Автор: Дорошенкова Оксана Александровна
Должность: учитель истории, педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ СОШ№1 им. В.А.Малых
Населённый пункт: Туринск
Наименование материала: статья
Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»
Раздел: среднее образование
«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными
возможностями здоровья в условиях общеобразовательного
учреждения»
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о
которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность
его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые
потребности. (стих)
Научно-педагогическая и психологическая практика на протяжении
многих лет показали, что «особенный» ребенок, попадая в сообщество
здоровых сверстников, продвигается вместе с ними и достигает более
высокого уровня социализации, чем при воспитании и обучении в изоляции,
либо среди таких же детей, как он.
Обучение и воспитание детей с ОВЗ требует комплексного психолого-
педагогического сопровождения.
К основным технологиям психолого-педагогического сопровождения
обучающихся с ОВЗ, применяемых мной, можно отнести:
1. Технологии коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.
Среди психолого-педагогических технологий коррекционно-
развивающей
работы
с
обучающимися
с
ОВЗ
наиболее
актуальны
следующие технологии:
•
информационные, через применение которых формируются знания,
умения и навыки.
•
операционные
технологии
обеспечивают
формирование
способов
умственных действий.
•
технологии
саморазвития
направлены
на
формирование
самоуправляющих механизмов личности.
•
эвристические – на развитие творческих способностей личности.
•
прикладные развивают действенно – практическую сферу личности.
Я как педагог-психолог провожу выявление индивидуальных
личностных особенностей обучающихся с ОВЗ, осуществляю коррекцию
эмоционально-волевой, поведенческой и коммуникативной сфер, развиваю
когнитивные процессы обучающихся с ОВЗ. Для осуществления выше
обозначенной
деятельности
мною
была
разработана
и
внедрена
Индивидуальная/групповая
психолого-педагогическая
коррекционно-
развивающая программа для обучающихся, имеющих трудности в освоении
образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом
развитии «УЧУСЬ УЧИТЬСЯ».
Психолого-педагогическое воздействие в рамках реализации программы
«УЧУСЬ УЧИТЬСЯ» осуществляется на индивидуальных и групповых
занятиях.
Так как у большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный
уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной
деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности,
недостатки в развитии личности (неуверенность, заниженная самооценка,
пессимизм и др.), мной применяются специальные методы и приемы
коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу
детей с ОВЗ:
- игровые ситуации, которые являются психотерапевтическим средством;
- дидактические игры, которые позволяют развивать у детей произвольность
психических процессов, таких как внимание, восприятие, память;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими.
Я являюсь также учителем истории. Все вышеизложенные методы
применяются мной на уроках истории. Несмотря на то, что история – устный
предмет,
необходимо
задавать
ребёнку
письменные
задания.
Это
способствует развитию мелкой моторики. Когда ученик записывает опорные
слова, у него формируется визуальная и моторная память, что для таких
детей очень важно.
Историческая карта – один из источников знаний на уроке, который
позволяет зрительно, мысленно ощущать сопричастность с окружающим
миром. Карта служит и наглядным пособием, и объектом изучения, и
источником знаний. Одна из целей моих уроков - научить учащихся читать
карту, составлять описание событий по тематическим картам. Я говорю
ученикам,
что
невозможно
выучить
всё,
но
надо
уметь
извлекать
информацию из различных источников, в том числе и из различных по
тематике карт.
Работа с контурной картой также помогает ученику развивать пальцы рук,
внимание, навыки ориентации, аккуратность. Но надо учитывать, что
ребёнок ЗПР, не сможет идеально выполнить столь сложные задания.
Поэтому, выполняемые задания в контурной карте, должны подбираться
учителем
с
учётом
индивидуальных
особенностей
учеников.
А
предъявляемые требования должны быть снижены.
Работа с тетрадью помогает ученику формировать координацию кисти руки и
в то же время упрощает задачу запоминания материала.
В процессе объяснения новой темы целесообразно, как было указано ранее,
составлять опорный конспект или план изучаемого материала. Подробно
составленный план-конспект поможет ребенку усвоить и выучить материал
урока, а затем воспроизвести его.
