Напоминание

"Необычное использование ЛЕГО с детьми младшего дошкольного возраста"


Автор: Татьяна Николаевна Накарякова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "РОСИНКА"
Населённый пункт: г. Новоуральск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Необычное использование ЛЕГО с детьми младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Паспорт педагогического проекта

«Необычное использование ЛЕГО с детьми раннего дошкольного возраста»

«Составитель: Накарякова Татьяна Николаевна

Воспитатель первой квалификационной категории д/с №2 «Золотая рыбка»

.

Образовательные

области

Познавательное, социально-личностное, физическое, речевое развитие.

Тема проекта

Использование развивающих игр с помощью конструктора ЛЕГО

Тематическое

поле

Система развивающих игр с элементами конструктора ЛЕГО,

направленных на формирование познавательных, коммуникативных,

физических навыков ребёнка.

Название проекта

«Необычное использование ЛЕГО с детьми младшего дошкольного

возраста».

Тип проекта

Педагогический.

Проблемы

Недостаточное развитие творческих способностей, воображения,

интеллектуальной активности.

Причины

Огромный выбор игрушек. Привязанность к просмотру телепередач,

сенсорным играм.

Цель

Оптимизация взаимодействия детского сада и семьи. Развитие

творческого воображения, интеллектуальной активности в

конструктивной и игровой деятельности.

Задачи

- Развивать воображение, речь, мелкую моторику

- Формировать сенсорные представления, умение работать в группе.

--Умение использовать созданные конструкции в сюжетно ролевых

играх, играх – макетах.

Участники

проекта

Воспитатели, родители, дети.

Сроки реализации

проекта

2022г-2023г

Методическое

сопровождение

Л. Г. Комарова «Строим из ЛЕГО»

Е.Ф. Фешина «Конструирование в детском саду

Формы

организации

работы с детьми

Индивидуальные, подгрупповые

Формы работы с

родителями

Мастер класс в форме игротеки.

Предполагаемый

результат

К концу учебного 2023г сформировать знания о шести основных цветах

детей всей группы. Умение создавать простые постройки по образцу.

Использовать в сюжетно – ролевой игре ,созданные конструкции.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида «Росинка»,

обособленное структурное подразделение детский сад № 2 «Золотая рыбка»

Пояснительная записка

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках

общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка.

Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его потребности,

складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье

дошкольника.

Но, при этом, часто можно видеть картину: у малыша много игрушек, а он не

играет ими. Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главная причина в

том, что игрушки уже себя "исчерпали", элемент новизны исчез. А он-то и

привлекает ребёнка в первую очередь. Дать же ему задачку для ума, длительную

интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении

куда лучше строительные материалы, мозаика и пр. Эти игры обладают

большой вариативностью, разнообразием комбинаций. Но и их развивающие

возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной

деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают

развитие ребёнка, а в лучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутные

потребности. А этого очень мало для развития творческих способностей. Если

ещё учесть, что далеко не в каждой семье созданы все необходимые условия для

развития творческой деятельности детей, то становится очевидно: нужны игры

нового типа, игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой

микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны

интеллекта., способствующие формированию у детей коммуникативных

навыков, установлению положительных межличностных отношений.

Такими играми нового типа являются игры с конструкторами типа Лего,

которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают

характерными особенностями:

1. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые

ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.

2. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка,

фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его

с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них

использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет

ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е.развивать

свои творческие способности, в отличии от обучения, где всё объясняется и

где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

5. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа

математической задачи, а в виде сооружения из деталей конструктора, т.е. в

виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно

"задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания.

6. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми

заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и

придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой

деятельностью.

В ходе выполнения педагогической работы применяются следующие

принципы:

от простого к сложному;

учёт индивидуальных возможностей детей в освоении

коммуникативных и конструктивных навыков;

активности и созидательности - использование эффективных методов

и целенаправленной деятельности направленных на развитие

творческих способностей детей;

комплексности решения задач - решение конструктивных задач в

разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на

получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата

независимо от возраста и уровня развития детей.

