Автор: Жилкина Наталья Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №22 "Волгорята"
Населённый пункт: город Астрахань
Наименование материала: Статья
Тема: "О воспитании ответственности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Жилкина Наталья Петровна,
воспитатель МБДОУ № 22 «Волгорята»,
г. Астрахань
О ВОСПИТАНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема
воспитания
ответственности
у
дошкольников
одна
из
существенных и актуальных педагогических проблем на современном этапе.
Ответственность возникает не сама по себе. Она зарождается очень рано, еще
в дошкольном возрасте и берет начало в добросовестном выполнении детьми
требований
взрослого,
коллектива
сверстников
и
развивается
в
процессе
воспитания, по мере того, как ребенок вступает во все многообразие связей и
зависимостей от общества, от других людей.
Вопросами
воспитания
ответственности
как
качества
личности,
содержания
и
структуры
педагогической
технологии
формирования
ответственности у детей дошкольного возраста занимались З.Н. Борисова,
P.C. Буре, Т.И. Ерофеева, С.А Козлова, Л.В. Коломийченко, Н.А.Короткова,
Н.Я. Михайленко, В.С.Мухина, В.Г.Нечаева, Л.Ф.Островская, Л.В.Трубайчук,
Р.М.Чумичева, С.Г.Якобсон и др.
Для
дошкольного
возраста
характерна
малая
степень
развития
самосознания. Чтобы быть по-настоящему ответственным, ребенок должен
уметь прогнозировать последствия, т.е. знать, какое поведение одобряется, а
после какого наступают санкции. Но дошкольник к этому пока полностью не
готов. Он постепенно узнает правила и нормы взрослого общества, и именно,
это знание - основа ответственного поведения в будущем.
Дошкольники в возрасте от 3,5 до 5-ти лет в нескольких областях могут нести
ответственность. Это может быть, например, ответственность за собственные
игрушки и вещи («сам потерял, сам и ищи»), простые домашние обязанности
(перед семейным обедом положить на стол ложки для всех). В
этом
возрасте
большинство
детей
уже
посещают
дошкольные
образовательные
учреждения,
где
прививается
о п р е д е л е н н а я
ответственность:
за
сохранность
своих
вещей,
за
обращение
с
общими
игрушками,
за
соблюдение
правил
группы.
Если
малыш
на
домашнем
воспитании,
то
родители
обязательно
должны
признавать
его
личную
ответственность
в
некоторых
делах.
Если
родители
считают
его
еще
«слишком маленьким» и не позволяют иметь личных зон ответственности, то
это
может
привести
к
тому,
что
он
привыкнет
быть
ведомым.
Стоит
отметить, что ребенок этого возраста оценивает поступки (свои и чужие)
только
по
последствиям,
которые
они
несут.
Если
внешне
правильный
поступок несет для ребенка проигрыш, а не выигрыш, то это поведение не
закрепится.
На количественную и качественную характеристику ответственности
влияют развитие и проявление детьми дошкольного возраста следующих
личностных свойств:
Инициативность. Ребенок, опасающийся проявить собственную
инициативу, никогда не станет по-настоящему ответственным взрослым. Он
будет тянуть время, не принимая никакого решения, и иногда такое поведение
принимают за сверхответственность, но на деле это просто боязливость.
Поэтому
ребенку-дошкольнику
стоит
позволять
проявлять
инициативу
в
различных делах. Для развития инициативности нужно, чтобы запретов было
не слишком много, но они носили характер обязательного выполнения. Также
у ребенка должно быть пространство для реализации собственных замыслов,
будь
то
строительство
крепости
из
диванных
подушек
или
оклеивание
наклейками своего шкафа.
Стремление к самостоятельному принятию решений. Если ребенок хочет
надеть синие джинсы, а не бежевые шорты, стоит ему это позволить, пусть
даже ему будет немного жарко, Пусть он поймет, что его решения не всегда
верны и нужно учитывать информацию, которую он может получить от
других (например, когда ему сообщают, что на улице
жарко).
Пусть
он
сам
выбирает,
какой
краской
рисовать,
что
именно лепить из пластилина и какую игрушку он хочет получить в подарок.
Очень
важно,
чтобы
у
ребенка
накапливался
опыт
самостоятельного
принятия решений и последствий, которые они за собой несут.
Умение
быть
критичным
к
собственным
действиям
и
воспринимать
критику
других.
Сначала
ребенок
учится
воспринимать
критику близких взрослых, а затем (в возрасте около 5 лет) становится более
критичным
к
своим
собственным
поступкам.
Сначала
малыш
начинает
понимать: его действия привели к определенному (например, негативному)
результату, а уж потом развивается способность предугадывать результат.
Критика необходима, но она должна быть доброжелательной и завершаться
на позитивной ноте.
Умение анализировать свое поведение с точки зрения этики.
Следование многим нормам усваивается с раннего возраста бессознательно.
