Авторы: Леонова Екатерина Борисовна, Екатерина Борисовна Леонова
Должность: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования "Спортивная школа олимпийского резерва"
Населённый пункт: г. Люберцы, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Антидопинг в системе дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
СТАТЬЯ
Антидопинг в дополнительном образовании
История
развития
спорта
неразрывно
связана
с
поиском
методов
повышения спортивной работоспособности, силы, выносливости, повышения
спортивного результата. В то же время регулярно обновляются мировые
рекорды, а современные спортивные результаты еще несколько десятилетий
тому назад казались недостижимыми. Немаловажную роль в спортивных
победах играет прогресс в технологиях медико-биологического обеспечения
спорта
и,
в
частности,
использование
фармакологических
препаратов
и
продуктов спортивного питания.
К сожалению, борьба за минуты, секунды, доли секунд и призовые места
часто носит совсем не спортивный характер и сопряжена с употреблением
допинга, а ценой ее становится не только здоровье, но и жизнь спортсмена.
Тяжелые
физические
нагрузки
в
современном
спорте
на
пределе
человеческих
возможностей
требуют
применения
восстановительных
мероприятий,
применения
витаминных
комплексов,
специализированного
спортивного
питания
и
т. д.
Но
применение
средств
поддержки
и
восстановления организма спортсмена, включая фармакологические, должно
быть
научно
обоснованным, безвредным
для
здоровья
и
индивидуально
подобранным
спортивным
врачом
с
учетом
тренировочных
и
соревновательных
нагрузок.
Важным
аспектом
формирования
программ
медико-биологической
поддержки
спортсмена
является
соблюдение
антидопинговых правил.
Знание основ антидопингового законодательства и списка запрещенных в
спорте
субстанций
и
методов
является
обязательным
для
врачей
всех
клинических специальностей, поскольку назначение пациенту, являющемуся
спортсменом, запрещенного в спорте лекарственного препарата и метода
может
оказаться
причиной
положительного
допинг-теста,
разрушенной
спортивной карьеры, нереализованных стремлений и мечтаний спортсмена.
Кроме
этого,
актуальна
проблема
борьбы
с
допингом
среди
непрофессиональных спортсменов, особенно бодибилдеров, распространения
анаболических
стероидов
и
иных
сильнодействующих
веществ
среди
молодежи, что представляет угрозу здоровью нации в целом.
Образно о важности антидопингового контроля в спорте высказывался
вице-президент Континентальной хоккейной лиги по спортивной медицине,
руководитель
Комиссии
по
медицине,
антидопингу
и
функциональной
классификации
спортсменов
Паралимпийского
комитета
России
Игорь
Медведев: «С какой скоростью вы поедете по шоссе, если там нет ни одного
гаишника? А если они на каждом перекрестке? Человек по-другому ведет себя,
когда есть ограничения. Футболист задумается, принимать ли ему препарат,
если будет знать, что может пропустить год: ведь это для него трагедия».
Включение
курса
по
антидопинговому
обеспечению
спорта
в
образовательные программы студентов медицинских вузов является важным
элементом
глобальной
программы
по
предотвращению
распространения
допинга
и
позволит
сохранить
карьеру,
жизнь
и
здоровье
многим
спортсменам.
Современный профессиональный спорт – это физически и психологически
истязающее
состязание
генетически
одаренных
спортсменов.
Зачастую
победителя от проигравшего отделяют сотые доли секунд, которые и являются
по большому счету мерилом успешности десятилетий тяжелого ежедневного
труда самих спортсменов и их тренеров.
Победителю достается все: и слава, и призовые деньги, и место в истории,
поэтому неудивительно, что всегда найдутся люди, которые готовы даже
ценой здоровья и обмана соперников достичь пьедестала.
Актуальность статьи заключается в том, что современное развитие спорта
характеризуется
существенным
возрастанием
физических
и
психоэмоциональных
нагрузок
на
обучающихся
и
спортсменов,
что
обусловлено совершенствованием технологий их подготовки и жесткой
конкуренцией в спорте высших достижений. В совокупности это формирует
дополнительные нагрузки на системы адаптации организма обучающихся.
В соответствии с ч.2 ст. 34.3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г.
№329-ФЗ
«О
физической
культуре
и
спорте
в
Российской
Федерации»
организации,
Осуществляющие
спортивную
подготовку,
обязаны
реализовывать
меры по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним, в числе ежегодно
проводить
с
лицами,
проходящими
спортивную
подготовку,
занятия,
на
которых до них доводятся сведения о последствиях допинга в спорте для
здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых
правил; знакомить лиц, проходящих спортивную подготовку под роспись с
локальными нормативными актами, связанными осуществлением спортивной
подготовки, а также с антидопинговыми правилами по соответствующим виду
или видам спорта.
Меры, направленные на предотвращение применения допинга в спорте
и борьбе с ним, включают следующие мероприятия:
-
проведение
ежегодных
семинаров/лекций/уроков/викторин
спортсменов и персонала спортсменов, а также родительских собраний;
- ежегодное обучение ответственных за антидопинговое обучение в
организациях, осуществляющих спортивную подготовку;
- ежегодная оценка уровня знаний.