Осуществление проекта позволяет реализовать следующие задачи:

Развивать воображение, речь, мелкую моторику, функции анализа и

синтеза;

формировать навыки планирования процесса создания собственных

моделей и совместных проектов;

формировать интерес детей к режиссерской игре путем обыгрывания

конст руктитвных построек;

Формировать сенсорные представления

Формировать желание взаимодействовать в коллективе.

В процессе осуществления проекта проанализировала знания детей :

1. О шести основных цветах

Учитывая индивидуальные возможности разделила детей на две группы и

подобрала игры от менее простых к более сложным:

«Сенсорика и ЛЕГО».

Дидактическая игра: « Разложи по цвету».

Целью игры является закрепить цвет (синий, красный, желтый, зеленый)

деталей конструктора Лего, форму (квадрат, прямоугольник).

Материал: кирпичики и кубики Лего всех цветов, коробк ас цветными

секторами.

Цель: Закрепить цвет деталей конструктора Лего.

Правило: дети по сигналу ведущего раскладывают кирпичики Лего по

секторам нужного цвета.

«Играем с цветом»

Вариант 1

Ребенок отсортировывает кирпичики по цвету. Из кирпичиков одного

цвета вместе строим башни.

Вариант 2

Делаем различные постройки так, чтобы

каждая из них была какого-то одного цвета: ЖЕЛТЫЙ домик для Сережи,

РОЗОВЫЙ для Кати и т.д. Если не хватает кубиков одного цвета на домик,

то строим скамеечку, кроватку и т.д.

Обыгрываем в ролевой игре.

«Сравнение предметов»

Учимся сравнивать предметы по величине и располагать в определенном

порядке.

Например, строим несколько башенок (3-4-5) разной высоты; ребенок

должен расположить их

в правильном порядке от самой высокой к самой низкой (или наоборот).

По такому же принципу сравниваем и другие постройки или же просто

отдельные детали – от самой длинной к самой короткой, от самой широкой к

самой узкой, т.п

Кого не хватает"

Эта игра на память. Выставляем перед ребенком какой-нибудь набор

предметов (лучше подойдут лего животные). Задание ребенку –

посмотреть и запомнить. Отворачивается, а вы один из предметов

прячете. Затем смотрит на тех, кто остался, и пытается вспомнить,

кого не хватает.

Играя в первый раз, возьмите 3 предмета.

Если ребенок быстро справился с заданием,

то усложняйте игру, увеличивая количество предметов – 4, 5, 6...

"Хватает – не хватает – лишнее"

Это математическая игра. Берем какое-то количество лего животных и

какое-то количество (чуть меньше, либо больше, либо аналогичное)

кирпичиков. Количество животных и кирпичиков берем в пределах чисел, до

«Выбери кирпичик не самый длинный и не белый».

“Не ошибись Петрушка!”

Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.

Описание игры: Как только Петрушка наденет свой колпачок, надо подойти к

модулям, выбрать любой из них, поднять его повыше и спросить: “Петрушка,

Петрушка, что у меня в руках?”. Если Петрушка скажет, что он не видит,

подойти к нему и положить деталь прямо ему в руки, и сказать вместе со

всеми: “Петрушка, потрогай, что у тебя в руках, и догадайся, какой модуль

мы тебе дали. Не ошибись, Петрушка!”

Правила игры:

1.

Соблюдать полную тишину, чтобы Петрушка не ошибся и смог

догадаться, что у него в руках.

2.

Нельзя называть модуль и подсказывать Петрушке.

Внимательно следить за действиями Петрушки. Кто отвлекается и

нарушает правила, того Петрушка не выбирает

"Построй логический ряд"

Ребенок должен продолжить начатый логический ряд.

“Есть у

тебя или нет?”

Цель: Учить

детей узнавать знакомые детали

конструктора на ощупь.

Описание

игры: Первому ребенку завязывают

глаза, и

предлагают на ощупь определить

форму детали. Второй ребенок должен будет найти точно

1.

Обследовать деталь на ощупь, обеими руками, поворачивая со всех сторон.

2.

Развязывать глаза можно только после того, как назвал деталь.

3.

Выбрать деталь и спрашивать, есть ли она у партнера, надо по очереди, которая

устанавливается с помощью считалки:

Чтобы весело играть,

Надо всех пересчитать.

