Напоминание

Формы работы педагога с детьми с РАС


Автор: Пархоменко Давид Александрович
Должность: Дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ РОЦ №76
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Формы работы педагога с детьми с РАС
Тема: Формы работы педагога с детьми с РАС
Раздел: дополнительное образование





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР № 76

(ГБОУ РОЦ № 76)

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ

о проделанной работе учителя-дефектолога ГБОУ РОЦ № 76

за 2023 - 2024 учебный год

Составил:

Учитель-дефектолог ГБОУ РОЦ № 76:

Пархоменко Давид Александрович

2024 год

Основная цель:

Дефектологическое сопровождение обучающихся с целью формирования у них жизненных

компетенций, успешной социализации к условиям обучения, формирования базовых

учебных действий, разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей

действительности, развития сенсорных и сенсомоторных процессов, речемыслительной

деятельности.

В 2023 - 2024 учебном году коррекционно-дефектологическая работа велась в структуре

программ:

И.А.Морозова, М.А. Пушкарева «Формирование элементарных математических

представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми с ЗПР»

И.А.Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты

занятий. Для работы с детьми с ЗПР»

Л.Б.Баряева «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой

психического развития. - Спб., 2001.

Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева: Коррекционноразвивающие обучение и воспитание.

Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для

детей с нарушением интеллекта. М., 2005.

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/Под общей

ред. С.Г. Шевченко. —М.: Школьная Пресса, 2003 г.

Л.Б.Баряева «Математическое образование дошкольников с ЗПР: диагностика и

коррекция». -Спб: - 2001 г.

Задачи дефектологической работы

1.

Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми, с учетом их индивидуальных

возможностей и потребностей.

2.

Развитие высших психических функций.

3.

Начать работу по развитию познавательной деятельности детей с ОВЗ.

4. Формирование у родителей активной позиции в оказании помощи своему ребенку.

5. Повышение профессионального уровня.

6. Пополнение кабинета методическими пособиями, учебным оборудованием.

Основные задачи дефектологической работы:

На протяжение 2023 - 2024

учебного года дефектологами велась работа по следующим

направления:

1.

Диагностическое направление

2.

Коррекционно-развивающие направление

3.

Консультативное направление

4.

Информационно-просветительское направление

I.

Диагностическая направление:

Диагностическое направление дефектологической работы включает в себя: Первичное

дефектологическое обследование; систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой

и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и

приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

Обследование обучающихся и воспитанников было проведено коллегиально.

Для составления коррекционно-развивающих программ, мониторинга дефектологического

развития обучающихся (воспитанников) проводилась диагностика.

В работе использовались следующие диагностические пособия:

Диагностические пособия

Использованы задания диагностических методик А.Е. Медведевой

Воспитание ребенка с аутизмом в семье Тюлина В.Б.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда

темной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия. Селищева Т.В.

Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ. Крыжановская Л.М.

Методика «Домики». Диагностика дифференциации эмоциональной сферы ребенка

(инструкция+бланк) О.А. Орехова.

Переходим в пятый класс Крайникова Т.А.

Весь курс начальной школы в схемах и таблицах 1-4 класс. Узорова О.В. Нефедова Е.А.

По результатам диагностики на дефектологические занятия зачислено 12 обучающихся

(воспитанников).

Возрастная категория

Количество обучающихся (воспитанников)

1 – 4 класс

5

5 – 8 класс

7

ИТОГО:

12

В результате анализа данных, полученных в ходе дефектологического обследования,

проведённого в начале учебного года, у учащихся были выявлены следующие нарушения:

1. Нарушения эмоционально-волевой сферы

2. Нарушения учебно-познавательной сферы

3. Нарушения мыслительной деятельности

4. Нарушения сенсорных функций

5. Нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением функций

В течение года проводился мониторинг динамики коррекционно-дефектологической работы.

Кол-во

учеников с

нарушения

ми учебно-

познавател

ьной и

эмоционал

ьно-

волевой

сферы

Середина года

Конец года

без

улучше

ний

незначител

ьные

улучшения

достаточ

ные

улучшен

ия

значител

ьные

улучшен

ия

без

улучше

ний

незначител

ьные

улучшения

достаточ

ные

улучшен

ия

значител

ьные

улучшен

ия

12

7

4

1

-

2

5

4

1

Вывод:

по итогу работы была заметна динамика повышения уровня знаний детей,

рекомендуется

продолжение

работы

с

учащимися,

не

достигшими

значительного

уровня

улучшений.

II.

Коррекционно-развивающие направление работы

:

Включает в себя: сенсорное и сенсомоторное развитие; формирование пространственно-

временных отношений; умственное развитие (мотивационный компонент, операционный и

регуляционный компоненты); нормализация ведущей деятельности возраста; формирование

разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

Коррекционная работа была направлена на развитие:

Ф.И.О.

Задачи коррекционной работы:

Осипов С.

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы,

мыслительной деятельности

Трофимовская А.

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы,

мыслительной деятельности

Макарова У.

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы,

мыслительной деятельности

Сенькина В.

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы,

мыслительной деятельности

Васильева А.

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы,

мыслительной деятельности

Белоусенко С.

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы,

мыслительной деятельности

Магомедова А.

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы,

мыслительной деятельности

Тимербаева А.

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы,

мыслительной деятельности

Добавкин К.

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы,

мыслительной деятельности

Морозова М.

