Напоминание

"Роль сказки в воспитании нравственных качеств дошкольников."


Автор: Некрасова Валентина Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с №42 "Теремок"
Населённый пункт: город Серпухов
Наименование материала: статья
Тема: "Роль сказки в воспитании нравственных качеств дошкольников."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль сказки в воспитании нравственных качеств дошкольников.

Воспитатель высшей квалификационной категории Некрасова В.Г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский

сад №42 «Теремок»

Московская область город Серпухов

Ещё древние римляне говорили, что «корень учения горек». Но зачем же учить с горькими и

бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если ребёнку интересно, то и

«корень» учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей вполне здоровый аппетит.

Детство это то время , когда происходит становление и развитие личности ребёнка, формирование

его характера.

Заглянуть в «кладовые личности и извлечь от туда такие качества как справедливость,

отзывчивость, милосердие, преданность, трудолюбие ответственность, взаимовыручка, честность

и многие другие возможно, но необходимо иметь «ключик» к детской индивидуальности. Важно,

чтобы нравственное развитие происходило не только на основе пассивного, непроизвольного

подражания, так сказать «заражения» чувствами другого, а именно своевременное и осознанное

вмешательство. И сказка является одним из путей такого вмешательства.

Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте проявляется сильная тяга ко всему

сказочному, необычному, чудесному. В сказках ребёнка пленяют неожиданная удача и счастливая

судьба простых, скромных близких детям своей наивностью и простодушием героев; чудесные

превращения лягушек в прекрасных царевен; кара постигающая злых высокомерных гордецов ,

завистливых старух, жадных и жестоких правителей. Близок и мил им и сам язык сказок. Их стиль,

простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений и повторений ,

которые так свойственны речи самого ребёнка. Удачно выбранная сказка естественно и

выразительно рассказанная найдёт в детях чутких и внимательных слушателей.

Выбирая ту или иную сказку необходимо руководствоваться не только её занимательностью,

доступностью её содержания пониманию ребёнком, но и её моральной стороной. Ведь в

некоторых сказках попадаются сцены грубости, жестокости, дикой порочности. Поэтому такие

произведения необходимо исключить.

Такие исследователи как А.М, Виноградова, В.Г. Нечаева, Е.А. Аркин считали, что превосходным

в воспитательном отношении материалом для рассказывания могут служить народные легенды и

былины. Многие педагоги не в достаточной мере оценивают силу детского воображения и

чуткость детского сердца, способность воспринимать и почувствовать наличие нравственного

подвига, неотразимую силу мужества и отваги.

Чаще всего мы читаем и рассказываем детям сказки о животных. Ничего нельзя возразить против

таких произведений, расширяющих кругозор ребёнка. Но можно и должно уже к концу

дошкольного возраста открыть перед ребёнком прекрасный мир настоящих и легендарных

былинных богатырей и героев. Этот мир способен возбудить в ребёнке высшие чувства красоты и

морали , беззаветную любовь к Родине.

Сказки помогают бороться с различными детскими «недугами». В психологии этот метод работы с

детьми , называется – сказкотерапия. С помощь сказкотерапии, можно работать с агрессивными,

неуверенными, застенчивыми детьми. Кроме того сказко терапия позваляет ребёнку

актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения

Почему же сказка так эффективна при воспитании нравственных качеств личности ребёнка?

Во – первых восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей

невероятно притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. Сказка для

ребёнка не только вымысел и фантазия, а и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки

обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания

ребёнка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний..

Во – вторых у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. воспринимая

сказку, ребёнок , с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем , и это позволяет ему

почувствовать и понять , что не у одного его есть такие проблемы и переживания. С другой

стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ему предлагаются выходы из различных

сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его

возможностей и веры в себя.

Это происходит .по тому утверждает И.В. Дубровина , что положение этого героя более

привлекательно по сравнению с другими персонажами и позволяет ребёнку усваивать правильные

моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Наши наблюдения и практика показывают, что одним из важнейших условий развития

положительных нравственных качеств личности ребёнка является создание взрослыми

жизнерадостной обстановки вокруг него. Малыш должен отдаваться радости со всей детской

непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том

числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость» - подчёркивала А.М. Виноградова.

Именно в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как

доброжелательность, отзывчивость, уверенность и др. и лучшим помощником в этом – сказка.

По словам философа и педагога И.А. Ильина: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку

первое чувство героического - чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его

созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ

сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость»

Список используемой литературы

1.Будирина т. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством». 1999 г.

2. Безруких М.М. «Сказка, как источник творчества детей». 2001 г.

3. Короткова Л. Д. «Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок» 2011г.

4. Ильин И.А. «О духовном развитии и воспитании детей». 2012г.

5..Белобрыкина О. А. «Сказка ложь, да в ней намѐк…» 2011г.



В раздел образования