Автор: Пряничникова Юлия Хамдамовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: Верхняя Салда
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические условия достижения предметных результатов при подготовке к ОГЭ по русскому языку
Раздел: среднее образование
Пряничникова Юлия Хамдамовна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №6», Россия, г. Верхняя Салда
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация.
Статья
выявляет
педагогические
условия
достижения
предметных результатов учащихся при подготовке к ОГЭ по русскому языку.
Особое внимание уделено психо-физиологическому состоянию ученика при
подготовке и сдаче экзаменов.
Ключевые слова:
педагогические условия; предметные результаты;
предэкзаменационный стресс.
Любая
технология
в
педагогике
предполагает
оптимизацию
педагогического процесса. Такова технология подготовки учащихся к сдаче
экзаменов.
Оптимизация
предполагает
приспособление
педагогического
процесса к имеющимся условиям, и сама создает новые условия, требует
приспособления к ним этого процесса. При сдаче экзаменов организм
выпускника испытывает стресс. Подобное психо-физиологическое состояние
ученика обуславливает необходимость создания педагогических условий, при
которых будет возможно повышение уровня предметных результатов.
Наше
исследование
осуществлялось
на
базе
средней
общеобразовательной школы №6 г. Верхняя Салда. На первом этапе был
проведен
констатирующий
эксперимент,
заключавшийся
в
изучении
проявления у учащихся экзаменационного стресса и выявлении трудностей, с
которыми сталкиваются выпускники при подготовке к сдаче экзамена в форме
ОГЭ.
Анализ данных проведенного нами опроса показывает, что количество
респондентов, имеющих позитивное отношение к сдаче ОГЭ, с каждым годом
увеличивается.
Необходимо
отметить,
что
уменьшается
количество
выпускников
основной
школы,
пользовавшихся
платными
услугами
репетиторов
при
подготовке
к
ОГЭ.
Этот
факт
мы
связываем
с
организационной
и
методической
подготовкой
учителей.
Данные
анкетирования
на
уровень
тревожности,
выявленные
в
начале
года,
свидетельствуют о том, что учащиеся испытывают предэкзаменационный
стресс. Проведенный в конце года подобный опрос показывает, что уровень
тревожности значительно снижается.
На втором этапе был проведен формирующий этап педагогического
эксперимента,
направленный
на
выявление
педагогических
условий
достижения предметных результатов учащихся при подготовке к ОГЭ по
русскому языку.
На третьем этапе были проведены анализ, систематизация и обобщение
результатов исследования.
По мнению В. Г. Максимова, педагогические условия необходимо
рассматривать как совокупность объективных и субъективных факторов,
необходимых
для
обеспечения
эффективного
функционирования
всех
компонентов образовательной системы, зависящих от ее целей, задач,
содержания, форм и методов [4].
Мы выявили, что для достижения предметных результатов необходимы
следующие педагогические условия:
1)
готовность педагога;
Она предполагает наличие знаний о физиологических и психических
особенностях
развития
учащихся
основной
школы.
Школьный
возраст
охватывает значительный период жизни человека, когда формируются и
развиваются все системы организма, включая психику. В этот период
эффективно положительное воздействие на развитие учащегося.
Цели,
задачи
и
содержание
обучения
и
воспитания
подростков
обусловлены потребностью общества в воспитании всесторонне развитых
людей, сочетающих в себе здоровье, духовное богатство, моральную чистоту и
физическое совершенство. В это время задачей учителя является всестороннее
содействие к прогрессивному изменению и развитию ребенка. Он должен
учитывать индивидуальные возрастные проявления развития учащихся, а затем
строить учебно-воспитательную работу на основе реальных возможностей
ребенка. Создание условий, которые будут стимулировать обмен веществ в
организме, накопление и резервирование достаточных энергетических ресурсов
для пластического обмена, достижение гармонии в развитии всех органов и
систем должны стать первостепенной задачей.
2) наличие достаточного количества дидактического материала для
организации учебного процесса;
Для
этого
необходима
определенная
учебно-материальная
база.
