Напоминание

"О воспитании ответственности у детей дошкольного возраста"


Автор: Жилкина Наталья Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №22 "Волгорята"
Населённый пункт: город Астрахань
Наименование материала: Статья
Тема: "О воспитании ответственности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Жилкина Наталья Петровна,

воспитатель МБДОУ № 22 «Волгорята»,

г. Астрахань

О ВОСПИТАНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема

воспитания

ответственности

у

дошкольников

одна

из

существенных и актуальных педагогических проблем на современном этапе.

Ответственность возникает не сама по себе. Она зарождается очень рано, еще

в дошкольном возрасте и берет начало в добросовестном выполнении детьми

требований

взрослого,

коллектива

сверстников

и

развивается

в

процессе

воспитания, по мере того, как ребенок вступает во все многообразие связей и

зависимостей от общества, от других людей.

Вопросами

воспитания

ответственности

как

качества

личности,

содержания

и

структуры

педагогической

технологии

формирования

ответственности у детей дошкольного возраста занимались З.Н. Борисова,

P.C. Буре, Т.И. Ерофеева, С.А Козлова, Л.В. Коломийченко, Н.А.Короткова,

Н.Я. Михайленко, В.С.Мухина, В.Г.Нечаева, Л.Ф.Островская, Л.В.Трубайчук,

Р.М.Чумичева, С.Г.Якобсон и др.

Для

дошкольного

возраста

характерна

малая

степень

развития

самосознания. Чтобы быть по-настоящему ответственным, ребенок должен

уметь прогнозировать последствия, т.е. знать, какое поведение одобряется, а

после какого наступают санкции. Но дошкольник к этому пока полностью не

готов. Он постепенно узнает правила и нормы взрослого общества, и именно,

это знание - основа ответственного поведения в будущем.

Дошкольники в возрасте от 3,5 до 5-ти лет в нескольких областях могут нести

ответственность. Это может быть, например, ответственность за собственные

игрушки и вещи («сам потерял, сам и ищи»), простые домашние обязанности

(перед семейным обедом положить на стол ложки для всех). В

этом

возрасте

большинство

детей

уже

посещают

дошкольные

образовательные

учреждения,

где

прививается

о п р е д е л е н н а я

ответственность:

за

сохранность

своих

вещей,

за

обращение

с

общими

игрушками,

за

соблюдение

правил

группы.

Если

малыш

на

домашнем

воспитании,

то

родители

обязательно

должны

признавать

его

личную

ответственность

в

некоторых

делах.

Если

родители

считают

его

еще

«слишком маленьким» и не позволяют иметь личных зон ответственности, то

это

может

привести

к

тому,

что

он

привыкнет

быть

ведомым.

Стоит

отметить, что ребенок этого возраста оценивает поступки (свои и чужие)

только

по

последствиям,

которые

они

несут.

Если

внешне

правильный

поступок несет для ребенка проигрыш, а не выигрыш, то это поведение не

закрепится.

На количественную и качественную характеристику ответственности

влияют развитие и проявление детьми дошкольного возраста следующих

личностных свойств:

Инициативность. Ребенок, опасающийся проявить собственную

инициативу, никогда не станет по-настоящему ответственным взрослым. Он

будет тянуть время, не принимая никакого решения, и иногда такое поведение

принимают за сверхответственность, но на деле это просто боязливость.

Поэтому

ребенку-дошкольнику

стоит

позволять

проявлять

инициативу

в

различных делах. Для развития инициативности нужно, чтобы запретов было

не слишком много, но они носили характер обязательного выполнения. Также

у ребенка должно быть пространство для реализации собственных замыслов,

будь

то

строительство

крепости

из

диванных

подушек

или

оклеивание

наклейками своего шкафа.

Стремление к самостоятельному принятию решений. Если ребенок хочет

надеть синие джинсы, а не бежевые шорты, стоит ему это позволить, пусть

даже ему будет немного жарко, Пусть он поймет, что его решения не всегда

верны и нужно учитывать информацию, которую он может получить от

других (например, когда ему сообщают, что на улице

жарко).

Пусть

он

сам

выбирает,

какой

краской

рисовать,

что

именно лепить из пластилина и какую игрушку он хочет получить в подарок.

Очень

важно,

чтобы

у

ребенка

накапливался

опыт

самостоятельного

принятия решений и последствий, которые они за собой несут.

Умение

быть

критичным

к

собственным

действиям

и

воспринимать

критику

других.

Сначала

ребенок

учится

воспринимать

критику близких взрослых, а затем (в возрасте около 5 лет) становится более

критичным

к

своим

собственным

поступкам.

Сначала

малыш

начинает

понимать: его действия привели к определенному (например, негативному)

результату, а уж потом развивается способность предугадывать результат.

Критика необходима, но она должна быть доброжелательной и завершаться

на позитивной ноте.

Умение анализировать свое поведение с точки зрения этики.

Следование многим нормам усваивается с раннего возраста бессознательно.

