Автор: Мухина Полина Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Лукоморье"
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: публикация
Тема: " Особенности детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Комплекс особенностей раннего детства:
1. Для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма. Ни в каком другом
периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех
функций мозга. Ребенок рождается беспомощным существом. Однако уже к 2 месяцам у него
образуются условные рефлексы (привычки), на протяжении первого года жизни формируются
реакции торможения. В это время активно развиваются сенсорика, движения, малыш овладевает
речью.
Быстрый темп развития ребенка раннего возраста, в свою очередь, имеет ряд особенностей.
Прежде всего – скачкообразность развития. При этом выделяются периоды медленного
накопления, кода отмечается замедление в становлении некоторых функций организма, и
чередующиеся с ними так называемые критические периоды (скачки), когда на протяжении
короткого времени меняется облик ребенка. Это можно проследить на примере развития функции
понимания речи ребенком второго года жизни. Так, в возрасте от 1 года до 1 года 3 месяцев
наблюдается медленное накопление запаса понимаемых слов. В этот период малыш овладевает
самостоятельной ходьбой, что расширяет для него возможность непосредственного общения с
окружающим миром. С одной стороны, ходьба как бы на время задерживает проявление реакций,
связанных с пониманием речи. С другой – именно ходьба способствует непосредственному
общению детей с окружающими предметами (которые взрослый обозначает словом), помогает
им установить прочную связь между предметом и словом, ведет к скачку в развитии понимания
речи.
Критические периоды в развитии ребенка – 1 года, 2 года, 3 года, 6-7 лет, 12-13лет. Именно в это
время происходят резкие изменения, дающие новое качество в развитии детей: 1 год – овладение
ходьбой; 2 года – формирование наглядно-действенного мышления, переломный период в
развитии речи; 3 года – период, когда особенно ясно выступает связь между поведением и
развитием ребенка со второй сигнальной системой, малыш осознает себя как личность; 6-7 лет –
период школьной зрелости; 12-13 лет – пубертатный период, период полового созревания.
Скачкообразность отражает нормальный, закономерный процесс развития организма ребенка, и,
наоборот, отсутствие скачков является следствием дефектов в развитии и воспитании детей.
Поэтому так важно в период накопления ребенком опыта создавать оптимальные условия для
своевременного созревания нового качества в развитии той или иной функции. Однако и
критические периоды трудны для ребенка. Они могут сопровождаться снижением
работоспособности малыша и другими функциональными расстройствами. В это время малыш
особенно нуждается в хорошем уходе, в щадящем его нервную систему режиме.
Быстрый темп развития ребенка обусловлен быстрым установлением связей с окружающим
миром и в то же время медленным закреплением реакций. Для детей раннего возраста
характерна неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков. Учитывая это,
предусматриваются повторность в обучении, обеспечение связи между воздействиями
окружающих ребенка взрослых и его самостоятельной деятельностью.
Неравномерность в развитии ребенка раннего возраста определяется созреванием различных
функций в определенные сроки. Наблюдая эту закономерность, были выявлены периоды особой
чувствительности малыша к определенным видам воздействия и намечены ведущие линии в его
развитии. При воспитании детей особое внимание должно быть уделено формированию тех
реакций, которые созревают впервые и которые не могут развиваться самостоятельно, без
целенаправленных воздействий взрослого. Например, «комплекс оживления», появляющийся у
малыш в 3 месяца, умение пользоваться несложными предложениями при общении со взрослым
в 2 года, появление ролевых игр в 3 года.
В первые три года жизни ребенка отмечаются большая ранимость, лабильность его состояния,
обусловленные быстрым темпом развития организма. Дети этого возраста легко заболевают, часто
(даже от малозначительных причин) меняется их эмоциональное состояние, ребенок легко
утомляется. Частая заболеваемость, а также повышенная возбудимость нервной системы
особенно характерны для стрессовых состояний (в период адаптации при поступлении детей в
ясли и др.).
Однако быстрый темп развития возможен только при большой пластичности организма, больших
его компенсаторных возможностях. Особенно это касается функций мозга. В коре головного мозга
ребенка много так называемого незанятого поля, поэтому путем специально направленных
воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития малыша и более раннего
формирования той или иной функции.
В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено в первую очередь развитие
таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать,
различать, сопоставлять, обобщать и др., которые будут необходимы в дальнейшем для
приобретения определенных умений, знаний, жизненного опыта.
2. Существенной особенностью раннего детства являются взаимосвязь и взаимозависимость
состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически
полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается
психически. Но даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его
эмоциональную сферу. Течение болезни и выздоровление в большой степени связано с
настроением ребенка, и если удается поддержать положительные эмоции, самочувствие его
улучшается и выздоровление наступает быстро. Развитие гипотрофии часто связано с дефицитом
эмоций, неудовлетворением двигательной активности малыша. Выявлено, что нервно-
психическое развитие, в частности функция речи, во многом зависит от факторов биологических:
течения беременности, осложнений при родах матери, состояния здоровья малыша и др.
3. для каждого здорового ребенка в первые три года жизни характерна высокая степень
ориентировочных реакций на все окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так
называемые сенсомоторные потребности. Доказано, что если дети ограничены в получении
информации и переработке ее в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития
более замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой
впечатлениями.
Сенсорные потребности вызывают и высокую двигательную активность, а движение –
естественное состояние малыша, способствующее его интеллектуальному развитию.
4. особое значение в раннем детстве приобретают эмоции, так необходимые при проведении
режимных процессов – при кормлении, бодрствовании ребенка, формировании его поведения и
навыков, обеспечении всестороннего его развития. Раннее формирование положительных эмоций
на основе установления социальных связей со взрослыми, а в дальнейшем со сверстниками –
залог становления личности ребенка. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние и на
формирование познавательных способностей детей.
