Напоминание

Футбол и трудные подростки


Автор: Гребещенко Николай Иванович
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО СШ Цимлянского района
Населённый пункт: город Цимлянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Футбол и трудные подростки
Раздел: дополнительное образование





Назад




ФУТБОЛ И ТРУДНЫЕ ПОДРОСТКИ

Всем известно, что ребенок не появляется на свет «трудным», он

может стать таким в процессе воздействия на него различных аспектов.

Если

ребенок

родился

физически

и

умственно

здоровым,

стоит

приложить немало труда, чтобы не допустить формирования «трудных»

черт у ребенка. Большая роль в этом принадлежит его родителям. Но

одного родительского воспитания для ребенка недостаточно. Важное

значение имеет педагогическое воспитание, в котором основная роль

отводится школе и дополнительному образованию. Именно в наших

силах не допустить того, чтобы ребенок стал трудным.

Большое значение в воспитании детей и подростков играет процесс

социализации. Наиболее сложно он протекает в подростковом возрасте,

так как происходят большие изменения и в организме, и в сознании,

появляется большое разнообразие отношений.

В

настоящее

время

усиливается

тенденция

самоустранения

родителей от воспитания и личностного развития ребенка. Подросток

попадает под отрицательное воздействие социальной среды; сталкивается

со

сложностями

в

отношениях

со

сверстниками

и

взрослыми;

трудностями

в

проявлении

собственного

«Я»

в

коллективе

и

самоутверждения в нем. В данной ситуации система дополнительного

образования играет особую роль, решая не только задачи обеспечения

качественного образования, но, в первую очередь, проблемы воспитания,

социализации, оздоровления и стабильности российского общества в

целом.

Футбол, как и любой другой вид спорта, обладает большим

потенциалом социального развития. В процессе занятий вырабатывается

способность

усваивать

существующие

правила

игры

и

нормы

общественного поведения, и твердо следовать им.

Занятия футболом всегда привлекали мальчишек как возможность

приобрести хорошую спортивную форму, почувствовать себя сильным и

ловким. Занятия спортом преображают любого человека, помогают

преодолеть себя, свою собственную слабость, физическую неразвитость,

выработать в себе не только силовые, но и волевые качества. В XXI веке

физическая культура – это не только интересное увлечение, источник

здоровья и хорошего настроения, но и неотъемлемая часть жизни,

оказывающая влияние на создание имиджа человека; это один из

факторов, определяющий успешность, благополучие и качество жизни.

Часто именно спорт — очень хороший, а порой и единственно

возможный способ педагогической работы с трудными подростками.

Ведь спорт требует от человека отдачи всех сил. Это превосходный

способ снижения уровня агрессивности трудных подростков: в ходе

тренировок, соревнований скрытая агрессивность проявляется, и выходит

наружу. Подросток (если он желает побеждать) должен контролировать

собственную агрессию, развивая волю и обращая внимание на моральную

сторону спортивных занятий. Очень высок в этом случае уровень

ответственности тренера.

Помимо мотивирующих тренировок, в компетенцию тренера входит

также проведение бесед на такие темы, как: занятие спортом и

всестороннее развитие личности, культура поведения подростка в

общественных местах, честность и справедливость, строение и функции

организма, гигиена, закаливание организма, врачебный контроль и

самоконтроль, правила соревнований по футболу, характеристика видов

спорта, уголовная ответственность несовершеннолетних, безнадзорность

и преступность среди несовершеннолетних, неформальные молодежные

организации, их роль в воспитании подрастающего поколения, роль

физической культуры и спорта в профилактике правонарушений среди

несовершеннолетних.

Воспитание нравственности проходит параллельно с формированием

интереса

к

систематическим

занятиям.

На

начальных

этапах

экспериментальных

занятий

необходимо

вызвать

у

занимающихся

положительные

эмоциональные

переживания

и

удовлетворение

от

спортивной деятельности. Это достигается путем подбора таких средств и

методов, которые бы соответствовали их интересам, были доступны и

понятны подросткам, а сам процесс обучения опирался на сознательность

и активность обучаемых. При этом усваивать предлагаемый материал они

должны не легко, а с определенным напряжением, в противном случае

процесс обучения перестает их увлекать. Начиная с первой тренировки

требования

для

всех

занимающихся

одинаковые;

своевременно

и

правильно применяются методы принуждения, наказания и поощрения.

Занятия проводятся эмоционально, с введением в каждую тренировку

элементов нового, ставятся задачи для каждого подростка.

На

последующих

этапах

проведения

тренировок

(по

мере

формирования интереса к избранному виду спорта) осуществляется

постоянное, но постепенное увеличение нагрузки. Основные методы

проведения занятий: круговой, повторный, повторно-серийный, до

«отказа», соревновательный как внутри группы, так и вне ее.

В процессе упражнений создаются ситуации, в которых подростки

действовали бы уверенно; широко используется метод поощрения, даже

за неудачно выполненное задание; поощряется самостоятельность,

оказание

помощи

товарищам

по

группе,

ведение

дневника

тренировочных

занятий.

Включение

подростков

в

любимую

и

нелюбимую работу, опора на положительные качества подростков,

использование соревнований внутри группы, групповой анализ успехов и

недостатков в учебно-тренировочной работе способствуют развитию

воли, решимости, самолюбия, уверенности в своих силах.

Необходимо

постоянно

проводить

контроль

успеваемости,

дисциплины, внешнего вида, посещаемости тренировок.

Решающая

роль

в

выполнении

всех

вышеперечисленных

мероприятий принадлежит тренеру. Побуждая своих воспитанников к

систематическим тренировкам, тренер должен иметь не только глубокие

знания в своей области, но и быть чутким, внимательным воспитателем,

знать

возрастные

и

индивидуальные

особенности

занимающихся,

состояние их физического и психического здоровья.

Таким образом спорт — это средство для самореализации трудных

подростков. Для трудных подростков физкультура становится способом

организации досуга, а спорт — значимым средством самореализации. Поэтому

привлечение их к занятиям физической культурой — это путь к гармонизации

российского общества в целом.



В раздел образования