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы,

мыслительной деятельности

Лебединская Е.

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы,

мыслительной деятельности

Звездина К.

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы,

мыслительной деятельности

На протяжение учебного года (с сентября по июнь включительно) дефектолог вел

следующую документацию:

1.

Годовой план коррекционно-педагогической работы.

2.

Рабочие программы занятий (+КТП)

3.

График работы.

4.

Циклограмма деятельности.

5.

Расписание занятий

6.

Паспорт кабинета:

нормативно-правовая, рабочая документация;

картотека учебно-методических пособий;

картотека дидактических пособий.

7.

Журнал учета посещаемости занятий.

8.

Индивидуальные тетради детей.

9.

Карта динамики развития ребенка (мониторинг коррекции нарушений).

10. Годовой отчет (с анализом выполненной работы по пунктам годового плана).

11. Планы-конспекты занятий.

Результативность работы учителей-дефектологов ГБОУ РОЦ № 76:

Нагрузк

а

Клас

с

Зачислен

о

Программ

а

Выпущено с

улучшение

м

Рекомендовано

продолжение

дефектологических

занятий (причина)

1

1-8

12

ООП

НОДА

2

Продолжить

коррекционные занятия на

следующий год

6.1

1

Продолжить

коррекционные занятия на

следующий год

7.1

0

Продолжить

коррекционные занятия на

следующий год

7.2

0

Продолжить

коррекционные занятия на

следующий год

9.1

0

Продолжить

коррекционные занятия на

следующий год

Вывод: Часть обучающихся показала прежний результат, что показывает необходимость

изменения подхода к планированию для них коррекционно-развивающих занятий. Необходимо

подобрать новые методики и приёмы работы, улучшить используемые развивающие упражнения.

III.

Консультативное направление:

В течение всего 2023 - 2024 учебного года учителем-дефектологом Пархоменко Д.А.

осуществлялся постоянный контакт с родителями обучающихся.

Консультации для родителей

Консультации для педагогов

Посещение открытых уроков

Темы

Количество

Темы

Количест

во

Тема уроков

Количество

Детско-

родительские

конфликты

5

Методы

моделирования в

экологическом

воспитании

дошкольников

9

1.Урок по

математике

«устный счет» 2

«Г»

3

2.

Урок по математике

«Периметр

прямоугольника» 2

«Б»

Принципы

совместной

работы

родителей с

учителе-

дефектологом

8

3.

Урок по математике

«задачи с

величинами: цена,

кол-во, стоимость»

3 «Г»

Вывод: Индивидуальные консультации получили родители 3-х обучающихся (воспитанников) и

педагоги в количестве 5 человек, а также были посещены уроки учителей начальной школы (3

урока), с целью наблюдения за обучающимися (воспитанников) на уроках в классе.

IV.

Информационно-просветительская работа включает в себя:

o

Мероприятия по улучшению оснащенности дефектологического кабинета

учебно-методическими пособиями, дидактическими и наглядными

материалами

В

соответствии

с

планом

развития

кабинета

проведена

работа

по

оснащению

дефектологического

кабинета

учебно-методическими

пособиями,

дидактическим

и

наглядным материалом:

Название учебно-методический пособий

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Часть 1-2. Под ред.

С.Г.Шевченко. М., Школьная пресса, 2004г.

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-

педагогического обследования детей. М., Владос., 2005 г.

Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и

дошкольного возраста. С приложением альбома «Наглядный материал для обследования

детей» М., 2004г.

Организационно-методическое направление деятельности:

В течение 2023 - 2024 учебного года учитель-дефектолог Пархоменко Д.А. участвовал в

Мероприятия

Количество за год

Методические объединения

1

Курс повышения квалификации «Функциональная

грамотность школьников»

36 часов

Курс повышения квалификации «Психологическое развитие

интелекта у детей»

36 часов

Курс повышения квалификации «Организация

образовательного процесса: воспитательная работа,

дополнительное образование, внеурочная деятельность»

36 часов

Диплом магистра «Психолого-педагогическая экспертиза

семьи и детства»

6

00 часов

Курс практической психологии «Психолог-практик»

260 часов

Участие в международном конкурсе профессионального

7

мастерства «педагог-психолог»

Участие во всероссийском конкурсе

5

Участие во всероссийском тестировании

5

Участие в международной конференции

2

Публикации учебно-методических материалов

9

Проведение открытого урока для тьюторов и учителей

9

Успех и достижение, а также трудности в работе учителя – дефектолога:

Достижения

Трудности

Достижение поставленных

профессиональных целей в работе с

учащимися.

Безответственное отношение родителей к

учебному процессу

Повышение личных профессиональных

навыков.

Не выполнение домашних заданий

учащимися

Вывод: Основной пул поставленных рабочих задач был выполнен к концу учебного года, но

необходимо продолжать работу, особенно ярко проявились проблемы во взаимодействии с

родителями учащихся.

Задачи на 2024 - 2025 учебный год:

1.Продолжить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими статус ОВЗ.

2. Проводить индивидуальные и групповые коррекционные занятия, обеспечивающие развитие

ВПФ и усвоение программного материала.

3. Изучать уровень развития познавательных процессов обучающихся и результаты коррекционного

воздействия.

4. Консультировать педагогов и родителей по различным проблемам в обучении, воспитании и

развитии обучающихся с учетом их психофизиологических особенностей.

5.Работать в тесном взаимодействии с психологами школы.



В раздел образования