Автор: Остапенко Виктория Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ црр детский сад "Аленький цветочек"
Населённый пункт: город Пыть-Ях
Наименование материала: Картотека подвижных игр для детей 6-7 лет
Тема: "Игры нашего двора"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития
ребенка – детский сад «Аленький цветочек»
«Игры нашего двора»
(для детей 6-7 лет)
Подготовила:
инструктор по физической культуре
Остапенко Виктории Викторовны
1. «Хали-хало»
Игра рассчитана на пять человек. Но при желании можно увеличить количество
участников. Перед началом следует выбрать водящего. Выбор можно сделать разными
способами. Один из них — вспомнить какую-нибудь считалочку.
Водящий берет мяч в руки, остальные игроки встают перед ним в одну линию или
полукругом.
Водящий
загадывает
слово,
озвучивая,
к какой
категории
относится
придуманное слово, а также его первую и последнюю букву.
Например, водящий загадал слово «катер». Он говорит, что это водный транспорт,
слово начинается на букву «к» и заканчивается на «р». Игроки предлагают свои версии
слова. Как только водящий услышит верный вариант, то кричит «Хали-хало», подбрасывает
как можно выше мяч и убегает с места.
Ребенок, который отгадал слово, должен поймать мяч и крикнуть: «Стоп». Водящий
останавливается. Игрок с мячом должен определить, сколько шагов до водящего. Однако
шаги далеко не простые. Компания ребят придумывает их заранее.
Вот один из вариантов таких шагов:
гиганты — самый широкий шаг;
нормальные — обычная ширина шага;
лилипуты — самые короткие шаги;
лягушки — прыжки на корточках;
кенгуру — прыжки на двух ногах;
верблюды — плевок и шаг (важно: не попасть в водящего);
зонтики — ребенок кружится в сторону водящего;
кирпичи — шаг пятка к носку.
Ребенок с мячом делает названное количество шагов (например, три «кенгуру»),
бросает мяч в кольцо, сделанное руками водящего. Если мяч попадает в кольцо, то игрок
становится водящим, и игра продолжается.
2. «Вышибалы»
Количество играющих — минимум трое. Два человека вышибающие находятся
на некотором расстоянии друг от друга (примерно 7-8 метров, можно отмерить шагами).
У одного из них находится мяч. Между ними посередине встает третий игрок.
Два игрока по краю перебрасывают друг другу мяч таким образом, чтобы попасть
им в игрока, стоящего посередине, которому необходимо увернуться от мяча. При этом мяч
следует бросать так, чтобы, не попав в цель, он мог быть пойман партнером, а не улетал
прочь.
Если игрок посередине ловит летящий мяч, ему добавляется одна «жизнь». Когда
набирается несколько «жизней», то, чтобы выбить его из игры, нужно попасть в игрока
столько раз, сколько «жизней» было им набрано. Интересней играть в эту игру с большим
количеством игроков.
3.
«Удочка»
Играющие встают в круг. В середине его водящий с веревкой, на конце которой
привязан мешочек с песком. По команде ведущего водящий начинает кружить веревку с
мешочком над землей так, чтобы мешочек постоянно касался земли. Играющие
перепрыгивают через веревку, когда она подходит к ногам, стараясь не задеть. Задевший
становится водящим.
4. «Горячая картошка»
Следующая игра рассчитана на большую компанию. Участники игры встают в круг
и очень быстро перекидывают друг другу мяч в хаотичном порядке. Тот, кто не смог
поймать мяч, садится в центр круга на корточки. Другие игроки продолжают перекидывать
мяч, пока кто-нибудь его не поймает.
Игроки, попавшие в центр, могут «спастись», поймав мяч, который пролетает у них
над головой, но не вставая при этом в полный рост. У других игроков также есть
возможность вызволить из центра игрока, которого они хотят. Для этого нужно будет
ударить по мячу так, чтобы он попал в игрока, сидящего в центре.
5. «Квадрат»
Кроме мячика для этой игры потребуется мел, чтобы начертить игровое поле,
состоящее из четырех соединенных квадратов, на перекрестии которого находится круг.
В каждый из четырех секторов встает по игроку, которые подают друг другу мяч.
Тому, кто сможет забить гол сопернику (для этого нужно, чтобы мяч ударился
о землю в квадрате дважды), насчитывается балл. Забивать можно любой частью тела, кроме
рук. Как правило, игра продолжается до тех пор, пока один из участников не наберет 31
очко.
