Автор: Пономарева Наталья Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина"
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: Психологические основы патриотического воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Психологические основы патриотического воспитания
дошкольников
С чего же начать патриотическое воспитание ребёнка?
С воспитания у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу. Формировать бережное отношение к природе и
всему живому.
С детьми постарше можно уже говорить об уважении к труду, развивать
интерес к традициям и промыслам народов, живущих в нашей стране;
формировать
элементарные
знания
о
правах
человека,
расширить
представления детей о городах России. Познакомить детей с символами
государства (герб, флаг, гимн). Дети старшего дошкольного возраста с
интересом и сочувствием слушают рассказы о героических подвигах наших
солдат в годы Великой Отечественной войны.
Таким образом, произведение устного народного творчества не только
формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию
личности в духе патриотизма.
Задача взрослого — отобрать из массы впечатлений, получаемых
ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского
сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д.
Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть
яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Взрослый должен
сам хорошо знать и любить тот край, где живёт.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом
месте своя природа, свои традиции и свой быт. Важно рассказать и показать
ребёнку те особенности и самобытность родного края, которые наиболее
ярко выражены и доступны для детского восприятия.
Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей
историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими
людьми.
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на
которой находится детский сад.
Внимание
детей
постарше
нужно
привлечь
к
объектам, которые
расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д.,
рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства
людей.
Расскажите старшему дошкольнику о районе и городе в целом, его
достопримечательностях,
исторических
местах
и
памятниках.
Детям
объясняют, в честь кого они установлены.
Старший дошкольник должен знать название своего города, своей
улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы.
Объясните ребёнку, что у каждого человека есть родной дом и город, где он
родился и живет. Для этого организуйте прогулки или экскурсии по городу,
на природу.
В патриотическом
воспитании огромное
значение
имеет
пример
взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни
старших
членов
семьи
(дедушек
и
бабушек,
участников
Великой
Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо
привить детям такие важные понятия, как "любовь к Отечеству", "ненависть
к врагу", "трудовой подвиг" и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию,
что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих
героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях
городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Расскажите своему ребёнку о других городах, о столице нашей Родины,
познакомьте с гимном, флагом и гербом нашего государства.
Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым
прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда
преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а
иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно
раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их
дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т. д.)
Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного
человека
и
жизнью
всех
людей
-
вот
что
важно
для воспитания
нравственно-патриотических чувств.
Всё это способствует правильному развитию микроклимата в семье, а
также воспитанию любви к своей стране.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо
подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех
местах, больших и маленьких, есть много общего:
• повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат
больных; рабочие делают машины и т. д.);
• везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от
врагов;
• повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и
помогают друг другу
• люди берегут и охраняют природу;
• есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
Быть
гражданином, патриотом -это
непременно
быть
интернационалистом.
Поэтому воспитание любви
к
своему
Отечеству,
гордости
за
свою
страну
должно
сочетаться
с
формированием
доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому
человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну
населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык,
обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и
богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны
кратковременность
интересов,
неустойчивое
внимание,
утомляемость.
Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует
развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной
теме.
Знакомство с историей своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции,
заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к
своим историческим корням. "В вашей семье и под вашим руководством
растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу
и вашу мысль должно приходить к детям", — писал А. С. Макаренко.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к
своей
генеалогии,
к
исследованию
национальных,
сословных,
профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому
семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление
очень важных и глубоких постулатов:
• корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом
края и страны;
• семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;
• счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.
Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего
народа, воспитывает любовь к Родине, способствует достижению целевых
ориентиров на этапе завершения дошкольного детства.
Используемая литература
Титаренко В.Я. «Семья и формирование личности», М.: изд. «Мысль», 2017г.
Консультацию подготовила: воспитатель Н.К. Пономарева
Июнь- 2024г.