Напоминание

Использование активных форм работы с родителями по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни


Автор: Тулупова Екатерина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 2"Аленушка"
Населённый пункт: Тамбов
Наименование материала: семинар-практикум
Тема: Использование активных форм работы с родителями по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни
Раздел: дошкольное образование





Назад




Уважаемые педагоги!

Сегодня мы проводим семинар-практикум по теме:

«Использование активных форм работы с родителями по

формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни»

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни, развитие интереса

к занятиям физкультурой, приучение детей к навыкам личной гигиены.

Задачи:

1.Создать систему работы по приобщению детей к здоровому образу

жизни.

2.Создать правильно организованную и достаточную двигательную

активность,

которая

оказывает

огромное

влияние

на

состояние

здоровья и физическое развитие ребёнка.

3.Воспитывать

самостоятельность,

уверенность

в

себе,

чувство

удовлетворения,

являющихся

хорошим

стимулом

для

развития

двигательной активности дошкольника.

4.Воспитывать интерес и любовь к своему здоровью и здоровому

образу жизни.

5.Привлечь родителей к созданию условий для здоровьесбережения.

Предварительная работа:

1.

Изучение

научно-методической

и

психолого-педагогической

литературы по теме семинара.

2. Разработка плана, содержания и сюжетной линии семинара.

3. Работа творческих групп по теме семинара

4. Консультации для педагогов: «Формирование здорового образа

жизни дошкольников».

Современное

развитие

России

связано

с

модернизацией

в

сфере образования,

которая

в

первую

очередь

затрагивает

проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в

современное общество.

Лозунг «Здоровый ребёнок – здоровая нация, здоровая нация – здоровое,

богатое государство» указывает на необходимость воспитания здорового и

гармонично развитого поколения, направляет на это усилия семьи и

государственных образовательных учреждения.

Здоровье детей – это цель, где, безусловно, сходятся интересы семьи и

педагогической общественности.

Уровень

профессионального

мастерства

педагогов

определяется

отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям.

Только при условии положительных результатов всей физкультурно –

оздоровительной

работы

с

дошкольниками, родители доверяют

рекомендациям воспитателей и охотно идут с ними на контакт. Опыт

убеждает,

что

главная

причина

отставания

в

развитии

плохое

состояние здоровья, какое – нибудь заболевание, чаще незаметное и

поддающееся излечению только совместными усилиями врача, матери,

педагога. Скрытые недомогания являются отклонением от нормального

развития, а замедленное мышление – во многих случаях следствие этого

недомогания.

Поэтому

роль родителей в

сохранении

и

укреплении здоровья ребёнка при поддержке детского сада состоит в

готовности

принимать

помощь

и

поддержку

от

специалистов дошкольного учреждения

в

вопросах

сохранения

и

укрепления здоровья ребёнка, активном участии в создании культурных

традиций детского сада. Это значит, что важным условием успешной

работы по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию у

них потребности в здоровом образе жизни является и то, что «здоровый образ

жизни» должен стать стилем жизни окружающих его людей, т. е. педагогов

и родителей. Важно сформировать у детей привычки, которые сохраняют и

укрепляют здоровье с детства: соблюдение режима дня, правильное питание,

закаливание, потребность в движении, разумное отношение к своему

организму,

владение

необходимыми

санитарно

гигиеническими навыками. Родители должны

поддерживать

в

домашних

условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном

сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми

в дошкольном учреждении.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента

физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит

огромный

путь

развития,

не

повторяемый

на

протяжении

последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие

органов и становление функциональных систем организма, закладываются

основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и

окружающим. Это возраст, «когда ребёнок сам всё различает, повторяет,

справляется о верности и значении слов, действий, ощущений» (П. Ф.

Лесгафт).

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи представляет собой

комплекс взаимодействий, взаимоотношений, совместной и индивидуальной

деятельности.

Семья для ребёнка – источник общественного опыта. Здесь он находит

пример для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если

мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать

проблему здорового образа жизни "всем миром": детский

сад,

семья,

общественность.

Существует

достаточно

большое

количество

различных форм сотрудничества детского сада с родителями. Одни из них

являются традиционными, другие трансформируются в практике работы,

третьи являются новыми во взаимодействии с семьей. В целом все

существующие

ныне формы можно

разбить

на

три

большие

группы:

индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные.

Участие родителей в подготовке и проведении образовательного процесса

по формированию навыков здорового образа жизни. Проводится по

согласованию с родителями в форме подготовки спортивного зала, участка,

раздаточного и спортивного материала, участия в качестве ассистента,

помощника в занятиях, спортивных играх, самостоятельного обучения детей

различным физическим упражнениям, участия в режимных процессах:

утренней зарядке, прогулке, играх детей, организации кружковой работы по

интересам.

Работа

консультационных

пунктов.

Предполагает

организацию консультаций для

всех

желающих

в

определенное

время

несколькими

специалистами

детского

сада,

имеющими

разную квалификацию:

воспитателями,

педагогом-психологом,

руководителем

физического

воспитания,

медицинской

сестрой,

музыкальным руководителем, логопедом.

Коллективные формы.

Кроме родительских

собраний,

конференций,

семинаров, показали следующие формы работы.

Устные журналы, где выступают педагоги, физинструктор и другие

специалисты детского сада с тематическими (психолого-педагогическими,

медицинскими, правовыми, экономическими и другими) сообщениями, во

время

которых

даются

также

и

практические

рекомендации родителям согласно

теме

журнала. Например: «Здоровье

детей и взрослых», «Адаптация ребенка к детскому саду», «Веселые игры

дома».

