Напоминание

Профориентация обучающихся Рефтинского СУВУ через реализацию урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования в 2023 – 2024 учебном году


Авторы: Попова Ирина Адгамовна, Ирина Адгамовна Попова
Должность: учитель
Учебное заведение: ФГБПОУ "Рефтинское специальное учебно - воспитательное учреждение закрытого типа"
Населённый пункт: пгт. Рефтинский, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Профориентация обучающихся Рефтинского СУВУ через реализацию урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования в 2023 – 2024 учебном году
Раздел: среднее образование





Назад




Профориентация обучающихся Рефтинского СУВУ через реализацию

урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования

в 2023 – 2024 учебном году

Форма

:

доклад

Регламент

:

10 минут

Место выступления

:

конференц зал

Проблема профессионального самоопределения была важна во все времена

становления и развития экономики. В современных условиях она становится чрезвычайно

актуальной,

что

определяется

новой

экономической

ситуацией

в

обществе,

ориентированной на восстановление разрушенного производства и создание новых

отраслей, особенно в промышленности, военной отрасли, сельском хозяйстве и др., а так

же утратой нравственных ценностей многими представителями нашей молодежи,

интересы которой направлены на легкий успех в достижении цели, потерей интереса к

труду, профессиональной деятельности.

Особенно она актуальна для контингнта обучающихся нашего учреждения.

Получение профессии для обучающихся, относящихся к категории «попавших в трудную

жизненную ситуацию» - это огромная возможность не совершить ошибку в будущем и

правильно оценить свои возможности для выбора дальнейшего жизненного пути.

06 ноября 2024г. в «Разговорах о важном» «Россия: взгляд в будущее»

обучающиеся впервые услышали о таких профессиях, как разработчик интеллектуальных

диспетчерских систем, регулировщик дронов, проектировщик интерфейсов БПЛА,

метеоэнергетик, проектировщик энергонакопителей, специалист по навигации в условиях

Арктики. Из этого становится понятно, что современному миру свойственна большая

степень

неопределенности

и

изменчивости.

Прогнозировать

развитие

рынка

и

востребованность профессиональных навыков в перспективе хотя бы на 10 лет,

становится

сложной задачей. Знания в быстро развивающихся областях неизбежно

устаревают. В результате одной из важнейших задач современного образования

становится формирование универсальных компетенций, то есть развитие у обучающегося

готовности и способности самостоятельно искать переданную учителем информацию,

способности

критически

осмыслять

ее,

творчески

перерабатывать

и

дополнять,

участвовать в продуцировании нового знания.

На прошлом педагогическом Совете я уже выступала по данной теме, где

представила деятельность учителей по профессиональной ориентации обучающихся

посредством предметных дисциплин в плане знакомства с различными профессиями.

Сейчас учителя не только знакомят и расширяют знания о профессии, но и

реализуют практические пробы сил обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.

Чаще всего профессиональные пробы представлены в виде творческих заданий и

имитационных игр.

Например, в рамках школьного кинозала был показан фильм «Я делаю шаг» про

учителя с дислексией. В продолжении данной темы во всех классах была проведена

ролевая игра, где каждый обучающийся попробовал себя профессию учителя. На уроках

литературы после изучения романа И.Гончарова «Обломов», обучающиеся дискутировали

на тему «Как люди моей профессии меняют мир к лучшему?».

На уроках английского языка, при выполнении задания «Резюме на работу»

обучающиеся получают практические умения писать резюме и сопроводительное письмо

по конкретным вакансиям, задумываются о будущей профессии и карьере.

На уроках физики и химии профессиональные пробы представлены в виде

практических и лабораторных работ. Благодаря которым, обучающиеся приобретают

определенные профессиональные навыки таких профессий как, электрик, химик-лаборант,

технолог, выполняя расчеты, вычисления, составление схем, химические и физичекие

опыты.

В этом году обучающийся 7б класса Кузнецов Алексей подготовил и защитил

проект

«Создание

электромагнита

и

исследование

его

свойств»

(профессии:

исследователь, конструктор). Зная о многопрофильном применении данного магнита,

обучающийся дополнительно узнал о таких профессиях, как металлург, электрик и

фермер.

Сухостатов Денис, обучающийся 9в класса, защитил проект по профессии столяр

строительный «Изготовление стелы «Я люблю Рефтинское СУВУ».

Ямашев Артем – «Изготовление поделок…..» -самая популярная и востребованная

профессия – эколог. Путем изготовления творческих работ нашел решение по охране

окружающей среды.