6. «Я знаю пять имен»
Играть можно вдвоем или компанией побольше. Первый участник начинает чеканить
мяч (отбивать от земли как в баскетболе) со словами: — Я знаю пять имен девочек. Света —
раз, Маша — два, Таня — три, Оля — четыре, Ксюша — пять.
На каждый удар — одно имя. Если игрок сбился, то мяч переходит к другому. Если
нет, то он переходит к другой теме — например, именам героев какого-то мультфильма или
названиям городов.
7. «Штандер»
Играющие встают в круг, а ведущий подбрасывает мячик вверх, называя имя одного
из участников. Его задача — выбежать в центр и подхватить мяч. Если он успеет, то сам
становится ведущим. А вот если мяч упал на землю, то ребята должны побежать врассыпную
до того момента, как ведущий поднимет мяч и крикнет: «Штандер» (или «Стоп»).
После этих слов все должны замереть на месте, а ребенок с мячом пытается осалить
(задеть мячом) других детей — они при этом не должны двигаться. Те, в кого попали,
выбывают из игры.
8. «Резиночка»
Одна из самых любимых игр советских девчонок появилась в Китае еще в VII веке
до нашей эры. Два игрока встают друг напротив друга и натягивают резинку (или бельевую
веревку), зафиксировав ее вокруг своих ног на уровне щиколоток и образовав длинный
прямоугольник — двойную прыгалку.
Третий участник встает в середину прямоугольника и перепрыгивает через веревку
в определенном порядке, поджимая ноги и выполняя различные фигуры. Если он задевает
ногами резинку или нечаянно наступает на нее, ход переходит к следующему игроку,
а допустивший ошибку занимает его место «в резиночке».
Когда подойдет его очередь, он начинает прыгать с того места, где сбился. После того
как участник проходит все комбинации, резинку поднимают выше — на уровень коленей,
затем до середины бедра, до талии и так далее.
9. «Олимпиада с резиночкой»
Из резиночки мастерится сетка, через которую необходимо пролезть игрокам.
10. «Рыбак и рыбка»
Подвижная игра для детей разного возраста. Чем больше участников, тем интереснее
играть. Минимальное количество — пять человек. Для этой игры понадобится ровная
поверхность и скакалка (прыгалка). Участники любым способом выбирают водящего —
«рыбака». Остальные участники — «рыбки» — становятся вокруг «рыбака».
«Рыбак», держа скакалку за один конец, раскручивает ее на уровне ног участников.
Задача «рыбок» перепрыгнуть через скакалку. Если кто-то задевает скакалку, то выбывает.
Победителем считается последний оставшийся игрок. Он затем становится «рыбаком», и все
начинается сначала.
Игры на свежем воздухе с другим реквизитом
11. «Колечко»
Для этой игры потребуется небольшой камушек или стеклянный шарик, который
будет играть роль колечка. Участники садятся в круг и складывают ладошки «лодочкой».
Водящий обходит их, приговаривая: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю», а затем
незаметно кладет «колечко» в руки одного из игроков.
Как только ведущий произнесет фразу: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!»,
игроку, получившему «кольцо», нужно резко встать и убежать. Однако остальные
постараются его удержать, поэтому тому, кто был отмечен, важно не подавать виду
до сигнала ведущего.
12. «Магазин»
Игра, которая отлично подходит для младших школьников и помогает развитию
воображения. Один из детей выполняет роль продавца, предлагая различные товары:
камешки, палочки и так далее, придумывая, что они обозначают (так, песочный куличик
легко может стать игрушечным тортиком).
Другие ребята играют покупателей, расплачиваясь за покупки листиками или
фантиками от конфет.
13. «Классики»
Игра родом из средневековья, популярная во всем мире, в том числе и в СССР.
На асфальте расчерчиваются квадраты (классы), а затем нумеруются. Задача игрока —
пропрыгать от начала до конца классов, стараясь не наступать на черточки.
В более «продвинутой» версии необходимо пинать вперед биту (например, железную
банку), также стараясь не попасть ей на нарисованные линии.
14. «Челнок»
Два водящих — «челноки». Их задача — пробежать между двумя рядами игроков,
которые изображают волны, пока они не сомкнулись.
15. «Выше ноги от земли».
В эту игру лучше всего играть на детской площадке или в лесопарке, где много мест,
куда можно присесть, запрыгнуть, или повиснуть на руках, подняв ноги. Перед игрой
выбирается территория, за пределы которой нельзя выбегать.
