Напоминание

"Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Супрунова Елена Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №83 "Утиное гнездышко"
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
«Разработка сценария вечера развлечений «Математическая викторина» с участием родителей». Супрунова Елена Павловна воспитатель МБДОУ № 83 «Утиное гнёздышко» Дошкольное детство - это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Одна из важнейших задач, которая стоит перед системой дошкольного образования - это всестороннее развитие личности дошкольника: развитие познавательных, умственных, физических, нравственных и эстетических способностей, формирование физической и интеллектуальной зрелости. Логика – это то, с чем мы постоянно сталкиваемся в жизни. То, о чём говорит логика, знакомо и близко каждому: это законы правильного мышления, образное видение мира, последовательность и доказательность рассуждений. У детей с раннего детства начинают формироваться представления об окружающем мире: о различных признаках и свойствах предметов – цвете, форме, величине, об их пространственном расположении, количестве. Так постепенно накапливается сенсорный опыт, который является основой формирования элементарных логических представлений и понятий. Действительно, такие логические операции, как определение, классификация, доказательство, опровержение и обобщение, применяются каждым человеком, даже неосознанно, в мыслительной деятельности. Некоторые родители склонны считать своё мышление естественным процессом, таким, как, например, ходьба или дыхание. Они не считают нужным учиться логике. Но это заблуждение: правильно мыслить не всегда достаточно. Логическое мышление и интуиция нуждаются в прояснении не меньше, чем грамматика. Размышление способствует развитию и совершенствованию не только собственно логических, но и других мыслительных навыков, таких, как обобщение, абстрагирование, выявление главных признаков и отделение их от второстепенных побочных (синтез и анализ). Ошибочно думать, что ребёнок разовьётся самостоятельно – необходимо руководить процессом познания им окружающего мира и логических законов. Но при этом, конечно, всегда нужно обращать внимание на то, что ребёнок уже способен делать сам, а также на то, что он может делать при помощи взрослых. Поэтому в процессе обучения важно не столько сообщать ему готовые знания, сколько развивать его умственные способности.
Игры и упражнения, подобранные мною в газете «От Почемучки к Всезнайке» для совместной работы детей с родителями, направлены на эффективную тренировку мышления. Их цель – не только дать представление о логических операциях мышления, но и вместе с тем пробудить интерес к математике, как у ребёнка, так и у взрослого. Материал, предложенный мною, направлен на осознанное усвоение знаний, поскольку такие знания используются в жизни. Для того чтобы овладеть ими, ребёнок должен умственно потрудиться, взрослые должны помочь ему, а логический подход и состоит в том, чтобы при пояснении и показе усвоить предлагаемые задания в результате определённой умственной работы. Газета включает в себя использование развивающих игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов поэтому вызывает у детей большой интерес. Психолог Л.С. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения его собственной мысли». Отсюда единственный правильный путь, ведущий к ускорению логического мышления - это игра. Развитие логического мышления у детей через развивающие игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника. Свои развивающие игры я широко использовала в непосредственно - образовательной деятельности по математическому развитию, в «Тихом уголке» в математической игротеке, в свободной, игровой деятельности детей, в виде дидактических игр в совместной деятельности детей и родителей. Поскольку старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для логического мышления, то я стараюсь развить у воспитанников интерес к моделированию, к знаковым системам, к кодированию чисел, а также самостоятельности в решении того или иного задания. Определённый багаж знаний, по развитию логического мышления, должен быть и у родителей. Для этого мною разработан ряд консультаций по данной теме: «Как организовать игры детей дома с использованием математического материала», «Что такое занимательный математический материал?», «Занимательный математический материал как средство развития логического мышления у дошкольников». Сформировала памятку для родителей «Заповеди, которыми можно руководствоваться в работе с детьми». Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует
другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов. Мною была поставлена задача «повернуться» лицом к семье, оказать ей посильную педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка (в частности развития логического мышления, через игры с математическим содержанием). Я стараюсь, чтобы мои взаимоотношения с семьёй стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух сторон учитываю дифференцированный подход к каждой семье, социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы. Взаимодействие осуществляется в разных формах. Мною разработан перспективный план работы с родителями. Месяц Форма Тема Сентябрь Часть родительского собрания. Выпуск газеты № 1. Знакомство с формой работы: «Выпуск газеты» «От Почемучки к Всезнайке» Октябрь Консультация Выпуск газеты № 2. «Что такое занимательный математический материал». Ноябрь Мастер – класс Выпуск газеты № 3. Изготовление игр: «Колумбово яйцо», «Волшебный круг». Декабрь Книжная выставка Выпуск газеты № 4. «Рекомендуем для занятий с детьми». Январь Памятка Выпуск газеты № 5. «Занимательный математический материал как средство развития логического мышления у дошкольников». Февраль Ширма Выпуск газеты № 6. «Развивающие игры для детей» (Перечень рекомендуемых игр). Март Консультация Выпуск газеты № 7. «Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей»
Апрель Фото – выставка. Выпуск газеты № 8. «Как мы играем дома» Май Итоговое мероприятие: Вечер развлечений. Выпуск газеты № 9. «Математическая викторина». Участники: родители, дети. Индивидуальные беседы и консультации – по запросу родителей. Для более успешной работы с родителями в плане ознакомления их с играми, упражнениями по развитию логического мышления детей, я организовала ежемесячный выпуск газеты. Разделы газеты включают такие рублики как: «Весёлая логика», «Хитрые картинки», «Послушный карандаш», «Весёлая математика», «Лабиринт», «Геометрический конструктор», «Счётные палочки» и т.д. Механизм включения родителей в образовательный процесс осуществляется при помощи сайта МБДОУ. На первом родительском собрании объясняю родителям зачем и как нужно вести совместную работу с детьми по развитию логического мышления. Знакомлю со страничкой группы, на сайте МБДОУ, где родителям в электронном варианте, предлагаются для распечатывания газеты «От Почемучки к Всезнайке» при необходимости даю рекомендации по организации совместной деятельности родителей с детьми. Использую анкетирование для выявления степени заинтересованности и удовлетворённости родителей данным процессом.