Раз, два, три, первый – ты

“Принеси и покажи”

Цель: Учить детей применять приемы зрительного обследования формы.

Описание игры: Воспитатель показывает образец детали и прячет, а дети должны найти

самостоятельно такую же.

Правила игры:

1.

Выполняют поручение только те дети, кого вызвал воспитатель.

2.

Прежде чем искать деталь, нужно хорошо рассмотреть образец и мысленно

представить, что нужно найти.

3.

Перед тем как показать детям выбранную деталь, нужно проверить себя.

“Отгадай”.

Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора (куб, папка, треугольник,

цилиндр, арка, таблетка, брус) на ощупь.

Описание игры: Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь

форму модуля.

Правила игры:

1.

Не подсказывать и не выдавать общего секрета.

2.

Не мешать отгадчику, самостоятельно разгадывать формы деталей.

3.

Отгадчик должен добросовестно закрыть глаза и не снимать повязки с глаз, пока не

назовет деталь.

4.

Всем терпеливо дожидаться своей очереди. Выбирают отгадывать форму деталей

только того, кто не нарушает порядка и не мешает детям играть дружно.

.

«Передай кирпичик Лего».

Материал: 1 большой кирпичик Лего.

Цель: развития координации движения.

Правило: ведущий закрывает глаза. Дети стоят в кругу по команде ведущего:

"Передавай". Дети быстро передают кирпичик друг другу. Когда ведущий

скажет: "Стоп". Он открывает глаза у кого из детей оказался кирпичик, тот

становится ведущим.

Дидактическая игра: «

Кто быстрее».

Материал: 4 коробочки, детали конструктора Лего по 2 на каждого игрока.

Цель: развивать быстроту, внимание, координацию движения.

Правило: игроки делятся на две команды у каждой команды свой цвет

кирпичиков Лего и своя деталь. Например, кубик красного цвета, кирпичик

синего. Игроки по одному переносят кирпичики с одного стола на другой.

Чья команда быстрее, та и победила.

«Лего на голове».

Материал: кирпичик Лего.

Цель: развитие ловкости, координации движения.

Правило: ребенок кладёт на голову кирпичик Лего. Остальные дети дают ему

задания. Например: Пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять

на одной ноге, покружится. Если ребенок выполнил три задания и у него не

упал кирпичик с головы, значит, он выиграл и получает приз.

Игра-ситуация «В стройку» Воспитатель поддерживает игру ребят в стройку,

организует взаимодействие детей.

Воспитатель: Я, кажется, попала на стройку. Вот строители работают, вот

грузчики трудятся, вот машины стоят, ждут, пока их загрузят. Это строится

крепость? Нет? А что это? (пароход.) Я буду мастером. Кто идет в мою

бригаду? Приехал самосвал. (Воспитатель приносит самосвал.) Кто водитель?

Саша, ты — водитель? Как работает твой самосвал? Хорошо сгружает? Что ты

привез? (деталь для парохода).

После постройки организуется воспитателем игровая ситуация «Прогулка на

пароходе».

Игра-ситуация:

«Прогулка на пароходе».

Методика проведения. Воспитатель приглашает детей покататься на

пароходе.

Воспитатель: Вот на причале пароход. Он гудит протяжно:

у-у-у! Пассажиры занимают свои места в каютах. Кто у нас капитан? Саша —

капитан. Саша, кто у тебя помощник? Капитан, куда поплывет пароход?

(Воспитатель побуждает капитана давать приказы своему помощнику,

отправлять пароход в плавание.) Наши пассажиры гуляют по палубе. Катя, ты

хотела отправиться на пароходе на прогулку? Значит, ты— пассажир? Тебе

нравится кататься на пароходе? Капитан у нас Саша. Если капитан отдает

приказы, то команда выполняет их. Капитан, когда будет остановка?

Пассажиры, капитан отдал приказ, чтобы пароход остановился. Пароход

останавливается. Остановка. Пассажиры, выходите на лужайку. Можно

погулять, полежать на травке.

Игра-ситуация: «Семья».

Материл: набор ЛЕГО «Семья».