Актуальным сегодня оказывается высказывание А. М. Пешковского о том, что
обучение на основе правил не состоит только из внедрения правил в сознание
учащихся, «что надо учить и процессу применения правил к практике» [5].
Дидактический аспект урока включает такие основные компоненты, как
содержание образования и обучения, закономерности и принципы обучения,
методы и средства обучения, формы организации учебно-познавательной
деятельности учеников.
На вопрос – как обучать учащихся, чтобы хорошо подготовить к
сдаче ОГЭ – ответить достаточно сложно. При этом необходимо помнить, что
главной целью для учителя должна быть не только подготовка к ОГЭ, но и
развитие
основных
компетентностей
учащихся,
формирование
умения
применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных
знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно сдать ОГЭ по
русскому языку. Современный этап развития методики преподавания русского
языка характеризуется определением целей обучения через понятия языковой,
лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций.
3) осуществление соответствующей теоретико-методической подготовки
учителей к работе с учащимися в предэкзменационный период и во время сдачи
экзаменов;
Критериями достаточной подготовки преподавателя к тому или иному
виду деятельности, по мнению ученых, являются:
- наличие цели, то есть корректно измеримого представления понятий,
операций, деятельности учеников, как ожидаемого результата обучения,
способов диагностики достижения этой цели;
- представление изучаемого содержания в виде системы познавательных
и практических задач, ориентировочной основы и способов их решения;
- наличие точной последовательности, логики определения этапов
усвоения темы;
- указание способов взаимодействия участников учебного процесса на
каждом этапе, а также их взаимодействия с информационной техникой
(видеосистема);
- применение в учебном процессе новейших средств и способов
переработки информации.
Для
повышения
эффективности
повторения
материала
в
период
подготовки к сдаче экзаменов В. В. Гузеев рекомендует учителям соблюдать
следующие
принципы:
«Структурируйте
обучение,
подавайте
материал
небольшими порциями, давайте подробные объяснения, задавайте много
вопросов, предусмотрите отступления и исправления, уровень успеха доложен
составлять
не
менее
80%,
предусмотрите
постоянное
применение
на
практике»[3] .
Кроме того, необходима подготовка педагогов, способных с успехом
осуществлять
педагогическую
деятельность,
организаторские
функции
государственного контроля на выпускном экзамене в средней школе. И
важным, на наш взгляд, является личностный аспект, так как ход и результат
экзаменов во многом будут зависеть и от нравственных качеств учителей
(доброта,
справедливость,
объективность,
терпение,
принципиальность,
гуманность).
4) систематическое проведение специальной работы с учащимися по
подготовке их к сдаче промежуточных и итоговых экзаменов, в том числе и в
форме ОГЭ;
Для выполнения этого условия необходимо не только активизировать
познавательную деятельность учащихся, прививать им разнообразные умения и
навыки, но и научить их самостоятельно работать, наблюдать и фиксировать
результаты исследования, используя при этом ранее полученные знания.
Необходимо воспитывать у учащихся инициативу и творческий подход к
решению проблем, развивать их мышление. Такая подготовка благоприятно
отразится и на результатах итоговой аттестации.
При выполнении перечисленных педагогических условий подготовка
учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку, на наш взгляд, будет наиболее
эффективной.
Литература
1. Гальперин
С.И. Анатомия и физиология человека. - М.: Высшая
школа, 1969. -472с.
2. Громбах С.М. Школа и психическое здоровье учащихся. - М.:
Медицина, 1988. -272с.
3. Гузеев
В.В. Поколения образовательных технологий: «традиционные
методики», модульно-блочные и цельноблочные технологии //Химия в школе.-
№9.- 2003.-С. 14-25.
4.
Максимов
В.Г.
Технология
формирования
профессионально-
творческой личности учителя. - Чебоксары: ЧГПИ им. И.Я. Яковлева, 1996.-
227с.
5. Пешковский А. М. Избранные труды / подгот. к печ., вступ. ст. и
коммент. И. А. Василенко и И. Р. Палей. — М. : Учпедгиз, 1959.
6. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1996. -С.631.
7. Усова A.B., Бобров A.A. Формирование у учащихся учебных умений. -
М.: Знание, 1987. -78с.