Автор: Саганенко Наталья Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ N 5 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие для детей подготовительной группы"
Тема: "Космос"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие для детей
подготовительной группы на тему: «Космос»
Цель: Расширение и уточнение словарного запаса по теме: «Космос», совершенствование
грамматического строя речи; расширение и уточнение словаря по теме, слоговой структуры слов,
активизация в речи наречий, выражающих пространственные отношения, развитие диалогической речи,
умения поддерживать беседу; развитие общей и мелкой моторики, зрительного и слухового внимания,
развитие чёткой дикции; формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности,
доброжелательности.
Оборудование: предметные картинки: космос, солнечная система, набор геометрических фигур
«Ракета», картинка «солнечная система», предметные картинки с изображением планет, портреты
космонавтов, картинки с изображением Белки и Стрелки, аудиозапись "Звёздная страна" М.
Таривердиева.
Ход занятия.
Дети играют в игровых уголках, воспитатель включает музыку М. Таривердиева “Звёздная страна” и
предлагает встать в круг.
Воспитатель: О чем эта песня? (ответы детей)
Воспитатель: Вы любите путешествовать? На чем? (ответы детей)
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествие. А на чем – узнаете, если отгадаете загадку.
Что за птица?
Песен не поет,
Гнезд не вьет,
Огненный хвост за собой несет. (Ракета)
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие по космическим
станциям. С одной станции на другую мы можем перелететь только выполнив задание.
Воспитатель: Первая станция «Ракета».
Воспитатель: Нам нужно из геометрических фигур собрать ракету. (дети выполняют задание). Скажите,
для чего нужна ракета? (Ответы детей полными предложениями.)
Воспитатель: Ракета какая? (ответы детей)
Воспитатель: Верно. Быстрая, огромная…
Воспитатель: Ракета что делает? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Взлетает, стартует, отрывается…
Воспитатель: Откуда же взлетает ракета и куда приземляется ? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно. С космодрома и приземляется на космодром..
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно ответили на все вопросы, летим на следующую станцию. Если
соберем картинку – узнаем ее название. (дети собирают картинку, на которой изображен космос)
Воспитатель: .Следующая станция «Космос».
Земля – это не единственная планета в космосе, которая "дружит" с Солнцем. Земля - это одна из
планет большой Солнечной семьи.
Вот звёздное небо!
Что видно на нём?
Звёзды там светят далёким огнём!
И вместе с ними планета моя -
Та, что зовётся планетой "Земля",
Та, на которой живём ты и я!
Наша планета Земля – это огромный шар, она живет в космосе и крутится вокруг солнца. Солнце
- это огненный шар. Без Солнца на Земле не могут существовать ни люди, ни животные, ни растения. А
если бы Солнце вдруг погасло (этого, к счастью, случится не может!), стало бы так холодно, что замерзла
бы вода в океанах, морях, озерах и реках.Земля вращается вокруг себя,один оборот-сутки.Земля
вращается вокруг солнца , один полный круг –это год. Рядом с землей всегда находится луна-это спутник
земли.
Воспитатель: Как называется планета, на которой мы живем? Ответы детей)
Воспитатель: Верно. На планете Земля.
Воспитатель: Расскажите, на что похоже солнце? (На шар, круг) А какое оно? (Круглое, теплое,
жаркое). Где находится Солнце? (в космосе, в небе) Зачем нам нужно Солнце? (ответы детей). Солнце
большое или маленькое? (ответы детей). Почему оно кажется маленьким? (ответы детей)
Воспитатель: Летим на следующую станцию. Посмотрите на картинку и скажите, как она называется.
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Станция «Солнечная система».
Воспитатель: А что же такое солнечная система? (ответы детей)
Воспитатель: Верно, это солнце, вокруг которого вращаются девять планет, множество мелких планет -
астероидов и комет. Давайте их назовем с помощью физминутки. (дети называют планету и загибают
палец)
Физкультминутка.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз … Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс.
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Воспитатель: Какие планеты мы назвали? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Расскажите, какие они. Чем отличаются. (ответы детей)
Воспитатель: Правильно Меркурий – самая близкая к солнцу планета. Она каменистая. Венера – покрыта
толстым слоем облаков. Это самая яркая планета. Земля – есть вода, кислород, растения и животные.
Марс – есть 4 времени года, покрыт красными песками. Юпитер – самая большая планета солнечной
системы. На ней могли бы уместиться все планеты. Сатурн – состоит из жидкости и газа, известна
своими кольцами. Уран – «лежачая планета». Нептун – холодная и синяя. Самые сильные ветры на
планете. Плутон – самая дальняя планета.
Молодцы. Можем лететь дальше.
Воспитатель: Как вы думаете как называется эта станция?(ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Станция «Белка и стрелка». Почему на так называется? (ответы детей)
Воспитатель: Кто же такие Белка и Стрелка? Что вы о них знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы. Белка и Стрелка – собаки-космонавты, которые первыми побывали в
космосе. 19 августа 1960 года они совершили полет в космос на корабле «Спутник-5». Длительность
этого полета составила более 25 часов. За это время корабль 17 раз обошел вокруг Земли и
преодолел расстояние 700 тысяч километров. Белка и Стрелка – первые животные, которые
совершили полет в космос и благополучно вернулись на Землю.
Главной целью полета Белки и Стрелки в космос было исследование влияния на организм
факторов космического полета. Благодаря данному испытанию удалось узнать о реакции живого
организма на перегрузки, длительную невесомость и космическую радиацию. Кроме этого, были
получены сведения о работе жизнеобеспечивающих систем и безопасности полета. Этот полет
позволил провести очень полезные научные исследования космического пространства.
Воспитатель: Чтобы попасть на следующую станцию, нужно выполнить задание.
Словесная игра «Подскажи словечко».
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,
как одинокий путник
Летит по орбите … (спутник).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель
По-английски: “астронавт”,
А по-русски … (космонавт).
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на … (ракете).
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля)
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп).
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … (Гагарин).
Посчитать совсем не просто
Ночью в тёмном небе звёзды.
Знает все наперечёт
Звёзды в небе … (звездочёт)
Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт … (луна).
Воспитатель: Верно.
(На столе разложены портреты космонавтов.)
Воспитатель: Как вы думаете какое название у следующей станции? (ответы детей)
Воспитатель. Верно. Следующая станция «Космонавты». Кого из этих космонавтов знаете? Расскажите о
нем. (ответы детей)
Воспитатель: Верно. Первым космонавтом, который 12 апреля 1961 года поднялся в небо на
космическом корабле, который назывался «Восток».– был Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор мы
каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.
Физ.минутка, игра "Космонавты"
На ракете полетаем (слова сопровождаются движениями)
Космонавтом стать хочу,
На ракете полечу, (Руки вверх над головой соединить.)
Облечу вокруг земли,(повернуться вокруг себя.)
Приземлюсь от всех в дали. (присесть)
Игра "Наоборот" (активизация в речи наречий, выражающих пространственные отношения)
Воспитатель: Сейчас я буду говорить фразу, а вы продолжаете, называя слова наоборот.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь …(низко)
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь …(близко)
Я укажу рукой вперёд,
А ты укажешь мне …(назад)
Я руку вправо протяну,
А ты протянешь …(влево)
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Дети, что интересного вы запомнили? Перед вами
разнообразный материал из которого мы можем сделать предмет, на котором путешествовали. (дети
выбирают необходимый материал и конструируют ракету) Мне понравилось, с вами путешествовать.