Автор: Тулупова Екатерина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 2"Аленушка"
Населённый пункт: Тамбов
Наименование материала: семинар-практикум
Тема: Использование активных форм работы с родителями по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни
Раздел: дошкольное образование
Уважаемые педагоги!
Сегодня мы проводим семинар-практикум по теме:
«Использование активных форм работы с родителями по
формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни»
Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни, развитие интереса
к занятиям физкультурой, приучение детей к навыкам личной гигиены.
Задачи:
1.Создать систему работы по приобщению детей к здоровому образу
жизни.
2.Создать правильно организованную и достаточную двигательную
активность,
которая
оказывает
огромное
влияние
на
состояние
здоровья и физическое развитие ребёнка.
3.Воспитывать
самостоятельность,
уверенность
в
себе,
чувство
удовлетворения,
являющихся
хорошим
стимулом
для
развития
двигательной активности дошкольника.
4.Воспитывать интерес и любовь к своему здоровью и здоровому
образу жизни.
5.Привлечь родителей к созданию условий для здоровьесбережения.
Предварительная работа:
1.
Изучение
научно-методической
и
психолого-педагогической
литературы по теме семинара.
2. Разработка плана, содержания и сюжетной линии семинара.
3. Работа творческих групп по теме семинара
4. Консультации для педагогов: «Формирование здорового образа
жизни дошкольников».
Современное
развитие
России
связано
с
модернизацией
в
сфере образования,
которая
в
первую
очередь
затрагивает
проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в
современное общество.
Лозунг «Здоровый ребёнок – здоровая нация, здоровая нация – здоровое,
богатое государство» указывает на необходимость воспитания здорового и
гармонично развитого поколения, направляет на это усилия семьи и
государственных образовательных учреждения.
Здоровье детей – это цель, где, безусловно, сходятся интересы семьи и
педагогической общественности.
Уровень
профессионального
мастерства
педагогов
определяется
отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям.
Только при условии положительных результатов всей физкультурно –
оздоровительной
работы
с
дошкольниками, родители доверяют
рекомендациям воспитателей и охотно идут с ними на контакт. Опыт
убеждает,
что
главная
причина
отставания
в
развитии
–
плохое
состояние здоровья, какое – нибудь заболевание, чаще незаметное и
поддающееся излечению только совместными усилиями врача, матери,
педагога. Скрытые недомогания являются отклонением от нормального
развития, а замедленное мышление – во многих случаях следствие этого
недомогания.
Поэтому
роль родителей в
сохранении
и
укреплении здоровья ребёнка при поддержке детского сада состоит в
готовности
принимать
помощь
и
поддержку
от
специалистов дошкольного учреждения
в
вопросах
сохранения
и
укрепления здоровья ребёнка, активном участии в создании культурных
традиций детского сада. Это значит, что важным условием успешной
работы по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию у
них потребности в здоровом образе жизни является и то, что «здоровый образ
жизни» должен стать стилем жизни окружающих его людей, т. е. педагогов
и родителей. Важно сформировать у детей привычки, которые сохраняют и
укрепляют здоровье с детства: соблюдение режима дня, правильное питание,
закаливание, потребность в движении, разумное отношение к своему
организму,
владение
необходимыми
санитарно
–
гигиеническими навыками. Родители должны
поддерживать
в
домашних
условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном
сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми
в дошкольном учреждении.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит
огромный
путь
развития,
не
повторяемый
на
протяжении
последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие
органов и становление функциональных систем организма, закладываются
основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и
окружающим. Это возраст, «когда ребёнок сам всё различает, повторяет,
справляется о верности и значении слов, действий, ощущений» (П. Ф.
Лесгафт).
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи представляет собой
комплекс взаимодействий, взаимоотношений, совместной и индивидуальной
деятельности.
Семья для ребёнка – источник общественного опыта. Здесь он находит
пример для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если
мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать
проблему здорового образа жизни "всем миром": детский
сад,
семья,
общественность.
Существует
достаточно
большое
количество
различных форм сотрудничества детского сада с родителями. Одни из них
являются традиционными, другие трансформируются в практике работы,
третьи являются новыми во взаимодействии с семьей. В целом все
существующие
ныне формы можно
разбить
на
три
большие
группы:
индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные.
Участие родителей в подготовке и проведении образовательного процесса
по формированию навыков здорового образа жизни. Проводится по
согласованию с родителями в форме подготовки спортивного зала, участка,
раздаточного и спортивного материала, участия в качестве ассистента,
помощника в занятиях, спортивных играх, самостоятельного обучения детей
различным физическим упражнениям, участия в режимных процессах:
утренней зарядке, прогулке, играх детей, организации кружковой работы по
интересам.
Работа
консультационных
пунктов.
Предполагает
организацию консультаций для
всех
желающих
в
определенное
время
несколькими
специалистами
детского
сада,
имеющими
разную квалификацию:
воспитателями,
педагогом-психологом,
руководителем
физического
воспитания,
медицинской
сестрой,
музыкальным руководителем, логопедом.
Коллективные формы.
Кроме родительских
собраний,
конференций,
семинаров, показали следующие формы работы.
Устные журналы, где выступают педагоги, физинструктор и другие
специалисты детского сада с тематическими (психолого-педагогическими,
медицинскими, правовыми, экономическими и другими) сообщениями, во
время
которых
даются
также
и
практические
рекомендации родителям согласно
теме
журнала. Например: «Здоровье
детей и взрослых», «Адаптация ребенка к детскому саду», «Веселые игры
дома».
