Автор: Гребещенко Николай Иванович
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО СШ Цимлянского района
Населённый пункт: город Цимлянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Футбол и трудные подростки
Раздел: дополнительное образование
ФУТБОЛ И ТРУДНЫЕ ПОДРОСТКИ
Всем известно, что ребенок не появляется на свет «трудным», он
может стать таким в процессе воздействия на него различных аспектов.
Если
ребенок
родился
физически
и
умственно
здоровым,
стоит
приложить немало труда, чтобы не допустить формирования «трудных»
черт у ребенка. Большая роль в этом принадлежит его родителям. Но
одного родительского воспитания для ребенка недостаточно. Важное
значение имеет педагогическое воспитание, в котором основная роль
отводится школе и дополнительному образованию. Именно в наших
силах не допустить того, чтобы ребенок стал трудным.
Большое значение в воспитании детей и подростков играет процесс
социализации. Наиболее сложно он протекает в подростковом возрасте,
так как происходят большие изменения и в организме, и в сознании,
появляется большое разнообразие отношений.
В
настоящее
время
усиливается
тенденция
самоустранения
родителей от воспитания и личностного развития ребенка. Подросток
попадает под отрицательное воздействие социальной среды; сталкивается
со
сложностями
в
отношениях
со
сверстниками
и
взрослыми;
трудностями
в
проявлении
собственного
«Я»
в
коллективе
и
самоутверждения в нем. В данной ситуации система дополнительного
образования играет особую роль, решая не только задачи обеспечения
качественного образования, но, в первую очередь, проблемы воспитания,
социализации, оздоровления и стабильности российского общества в
целом.
Футбол, как и любой другой вид спорта, обладает большим
потенциалом социального развития. В процессе занятий вырабатывается
способность
усваивать
существующие
правила
игры
и
нормы
общественного поведения, и твердо следовать им.
Занятия футболом всегда привлекали мальчишек как возможность
приобрести хорошую спортивную форму, почувствовать себя сильным и
ловким. Занятия спортом преображают любого человека, помогают
преодолеть себя, свою собственную слабость, физическую неразвитость,
выработать в себе не только силовые, но и волевые качества. В XXI веке
физическая культура – это не только интересное увлечение, источник
здоровья и хорошего настроения, но и неотъемлемая часть жизни,
оказывающая влияние на создание имиджа человека; это один из
факторов, определяющий успешность, благополучие и качество жизни.
Часто именно спорт — очень хороший, а порой и единственно
возможный способ педагогической работы с трудными подростками.
Ведь спорт требует от человека отдачи всех сил. Это превосходный
способ снижения уровня агрессивности трудных подростков: в ходе
тренировок, соревнований скрытая агрессивность проявляется, и выходит
наружу. Подросток (если он желает побеждать) должен контролировать
собственную агрессию, развивая волю и обращая внимание на моральную
сторону спортивных занятий. Очень высок в этом случае уровень
ответственности тренера.
Помимо мотивирующих тренировок, в компетенцию тренера входит
также проведение бесед на такие темы, как: занятие спортом и
всестороннее развитие личности, культура поведения подростка в
общественных местах, честность и справедливость, строение и функции
организма, гигиена, закаливание организма, врачебный контроль и
самоконтроль, правила соревнований по футболу, характеристика видов
спорта, уголовная ответственность несовершеннолетних, безнадзорность
и преступность среди несовершеннолетних, неформальные молодежные
организации, их роль в воспитании подрастающего поколения, роль
физической культуры и спорта в профилактике правонарушений среди
несовершеннолетних.
Воспитание нравственности проходит параллельно с формированием
интереса
к
систематическим
занятиям.
На
начальных
этапах
экспериментальных
занятий
необходимо
вызвать
у
занимающихся
положительные
эмоциональные
переживания
и
удовлетворение
от
спортивной деятельности. Это достигается путем подбора таких средств и
методов, которые бы соответствовали их интересам, были доступны и
понятны подросткам, а сам процесс обучения опирался на сознательность
и активность обучаемых. При этом усваивать предлагаемый материал они
должны не легко, а с определенным напряжением, в противном случае
процесс обучения перестает их увлекать. Начиная с первой тренировки
требования
для
всех
занимающихся
одинаковые;
своевременно
и
правильно применяются методы принуждения, наказания и поощрения.
Занятия проводятся эмоционально, с введением в каждую тренировку
элементов нового, ставятся задачи для каждого подростка.
На
последующих
этапах
проведения
тренировок
(по
мере
формирования интереса к избранному виду спорта) осуществляется
постоянное, но постепенное увеличение нагрузки. Основные методы
проведения занятий: круговой, повторный, повторно-серийный, до
«отказа», соревновательный как внутри группы, так и вне ее.
В процессе упражнений создаются ситуации, в которых подростки
действовали бы уверенно; широко используется метод поощрения, даже
за неудачно выполненное задание; поощряется самостоятельность,
оказание
помощи
товарищам
по
группе,
ведение
дневника
тренировочных
занятий.
Включение
подростков
в
любимую
и
нелюбимую работу, опора на положительные качества подростков,
использование соревнований внутри группы, групповой анализ успехов и
недостатков в учебно-тренировочной работе способствуют развитию
воли, решимости, самолюбия, уверенности в своих силах.
Необходимо
постоянно
проводить
контроль
успеваемости,
дисциплины, внешнего вида, посещаемости тренировок.
Решающая
роль
в
выполнении
всех
вышеперечисленных
мероприятий принадлежит тренеру. Побуждая своих воспитанников к
систематическим тренировкам, тренер должен иметь не только глубокие
знания в своей области, но и быть чутким, внимательным воспитателем,
знать
возрастные
и
индивидуальные
особенности
занимающихся,
состояние их физического и психического здоровья.
Таким образом спорт — это средство для самореализации трудных
подростков. Для трудных подростков физкультура становится способом
организации досуга, а спорт — значимым средством самореализации. Поэтому
привлечение их к занятиям физической культурой — это путь к гармонизации
российского общества в целом.