Автор: Клименчук Елена Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 5 ст. Зеленчукской"
Населённый пункт: КЧР, ст.Зеленчукская
Наименование материала: Отчёт по проекту
Тема: "Занимательная математика" в подготовительной группе
Раздел: дошкольное образование
Отчёт по проекту «Занимательная математика» в подготовительной группе.
Проект направлен на развитие логического мышления, а логика, как известно
– это один из важнейших элементов математического мышления:
сообразительность, логичность, инициативность, гибкость и критичность
ума. Занимательный математический материал представленный в проекте,
очень разнообразен по характеру мыслительных операций, содержанию и
значению.
Вид проекта: познавательно – игровой.
Срок реализации: (2 месяца)
Состав участников: групповой (воспитатель, дети группы, родители).
Актуальность проекта
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится
важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации,
получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием
сделать процесс обучения более интенсивным.
Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими
думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно
оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни,
принимать самостоятельные решения.
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность
обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также
форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и
его познавательную активность.
Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее,
прочнее и легче. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку,
сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления
детей о числах, об отношениях между ними, временных и пространственных
отношениях.
Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует
совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи
дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в
зависимости
от
целей
познавательного
общения.
Возможности
их
использования
широки:
на групповых занятиях
в
детском
саду,
при
индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах,
праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают
родителей в гости и играют с ними в математические игры.
Занимательная
математика ставит
дошкольников
в
условия
поиска,
пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми,
находчивыми.
Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей,
развить у них интерес к математике, я решила использовать занимательный
материал: загадки, стихи, дидактические игры, занимательные вопросы,
задачи-шутки, математические сказки, пословицы и поговорки, пальчиковую
гимнастику, лабиринты, логические концовки.
Цель проекта: формирование элементарных математических представлений у
детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в
организованной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи:
1. Создать условия для усвоения дошкольниками математических
представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления
детей.
2. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в
пределах 10 ,способствовать закреплению умения узнавать и называть
геометрические фигуры.
3. Содействовать совершенствованию умения выделять совокупности
предметов или фигур, обладающих общим свойством.
4. Содействовать развитию мыслительных операций: логического
мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и
анализировать.
5. Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного
напряжения, интеллектуального усилия.
6. Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать
учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
7. Содействовать повышению уровня готовности детей старшего
дошкольного возраста к обучению в школе.
8. Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с
детьми дома.
Работа над проектом проходила в несколько этапов. На
подготовительном этапе был составлен план реализации основного этапа
проекта, подобраны методическая и художественная литература,
иллюстративный материал, компьютерная презентация «Забавные фигуры»,
дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики. Были
изготовлены развивающие игры математического содержания.
К подготовке реализации проекта были привлечены родители: с ними
было проведено анкетирование, для них была оформлена папка – передвижка
«Математика для дошкольников». Также родители оказали помощь в
изготовлении развивающих игр по математике. Родители принимали активное
участие, подбирая занимательный математический материал (задачки,
загадки, головоломки, ребусы) и красочно его оформляли.
На основном этапе реализации проекта многие занятия были связаны с
темой проекта. На занятиях по развитию речи и чтению художественной
литературы читали математические рассказы и сказки с математическим
содержанием:
- «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака,
«Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре
желания»;
- заучивали стихи про цифры, считалки, математические загадки.
На занятиях по художественному творчеству дети создавали рисунки с
помощью геометрических фигур, делали «волшебные» цифры из
пластилина.
На занятиях по математике и во время свободной деятельности дети
работали с математическими прописями – раскрасками, делали постройки из
конструктора, мозаики. Также дети работали со счетными палочками:
собирали фигуры по образцу и по замыслу.
Мы много играли в самодельные дидактические игры математического
содержания:
«Математические ромашки»,
«Арифметические мухоморы»,
«Рыбалка»,
«Собери цветочки»,
«Найди матрешке подружку»,
«Больше, меньше, равно»
Математические пазлы.
Решали шуточные задачки, головоломки, отгадывали математические
загадки. В этой работе мы использовали книжки-малышки, сделанные
родителями. Вместе с детьми мы разучили и освоили новые подвижные
игры,динамические паузы и пальчиковые гимнастики математического
содержания.
На заключительном этапе проекта были оформлены: Лэпбук
занимательной математики, выставка совместных творческих работ
родителей и детей. Также была проведена математическая викторина
«Умники и умницы».
Результаты проекта.
Работа над проектом положительно повлияла на повышение уровня
математических представлений детей, также выработался интерес к процессу
познания математики и интеллектуальной деятельности ребят, обогатила
РППС по формированию элементарных математических представлений,
повысила интерес со стороны родителей к участию в проекте