Анкета для родителей
1 . Что такое логическое (творческое) мышление? 2. Нужно ли его развивать у ребенка? 3. Кто должен развивать логическое (творческое) мышление у детей: педагоги, родители или все вместе (нужное подчеркнуть). 4. Как проявляются логические (творческие) способности вашего ребенка дома? 5. Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка? 6 . П р и о б р е т а е т е л и в ы и г р ы д л я р а з в и т и я у ребенка логического (творческого) мышления. Если приобретаете, то, какие? 7. Довольны л и вы работой в группе, по развитию у детей логического мышления?
8. Какие изменения вы хотели бы внести в работу группы (дошкольного учреждения) в плане развития у детей логического мышления? Анкета является анонимной. Полученные данные используются в обобщенном виде. По моему мнению, если выстроить технологию взаимодействия с родителями через организацию интересных формы работы, то можно повысить уровень привлечения родителей к деятельности не только группы, но и всего дошкольного учреждения. Родители очень нуждаются в помощи и поддержке в воспитании собственных детей. Кто же им поможет? Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Активное участие в работе с газетой позволило мне сделать вывод об эффективности проделанной работы, так как посещение родителями итогового мероприятия «Математическая викторина» составило 90%.

Приложение.

Вечер развлечений «Математическая викторина».
Викторина проводится в музыкальном зале, оформленном в соответствии с темой. Участники – 2 команды по 6 человек. В каждой команде свой капитан. 1. «Почемучки» (дети) 2. «Знатоки» (родители) Жюри – 3 человека педагоги ДОУ. Ход игры. (Под музыку команды входят в зал и встают перед гостями.)
Ведущий.
Добрый вечер! Мира, счастья и любви вам и вашим близким! Сегодня мы с вами участники викторины, посвященной математике – царице всех наук. Математика – очень важная наука. Без неё не обходится ни один человек, независимо от возраста и профессии.
Ребёнок 1:
Чтоб водить корабли, Чтобы в небо взлететь, Надо многое знать, Надо много уметь! И при этом, и при этом, Вы заметьте – ка друзья, Очень нужная наука…(Математика)
Ребёнок 2:
Почему корабли не садятся на мель, А по курсу идут сквозь туман и метель? Потому что, потому что, Вы заметьте – ка друзья, Капитанам помогает... (Математика)
Ребёнок 3:
Чтоб врачом, моряком Или лётчиком стать, Надо прежде всего арифметику знать! И на свете нет профессий, Вы заметьте – ка друзья, Где бы нам не пригодилась …(Математика) Ведущий. В нашей викторине принимают участие две команды: «Почемучки» (дети) и «Всезнайки» (родители). Представление участников, после чего участники занимают свои места.
Задание 1. «Ребусы»

