Автор: Богданова Людмила Руслановна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ №1 им. Л.Линховоина
Населённый пункт: г. Улан -Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Музыкальность. Ее основные компоненты и их развитие.
Раздел: дополнительное образование
Статья в сборник за 2018-2019 учебный год.
Музыкальность. Ее основные компоненты и их развитие.
Выполнила преподаватель по классу фортепиано
МАУ ДО ДШИ №1 им Л. Линховоина г. Улан-Удэ
Богданова Людмила Руслановна
Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального
воспитания
детей.
Музыкальные
способности,
необходимые
для
успешного
осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность».
Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает книга
Б.
М.
Теплова
«Психология
музыкальных
способностей»,
где
Б.
М.
Теплов
определяет музыкальность как «...тот компонент музыкальной одаренности, который
необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и
притом
необходим
для
любого
вида
музыкальной
деятельности».
Таким образом, музыкальность предстает как комплекс способностей, необходимых для
занятия
музыкальной
деятельностью.
Теплов
выделяет
среди
них три
основные, способствующие
наиболее
успешному
выполнению
музыкальной
деятельности:
1. Ладовое чувство
- способность эмоционально различать ладовые функции звуков
мелодии, т.е. чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.
2. Способность к слуховому представлению, то есть способность пользоваться
слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное и ритмическое движение
мелодии. Образует основное ядро как музыкальной памяти, так
и музыкального
воображения.
3. Музыкально - ритмическое чувство, то есть способность активно (двигательно)
переживать
музыку,
чувствовать
музыкальную
выразительность
ритма
и
точно
воспроизводить
этот
ритм
в
различных
движениях.
Неосновными компонентами комплекса музыкальности Б. М. Теплов считает тембровый,
динамический,
гармонический
и
абсолютный
слух.
Главным же показателем музыкальности Б. М. Теплов считал эмоциональную
отзывчивость на музыку. Вспомним, как Ф. Стендаль в книге «Жизнь Россини»
описывает двух молодых людей. Один из них обладал великолепным абсолютным
слухом, но при этом был совершенно безразличен к музыке. Звуки для него
были всего лишь шумом, лишенным смысла. Другой не мог пропеть четыре ноты подряд,
чтобы не сфальшивить, но при этом любил музыку с огромной страстью. И Стендаль
отдает предпочтение второму герою, ибо если звуки музыки не говорят нам ничего, то
внимание
к
ним
было
бы
пустой
тратой
времени.
Все способности характеризуются синтезом эмоционального и слухового компонентов.
Их сенсорная основа заключается в узнавании, дифференциации, сопоставлении звуков,
различных
по
высоте,
динамике,
ритму,
тембру,
и
их
воспроизведении.
Б.
М.
Теплов,
подчёркивая необходимость
качественного,
а
не
количественного подхода к музыкальности, говорил, что «основное, что должно
интересовать педагога, не вопрос насколько музыкален тот или другой ученик, а вопрос о
том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития».
В дошкольном детстве основной задачей музыкального воспитания и
образования является развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, переживание ее
содержания,
т.к.
она
является
характерным
признаком
музыкальности.
Рассмотрим, в каких видах деятельности развиваются музыкальные способности.
Эмоциональная
отзывчивость
на
музыку (основа
музыкальности)
может
быть
развита во
всех
видах
музыкальной
деятельности — восприятии,
исполнительстве,
творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального
содержания, следовательно, и его выражения (в исполнительской и творческой
деятельности). Эмоциональная
отзывчивость
на
музыку проявляется
в
наибольшей
степени в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и
чувстве ритма (эмоциональная способность). Поэтому эмоциональная отзывчивость на
музыку прежде
всего
развивается
в
восприятии
музыки
(предшествующем
и
сопутствующем
всем
видам
музыкальной
деятельности), а
также
в
музыкально-
ритмических движениях. Эмоциональная отзывчивость на музыку может развиваться и в
других видах исполнительской и творческой деятельности детей (пение, игра на
музыкальных инструментах) при условии ведущей роли выразительности в детском
исполнении.
Ладовое чувство может быть развито прежде всего в процессе восприятия музыки (ее
узнавании, определении, закончилась ли мелодия). Кроме того, поскольку ладовое
чувство проявляется и в чувствительности к точности интонации, оно может развиваться
и во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, и таким образом
контролируют
внутренним
слухом
правильность
интонации.
Музыкально – слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые
требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта музыкальная способность
развивается прежде всего в пении, а также в игре по слуху на звуковысотных
музыкальных
инструментах. Она
развивается
также и
в
процессе
восприятия,
предшествующего
воспроизведению
музыкального
произведения.
Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально - ритмических движениях,
соответствующих
по
характеру
эмоциональной
окраске
музыки. Занятия
ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений
в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации
движении
и
музыки.
Чувство
ритма
может
формироваться
не
только
в
музыкально-ритмических
движениях,
но
и
в
других
видах
деятельности.
Все означенные способности имеют первостепенное значение для профессиональной
деятельности музыканта. Но, при этом, следует учитывать тот факт, что наличие
музыкальности еще не говорит о том, что ребенок будет успешен при бучении
музыкальному искусству. Кроме специальных способностей обязательно нужны еще и
личностные. Так, В. И. Петрушин в книге «Музыкальная психология» пишет о феномене
пяти «Т». Это Талант, Творчество, Трудолюбие, Терпение, Требовательность. Без этих
черт личности даже самая гениальная природная музыкальность не может быть раскрыта
в полной мере своего изначального потенциала. «Нужен прежде всего труд, труд и труд.
Помните, что даже человек, одаренный печатью гения, ничего не даст не только великого,
но и среднего, если не будет трудиться…» (П. И. Чайковский)
Список литературы:
1. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М. 1997
2. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — М., 1947. (2-е изд. 1961