Круглые
столы,
вечера
вопросов
и
ответов.
Организуются
в форме свободного
или
регламентированного
общения
педагогов
с родителями, во время которого последние имеют возможность получить
ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение по заявленной
или
волнующей
проблеме. Например: «Рациональное
питание
детей», «Детские капризы», «Советы Арнольда Шварценегера – стоит
прислушаться?».
Конференции,
семинары.
Включают
в
себя
активное
обсуждение
психолого-педагогических
проблем,
которое
предполагает
подготовку
докладов, сообщений, активный обмен мнениями, разработку конкретных
рекомендаций.
Например:«Психологическое благополучие ребенка в семье и детском
саду», «Легко ли быть родителями», «Заботимся о здоровье».
Групповые консультации.
Включают
подготовку
сотрудниками дошкольного
учреждения
сообщений,
практических
рекомендаций и материалов для группы родителей, имеющих одинаковые
проблемы (в воспитании детей, общении с ними, в педагогической позиции,
совместное обсуждение волнующих вопросов.
Например:«Агрессивный ребенок», «Застенчивый малыш», «Когда в семье
брат
и
сестра»,«Воспитание
близнецов», «Когда родитель
только
один», «Игры для гиперактивных детей».
Формы работы на основе телепередач: КВН, педагогический ринг, «Моя
семья»,«Поле чудес» и другие. Представляют собой такую организацию
мероприятия, когда в канву соответствующей телепередачи вплетается
психолого-педагогическое
содержание,
вносятся
игры,
вопросы
по
проблемам развития, воспитания и обучения детей.
Родительские
школы.
Предполагают
организованное
коллективом дошкольного учреждения долговременное обучение взрослых
для
передачи родителям психолого-педагогических
знаний
о дошкольном детстве с помощью различных форм: лекций, семинаров,
тренингов, игр и т. д. Например: «Школа для пап», «Школа молодой
семьи»,«Гимнастика вдвоём».
Клубы по интересам. Представляют собой объединение родителей по
интересам для обмена опытом семейного воспитания, общения, для
приобретения знаний, реализации какой-либо деятельности, проведения
активного досуга и так далее. Например: «Клуб бабушек (дедушек)», «Клуб
мастеров», «Клуб любителей мяча».
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Ежемесячно
включаем в практику активную деятельность участников педагогического
сообщества. Это спортивные игротеки, развлечения, игротека «Подвижные
игры народов Черноземья», малые спортивные олимпиады.
Дни открытых дверей. Два раза в год родители свободно посещают
детский сад. Мы приглашаем родителей быть участниками и организаторами
педагогической деятельности с детьми по различным направлениям, увидеть
успехи детей в той ил иной деятельности.
Наглядно информационные
формы.
Представим
наиболее
значимые формы этого блока.
Выставки. Они предполагают представление результатов индивидуальной
и
совместной
деятельности дошкольников, родителей
и
педагогов.
Например:
выставка
рисунков
«Рисуют
дети
и родители»,
фотовыставки «Семьи
наших
воспитанников», «Наши
спортивные
достижения», «Наш активный отдых», «Зима, спорт, отдых».
Видеосъёмка. Означает видеосъемку различных моментов из жизни детей
в детском саду с последующим совместным ее просмотром родителями,
детьми, другими членами семьи, воспитателями. Например: «Один день в
саду», «Наши праздники»,«Строим, рисуем, лепим», «Наши олимпийские
надежды».
Интересной формой работы в детском саду может является рукописная
книга.
В
создании «Рукописной
книги» принимает
каждая
семья
группы. «Рукописная
книга» -
это
практическое
пособие,
в
котором
отражается семейный опыт создания здорового образа жизни. Эта книга
полезна как для детей, так и для взрослых. Вот вариант рукописной книги.
Уважаемые родители!
Предлагаем вашей семье принять участие в написании «рукописной
книги» на тему: «Привычки здорового образа жизни нашей семьи».
Для этого возьмите чистый лист бумаги формата (А4) и напишите на нём
ответы на следующие вопросы:
• Что означает для вас понятие «Здоровый образ жизни»? (кратко
перечислите 4-5 составляющих этого понятия);
• Вспомните, пожалуйста, как ваши родители формировали у вас в детстве
привычку к здоровому образу жизни?
• Какие привычки здорового образа жизни сфомированы у вас? (на этот
вопрос желательно ответить каждому из родителей);
• Какие привычки к здоровому образу жизни вы формируете у вашего
ребёнка?
• Что вы делаете вместе с ребёнком, чтобы соблюдать здоровый образ
жизни?
Использование
всех
перечисленных форм
в
практике
нашей
работы помогает превратить мероприятие с участием родителей, детей и
педагогов в интересную и увлекательную встречу. И именно такие встречи
вызовут у них потребность прийти в детский сад еще и еще раз,
необходимость быть более активными и заинтересованными в формировании
здорового образа жизни у своих детей.
Литература.
1. Тихомирова Л. Ф. Как сформировать у школьника здоровый образ
жизни. –Ярославль: академия развития, 2007.
2. Бочкарёва о. И. Система работы по формированию здорового образа
жизни. – Волгоград, ИТД «Корифей», 2008.
3. Прищепа С. С. Организация физкультурных занятий родителей с
детьми в детском саду. – Москва, АРКТИ, 2011
4. Токаева Т. Э. Парная гимнастика. – Волгоград,Учитель,2011.