Но, ближе к школьному возрасту, ребенок начинает задумываться, правильно
ли
он
поступает
в
общении
со
своими
сверстниками
и
взрослыми.
Не
обиделась
ли
бабушка,
когда
я
с
ней
не
поздоровался?
Такие
вопросы
начинают волновать детей, особенно после 5 лет. Они начинают понимать,
что их поведение влияет на настроение близких людей.
Самоконтроль. Люди, способные контролировать свое поведение,
проявление
чувств,
ответственнее,
чем
импульсивные
и
порывистые.
Контроль связан с процессами возбуждения и торможения в головном мозге.
Если они уравновешены, то самоконтроль хороший. У детей до 3,5 лет
процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому
им трудно контролировать свои желания и эмоции. Именно поэтому от детей
этого возраста еще очень трудно требовать ответственного поведения. Но
дальше
самоконтроль
становится
лучше,
хотя
сильно
зависит
от
особенностей темперамента ребенка.
Осмотрительность.
Н е
с т о и т
п у т ат ь
э т о
к ач е с т в о
с
боязливостью.
Здоровая
осмотрительность
просто
необходима
для
того,
чтобы принимать ответственные, продуманные решения.
Тактика воспитания ответственности включает следующие установки:
Буду
как
мама!
Основа
детской
ответственности
-
это
ответственное
поведение
его
близких
людей.
Жизненная
позиция
ответственных
людей
видна
в
каждой
мелочи,
и
ребенок
впитывает
ее
естественно,
без
усилий,
Такие
родители
всегда
выполняют
обещания,
данные детям. Малыш видит, как ответственно относится его мама к работе
или домашним обязанностям и в играх копирует именно такое поведение,
делая его основой собственного характера.
Поощрения
и
санкции.
Этот
метод
строится
на
теории
положительного
подкрепления:
то,
что
несет
позитив,
закрепляется
в
поведении, а то, что несет негатив, - избегается. В ходе установки «Убрать
вещи в шкаф» - ребенок должен сам убирать свою одежду в шкаф, а не
бросать
на
стуле.
Некоторым
детям
достаточно
эмоциональной
реакции
педагога или родителей, для них улыбка - это награда, а сдвинутые брови -
наказание. Такие дети тонко чувствуют состояние педагога или родителей и
опираются на него в своем поведении. Но далеко не все дети способны на
это.
Поэтому
можно
применять
другие
методы
поощрения
и
санкций.
Например,
выдавать
цветные
магнитики
каждый
раз,
когда
ребенок
сам
вспомнил о своих. Ребенок должен принимать последствия только за то, за
что он действительно отвечает.
Как в сказке. Еще один метод, близкий детскому восприятию, -
это чтение и обсуждение литературных произведений. Практически в любой
книге
или
мультфильме
можно
найти
тему
ответственности
в
поведении
персонажей. Необходимо обращать внимание на эти эпизоды, обсуждать их с
ребенком. Вместе придумать свою сказку о том, как Зайчишка учился быть
более самостоятельным и ответственным?
Учимся,
играя!
Игра
для
дошкольников
-
это
ведущая
деятельность. Следовательно, в игре и через игру можно добиться многого.
Например, ежевечернюю уборку также можно превратить в игровой процесс:
поставить машинки в гараж и положить кукол спать. Можно посоревноваться
с малышом, кто больше уберет игрушек, только важно дать ему победить!
Таким образом, следует отметить следующее - личность малыша только
формируется,
и
полной
ответственности
от
него
ждать
не
приходится.
Главное для ребенка - видеть пример близкого взрослого: ответственного,
самостоятельного,
в
меру
требовательного,
но
готового
предоставить
необходимую самостоятельность.
Итак,
ответственность
–
это
субъективная
обязанность
отвечать
за
поступки и действия, а также их последствия. Быть ответственным вовсе не
означает,
что
нужно
круглые
сутки
находиться
в
каком-то
напряжении.
Ответственность
попросту
призывает
каждого
человека
оставаться
человеком, в любой ситуации вести себя по-человечески, всегда имея ввиду
высокий
нравственный
ориентир.
Следовательно,
одна
из
функций
воспитателя и родителей по отношению к детям в процессе совместного
взаимодействия
один
из
акцентов
ставить
на
воспитание
у
них
ответственности.
Список литературы
1.
Быков
C.B.
Проблемы
психологии
ответственности
личности
[Текст]: монография / C.B. Быков. - Тольятти: ВУиТ, 2004. - 213 с.
2.
Данькова E.H. К вопросу о формировании ответственности детей
дошкольного
возраста
/
E.H.
Данькова
//
Комплексное
сопровождение
образования
дошкольников:
сборник
научных
трудов
/
Отв.
ред.
Г.П. Захарова. - Чебоксары, 2007. - С. 80 - 84.
3.
Куренков
И.А.
Психология
ответственности
[Текст]
/
И.А.
Куренков:
учебно-методическое
пособие.
-
Балашов:
Изд-во
БГПИ,
2002. - 60 с.