Интерес к окружающему в раннем детстве является непроизвольным и в значительной степени
обусловлен социально. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако
заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль
играют положительные эмоции. Часто, еще не понимая смысла обращенной к нему речи
взрослого, дети реагируют на ее интонацию, эмоциональный настрой, легко их улавливают и
заражаются таким же настроением. В этом и простота, и сложность воспитания детей раннего
возраста.
5. в развитии детей раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все
условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним,
несет тепло, ласку и информацию, которая необходима для развития ума и души ребенка.
Доброжелательный тон, спокойное, ровное к нему отношение – залог уравновешенного состояния
малыша.
Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее самочувствие детей раннего
возраста, является единство педагогических воздействий со стороны все, кто участвует в их
воспитании, особенно в семье, где нередко с ребенком занимаются несколько человек: мать,
отец, бабушка и другие взрослые – и действия их в отношениях с малышом не всегда согласуются
и не всегда понятны. В этих случаях малыш не понимает, как он должен поступать, как
действовать. Одни дети, легко возбудимые, перестают подчиняться требованиям взрослых,
другие, более сильные, пытаются приспособиться, каждый раз меняя свое поведение, что
является для них непосильной задачей. Так сами взрослые часто бывают причиной
неуравновешенного поведения детей. Поэтому очень важно, чтобы не только в семье, но и в
дошкольном учреждении требования были одинаково посильными для малышей,
согласованными между родителями и воспитателями.
Дети раннего возраста внушаемы, им легко передается настроение окружающих. Повышенный,
раздражительный тон, резкие переходы от ласки к холодности, крику, отрицательно влияют на
поведение малыша.
Очень важно в воспитании ребенка правильно пользоваться запретами. Нельзя разрешать
малышу делать все, что он хочет. Как частые запреты, так и позволение делать все, что
заблагорассудится, ребенку вредны. В одном случае у ребенка не формируются умения и навыки,
необходимые для жизни, в другом малыш бывает вынужден себя специально сдерживать, что для
него составляет большой труд. Как же поступать в отношении с детьми раннего возраста? Прежде
всего запреты, если в них есть необходимость, должны быть обоснованными, требования к их
выполнению должны предъявляться спокойным голосом. Нельзя разрешать то, что раньше
запрещалось, например всегда надо требовать, чтобы ребенок не садился есть с немытыми
руками, не подходил к открытому окну, горящей плите, не брал вещи со стола взрослого и т.п.
однако запретов должно быть гораздо меньше того, что ему позволено делать.
Предъявляемые требования должны быть посильными для выполнения детьми раннего возраста.
Так, ребенку трудно длительное время не двигаться – сидеть или стоять, сохраняя одну и ту же
позу, ждать, пока, например, дойдет до него очередь одеваться на прогулку.
С раннего возраста у детей формируют самостоятельность. Выполнение действий без помощи
взрослого очень рано начинает доставлять малышу удовольствие. Едва научившись говорить, он
обращается к взрослому со словами «Я сам». Эту потребность малыша в проявлении активности,
самоутверждении следует, насколько возможно, всячески поддерживать. В игре часто дети сами
пытаются преодолеть какие-то трудности, и не надо стремиться тотчас же им помогать. Пусть
ребенок пытается самостоятельно выполнить действие. Это одно из условий формирования
умений и хорошего настроения малыша.
Часто причиной неуравновешенного поведения ребенка является нарушение его деятельности. В
раннем возрасте малыш не может быстро, произвольно переключаться с одного вида
деятельности на другой, и поэтому резкий срыв, требование немедленно прекратить, например,
игру и заняться чем-то другим ему непосильно, вызывает резкий протест. И наоборот, если
взрослый делает это постепенно – вначале предлагает закончить игру, положить игрушки на
место, затем дает установку на новый вид деятельности: «Сейчас пойдем умываться, мыло
душистое. А на обед вкусные оладушки. Ты мне поможешь поставить тарелки на стол?» - ребенок
охотно подчиняется.
В воспитании следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. У детей с разным типом
нервной деятельности предел работоспособности неодинаков: одни утомляются быстрее, им
чаще требуется смена во время игры спокойных и подвижных игр, более раннее укладывание
спать, чем другим. Есть дети, которые сами вступают в контакт с окружающими, требуют, чтобы их
вызывали на такие контакты, чаще поддерживали их положительное эмоциональное состояние.
Засыпают дети также не одинаково: одни медленно, беспокойно, просят, чтобы с ними рядом
побыл взрослый; к другим сон приходит быстро, и они не нуждаются в особых воздействиях. Во
время игры одни малыши легко выполняют задания взрослого (поэтому важно, чтобы задание
было достаточно трудным, решалось ребенком самостоятельно). Другие ждут помощи,
поддержки, поощрения. Знание индивидуальных особенностей ребенка не только помогает
воспитателю найти нужный подход, но и способствует формированию определенных черт
личности подрастающего человека.
Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация
деятельности: когда не удовлетворяется двигательная активность, ребенок не получает достаточно
впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми. Срывы в поведении могут
происходить и в результате того, что своевременно не удовлетворены органические потребности, -
неудобства в одежде, опрелости, ребенок голоден, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный
гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна,
кормления, отправления гигиенических потребностей, своевременная организация
самостоятельной деятельности ребенка, занятий, осуществление правильных воспитательных
подходов являются залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него
уравновешенного настроения.
Особенностям периода раннего детства соответствуют задачи и средства воспитания ребенка, они
включают физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание.