Напоминание

Нейроигра, как средство познавательного и речевого развития детей с задержкой психического развития


Автор: Махнева Анастасия Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Филиал МБДОУ №18 "Яблонька" - д/с №123 "Рябинка"
Населённый пункт: Город Серов Свердловская область ул.Железнодорожников д20кв20
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: Нейроигра, как средство познавательного и речевого развития детей с задержкой психического развития
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нейроигра, как средство познавательного и

речевого развития детей с задержкой психического

развития

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных

процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание

педагогов дошкольного образования на развитие творческих и

интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и

двигательной сфер. На смену традиционным методам приходят активные

методы обучения и воспитания, направленные на активизацию

познавательного развития ребенка.

Современная дефектология находится в постоянном активном поиске путей

совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на

разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые

характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Основная задача педагога – выбрать методы и формы организации работы с

детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально

соответствуют поставленной цели развития личности.

В современной коррекционной практике при наличии условий активно

используются как традиционные, так и нетрадиционные технологии в работе

с обучающимися с ОВЗ.

Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и

физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов:

внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального

реагирования. Одна из важных задач, которую решает детская

нейропсихология, - разработка подходов к пониманию закономерностей

процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к

изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии

психических процессов.

Создателями нейропсихологии являются Лев Семенович Выготский и

Александр Романович Лурия.

В последние годы значительно увеличилось количество детей с задержкой

психического развития. У детей, как правило, наблюдаются и другие

нарушения – в области речевого развития, психических функций,

эмоционально-волевой сферы, двигательной и других сферах, что

свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной

нервной системы в целом. Во многих случаях выявляется незрелость

определенных функций головного мозга, дисгармония его созревания,

нарушение межполушарного взаимодействия.

Для того чтобы восполнить этот дефицит, есть эффективный инструмент,

который помогает детям развить мышление, память, речь, – это

нейропсихологические игры, т.е. различные телесно-ориентированные

упражнения, которые активно воздействуют на мозговые структуры, в

результате чего создаются нейронные связи. Чем их больше, тем выше

способность к обучению.

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного

взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и

письма. Межполушарное взаимодействие - это особый механизм

объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно

работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на

упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.

Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя

руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и

формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и

согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и

правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

Новизна практики в том, что использование нейроигр является одним из

актуальных направлений внедрения инновационных технологий в

коррекционный процесс. Данные методики выявляют скрытые способности

ребенка и расширяют границы возможностей его мозга.

Отличительная особенность практики заключается в изменении подхода к

обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс

нейропсихологической технологии психолого-педагогического

сопровождения разных категорий детей.

Цель применения нейроигр в коррекционной работе:

создание условий для интеллектуального, психомоторного развития детей с

задержкой психического развития посредством нейроигр.

Использование нейрпсихологических приемов повышает интерес и

мотивацию к занятиям, у обучающихся развиваются все когнитивные

функции, стабилизируется психическое состояние и является одним из

условий успешной социализации личности ребёнка.

Содержание совместной деятельности должно быть интересно для детей с

нормой развития и детей с ЗПР, определяться особенностями общественной

системой ценностей, способствовать социальному развитию каждого ребенка

(навыки социального общения, проведения досуга, реальных

взаимоотношений со сверстниками), а также направлено на достижение

социальной адаптации и интеграции через обучение конкретным навыкам

социального общения и взаимодействия в системе социального окружения,

которое расширяет, обогащает жизненный опыт детей.



В раздел образования