Автор: Чернышова Татьяна Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №3 "Малыш"
Населённый пункт: г. Мариинск
Наименование материала: Конспект открытого занятия в ДОУ
Тема: «В лаборатории Фиксиков» по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия «В лаборатории Фиксиков»
по опытно-экспериментальной деятельности
в подготовительной группе
Цель:
Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах
воды.
Задачи:
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений
о свойствах воды: без цвета, без запаха, без вкуса, без формы;
Учить делать вывод;
Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и
понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос;
Формировать
умение
понимать
схематическое
обозначение
результатов опытов.
Воспитывать у детей познавательный интерес.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-
эстетическое развитие, физическое развитие.
Оборудование и материалы:
Телевизор, набор картинок, халаты и шапочки по количеству детей,
стаканы, ложки, тарелки, контейнер для стаканов, 2 небольших коробочки с
кусочками апельсина и чеснока, краски, кисточки, сахар, соль, кубик, шар,
мяч, музыкальное сопровождение.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
(Дети заходят в группу и становятся полукруг).
- Здравствуйте, - слово какое чудесное,
Чуточку доброе, чуточку нежное.
- Здравствуйте, - скажем мы этому дню
- Здравствуйте, - скажем мы всем и всему.
(Дети здороваются с гостями)
- Ребята, смотрите ли вы дома телевизор? (Да)
- А у нас в группе тоже есть телевизор, давайте его включим.
(«включаю» телевизор, «на экране появляются» гайки и винтики – выставляю
картинки).
- Что это? Почему нам показывают винтики? Давайте попробуем включить
звук, может тогда узнаем? («включаем звук», звучит музыкальная заставка
из м/ф «Фиксики»).
- Что это за песенка? Вы узнали ее? (Это песенка Фиксиков). Да, это же
«Фиксики». (на экране телевизора винтики «превращаются» в Фиксиков).
- Кто помнит, как зовут Фиксиков? (Нолик и Симка….).
-А чем занимаются Фиксики? (Чинят различные приборы).
-Да, Фиксики чинят приборы и им очень интересно, как они устроены.
А что помогает Фиксикам в ремонте? (Помогатор). Правильно, помогатор.
Вот и он (На экране появляется картинка).
- Ой, ребята, нам кто-то звонит! (Звучит сигнал входящего сообщения
и на экране появляется Нолик )
-Ребята привет! Я нолик. У нас что-то случилось с помогатором,
поэтому я решил обратиться к вам за помощью. Я всё знаю о вентиляторах,
холодильниках, компьютерах, а вот про воду знаю только то, что она мокрая
и больше ничего. А починить помогатор можно только с помощью чистой
воды. У нас Фиксиков есть лаборатория, куда я вас приглашаю. Там вы
узнаете, какая вода является чистой. Желаю вам удачи!
-Дети, вы готовы помочь фиксикам?(Ответ детей).
-А вы знаете, что такое лаборатория и для чего она нужна? (Ответ
детей)
- Правильно.
Лаборатория– это отдел, где проводятся научные опыты,
экспериментальные исследования, делается анализ и вывод из полученных
результатов.
-Ну, что отправляемся в лабораторию? (Ответ детей)
(Дети под музыку проходят к столам)
-
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила
проведения в лаборатории.
1. Перед опытами нужно надеть спецодежду. (Дети надевают халаты и
шапочки)).
2. Приступай к опыту только после его объяснения и разрешения
воспитателя.
3. Не брызгайся водой.
4. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не
рассыпать, не пролить.
5. Содержи рабочее место в чистоте.
-Все запомнили правила? Молодцы!
Опыт №1 «Цвет воды"
- Для проведения первого опыта нам понадобятся стаканчики с водой
(раздаю стаканчики с водой), а еще нам помогут наши глаза (выставляю
картинку с изображением глаз на доску). Что мы можем сделать глазами?
(Увидеть что-то). Посмотрим на воду. Какого цвета вода? (дети высказывают
предположения - белая).
- Сейчас ученые с помощью кисточек растворят в своих стаканах
немного красную краски. Что вы скажете про цвет воды теперь? (Вода, в
которую добавили краску, стала красной, а вода без краски, оказывается,
прозрачная). Давайте проверим: под все стаканчики положим картинки и
посмотрим, будет их видно через воду или нет (картинки видны только на
дне стаканчиков с чистой водой).
- Какой вывод мы сделаем по первому опыту? Что можно сказать про
цвет воды? (она прозрачная). Вывод такой: чистая вода не имеет цвета, она
бесцветная, прозрачная. Посмотрите, вот эта карточка говорит нам об этом
(показываю карточку с обозначением бесцветности воды). Поставьте ее на
доску рядом с картинкой «глаза».
Первый опыт завершен, поставьте в сторонку свои стаканчики.
