Автор: Махнева Анастасия Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Филиал МБДОУ №18 "Яблонька" - д/с №123 "Рябинка"
Населённый пункт: Город Серов Свердловская область ул.Железнодорожников д20кв20
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: Нейроигра, как средство познавательного и речевого развития детей с задержкой психического развития
Раздел: дошкольное образование
Нейроигра, как средство познавательного и
речевого развития детей с задержкой психического
развития
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных
процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание
педагогов дошкольного образования на развитие творческих и
интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и
двигательной сфер. На смену традиционным методам приходят активные
методы обучения и воспитания, направленные на активизацию
познавательного развития ребенка.
Современная дефектология находится в постоянном активном поиске путей
совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на
разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые
характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
Основная задача педагога – выбрать методы и формы организации работы с
детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально
соответствуют поставленной цели развития личности.
В современной коррекционной практике при наличии условий активно
используются как традиционные, так и нетрадиционные технологии в работе
с обучающимися с ОВЗ.
Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и
физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов:
внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального
реагирования. Одна из важных задач, которую решает детская
нейропсихология, - разработка подходов к пониманию закономерностей
процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к
изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии
психических процессов.
Создателями нейропсихологии являются Лев Семенович Выготский и
Александр Романович Лурия.
В последние годы значительно увеличилось количество детей с задержкой
психического развития. У детей, как правило, наблюдаются и другие
нарушения – в области речевого развития, психических функций,
эмоционально-волевой сферы, двигательной и других сферах, что
свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной
нервной системы в целом. Во многих случаях выявляется незрелость
определенных функций головного мозга, дисгармония его созревания,
нарушение межполушарного взаимодействия.
Для того чтобы восполнить этот дефицит, есть эффективный инструмент,
который помогает детям развить мышление, память, речь, – это
нейропсихологические игры, т.е. различные телесно-ориентированные
упражнения, которые активно воздействуют на мозговые структуры, в
результате чего создаются нейронные связи. Чем их больше, тем выше
способность к обучению.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного
взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и
письма. Межполушарное взаимодействие - это особый механизм
объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно
работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на
упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.
Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя
руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и
формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и
согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и
правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Новизна практики в том, что использование нейроигр является одним из
актуальных направлений внедрения инновационных технологий в
коррекционный процесс. Данные методики выявляют скрытые способности
ребенка и расширяют границы возможностей его мозга.
Отличительная особенность практики заключается в изменении подхода к
обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс
нейропсихологической технологии психолого-педагогического
сопровождения разных категорий детей.
Цель применения нейроигр в коррекционной работе:
создание условий для интеллектуального, психомоторного развития детей с
задержкой психического развития посредством нейроигр.
Использование нейрпсихологических приемов повышает интерес и
мотивацию к занятиям, у обучающихся развиваются все когнитивные
функции, стабилизируется психическое состояние и является одним из
условий успешной социализации личности ребёнка.
Содержание совместной деятельности должно быть интересно для детей с
нормой развития и детей с ЗПР, определяться особенностями общественной
системой ценностей, способствовать социальному развитию каждого ребенка
(навыки социального общения, проведения досуга, реальных
взаимоотношений со сверстниками), а также направлено на достижение
социальной адаптации и интеграции через обучение конкретным навыкам
социального общения и взаимодействия в системе социального окружения,
которое расширяет, обогащает жизненный опыт детей.