На интерактивной доске задание, зашифрованные слова: стриж, трибуна, семья, родина, пятница, тритон, советы, подвал. - Очки присуждаются команде, которая правильно и быстрее разгадает ребус.
Задание 2. «Счётные палочки»
Командам предлагается выполнить задание по образцу и словесной инструкции ведущего. Составьте дом из 10 палочек (по образцу). Переложите две палочки так, чтобы дом повернулся к нам другой стороной. - Очки присуждаются команде, которая правильно и быстрее выполнит задание.
Задание 3. «Игра с тремя обручами»
Родители выполняют задание по письменной инструкции, дети по словесной инструкции ведущего. Разложите: внутри красного обруча – все красные фигуры, внутри синего – все маленькие фигуры, а внутри зелёного – все квадраты. - Очки присуждаются команде, которая правильно и быстрее выполнит задание.
«Музыкальная пауза»
Исполнение группой вокалистов песни «Чему учат в школе»
Задание 4. «Задачи - шутки».
1. Три мальчика - Коля, Андрей и Вова – отправились в магазин. По дороге они нашли три копейки. Сколько бы денег нашёл один Коля, если бы он отправился в магазин? 2. Длина бревна 5 метров. В одну минуту от этого бревна отпиливают по одному метру. За сколько минут распилят всё бревно? 3. В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидят по три кошки. Сколько всего кошек в комнате? 4. Поле пахали 7 тракторов. Два трактора остановились. Сколько тракторов в поле? 5. Сколько концов у 4 палок? У 5 палок? А у 5 с половиной палок? 6. Наступил декабрь. Распустились три ромашки, а потом ещё одна. Сколько цветов распустилось? 7. В 10 часов малыш проснулся. Когда он лёг спать, если проспал два часа?
8. Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? 9. Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? 10.Один ослик нёс 10 кг. сахару, а другой ослик нёс 10 кг. ваты. У кого поклажа была тяжелее? - Очки присуждает жюри только за правильный и чётко произнесённый ответ.
Задание 5. «Занимательные квадраты».
Двум командам предлагается расставить по клеткам числа так, чтобы по любому горизонтальному и вертикальному рядам, а так же по любой диагонали получилось одно и то же число. Команде «Почемучки». Число 21. 10 7 11 - Числа 3,4,5,6,8,9 расставить так, чтобы в любом направлении в сумме получилось 21. Команде «Всезнаек». Число 30. 10 - Расставить в клетках чётные числа от 2 до 18 так, чтобы в любом направлении получалось в сумме число 30. - Очки присуждаются команде, которая правильно и быстрее выполнит задание.
Задание 6. «Геометрический конструктор».
Каждому участнику команды предлагается конструктор «Танграм». Участники должны составить предметную фигуру по элементному изображению: «Зайчик», «Кошка», «Волк», «Ёлка», «Человек», «Свеча».
Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием (возможна помощь партнёрам по команде). Ведущий. Пока жюри подводят итоги, предлагаем вашему вниманию частушки в исполнении воспитанников группы. Пропоём мы вам частушки. Хорошо ли, плохо ли, А потом мы вас попросим, Чтобы вы похлопали. Форма новая надета, Белая рубашечка. Посмотрите на меня – Какой я первоклашка. Дал списать я на контрольной Все задачки Колечке, И теперь у нас в тетрадках У обоих двоечки! Буквы в Машиной тетради Не стоят как на параде. Буквы прыгают и пляшут, Маше хвостиками машут. Настя всех быстрей бежит И съезжает с горки. А за партою дрожит, Словно мышка в норке. Мы пропели вам частушки, Хорошо ли, плохо ли, А теперь мы вас попросим, Чтобы вы похлопали. Ведущий. Итак, слово жюри. В тяжёлой и упорной борьбе победила команда … За упорство, волю к победе они награждаются медалями «Победитель», поощрительными призами награждаются все участники игры. Ведущий. Спасибо командам за участие, гостям за внимание.
Родителям предлагается заполнить рефлексивный лист. Считаете ли Вы интересной предложенную форму работы? Что мешало Вам активно включаться в работу? Какие яркие моменты запомнились? Ваши замечания и пожелания по содержанию работы, по форме итогового мероприятия.


1 газета «От

Почемучки к Всезнайке».


2 газета «От

Почемучки к Всезнайке».

3 газета «От

Почемучки к

Всезнайке».




В раздел образования