Опыт №2 «Вкус воды"
- Для второго опыта нам понадобятся новые стаканчики с водой
(раздаю детям стаканчики) и наши ротики (на доску выставляю картинку
«рот»). Что мы можем сделать с помощью рта? (Попробовать что-то на вкус).
- Проведем второй опыт. Сейчас одним маленьким глоточком
попробуйте воду. Как вы думаете, какой вкус у воды? (дети высказывают
предположения). А теперь давайте возьмем маленькие ложечки, добавим в
воду сахар или соль и размешаем. Снова маленьким глоточком попробуйте
воду. Какая она на вкус теперь? (Сладкая, соленая). Да, и это уже не чистая
вода, а вода с сахаром или солью. А у чистой воды есть какой-то вкус? (Нет).
Какой вывод можно сделать про вкус воды? (У воды нет вкуса, она
безвкусная, но она приобретает вкус тех веществ , которые в ней
растворили)..( Вода является растворителем. ) Вот эта картинка говорит нам,
что вода не имеет вкуса и она служит растворителем. (показываю карточку).
Поставьте ее на доску рядом с картинкой «рот».
А сейчас наши стаканчики уберём в сторонку.
- Ох, ребята, а ведь ученые устают, когда целый день работают в
лаборатории. Давайте и мы немного передохнем.
Проводится физминутка «Помогатор»
-Какие молодцы! Отдохнули, продолжаем дальше.
Опыт №3 «Запах воды»
- Для третьего опыта нам понадобится чистая вода и наши носы
(выставляю соответствующую картинку на доску). Что можно сделать с
помощью носа? (Понюхать). Понюхайте воду. Чем она пахнет? (дети
высказываются). У меня есть две «секретные» коробочки, давайте по запаху
определим, что в них (в двух маленьких контейнерах лежат апельсин и
чеснок; дети нюхают и отгадывают).
- Да, ребята, так пахнут апельсин и чеснок . А чем пахнет вода? Есть
ли у нее свой запах? (Нет). Какой вывод мы можем сделать по третьему
опыту? Есть ли запах у чистой воды? (Нет, у чистой воды нет запаха). Эта
картинка говорит нам об этом, поставьте ее на доску рядом с картинкой,
обозначающей нос.
-Ребята, сейчас мы с вами немного поиграем. Встаем в круг и играем в
игру «Скажи наоборот»
Воспитатель бросает мяч каждому ребёнку и задаёт вопрос, а ребёнок
ловит мяч и отвечает на заданный вопрос.
-Из одного крана течёт вода холодная, а из другого (горячая)
-Речка бывает глубокая, а бывает (мелкая)
-Река течёт быстро, а может течь (медленно)
-В океане волны большие, а речке (маленькие)
-Из чайника мы пьём чистую воду, а в луже (грязная)
-В ручейке вода бежит, а в пруду (стоит)
- Вода холодная, а пар (горячий)
-Ручеёк узкий, а река (широкая)
-Пруд маленький, а океан (большой)
-Родник чистый, а лужа (грязная)
-Какие молодцы! Поиграли, продолжаем дальше.
Опыт №4 «Форма воды»
-Для
четвёртого
опыта
нам
понадобится
вода
и
наши
руки.
(вывешиваем картинку рук.) На столе лежит кубик и шарик. Дети, скажите
какую форму имеют эти предметы? (Ответ детей). А сейчас мы посмотрим
имеет ли форму вода. Для этого возьмите стаканчик с водой и перелейте её в
кружку. Какую форму приняла вода? ( Форму кружки) Вывод: вода не
имеет формы и принимает форму того сосуда, в которой находится. Эта
картинка говорит нам об этом, поставьте ее на доску рядом с картинкой,
обозначающей руки.
- Ребята вы молодцы! Сегодня мы с вами узнали много интересного о
воде.
-Скажите, а вода нужна только Фиксикам? (Ответ детей)
-А Кому еще нужна вода? (Ответ детей)
-Думаю, теперь мы можем сказать Фиксикам, какая вода является
чистой. А для этого мы запишем им сообщение и отправим Нолику.
-Кто расскажет? (дети рассказывают об опытах с опорой на картинки-
схемы).
-Молодцы! Отправляемся в группу . (Дети возвращаются в группу под
музыку) и на экране появляется картинка «отправка сообщения»)
- Молодцы! Фиксики промыли чистой водой свой помогатор (включаю
звук льющейся воды), и он снова заработал! И они снова готовы чинить
приборы в наших домах.
- За ваши старания и открытия Нолик передаёт вам награды и подарок.
( Воспитатель вручает книгу «Увлекательные опыты» и медали).
- Ребята, а сейчас я открою вам небольшой секрет. У нас, людей, тоже
есть свой помогатор, и даже два! Это наши руки. Чем мы можем держать
предметы? Починить сломавшееся? Помочь друг другу? (Руками). Значит,
руки – наши помогаторы.
-Ребята, я хочу вас поблагодарить за работу. Вы все молодцы!