На примере своего предмета (география) могу сказать, что профессиональные

пробы провожу в каждой параллели. При проведении профессиональной пробы

«Метеоролог и климатолог» (6 класс) во время изучения темы «Атмосфера» программой

ФГОС предусмотрено проведение практических работ по изучению направления ветра,

количестве осадков, температурном режиме. Проведение пробы предусмотрено на основе

анализа и обобщения обучающимися

опыта собственной деятельности (что делают

специалисты в этой области — метеорологи и климатологи, не только отслеживают

различные климатические показатели в течение длительного времени, но и обобщают

данные в виде графиков и диаграмм). Каждый обучающийся мог на себе испытать «муки»

по рисованию различных графиков. Из 10 человек, семь точно бы не выбрали такую

профессию.

Самым ярким для семиклассников является профпроба, которая проходит при

изучение стран в качестве картографа, регионоведа, политолога, этнографа, библиографа,

экскурсовода.

В восьмых и девятых классах, где изучается региональная география профпробы,

связанные с профессией регионального имиджмейкера. Например: при изучении города

Санкт – Петербург, составляем кластер города, который отображает его образ и делает

еще более привлекательным (для туристов). В прошлом году я проводила открытый урок

в 9 классе «Города Центрального района», где обучающиеся пробовали осваивать сразу

три профессии. Это – картограф, имиджмейкер и экскурсовод.

Традиционно, при проведение декад географии совместно с обучающимися

создаем творческие проекты и буклеты: «Моя малая Родина», «Мой город», «Герб моего

города», «Природа моего края». В этом году – это «Улицы расскажут», где чаще всего

улицы отображают имена знаменитых людей и их профессий. Например, Ямашев Артем –

улица Стаханова – шахтер, Попов Я. – улица Чкалова – летчик, Шабалин К. – улица

космонавта Беляева. А такие названия улиц, как Пионерская, Советская, Комсомольская,

Зои Космодемьянской, Сергея Лазо знакомят нас с профессией – историк.

Учителя ОШ во внеурочные занятия организуют экскурсии:

1.

Экскурсия в центр «ЭКО – сборка» (Екатеринбург) - рабочий по сбору мусора,

оператор на перерабатывающем заводе, специалист по сортировке отходов, инженер по

утилизации отходов, экологический консультант в области утилизации отходов.

2.

Музей «Внимание, говорит Москва» (Екатеринбург) – диктор

3.

Историко – краеведческий музей «Кристалл» (п. Рефтинский) – геммолог,

художник.

4.

Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера – экскурсовод,

таксидермист.

5.

Поездка в пункт приема макулатуры (Асбест) – сортировщик мусора,

опрессовщик.

6.

«Теплит» и «Рефтинская ГРЭС» - водитель, оператор пульта управления,

автоклавщик, техник-лаборант, слесарь-ремонтник, электромонтер, электрогазосварщик,

водитель

погрузчика,

крановщик-оператор,

стропальщик,

инженер-программист,

экскурсовод.

7.

Экскурсия в Пожарную часть № 50 (г. Асбест) – пожарный, водитель, диспетчер.

В течение года педколлектив совместно с обучающими чествовали сотрудников

СУВУ в связи с их профессиональными праздниками: учителя английского языка и

информатики, воспитателя, психолога и социального педагога, бухгалтера, а впереди еще

учителя русского языка и литературы, библиотекаря, повара, водителя.

Ежегодно обучающиеся Рефтинского СУВУ принимают участие во Всероссийской

олимпиаде по технологии среди СУВУ для обучающихся с ЛУО. В апреле этого года

обучающийся Панченко Степан будет принимать участие в олимпиаде.

С целью расширения знаний и применения опыта, пропаганды научных знаний и

профессиональной

ориентации,

обучающихся

ежемесячно

в

школе

проводятся

дистанционные олимпиады по предметам. С сентября 2023 года было проведено 5

олимпиад.

По формированию у обучающихся мотивации к труду и потребности в

приобретении профессии в школе каждую четверть проводится генеральная уборка,

обучающиеся оказали помощь в сборке школьной мебели, участвуют в социально –

трудовых акциях по сбору макулатуры, батареек, пластика.

И, конечно, же, очень много мероприятий, посвященные профессии – военный

(встречи, акции, волонтерство).

В соответствии с современными реалями, мы формируем у обучающихся понятие

профессиональной мобильности, способности адаптироваться к изменчивости требований

рынка труда, готовности приобретения новых профессий.

Свое выступление хочу закончить словами ученого, общественного деятеля Али

Апшерони: «Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не

по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями».

Спасибо за внимание!



В раздел образования