Круглые

столы,

вечера

вопросов

и

ответов.

Организуются

в форме свободного

или

регламентированного

общения

педагогов

с родителями, во время которого последние имеют возможность получить

ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение по заявленной

или

волнующей

проблеме. Например: «Рациональное

питание

детей», «Детские капризы», «Советы Арнольда Шварценегера – стоит

прислушаться?».

Конференции,

семинары.

Включают

в

себя

активное

обсуждение

психолого-педагогических

проблем,

которое

предполагает

подготовку

докладов, сообщений, активный обмен мнениями, разработку конкретных

рекомендаций.

Например:«Психологическое благополучие ребенка в семье и детском

саду», «Легко ли быть родителями», «Заботимся о здоровье».

Групповые консультации.

Включают

подготовку

сотрудниками дошкольного

учреждения

сообщений,

практических

рекомендаций и материалов для группы родителей, имеющих одинаковые

проблемы (в воспитании детей, общении с ними, в педагогической позиции,

совместное обсуждение волнующих вопросов.

Например:«Агрессивный ребенок», «Застенчивый малыш», «Когда в семье

брат

и

сестра»,«Воспитание

близнецов», «Когда родитель

только

один», «Игры для гиперактивных детей».

Формы работы на основе телепередач: КВН, педагогический ринг, «Моя

семья»,«Поле чудес» и другие. Представляют собой такую организацию

мероприятия, когда в канву соответствующей телепередачи вплетается

психолого-педагогическое

содержание,

вносятся

игры,

вопросы

по

проблемам развития, воспитания и обучения детей.

Родительские

школы.

Предполагают

организованное

коллективом дошкольного учреждения долговременное обучение взрослых

для

передачи родителям психолого-педагогических

знаний

о дошкольном детстве с помощью различных форм: лекций, семинаров,

тренингов, игр и т. д. Например: «Школа для пап», «Школа молодой

семьи»,«Гимнастика вдвоём».

Клубы по интересам. Представляют собой объединение родителей по

интересам для обмена опытом семейного воспитания, общения, для

приобретения знаний, реализации какой-либо деятельности, проведения

активного досуга и так далее. Например: «Клуб бабушек (дедушек)», «Клуб

мастеров», «Клуб любителей мяча».

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Ежемесячно

включаем в практику активную деятельность участников педагогического

сообщества. Это спортивные игротеки, развлечения, игротека «Подвижные

игры народов Черноземья», малые спортивные олимпиады.

Дни открытых дверей. Два раза в год родители свободно посещают

детский сад. Мы приглашаем родителей быть участниками и организаторами

педагогической деятельности с детьми по различным направлениям, увидеть

успехи детей в той ил иной деятельности.

Наглядно информационные

формы.

Представим

наиболее

значимые формы этого блока.

Выставки. Они предполагают представление результатов индивидуальной

и

совместной

деятельности дошкольников, родителей

и

педагогов.

Например:

выставка

рисунков

«Рисуют

дети

и родители»,

фотовыставки «Семьи

наших

воспитанников», «Наши

спортивные

достижения», «Наш активный отдых», «Зима, спорт, отдых».

Видеосъёмка. Означает видеосъемку различных моментов из жизни детей

в детском саду с последующим совместным ее просмотром родителями,

детьми, другими членами семьи, воспитателями. Например: «Один день в

саду», «Наши праздники»,«Строим, рисуем, лепим», «Наши олимпийские

надежды».

Интересной формой работы в детском саду может является рукописная

книга.

В

создании «Рукописной

книги» принимает

каждая

семья

группы. «Рукописная

книга» -

это

практическое

пособие,

в

котором

отражается семейный опыт создания здорового образа жизни. Эта книга

полезна как для детей, так и для взрослых. Вот вариант рукописной книги.

Уважаемые родители!

Предлагаем вашей семье принять участие в написании «рукописной

книги» на тему: «Привычки здорового образа жизни нашей семьи».

Для этого возьмите чистый лист бумаги формата (А4) и напишите на нём

ответы на следующие вопросы:

• Что означает для вас понятие «Здоровый образ жизни»? (кратко

перечислите 4-5 составляющих этого понятия);

• Вспомните, пожалуйста, как ваши родители формировали у вас в детстве

привычку к здоровому образу жизни?

• Какие привычки здорового образа жизни сфомированы у вас? (на этот

вопрос желательно ответить каждому из родителей);

• Какие привычки к здоровому образу жизни вы формируете у вашего

ребёнка?

• Что вы делаете вместе с ребёнком, чтобы соблюдать здоровый образ

жизни?

Использование

всех

перечисленных форм

в

практике

нашей

работы помогает превратить мероприятие с участием родителей, детей и

педагогов в интересную и увлекательную встречу. И именно такие встречи

вызовут у них потребность прийти в детский сад еще и еще раз,

необходимость быть более активными и заинтересованными в формировании

здорового образа жизни у своих детей.

Литература.

1. Тихомирова Л. Ф. Как сформировать у школьника здоровый образ

жизни. –Ярославль: академия развития, 2007.

2. Бочкарёва о. И. Система работы по формированию здорового образа

жизни. – Волгоград, ИТД «Корифей», 2008.

3. Прищепа С. С. Организация физкультурных занятий родителей с

детьми в детском саду. – Москва, АРКТИ, 2011

4. Токаева Т. Э. Парная гимнастика. – Волгоград,Учитель,2011.



В раздел образования