Автор: Дёмина Галина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ДС №30"
Населённый пункт: г. Благодарный Ставропольский край
Наименование материала: ООД с детьми старшей группы
Тема: "Другим вместе помогая, развиваем речь свою"
Раздел: дошкольное образование
Представлен на методсовет
Октябрь 2017г
ООД по развитию речи в старшей группе
«Другим вместе помогая- развиваем речь свою»
Воспитатель: Дёмина Г.А.
МДОУ «ДС№30»
г Благодарный
Тема: «Другим вместе помогая - развиваем речь свою».
Цель: развитие речи детей.
Развивающие задачи: развивать связную речь; умение составлять рассказ,
опираясь на план-схему, обогащать словарь: ( сквер, аллея, хвойный).
Закрепляющие: умение образовывать прилагательное от существительного,
активизировать словарь по теме «Деревья», сочетание существительного и
числительного.
Воспитательные задачи: воспитывать контроль за собственной речью,
взаимопомощь, отзывчивость.
Оборудование: набор картинок «Деревья», корзина с плодами (каштан, орех,
жёлудь, яблоко, груша), набор сухих листьев с разных деревьев, краски кисти,
салфетки по количеству детей, ватман с нарисованной дорожкой, гномы-2
штуки, мяч, лавка- «лодка», барабан «Поле-чудес» с секторами и цифрами,
набор картинок для секторов, схема для описания, «деревьев»; схема для
цепочки «Семья»; набор картинок животных и птиц домашних, разовые
стаканчики, березовый сок, поднос для стаканов. Презентация на
мультимедиа,(смешанный лес, лиственный лес, хвойный, фруктовый сад).
Ход занятия:
Организационный момент.
-Ребята, когда вы были маленькими мы с вами «летали на большом самолёте»
-К кому в гости мы летали?... (к гномикам)
-А как их звали?....(Лимончик и апельсинчик)
-Вы знаете, сегодня мне пришлоSMS сообщение от них. ( читаю с телефона).
(«Ребята, нам срочно нужна ваша помощь. Не можем выполнить домашнее
задание»).
-Что будем делать? (помогать)
-Молодцы всегда нужно помогать: и взрослым, и младшим и своим
сверстникам.
-Прежде чем отправиться в путь, что нужно делать?...(сообщить родителям)
-Позвоните своим родителям и сообщите, что вы ненадолго со мной уедите в
гости к гномикам…(дети звонят по ладошке)
Психологический настрой:
-Ребята подойдите ко мне. Нужно настроиться на долгий путь.
-Детский сад- наш добрый дом хорошо всегда нам в нём вместе будем мы
играть, заниматься, помогать.
«Плаванье на лодке» (Мультимедиа)
-сегодня нелетная погода, поэтому мы поплывем по реке. Как называется
наша речка?.. (Мокрая буйвола). Садимся в «лодку» на лавку верхом.
-Берем Весла в руки и поплыли.
-Посмотрите на берега. Что там растет?..(деревья, березы, дубы).
-Если в лесу растут разные деревья он называется смешанным. Повтори
Ваня, Наиля…
-Какие деревья мы проплываем?...(елки, сосны, пихты,)
-Если в лесу растут только деревья с иголками, а не листьями то лес
называется хвойный. Повтори Эвелина, Аслан…
-Какие деревья теперь мы видим? (яблони, груши, вишни,)
-Как называется такой сад? (фруктовый).
Проговаривание скороговорки.
-Дети, вот мы и у гномиков, они нас заждались. Нужно помочь выполнить по
грамматике. Вы тоже скоро пойдете в школу и нужно правильно
разговаривать, отвечать, задавать вопросы, не делать речевых ошибок.
Давайте подготовим свой язычок для работы. Произнесите скороговорку: «От
топота копыт пыль по полю летит».
- произнеси быстро…(2человека).
-произнеси медленно…(1человек).
-произнеси шёпотом…(1человек).
-произнеси громко…(1человек).
Работа по схеме. (описательный рассказ о дереве).
-лимончик не знает, что это за деревья, что про них рассказать?
-дуб
-береза
Дидактическая игра: «Чей это плод?»
-Лимончик не знает, что это за плоды и с какого дерева упали.
-Возьмите один из корзины. Назовите плод и найдите то дерево, кому это
принадлежит. (берут из корзины жёлудь, каштан, орех, яблоко, груша и
кладут перед картинками).
«Поле чудес»- словесное упражнение.
По секторам с номерами лежат перевернутые картинки. Крутите барабан,
куда стрелка показала, там и берете картинку. Смотрите на цифру и говорите
«Сколько…»
Например: 8 пальто, 3березы, 5 огурцов.
Физминутка:
-Ветер дует нам в лицо. Ладонями взмахи в лицо.
-Закачалось деревцо. Руки вверх, наклоны в стороны.(быстро).
-Ветерок всё тише, тише Наклоны медленно.
-Деревцо всё выше, выше Руки вверх на носочки.
«Построй цепочку по схеме «Семья».
-Ребята, пора помочь Апельсинчику.
-Нужно по этой схеме составить цепочку. Сначала назовите, кто на
цепочке?...(мама, папа, ребёнок, дом).
-Вы берёте картинку, смотрите, кто на ней и составляете цепочку.
Показываю пример:
-корова-бык-телёнок-коровник.
-лошадь-конь-жеребёнок-конюшня.
-гусь-гусыня-гусёнок-птичник.
-свинья-кабан-поросёнок-свинарник.
-медведица-медведь-медвежонок-берлога.
-курица-петух- цыпленок-курятник.
-волчица -волк-волчонок-нора.
-пёс –собака - щенок- будка-конура.
-крольчиха -кролик-крольчонок-крольчатник.
«Задай правильно вопрос»-речевое упражнение
-Научите гномика задавать вопросы. Задавайте мне вопросы обо мне. А я
буду отвечать. Например: «Сколько у вас рук?»
Игра с мячом: «Какой?»
-Станем в круг. Научим Гномов образовывать прилагательные, т.е. слова,
которые отвечают на вопрос:«какой?». Я бросаю мяч со словом яблоко, а сок
из него?...(яблочный). (груша, берёза, вишня, абрикос, слива, персик, банан,
лимон, апельсин, арбуз.)
Рисование с листьями деревьев.
-Ребята, Апельсинчик и Гномик благодарят Вас за помощь в выполнении
домашнего задания. Они научились описывать по схеме, составлять цепочки
слов, образовывать прилагательные, правильно задавать вопросы, быстро и
чисто говорить скороговорки, считать предметы. Зато Гномы умеют рисовать
с помощью листьев от разных деревьев.
-Хотите научиться?
-подойдите к столу. Перед вами на клеёнках листья. Нужно аккуратно
покрасить его разной краской, поднять аккуратно, и приложить накрашенной
стороной на бумагу. Сверху положить салфетку и придавить ладошкой.
Убрать салфетку и осторожно поднять листик вверх. (Объяснение
сопровождаю показом).
Самостоятельная работа детей.
-Как называется дорожка, вдоль которой рядами растут деревья, стоят
лавочки? (аллея, сквер, парк).
Рефлексия.
-Чему вы научились помогая гномикам? (правильно говорить, находить
плоды деревьев, описывать по схеме).
Сюрпризный момент.
-Ребята, напомните мне, пожалуйста. Если дерево берёза, то сок какой,
(берёзовый). Я и гномы хотим угостить вас и наших гостей березовым соком.
(В одноразовых стаканчиках налит березовый сок, и угощаем им детей и
гостей).