Вначале выбирается водящий с помощью считалки или жеребьёвки.
Игра начинается как обычные салки, только появляется новое правило: убегающий игрок
может присесть на любую скамейку, качели, бревно и поднять ноги или повиснуть. Главное
— чтобы ноги не касались земли.
16. «Фанты»
Для этой игры потребуется разнообразный инвентарь от каждого участника —
например, колечко, бусинка, игральная карта или монетка. Все предметы складываются
в шапку или кепку. Затем ведущий встает спиной к игрокам, а один из участников начинает
доставать из шапки предметы и показывать их играющим (так, чтобы не видел ведущий)
со словами: «Что сделать этому фанту?»
Задача ведущего — придумать задание. Оно должно быть несложным, необидным
и ни в коем случае не опасным! Скорее, шутливым. Например, прокукарекать пять раз или
станцевать смешной танец маленького робота. Игрок, чей фант получил задание, должен его
выполнить.
17. «Салочки-выручалочки»
Следующая игра на свежем воздухе подойдет для пяти человек. По считалочке или
другим способом выбирают водящего («вОда»). Затем устанавливаются границы площади
игры. Все игроки, кроме «вОды», разбегаются по площадке, а водящий начинает ловить
одного из них. Тот, до кого дотронулся водящий, то есть «осалил», становится «салкой»,
объявляя об этом всем поднятием рук вверх и произнося фразу: «Я осален!»
Теперь этот игрок начинает ловить играющих, а бывший «салка» убегает со всеми.
У игроков есть возможность передохнуть от беготни на некоторое время, замерев на одном
месте, сложив руки над головой в виде крыши и крикнув: «Я в домике». В этом случае его
нельзя «салить».
18. «Колдунчики»
Есть еще один вариант этой игры, но под названием «Колдунчики». Смысл тот же,
только игрок, которого «осалили», останавливается на месте, разводя руки в стороны. Его
могут освободить-выручить другие игроки, дотронувшись до его руки, чтобы продолжить
игру.
Задача водящего не отходить от него далеко и не подпускать к нему никого, при этом
продолжать «салить» других игроков. Окончание игры определяется по желанию играющих.
19. «Чай-чай-выручай»
Разновидность
«салочек»,
о которых
мы писали
выше,
только
в этой
версии
«осаленный» игрок может кричать «Чай-чай выручай!», чтобы товарищи его заметили
и «расколдовали».
20. «Жмурки»
Среди детей выбирается ведущий, которому завязывают глаза (например, шарфом).
Задача этого ребенка — поймать остальных, а затем определить, кого именно он поймал.
21. «Море волнуется — раз...»
Еще одна игра на улице для детей, которая не требует никакого реквизита. Участие
в игре могут принять минимум пять игроков. Выбирают ведущего любым способом.
Он произносит следующие слова: «Море волнуется — раз, море волнуется — два, море
волнуется — три, морская фигура на месте замри!»
После этих слов остальные участники должны замереть, изобразив какую-нибудь
фигуру (например, осьминога или акулу), а водящий угадывает. Если он угадал, что именно
было изображено, то игроки меняются ролями.
В другом варианте этой игры игроками нужно как можно дольше удержать
выбранную позу. Тот, кто первый зашевелится, становится водящим. Ограничиваться
морской тематикой совсем не обязательно.
22. «Тише едешь, дальше будешь — стоп»
Предназначена для разного количества игроков. Выбирается водящий. Он встает
спиной ко всем остальным участникам на линии финиша и громко произносит фразу: «Тише
едешь, дальше будешь — стоп».
Фразу можно произносить с разной скоростью. Остальные игроки находятся
от ведущего на большом расстоянии. Пока звучит фраза, они должны приближаться
к финишу. Как только ведущий замолкает и поворачивается лицом к игрокам, они замирают
на месте.
Тот, кто не успел остановиться, пошевельнется или случайно сдвинется, выбывает.
Победителем считается тот, кто первым добрался до финиша и коснулся водящего.
23. «Бабка-бабка, нитки рвутся»
Дети водят хоровод, запутываясь между собой. Задача водящего — их распутать.
24. «Быстро возьми»
Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг
предметов (кубики, шишки, камешки), которых должно быть на один меньше. На
следующий сигнал «Быстро возьми!» - каждый играющий должен взять предмет и поднять
его над головой. Тот, кто не успел поднять предмет, считается проигравшим. Игра
повторяется.