Напоминание

Использование информационных технологий в дошкольном образовании


Автор: Богданова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №13
Населённый пункт: Свердловской области г.Тавды
Наименование материала: статья
Тема: Использование информационных технологий в дошкольном образовании
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование информационных технологий в дошкольном образовании

В области дошкольного образования в последние годы отмечается расширение инновационного

пространства, в котором осуществляется комплексная деятельность по созданию,

освоению, использованию и распространению новшеств, внедрению новых технологий.

Одной из актуальных проблем современного дошкольного воспитания является использование в ДОУ

информационно - коммуникационных технологий. Обусловлена актуальность социальной потребностью

в повышении качества обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Действительно, современное образовательное пространство формируется на наших глазах и

практически не может обойтись без компьютерных технологий. Разнообразные обучающие ресурсы

и информация, доступные в Интернете, явно в состоянии расширить знания детей.

Актуализация проблемы требует пересмотра всех направлений работы детского сада в

контексте информатизации.

Информатизация образования побуждает педагогов искать новые нетрадиционные формы и методы

взаимодействия с детьми, открывает новые возможности для широкого внедрения в практику новых

методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей

воспитательного, образовательного и коррекционного процессов, способствует развитию

интеллектуальных, творческих способностей детей, повышает у них интерес к обучению, активизирует

их познавательную активность.

В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное

образование компьютер занимает важное место в развивающей предметной среде. Однако, его не следует

рассматривать, как отдельное обучающее игровое устройство, а следует воспринимать, как

универсальную информационную систему, способную повысить качество образовательного процесса.

Вследствие этого информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу, к

его профессиональной компетентности.

На современном этапе образования педагоги ДОУ должны владеть информационно -

коммуникационными технологиями и использовать их во всех направлениях своей работы:

• при ведении документации;

• при организации воспитательно - образовательного процесса с детьми;

• в процессе взаимодействия с родителями воспитанников;

• в процессе организации методической работы с педагогами;

• в повышении профессионального уровня мастерства.

Педагоги должны стремиться осуществлять свою образовательную деятельность на высоком

профессиональном уровне.

Так, в процессе образовательной деятельности педагоги ДОУ каждый месяц составляют и оформляют

календарный и перспективный планы воспитательно - образовательной работы, ведут табель

посещаемости воспитанников, оформляют отчеты.

Также при подготовке к занятиям используют интернет - ресурсы, составляют конспекты, подбирают

иллюстративный материал. Нельзя забывать, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно

- образное мышление, поэтому главным принципом при организации

организованной образовательной деятельности является принцип наглядности. Использование

разнообразного иллюстративного материала, который педагоги заранее подготавливают к занятиям:

распечатывают на цветном принтере картинки, ламинируют их, позволяет достичь намеченных целей и

задач.

Занятия с использованием информационных технологий позволяют улучшить качество образования

ребенка, изменить методы и организационные формы работы с детьми, сформировать умение

продуктивно работать в коллективе, совершенствовать процесс обучения и развития детей

эффективным образом.

С целью объяснения детям новой темы педагоги создают презентации в программе Power Point

и используют их во время занятий. Использование презентаций позволяет сделать занятия более

интересными, эмоционально окрашенными, так как материалы слайдов являются прекрасным наглядным

пособием и демонстрационным материалом. Благодаря им можно представить обучающий и

развивающий материал, как систему ярких опорных образов, что способствует хорошей

результативности занятия, успешному усвоению детьми нового материала.

Для закрепления материала по темам воспитатели используют интерактивные игры. Игры

можно подобрать в интернете или составить самостоятельно, учитывая возрастные особенности

воспитанников и в соответствии с программой ДОУ. Игровая форма проведения занятия увлекает детей,

предоставляет возможность проявить активность, продемонстрировать свои

знания. Использование анимационных эффектов: графики, движения героев мультипликации, звука

способствует повышению интереса детей к материалу, вследствие чего их познавательная активность

возрастает. Работа с интерактивной доской позволяет по - новому использовать в

образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, проблемные ситуации, творческие

задания.

Благодаря использованию информационных технологий педагоги ДОУ имеют возможность повысить

компетентность родителей воспитанников в вопросах развития, обучения и воспитания детей.

Так, во время проведения родительских собраний, круглых столов, мастер - классов или семинаров -

практикумов можно использовать мультимедийное оборудование и демонстрировать родителям

видеоролики, фильмы о проведенных с детьми мероприятиях, предоставлять информацию в виде

презентации, например, о правильном питании, здоровьесберегающих технологиях и т. д. в

сопровождении фотоматериалов с участием их детей.

Используя информационно - коммуникационные технологии, можно создавать буклеты, оформлять

консультативный материал по актуальным темам развития и воспитания детей и

размещать информацию в родительском уголке.

Коммуникативная компетентность педагога предполагает не только умение пользоваться

компьютером и современным мультимедийным оборудованием, использовать их в работе, но и создавать

свои образовательные ресурсы, использовать их в педагогической деятельности.

Вовлекать родителей в педагогический процесс, с целью сделать их полноправными участниками

воспитательно - образовательного процесса, можно, используя персональный Интернет - сайт или блог,

где можно размещать информацию о жизни группы, создавать отчеты о проведенных мероприятиях,

занятиях, оформлять фотовыставки детских работ, можно создать гостевую книгу для

осуществления обратной связи. Все это позволит повысить компетентность родителей в вопросах

обучения, развития и воспитания детей, поскольку родители смогут увидеть работу педагога с детьми,

познакомиться с методами и приемами проведения прогулок, занятий, мероприятий, позволит повысить

эффективность общения педагогов и родителей, наладить партнерские отношения.

Педагоги постоянно должны повышать свой профессиональный уровень мастерства. Для этого в

сетевых педагогических сообществах можно осуществлять обмен опытом с педагогами, делиться

педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, занятий, по использованию

различных методик, технологий и перенимать опыт других педагогов. Подготавливать сообщения из

своего опыта работы с использованием презентаций и выступать на педагогических советах, мастер -

классах в ДОУ, принимать участие на заседаниях районных методических объединений.

Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность

существенно обогатить, качественно обновить воспитательно - образовательный процесс в ДОУ и

повысить его эффективность.

Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения,

методами и приемами помогут создать необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации,

индивидуализации обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – с.

64

2. Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно-коммуникационные технологии в

дошкольном образовании. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – с. 128

3. Кондрашова Н. В. Инновации в системе дошкольного образования // Воспитатель. – 2017. – № 5. – с.

6 - 12

4. Афанасьева М. Г., Пантюхина И. В. Применение ИКТ в формировании личной

безопасности дошкольников // Воспитатель. – 2017. – № 6. – с. 110 -119



В раздел образования