Если материал урока достаточно сложен, то хорошо помогает наглядность. Я
часто применяю презентации, видеофрагменты, схемы. В отдельных случаях
хорошо совместно с учеником составить схему.
Для
объяснения
материала
целесообразно
использовать
тематические
таблицы. Это позволяет ребёнку выделить для себя основные тезисы
определённой темы, способствует развитию зрительной памяти, которая
впоследствии сработает в необходимый момент. Возможно использовать
таблицы при опросе ученика. В таблицах, как правило, отражается основа
изучаемого материала, а учащийся должен дать развёрнутый ответ. Это
помогает избежать излишнего волнения и обеспокоенности ученика.
Таким образом, применение специальных методов и приемов
коррекционного
воздействия
повышает
познавательную
активность
учащихся,
развивает
их
творческие
способности,
активно
вовлекает
обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную
деятельность учащихся с ОВЗ.
2. Технологию оценки особенностей и уровня развития ребенка, с
выявлением причин и механизмов его проблем.
Мною была разработана карта психолого-педагогического сопровождения
обучающегося с ОВЗ, в которой фиксируется динамика качественных
характеристик обучающегося, а так же его психологического профиля с
момента
получения
заключения
ПМПК
о
том,
что
ребенок
имеет
ограниченные возможности здоровья
3. Технологию проведения междисциплинарных консилиумов
специалистов, что в свою очередь способствует выстраиванию приоритетов и
определению стратегии психолого-педагогического сопровождения как в
конкретные моменты, так и на длительные периоды, а также оценке
эффективности той или иной стратегии сопровождения.
4. Технологию оценки внутригрупповых взаимоотношений, для
решения
задач
сопровождения
всех
субъектов
образовательного
пространства,
формирования
эмоционального
принятия
и
группового
сплочения.
Наряду с работой по достижению детьми с ОВЗ определенного уровня
развития всех интеллектуальных способностей другой важной составляющей
является формирование толерантного отношения к таким детям со стороны
сверстников.
Проведение тренингов и деловых игр в классах, где обучаются дети с
ОВЗ, способствует развитию таких необходимых навыков и личностных
качеств обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность,
навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах,
самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать
проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения,
разрешать
конфликты
путем
переговоров,
прислушиваясь
к
мнению
оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть
«другим».
5. Технологии поддержки участников образовательного процесса
(педагогов,
родителей),
психологической
работы
с
родительскими
и
учительскими ожиданиями.
Следует отметить, что родителям (законным представителям) детей с
ОВЗ отводится большая роль в коррекционной деятельности, так как
коррекционная деятельность с детьми с ОВЗ не будет успешной без
поддержки родителей, которым сначала необходимо разъяснить особенности
развития их ребенка, а затем научить эффективным способам взаимодействия
с ним.
С родителями детей с ОВЗ я провожу индивидуальные беседы по
итогам диагностики, индивидуальные консультации, родительские собрания
по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ, разрабатываю
индивидуальные рекомендации.
Каждая из используемых мной технологий характеризуется конкретным
содержанием, этапностью, профессиональной направленностью, критериями
оценки результативности, планируемыми результатами на каждом этапе.
Важным аспектом каждой технологии является ее междисциплинарный
характер, взаимосвязь деятельности каждого специалиста
В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных
путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в
общество – это задача всех и каждого.
Результатом психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ
следует
считать
не
столько
успешное
освоение
ими
основной
образовательной
программы,
сколько
освоение
жизненно
значимых
компетенций:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности
вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского
сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе,
своих нуждах и правах в организации обучения;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
- овладение навыками коммуникации;
-
дифференциация
и
осмысление
картины
мира
и
ее
временно-
пространственной организации;
- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих
возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Список использованной литературы:
1.
Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с
задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. –
М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 143 с.
2.
Крыжановская
Л.М.
Психологическая
коррекция
в
условиях
инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л.М.
Крыжановская. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 143
с. – (Библиотека психолога).
3.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в
развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А.Стребелева. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 180 с.: ил. – (Коррекционная
педагогика).