Напоминание

Психологические основы патриотического воспитания дошкольников


Автор: Пономарева Наталья Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина"
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: Психологические основы патриотического воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психологические основы патриотического воспитания

дошкольников

С чего же начать патриотическое воспитание ребёнка?

С воспитания у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, городу. Формировать бережное отношение к природе и

всему живому.

С детьми постарше можно уже говорить об уважении к труду, развивать

интерес к традициям и промыслам народов, живущих в нашей стране;

формировать

элементарные

знания

о

правах

человека,

расширить

представления детей о городах России. Познакомить детей с символами

государства (герб, флаг, гимн). Дети старшего дошкольного возраста с

интересом и сочувствием слушают рассказы о героических подвигах наших

солдат в годы Великой Отечественной войны.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только

формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию

личности в духе патриотизма.

Задача взрослого — отобрать из массы впечатлений, получаемых

ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского

сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д.

Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть

яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Взрослый должен

сам хорошо знать и любить тот край, где живёт.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом

месте своя природа, свои традиции и свой быт. Важно рассказать и показать

ребёнку те особенности и самобытность родного края, которые наиболее

ярко выражены и доступны для детского восприятия.

Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей

историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими

людьми.

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на

которой находится детский сад.

Внимание

детей

постарше

нужно

привлечь

к

объектам, которые

расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д.,

рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства

людей.

Расскажите старшему дошкольнику о районе и городе в целом, его

достопримечательностях,

исторических

местах

и

памятниках.

Детям

объясняют, в честь кого они установлены.

Старший дошкольник должен знать название своего города, своей

улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы.

Объясните ребёнку, что у каждого человека есть родной дом и город, где он

родился и живет. Для этого организуйте прогулки или экскурсии по городу,

на природу.

В патриотическом

воспитании огромное

значение

имеет

пример

взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни

старших

членов

семьи

(дедушек

и

бабушек,

участников

Великой

Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо

привить детям такие важные понятия, как "любовь к Отечеству", "ненависть

к врагу", "трудовой подвиг" и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию,

что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих

героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях

городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Расскажите своему ребёнку о других городах, о столице нашей Родины,

познакомьте с гимном, флагом и гербом нашего государства.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым

прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда

преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а

иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно

раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их

дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т. д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного

человека

и

жизнью

всех

людей

-

вот

что

важно

для воспитания

нравственно-патриотических чувств.

Всё это способствует правильному развитию микроклимата в семье, а

также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо

подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех

местах, больших и маленьких, есть много общего:

• повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат

больных; рабочие делают машины и т. д.);

• везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от

врагов;

• повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и

помогают друг другу

• люди берегут и охраняют природу;

• есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.

Быть

гражданином, патриотом -это

непременно

быть

интернационалистом.

Поэтому воспитание любви

к

своему

Отечеству,

гордости

за

свою

страну

должно

сочетаться

с

формированием

доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому

человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну

населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык,

обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и

богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны

кратковременность

интересов,

неустойчивое

внимание,

утомляемость.

Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует

развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной

теме.

Знакомство с историей своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции,

заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к

своим историческим корням. "В вашей семье и под вашим руководством

растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу

и вашу мысль должно приходить к детям", — писал А. С. Макаренко.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к

своей

генеалогии,

к

исследованию

национальных,

сословных,

профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому

семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление

очень важных и глубоких постулатов:

• корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом

края и страны;

• семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;

• счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.

Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего

народа, воспитывает любовь к Родине, способствует достижению целевых

ориентиров на этапе завершения дошкольного детства.

Используемая литература

Титаренко В.Я. «Семья и формирование личности», М.: изд. «Мысль», 2017г.

Консультацию подготовила: воспитатель Н.К. Пономарева

Июнь- 2024г.



В раздел образования