Автор: Дерюшева Алеся Николаевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Ёлочка"
Населённый пункт: г. Тарко - Сале, Пуровского района
Наименование материала: Мастер - класс для педагогов ДОУ
Тема: "Цветная музыка для детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Мастер – класс для педагогов
«Цветная музыка для детей»
Разработала музыкальный руководитель:
Дерюшева Алеся Николаевна
Цель мастер – класса: повышение профессионального мастерства педагогов по развитию
музыкальных способностей у дошкольников с помощью игры на диатонических
колокольчиках.
Задачи:
1.
Познакомить участников мастер – класса с диатоническими колокольчиками, их
применением в работе с дошкольниками старшего возраста.
2.
Привлечь педагогов к практической деятельности, направленной на повышение
профессиональной подготовке педагогов.
3.
Мотивировать педагогов на применение диатонических колокольчиков в работе с
детьми старшего дошкольного возраста.
Дети – это маленькие «почемучки», которые интересуются всему тому, что их
окружает. Изучение чего - либо часто является сложной задачей для понимания детей, и
взрослым может быть сложно передать новую информацию ребёнку.
С помощью природных явлений и окружающих предметов можно легко и быстро
научить дошкольника элементарным вещам. Например, расставленные детьми цветные
колокольчики напоминают радугу, которая привлекает детей свои разноцветием и
вызывает интерес и желание поиграть на них.
Игра на цветных колокольчиках – это не просто развлечение для детей, это целая
вселенная, полная возможностей для развития.
Яркие, красочные колокольчики с первого взгляда привлекают внимание детей. Их
звон, меняющийся в зависимости от силы удара, завораживает и стимулирует слуховое
восприятие. Для ребёнка это словно волшебство – каждый звон – это маленькая,
музыкальная история, которую он сочиняет сам.
Игра на колокольчиках – это, по сути, маленькая спортивная тренировка для
пальчиков. Дети учатся точно и уверенно держать инструмент, правильно его ударять,
создавая мелодию. Эта тренировка развивает мелкую моторику, координацию движений,
укрепляет мышцы рук.
Играя
на
колокольчиках,
дошкольники
учатся
понимать
музыкальный
ритм,
определять высоту звука, создавать простые мелодии. Это словно первая ступенька на
пути познания мира музыки, которая в будущем может стать любимым хобби или даже
профессией.
Игра на диатонических колокольчиках – это не только индивидуальные занятия. Часто
дети играют вместе, образуя маленькие оркестры. В этом случае к уже существующим
навыкам добавляется умение взаимодействовать с другими детьми, прислушиваться к их
игре, координировать свои действия с действиями других. Это учит детей сотрудничеству,
командной работе, помогает им влиться в коллектив, освоить правила общения,
вырабатывает чувство ответственности за общий результат.
Игра
на
цветных
колокольчиках
-
это
комплексное
развитие:
физическое,
интеллектуальное, эмоциональное и социальное. Именно поэтому этот вид игры так
популярен среди детей и педагогов.
Как же использовать диатонические колокольчики в своей работе с
дошкольниками?
Знакомим
детей
с
новыми
музыкальными
инструментами
–
диатоническими
колокольчиками. Проговариваем их название, объясняем почему они так называются
(каждый имеет свою высоту звука, в соответствии с клавишами фортепиано), сравниваем
их с простыми колокольчиками, находим сходство и отличие во внешнем виде и звучании.
Наводящими вопросами (все ли диатонических колокольчики одинаково звучат?) дети
приходят к выводу, что цветные колокольчики поёт каждый свою песенку. Объясняем,
как правильно их держать. Предлагаем детям запомнить свой цвет колокольчика,
внимательно смотреть на цветную партитуру и исполнить попевку «Василёк».
Цветная
партитура
представляет
собой
ряд
цветных
кружочков,
которые
соответствуют цвету колокольчиков. Её можно нарисовать самостоятельно.
Освоив начальные навыки игры, выбираем несложное музыкальное произведение,
которое дети смогут исполнить самостоятельно и разрабатываем цветную партитуру к
ней.
Знакомим детей с новым музыкальным произведением, определяем его характер,
настроение, делимся эмоциями. Знакомимся с новой цветной партитурой: определяем в
ней длительности звуков (большие кружочки – долгое звучание, маленькие – короткое).
Разучиваем произведение по партитуре.
С помощью диатонических колокольчиков на музыкальных занятиях царит атмосфера
дружелюбия, увлечённости и вдохновения.
Сейчас предлагаю вам, педагоги окунуться в мир прекрасной музыки и почувствовать
себя настоящими артистами. Для оркестра приглашаю 8 человек.
Возьмём колокольчики правой рукой за ручку, запомните цвет своего колокольчика и
следите внимательно за партитурой. Представьте меня в роли дирижёра, а вы мой оркестр.
Позвоним в колокольчики и немного потренируемся (называю цвета в хаотичном
порядке). Молодцы, у вас хорошо получается!
Попробуем исполнить белорусскую народную песню «Перепёлочка».
Подводя
итог,
хочу
сказать:
с
удовольствием
используйте
эти
необычные
музыкальные инструменты, создавайте свои собственные партитуры для интересного
обучения дошкольников.
Диатонические
колокольчики
можно
использовать
в
сочетании
с
другими
музыкальными инструментами в оркестре. Например, видео материал оркестр «Эх,
дороги» в исполнении детей старшего дошкольного возраста.
Всё зависит от вашего творчества и воображения.
Всем творческих успехов, спасибо за внимание!