слоговой анализ слов.
Оборудование: фрагменты нанизанных на шнурки бус, предметные картинки.
Ход игры. 1 вариант. Подобрать слова, в которых столько слогов, сколько бусин на
шнурке.
2 вариант. Называть картинки и нанизывает на шнурок столько бусин, сколько слогов в
слове.
6. «Поймай слог»
Логопед произносит цепочку слов, показывая при этом картинку с названием.
ТАпочки, кофТА, баТАрейка.
САхар, пиСАтель, лиСА
ТОчка, цвеТОчек, лоТО
ШИло, маШИна, мыШИ
РОза, доРОга, пеРО
Взрослые определяют общий слог в словах ТА, после можно предложить выполнить без
картинок.
7. Игра «Запомни-повтори»-
-воспроизведение слоговых рядов с предметами, по два слога, по три
па-ба-па та-да-та ка-га-ка са-за-са ша-са-ша
(произносим и нажимаем указательным пальцем на два или три предмета, поочередно)
-воспроизведение слов разной слоговой структуры с нажатием указательного пальца на
«Звуковые колокольчики»
Итог: Таким образом, вы можете увидеть, какие разные и интересные задания мы
проводим с вашими детьми.