Автор: Попова Галина Леонидовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ№5 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г.Тихорецк
Наименование материала: Консультация
Тема: Консультация для родителей: "Как научить ребенка постоять за себя в детском саду и школе"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей: «Как научить ребенка постоять за себя в
детском саду и школе»
Когда ребенок начинает общаться со сверстниками, он сталкивается с
ситуацией, что его мнение и желания не совпадают с другими участниками
коллектива. Могут возникнуть конфликтные ситуации, из которых не
каждый может выйти достойно. Задача родителей — научить ребенка
постоять за себя.
Учим ребенка защищаться
Конфликтные ситуации между детьми могут возникнуть в любом возрасте –
в младшем, среднем и подростковом. Причины различные – от потребности
обладать чужой игрушкой в возрасте 2–3 лет до желания унизить за счет
собственной значимости в возрасте 11–13 лет. Родители правильно должны
себя вести в любой ситуации.
Что лучше – уметь постоять за себя или дать сдачи
Нередко родители говорят детям: «Ты должен уметь постоять за себя». Но не
каждый родитель объяснят, что это значит – применить физическую силу или
попытаться договориться.
Защитить себя – это значит проявить достаточную уверенность и
способность противостоять обидчику. Но далеко не каждый ребенок к этому
готов. Родители должны научить ребенка постоять за себя, то есть,
психологически подготовить его к тому, что конфликты возникать будут и
нужно научиться выходить из них, несмотря на обстоятельства.
Пути выхода из конфликтной ситуации
Каждому ребенку нужен опыт, чтобы научиться с достоинством выходить из
острой ситуации. На первых порах это могут сделать родители за него. Но в
дальнейшем у ребенка должно быть свое понимание. Есть несколько
стратегий, которые стоит применять на практике:
Соперничество. Если малыш выберет этот путь, он будет до конца отстаивать
свою точку зрения. Не исключено, что с применением физической силы.
Уход от конфликта. Ребенок предпочитает промолчать, отойти в сторону от
обидчика, не вступать с ним в полемику.
Компромисс – малыш предпринимает попытки договориться с соперником,
иногда через лесть и обман.
Сглаживание конфликта. В такой ситуации ребенок жертвует своими
интересами и желаниями в пользу интересов и желаний соперника.
Например, отдает игрушку, ручку, карандаш или иную вещь.
Разрыв отношений – малыш прекращает всякое общение с обидчиком,
демонстрирует глубокую обиду, равнодушие, неприязнь. Такая стратегия
присуща детям дошкольного возраста.
Сотрудничество – сложная стратегия, она предполагает переговоры, на
которые способен не каждый ребенок.
Родители должны объяснить малышу все стратегии, плюсы и минусы
каждой, рассказать и подробно объяснить все возможные последствия.
10 способов научить ребенка постоять за себя
Родители должны научить ребенка навыкам выхода из стрессовой ситуации.
Вот несколько способов, которые помогут малышу развить уверенность в
себе:
Атмосфера в семье. Не нужно постоянно сравнивать малыша с другими,
упрекать чадо в нерешительности. От этого он только замкнется в себе.
Нужно больше разговаривать с ребенком, научить его доверять родителям.
Умение признавать собственные ошибки. Нужно привить ребенку простую
истину – он не «пуп земли» и его мнение бывает ошибочным. Но делать это
не ругаясь, а через общение и доверие.
Умение не показывать свою реакцию на агрессию окружающих. Клички и
обзывалки присущи детям любого возраста – могут исковеркать фамилию
или имя. Нужно объяснить ребенку, что на такие вещи реагировать не стоит.
Лучше промолчать.
Умение не показывать свой страх. Обижают именно слабых и тихих детей.
Поэтому так важно объяснить ребенку, что не стоит показывать страх. Но,
конечно, в разумных пределах. В некоторых случаях разумно проявление
физической силы. Но, снова, в разумных пределах.
Узнать истинного провокатора в лицо. Тут важно понять, не сам ли ребенок
выступает в роли провокатора. Если это так, то нужно объяснить, что именно
его действия вызывают агрессию со стороны окружающих. Он – обидчик, а
это не хорошо!
Умение твердо говорить «нет». Если ребенок умеет отказывать твердо и
решительно, это хорошо. Но проявление доброты и отзывчивости – это тоже
хорошо. Нужно найти «золотую» середину.
Дать чаду возможность самостоятельно решить проблему. Некоторые
родители, как только узнают о конфликте, сразу же бегут в школу или в
детский сад «разбираться с руководством». Не всегда нужно торопиться.
Возможно, конфликт «выеденного яйца не стоит» и ребенок самостоятельно
выйдет из него с достоинством.
Найти друзей. Если чадо регулярно попадает в конфликтные ситуации,
возможно, он общается не с той компанией. Нужно постараться найти ему
новых друзей – записать в новую секцию, сходить в гости к друзьям, у
которых есть дети такого же возраста.
Научить принимать помощь. Не стоит ругать чадо за ошибки, нужно
объяснить ему, что идеальных людей не бывает. Возможно, ему нужна
помощь с уроками или в самодеятельности. Родитель должен эту помощь
предложить.
Занятия спортом. Речь не идет о том, чтобы отдать малыша на единоборства.
Возможно, ему понравится футбол, спортивные танцы или художественная
гимнастика. Спортивные нагрузки развивают тело и дух, придают
уверенности в себе.
Как вести себя родителям в случае детских конфликтов
Если ребенок не может сам найти выход из острой ситуации, родители
должны ему помочь. Но сама помощь зависит от возраста ребенка.
Ранний возраст
Маме и папе всегда нужно быть на страже интересов малыша, так как он еще
не может самостоятельно постоять за себя. Алгоритм действий такой:
Выяснить причину конфликта и зачинщика.
Купировать ситуацию в зависимости от причины. Например, если чужой
ребенок отнимает игрушку, объяснить, что так делать нельзя. Если
начинается драка, аккуратно прекратить ее.
Не стоит яростно защищать своего ребенка, при этом крича на других и
применяя к ним физическую силу. Но молча стоять в сторонке тоже не стоит.
Дошкольный возраст
Ребенок взрослеет, познает мир. Родители должны действовать при
конфликте так:
Выяснить причины ссоры не только у ребенка, но и воспитателя.
Поговорить с малышом, узнать, какие чувства он испытывает, какие эмоции.
Объяснить необходимость примирения с оппонентом спора.
Не нужно угрожать обидчику, ругаться с воспитателями, с родителями
оппонента конфликта. Также не стоит унижать собственного ребенка,
называя слабаком или нюней.
Чтобы ребенок научился справляться с конфликтными ситуациями, нужно
как можно больше разговаривать с ребенком, спрашивать о его жизни внутри
детского сада. Конфликты неизбежны, и это следует объяснить ребенку.