Автор: Самусенко Алла Александровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "Бугульминская Детская Школа Искусств"
Населённый пункт: Республика Татарстан г.Бугульма
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкальные способности и их развитие. Чувство ритма, памяти, слуха."
Раздел: дополнительное образование
Музыкальные способности и их развитие. Чувство ритма, памяти, слуха (мелодического,
гармонического).
Прежде чем начать обучение игре на фортепиано, необходимо проверить данные
ученика. Все дети рождаются с предпосылками музыкального слуха, а возможности его
развития практически безграничны. Успешное развитие слуха зависит от многих
факторов, но особенно от своевременного, как можно более раннего погружения в мир
музыки.
Музыкальный слух включает в себя несколько видов – звуковысотный,
мелодический, полифонический, гармонический, тембро-динамический, внутренний,
внешний. Существует еще и вокальный слух, то есть способность правильно
интонировать, но его несовершенство может компенсироваться внутренним слухом.
Мелодический слух тесно связан с проблемой интонации. По выражению
К.Игумнова: «Интонация – ядро музыкального образа, как средство музыкальной речи, от
которой зависит содержательность исполнения». Мелодический рисунок и его
интервалика должны быть пережиты пианистом. Если он с одинаковой легкостью шагает
в мелодии на близкий и далекий интервал, если он равнодушен к тому, будет ли это
диссонанс или консонанс – это значит, что пианист не слышит выразительности мелодии.
Мелодический слух совершенствуется в процессе работы над фортепианной кантиленой.
1.
Полезно проигрывание на инструменте мелодического рисунка отдельно от
партии сопровождения.
2.
Воспроизведение мелодии на фоне облегченного аккомпанемента.
3.
Исполнение на фортепиано отдельно партии аккомпанемента с одновременным
пропеванием мелодии вслух.
Гармоническим слухом называется музыкальный слух в его проявлении по
отношению к созвучиям. Гармонический слух может сильно отставать в развитии от
мелодического. В работе над гармоническим слухом полезны:
1.
Проигрывание произведения в медленном темпе.
2.
Гармонический анализ музыкального материала.
3.
Извлечение из произведений гармонических последований.
4.
Хорошим средством развития гармонического слуха является подбор.
«Изучи рано основы гармонии» - писал Р.Шуман.
Музыка – искусство временное.
А.Рубинштейну принадлежит высказывание: «Ритм в музыке – это пульсация,
свидетельствующая о жизни». Ритм – это один из центральных основополагающих
элементов в музыке. Чувство ритма развиваемо. Каждый стиль характеризуется своими
особенностями ритмики. Приемами работы над ритмом могут служить:
1. Просчитывание исполняемой музыки вслух и про себя.
2. Простукивание, прохлопывание метроритмических структур.
3. Дирижирование.
4. При дефектах темпа (ускорениях, замедлениях):
а) остановиться и сравнить с началом;
б) остановиться и вспомнить прежний темп.
5. Игра в ансамбле.
Полифонический слух развивается в процессе работы над полифоническим
произведением или произведениями с элементами полифонии. Методами работы могут
служить:
1.
Проигрывание поочередно каждого голоса. Осмысление их мелодической
самостоятельности.
2.
Проигрывание отдельно парных голосов.
3.
Совместное проигрывание на одном или двух инструментах разных голосов.
4.
Пропевание вслух или про себя одного из голосов полифонического
произведения одновременно играя остальные голоса на фортепиано.
Основой музыкальной памяти служит слуховая память, сначала только
мелодическая, в дальнейшем и гармоническая. Кроме слуховой памяти существует
логическая: тут и последовательность построений, и гармонические обороты и другие
выразительные моменты. Большое значение имеет моторная (двигательная) память.
Нельзя допустить, чтобы она стала основной. Слуховая и логическая память должны
стоять на первом месте.
К профессиональным способностям относятся исполнительская воля и яркость
исполнения, инициатива учащегося, эмоциональность, артистизм, волевые качества в
работе – настойчивость, упорство позволяют добиться больших результатов. Если ребенок
со средними данными упорно занимается, то может добиться большего, чем более
одаренный, но слабовольный ребенок. Вялые дети редко становятся хорошими
исполнителями, но это не значит, что их не надо обучать музыке, они могут стать
музыковедами, благодарными слушателями в концертных залах.