Напоминание

Подготовка обучению грамоте детей дошкольного возраста


Автор: Коршунова Елена Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Кристаллик"
Населённый пункт: г.Салехард
Наименование материала: статья
Тема: Подготовка обучению грамоте детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подготовка обучению грамоте детей дошкольного возраста

Одно из центральных мест в содержании предшкольной подготовки

занимает обучение детей грамоте. Обучение грамоте – это усвоение

определенной системы знаний, где выделяются основополагающие средства

языка. В основе методик начального обучения грамоте лежит звуковой

аналитико-синтетический метод, требующий как анализа звукового аспекта

речи в процессе обучения, так и синтеза звуков, слогов, слов уже при чтении.

Проводя обследование коммуникативно-языковой компетентности детей на

начало учебного года в старшей группе, я определила общие проблемы:

• дети допускают грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении

• затрудняются в умении определять на слух выделенные звуки

• не умеют проводить звуковой анализ слов

• не различают гласные и согласные звуки

При работе по программе обучения грамоте я выделяю основные

направления: развитие фонематического слуха детей; работа над узнаванием,

выделением и различением звука; обучение детей первоначальному чтению;

введение понятий предложение, слово, слог, звук и буква.

С целью эффективности методов и приемов работы в этом направлении в

старших группах (5-6 лет) мной были поставлены следующие задачи:

• развивать у ребенка устную речь с помощью разговоров, бесед, связных

высказываний;

• научить ребенка составлять предложения с заданным количеством слов (в

два – три слова и более) по картинкам, по схемам предложения;

• научить ребенка различать в предложении слова на слух, указывать

количество слов в предложении, их последовательность;

• научить ребенка подбирать и называть слова, отвечающие на вопросы: кто

это? что это? что делает? какой? как?;

• научить ребенка выделять по слуху звук из слова, слога;

• научить старших дошкольников пользоваться моделями (схемами) слов;

• научить ребенка различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые

и мягкие, звонкие и глухие, гласные ударные и безударные;

• научить ребенка проводить звуковой анализ слов;

• познакомить с буквами русского языка;

• научить ребенка слоговому членению слов, выделять слоги из слова.

Всем известно, насколько велика роль игры в формировании личности

ребенка. В игре усваиваются любые, даже самые сложные для ребенка

задания. Поэтому в основе занятий, где решаются всевозможные задачи,

связанные с усвоением детьми звукового и слогового состава слова, лежит

игровой принцип.

При разработке занятий учитываю психологические особенности детей

пяти – шестилетнего возраста: оптимальное разнообразие видов

деятельности; в начале занятия проведение «Круга радости», введение

физкультминуток, их смена; использование игрового материала; включение

игрового материала с целью снятия напряжения; переключение внимания

детей с одного вида деятельности на другой, дифференцированные формы

обучения.

Все занятия проходят в форме путешествия в страну «АБВГДЕЙКА», где

находятся Государства «Гласных человечков», «Согласных человечков»,

море «Предложения», остров «Ударности» и другие пункты-города.

В занятия ввожу задания на развитие языкового анализа и синтеза,

подготовку к обучению грамоте, лексико-грамматические задания,

физкультурные паузы, голосовые, дыхательные упражнения, имитация

движений и действий, творческие задания, словотворчество, игры и

упражнения на развитие познавательных процессов, стихи, диалоги.

Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут

занятия. Организационные моменты провожу в разных вариантах

(релаксационные, мимические и имитирующие упражнения). Например,

занятие на основе сюжета «Прогулка по лесу» (звук ЛЬ) начинается с

загадки: «Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?».

Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку, подставьте

лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко.

Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко

(расслабление). Психогимнастика способствует раскрепощению детей,

проявлению своего Я, развитию воображения, преодолению двигательной

неловкости.

При сообщении темы занятия обычно выставляю игрушки, плоскостные

фигурки. Например, занятие «Наши друзья – Домовой и Домовенок» (звуки

Д, ДЬ) тема сообщается следующим образом: Сегодня к нам пришли озорной

Домовенок и дедушка Домовой. Где они могут жить? Какой первый звук вы

услышали в словах: дом, Домовенок? Сегодня мы вместе с ними будем

изучать звуки Д, ДЬ.