Игра-ситуация: «С новосельем»

Методика проведения: Воспитатель выбирает место для кукольной

комнаты, оформляет его и сообщает детям: «Кукла Катя и ее семья

переезжает на новую квартиру, У Кати есть кухня и комната. Скоро привезут

мебель, надо помочь разместить ее в квартире».

Воспитатель включает детей в игру, обращается к детям по очереди: «Стас,

что ты привез на машине? Это похоже на шкаф для посуды. Куда будем

ставить? Правильно, здесь места много, рядом будет стол. Очень удобно

посуду доставать. Галя, куда ставить табуретки? Возле стола. Поставим в вазу

цветы, чтобы было красиво. Пора Катю звать. Она будет довольна.

Игра-ситуация: « У куклы Кати День рождения».

Методика проведения. Педагог ставит на стол вазу с цветами и сообщает

детям, что сегодня у куклы Кати день рождени

Воспитатель: Приходите, гости, на день рождения к Кате. (Звучит музыка,

входят гости, дети с игрушками.) Вот идет Вася (кукла), он говорит: «Катя, с

днем рождения!» А кто еще входит? Что твоя кукла Маша скажет ей? А еще

гости всегда дарят подарки ко дню рождения. Мы подарим Кате шарфик.

(Надевает шарф кукле.) А какой подарок у Маши? У Маши чашечка.

Понравится Кате твой подарок, ведь она очень любит пить чай. Смотрите,

Варя несет именинный пирог. Угощайтесь, дорогие гости! давайте разрежем

пирог, и всем достанется по кусочку. Вася разбаловался - надо научить его

вести себя за столом. Саша, объясни ему, как надо правильно резать пирог.

Вот тебе, Ариша, кусочек и тебе, Миша. Саша, положи всем по кусочку.

(Звучит музыка.) А теперь я приглашаю вас танцевать. Вот и закончился наш

праздник. Катя благодарит гостей и прощается с ними. До свидания, Катя,

было очень весело.

Игры, развивающие логическое мышления.

1.Классификация.

-"Чудесный мешочек".

В мешочке находится несколько

деталей конструктора Лего. а)Педагог показывает деталь, которую

надо найти. б)Педагог только называет необходимую деталь.

в)Ребенку необходимо на ощупь определить из каких деталей

составлена модель.

-"Собери модель".

Дети собирают модель под диктовку

педагога. При определении взаимного расположения деталей

используются наречия "сверху", "посередине", "слева", "справа",

"поперёк".

2.Внимание и память.

-"Что изменилось?". Педагог показывает детям модель из 5-7

деталей в течении некоторого времени. Затем закрывает модель и

меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на

другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать

что изменилось.

-"Собери модель по памяти". Педагог показывает детям в

течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает

её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

-"Запомни и выложи ряд". Выставляется ряд деталей с

соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает,

что для лучшего запоминания надо понять закономерность с

которой поставлены детали в образце. Дети в течении нескольких

секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.

3.Пространственное ориентирование.

-"Собери модель по ориентирам". Педагог диктует ребятам,

куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются

следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый

нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол",

"середина левой стороны", "середина правой стороны", "над",

"под", "слева от", "справа от".

-"Составь макет учебной, групповой и приёмной комнат". Для

взаимного расположения предметов в комнате используется точка

отсчёта, не совпадающая с позицией ребёнка.

4.Симметрия.

-"Выложи вторую половину узора". Педагог выкладывает

первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию,

выложить вторую половину узора.

-"Составь узор". Дети самостоятельно составляют

симметричные узоры - можно изображать бабочек, цветы и т. д.

5.Логические закономерности.

-"Что лишнее?". Педагог показывает детям ряд деталей и

просит определить лишний элемент (каждый элемент состоит из

двух деталей конструктора).

-Упражнения на продолжение ряда. Педагог показывает

последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора,

а ребёнок должен продолжить её.

Первый этап - каждый элемент ряда состоит из одной детали

конструктора, для составления закономерностей используются два

признака.

Второй этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей

конструктора, для составления закономерностей используется один

признак.

Третий этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, и

для составления закономерностей используется два признака.



В раздел образования