Всемирный
антидопинговый Кодекс
является
основополагающим и
универсальным
документом,
на
котором
основывается
Всемирная
антидопинговая программа в спорте. Антидопинговые правила, как и правила
соревнований, являются спортивными правилами, по которым проводятся
соревнования. Спортсмены принимают эти правила как условие участия в
соревнованиях и обязаны их соблюдать.
Допинг
определяется
как
совершение
одного
или
нескольких
нарушений антидопинговых правил. К нарушениям антидопинговых правил
относятся:
1.
Наличие
запрещенной
субстанции,
или
ее
метаболитов,
или
маркеров в пробе, взятой у спортсмена.
2.
Использование
или
попытка
использования
спортсменом
запрещенной субстанции или запрещенного метода.
3.
Уклонение, отказ или неявка спортсмена на процедуру сдачи проб.
4.
Нарушение спортсменом порядка предоставления информации о
местонахождении.
5.
Наличие
запрещенной
субстанции,
или
ее
метаболитов,
или
маркеров в пробе, взятой у спортсмена.
В
отношении
спортсмена
действует
«принцип
строгой
ответственности». Персональной обязанностью каждого спортсмена является
недопущение попадания запрещенной субстанции в его организм, а также
неиспользование запрещенного метода. Всемирное антидопинговое агентство
обращает особое внимание на использование спортсменами пищевых добавок,
так как во многих странах правительства не регулируют соответствующим
образом производство. Это означает, что ингредиенты, входящие в состав
препарата, могут не соответствовать субстанциям, указанным на его упаковке.
Информация о видах нарушений антидопинговых правил, сервисах по
проверке препаратов, рисках использования биологически-активных добавок,
процедуре
допинг-контроля,
а
также
о
документах,
регламентирующих
антидопинговую деятельность, должна быть размещена на информационном
стенде
организации,
осуществляющей
спортивную
подготовку.
Также,
должен быть актуализирован раздел «Антидопинг» на сайте организации со
всеми
необходимыми материалами
и
ссылками
на
сайты:
Министерства
физической культуры и спорта Кузбасса, МИНСПОРТ РФ, РАА «РУСАДА».
Основными задачами антидопинговой программы в дополнительном
образовании являются:
- исключение случаев, использования обучающимися и спортсменов в
тренировочной
и
соревновательной
деятельности
препаратов
и
методов,
включенных в «Запрещенный список WADA»;
-
создание
условий
для
внедрения
современных
методических
разработок
по
поддержанию
и
повышению
функционального
состояния
обучающихся и спортсменов с использованием разрешенных препаратов и
методов, не включенных в «Запрещенный список WADA»;
-
формирование у
обучающихся
всех
возрастных
групп,
тренеров-
преподавателей
и
обслуживающего
персонала
высокой
антидопинговой
культуры;
Программа должна предусматривать:
-
проведение
информационно-образовательных
мероприятий,
направленных
на
доведение
до
обучающихся,
тренерско-педагогического
состава всех уровней основных положений Всемирного антидопингового
кодекса,
постоянного
информирования
о
нормативно-методической
литературе по этому вопросу, а также подборки специальной литературы;
-
повышение
личной
ответственности
обучающихся,
спортсменов
тренеров-преподавателей за недопущение использования в тренировочной и
соревновательной деятельности
препаратов и
методов из
«Запрещенного
списка WADA».
Поэтому антидопинговая программа для обучающихся и спортсменов
характеризуются следующими особенностями:
-
максимально
усиленный
личностный
компонент,
связанный
с
неприятием
допинга как нарушения правил честной борьбы;
- углубленное знакомство с последствиями допинга (с акцентом на тот
факт,
что эти последствия, и не только медицинские, но и психологические,
имеют
место даже в тех случаях, когда обман не раскрыт);
- процессуальные моменты проведения допинг - контроля, права и
обязанности обучающихся, санкции в случае выявления нарушений и их
влияние на дальнейшую карьеру;
-
анализ
мотивов
употребления
запрещенных
субстанций,
в
т.ч.
обсуждение
ситуаций, когда это является следствием внешнего давления.
Занятия могут проводиться либо в стандартных учебных классах, либо
помещениях,
оборудованных
стульями,
позволяющими
участников
в
различных конфигурациях (в общий круг, по микро группам).
Второй
вариант
предпочтительнее,
т.к.
облегчает
организацию
групповых
дискуссий;
при
его
реализации
следует
предусмотреть
возможность
удобного
ведения
записей
(наличие
твердых
папок
или
специальных
стульев
с
откидными
мини-столиками).
Используются
иллюстративные материалы и мультимедиа презентации. Домашние задания
даются в устной форме, с записью в рабочую тетрадь. Поскольку речь идет об
организациях
дополнительного
образования,
рекомендуется
получение
согласия родителей для участия детей в этом курсе (особенно если в группе
присутствуют слушатели, не достигшие возраста 14 лет).