На занятии «Поездка в Простоквашино» (звуки Р, РЬ) дети разговаривают

по телефону с котом Матроскиным: Сегодня мы поедем в Простоквашино к

дяде Федору, коту Матроскину, Шарику и повторим звуки Р, РЬ.

Игровая форма сообщения темы не только пробуждает интерес к занятию,

но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к

изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.

Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов

в предложении способствует предварительная работа над словосочетаниями

(согласование прилагательных с сущ., образование отн. прил., согласование

их с существительными и т.д.) Приемы работы над предложением

разнообразны. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой

на картинки. Затем задания усложняются: детям предлагаю задания на

восстановление деформированного текста предложения. Развитию мышления

способствуют задания, в которых дети составляют предложения из набора

слов, связанных ситуативной цепочкой (заяц, куст, сидеть, под). Созданию

оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых

нужно исправить смысловые ошибки (наступила зима, распустились почки

на деревьях). «Дайте быстро мне ответ, так бывает или нет?» Этот же

принцип используется в исправлении «полезных» советов: «Гладьте белье

сковородкой…». Дать самостоятельные умозаключения помогают такие

вопросы, как «Что вы будете делать, если...». Обязательным условием на

этом этапе является логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между

членами предложения ведётся работа по анализу и синтезу словесного

состава предложения. При этом обычно используются полоски для

обозначения слов, делаются зарисовки схем в тетрадях.

Для того чтобы дети научились различать гласные и согласные звуки,

согласные твердые и мягкие, проводить звуковой анализ слова, разработала

дидактическую игру «Звуковая гусеница».

Для формирования у детей умения вычленять словесное ударение,

находить место звука в слове нацелены другие дидактические игры: «Кому

подарим цветочек», «Звуковая птичка».

Дидактическая игра «Камень-вата» упражняет детей различать твердые и

мягкие звуки в словах, развивая слуховое восприятие.

Успешному усвоению букв русского языка способствует ряд

дидактических игр и упражнений: «На что похожа буква?», «Забавные

превращения», «По первым буквам», «Буквы спрятались», «Зачеркни

лишнюю букву», «Слоговой аукцион», «Буква потерялась», «Слово

рассыпалось», «Немая азбука»; задания - «напиши» букву в воздухе, составь

букву из счетных палочек, лепка буквы из пластилина, вырезание ребенком

буквы по нарисованному взрослым контуру, обводка букв. Выполняя эти

разнообразные упражнения, у детей совершенствуется логическое

мышление, развивается зрительное и слуховое восприятие, память. Благодаря

таким приемам работы как дописывание элементов буквы, зачеркивание

неправильной буквы дети приобретают устойчивое представление о буквах.

Я считаю, что важнейшим показателем подготовленности детей к

обучению в школе является уровень их речевого развития, так как развитие

звуковой культуры речи неразрывно связано с подготовкой к усвоению

грамоты. Если ребенок научится правильно произносить все звуки родного

языка, и у него будет развит фонематический слух, это станет залогом

успешного обучения в школе и грамотного письма. Поэтому в занятия я

включаю дидактические игры, игровые упражнения с речевым материалом:

чистоговорки, скороговорки, стихи, фонематическую зарядку (скажи громко,

тихо, крикни звук, спой, протяни, дидактические игры: «Игра в слова»,

«Живые модели», «Слушаем звуки», игровые упражнения: «Тигр рычит»,

«Самолет гудит» и др.

Роль предметно – развивающей среды в непрерывном обучении детей

грамоте и письму велика и существенна. В группе создала условия для

постоянного практического применения умений и навыков, для

стимулирования речевого, познавательного саморазвития.

Таким образом подготовка к обучению грамоте детей дает положительные

результаты. Дети учатся последовательно называть звуки так, как они

слышатся в слове, различать на слух мягкие и твердые согласные звуки,

ударные и безударные гласные, называть слова с определенным звуком или

заданной звуковой модели. Они знакомятся со всеми буквами русского

алфавита и некоторыми правилами орфографии, овладевают слоговым и

слитным способами чтения. У детей развивается фонематический слух,

речевое внимание, мышление и лингвистические способности. Занятия

обеспечивают развитие речи ребенка, являющейся важнейшим условием

всестороннего формирования его личности. Чем богаче и правильнее у

ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его

возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и

полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее

осуществляется его психическое развитие.



В раздел образования