Но, ближе к школьному возрасту, ребенок начинает задумываться, правильно

ли

он

поступает

в

общении

со

своими

сверстниками

и

взрослыми.

Не

обиделась

ли

бабушка,

когда

я

с

ней

не

поздоровался?

Такие

вопросы

начинают волновать детей, особенно после 5 лет. Они начинают понимать,

что их поведение влияет на настроение близких людей.

Самоконтроль. Люди, способные контролировать свое поведение,

проявление

чувств,

ответственнее,

чем

импульсивные

и

порывистые.

Контроль связан с процессами возбуждения и торможения в головном мозге.

Если они уравновешены, то самоконтроль хороший. У детей до 3,5 лет

процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому

им трудно контролировать свои желания и эмоции. Именно поэтому от детей

этого возраста еще очень трудно требовать ответственного поведения. Но

дальше

самоконтроль

становится

лучше,

хотя

сильно

зависит

от

особенностей темперамента ребенка.

Осмотрительность.

Н е

с т о и т

п у т ат ь

э т о

к ач е с т в о

с

боязливостью.

Здоровая

осмотрительность

просто

необходима

для

того,

чтобы принимать ответственные, продуманные решения.

Тактика воспитания ответственности включает следующие установки:

Буду

как

мама!

Основа

детской

ответственности

-

это

ответственное

поведение

его

близких

людей.

Жизненная

позиция

ответственных

людей

видна

в

каждой

мелочи,

и

ребенок

впитывает

ее

естественно,

без

усилий,

Такие

родители

всегда

выполняют

обещания,

данные детям. Малыш видит, как ответственно относится его мама к работе

или домашним обязанностям и в играх копирует именно такое поведение,

делая его основой собственного характера.

Поощрения

и

санкции.

Этот

метод

строится

на

теории

положительного

подкрепления:

то,

что

несет

позитив,

закрепляется

в

поведении, а то, что несет негатив, - избегается. В ходе установки «Убрать

вещи в шкаф» - ребенок должен сам убирать свою одежду в шкаф, а не

бросать

на

стуле.

Некоторым

детям

достаточно

эмоциональной

реакции

педагога или родителей, для них улыбка - это награда, а сдвинутые брови -

наказание. Такие дети тонко чувствуют состояние педагога или родителей и

опираются на него в своем поведении. Но далеко не все дети способны на

это.

Поэтому

можно

применять

другие

методы

поощрения

и

санкций.

Например,

выдавать

цветные

магнитики

каждый

раз,

когда

ребенок

сам

вспомнил о своих. Ребенок должен принимать последствия только за то, за

что он действительно отвечает.

Как в сказке. Еще один метод, близкий детскому восприятию, -

это чтение и обсуждение литературных произведений. Практически в любой

книге

или

мультфильме

можно

найти

тему

ответственности

в

поведении

персонажей. Необходимо обращать внимание на эти эпизоды, обсуждать их с

ребенком. Вместе придумать свою сказку о том, как Зайчишка учился быть

более самостоятельным и ответственным?

Учимся,

играя!

Игра

для

дошкольников

-

это

ведущая

деятельность. Следовательно, в игре и через игру можно добиться многого.

Например, ежевечернюю уборку также можно превратить в игровой процесс:

поставить машинки в гараж и положить кукол спать. Можно посоревноваться

с малышом, кто больше уберет игрушек, только важно дать ему победить!

Таким образом, следует отметить следующее - личность малыша только

формируется,

и

полной

ответственности

от

него

ждать

не

приходится.

Главное для ребенка - видеть пример близкого взрослого: ответственного,

самостоятельного,

в

меру

требовательного,

но

готового

предоставить

необходимую самостоятельность.

Итак,

ответственность

это

субъективная

обязанность

отвечать

за

поступки и действия, а также их последствия. Быть ответственным вовсе не

означает,

что

нужно

круглые

сутки

находиться

в

каком-то

напряжении.

Ответственность

попросту

призывает

каждого

человека

оставаться

человеком, в любой ситуации вести себя по-человечески, всегда имея ввиду

высокий

нравственный

ориентир.

Следовательно,

одна

из

функций

воспитателя и родителей по отношению к детям в процессе совместного

взаимодействия

один

из

акцентов

ставить

на

воспитание

у

них

ответственности.

Список литературы

1.

Быков

C.B.

Проблемы

психологии

ответственности

личности

[Текст]: монография / C.B. Быков. - Тольятти: ВУиТ, 2004. - 213 с.

2.

Данькова E.H. К вопросу о формировании ответственности детей

дошкольного

возраста

/

E.H.

Данькова

//

Комплексное

сопровождение

образования

дошкольников:

сборник

научных

трудов

/

Отв.

ред.

Г.П. Захарова. - Чебоксары, 2007. - С. 80 - 84.

3.

Куренков

И.А.

Психология

ответственности

[Текст]

/

И.А.

Куренков:

учебно-методическое

пособие.

-

Балашов:

Изд-во

БГПИ,

2002. - 60 с.



В раздел образования