Авторы: Атясова Клавдия Викторовна, Иляскина Наталия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: учитель начальных классов
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: доклад
Тема: Что такое логоритмика и ее применение
Раздел: начальное образование
Атясова К.В., Иляскина Н.В.
МОУ «СОШ №100», Ленинский район, г. Саратов
ЧТО ТАКОЕ ЛОГОРИТМИКА И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У одних
лучше функционирует левое полушарие, у других правое, но самый хороший
вариант, это когда в равной степени функционируют оба полушария головного
мозга. Поэтому с самого детства необходимо развивать межполушарные связи,
чем выше они связаны, тем лучше у ребенка будут развиты интеллектуальное
развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Для
развития речи и ее коррекции часто используют логоритмические упражнения.
Логоритмика – это технология развития моторного и речевого ритмов, а
также система упражнений, заданий и игр на основе сочетания музыки,
движения,
слова.
Одновременное
проговаривание
слов
и
выполнение
соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и
правого полушарий.
Логоритмика в основе своей системы имеет «…понятие ритма, как начала
организующего и дисциплинирующего, которое укладывает всякое действие в
определенную музыкально-ритмическую форму и тем самым регулирует
речевое поведение»
1
.
Работа над выразительностью речи и голосом является важным разделом
в
образовании.
Занятия
логоритмикой
помогают
ребенку
улучшить
артикуляцию, научится правильному речевому дыханию и справится с такими
проблемами как заикание, неправильное произношение и слишком быстрый
или медленный темп речи. Структура логоритмических занятий включает в
себя: развитие памяти, внимания, слуховых функций, двигательной сферы,
ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной
системы, звукопроизношения.
1
Жак-Далькроз Э., 1922г., Гринер В.А., 1958г., Волкова Г.А., 1985г.
Упражнения по логоритмике состоят из различных движений, слов,
песен, звуков. Комбинируя различные упражнения, получаются полезные и
интересные задачи, которые можно применять в различных видах деятельности
детей на всех этапах урока.
Например одним из приемов логоритмики можно воспользоваться во
время выразительного чтения стихотворений или разыгрывания коротких
наглядных сюжетов на примере сказок или песенок. Чтобы ребенок мог точнее
запомнить материал. Во время чтения стихотворений или разыгрывания
сюжетов дети показывают движениями и различной интонацией, то о чем
рассказывают.
При
этом
слова
стихотворения
или
песни
необходимо
проговаривать медленно, это нужно для того, чтобы ребенок успевал соотнести
тест с движениями рук, ног и туловища.
Ученые считают, что движение и речь тесно связаны между собой, точнее
моторный и речевой ритмы. Ритмичные движения легче запомнить и
воспроизвести, а их моторный ритм связан с темпом произнесения речи. Т.е.
если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе,
он сможет также размеренно и спокойно говорить в обычной жизни. Для этого
во время учебных занятий можно использовать следующие виды упражнений:
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения на активизацию внимания и памяти;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- ритмические упражнения;
- упражнения на развитие чувства темпа,
- пальчиковые игры (гимнастика) для развития тонких движений пальцев
рук;
- упражнения на развитие мимических мышц, эмоциональной сферы,
воображения, ассоциативно-образного мышления;
- упражнения на развитие фонематического восприятия.
Кроме
моторного
и
речевого
развитий,
логоритмика,
как
здоровьесберегающая
технология
оказывает
благоприятное
влияние
на
здоровье учащихся, положительно влияя на сердечно-сосудистую систему, а
также является профилактикой ЛОР-заболеваний.
На уроках начальной школы логоритмику можно использовать в начале
урока для активизации межполушарного взаимодействия и с коррекционной
целью вместо физминуток. Для этого можно использовать речевые упражнения
без музыкального сопровождения. В таких упражнениях дети ритмично
проговаривают текст, сопровождая его действиями:
Мы капусту режем, режем (движения прямыми ладошками вверх, вниз)
Мы морковку трем, трем (потереть кулачок о кулачок)
Мы капусту солим, солим (поочередное поглаживание подушечек
пальцев большим пальцем)
Мы капусту жмем, жмем (сжимать и разжимать кулачки).
В настоящее время рост речевых нарушений у детей младшего школьного
возраста приобретает масштабный характер. Нарушения в речевом развитии не
дают возможность учащимся овладевать школьной программой в нужной
степени. Логоритмика – это хороший способ в игровой форме справиться с
речевыми нарушениями у детей. Логоритмические упражнения не только
улучшают звукопроизношение, но и учат чувству ритма, правильному
дыханию, артикуляции, развивают внимание, слух и память.
Литература
1.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. вышс. учеб. заведений. –
М:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г. – 272с.
2.
Логопедические упражнения, артикуляционная гимнастика. Спб., 2004г.
3.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.:Владос, 2004г. – 168с.
4.
Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Логоритмика. Технология развития
моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи – М.: Национальный
книжный центр, 2017г. – 208с.