Автор: Лабукина Анастасия Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС№41
Населённый пункт: п.Приморский
Наименование материала: Самообразование
Тема: Кубань - мой край родной
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №41
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
План
по самообразованию
воспитателя Лабукиной Анастасии Юрьевны
Тема: «Кубань - мой край родной!»
В рамках патриотического воспитания
2023 –2024
Тема: «Кубань - мой край родной!» в рамках патриотического
воспитания.
Цель: Патриотическое воспитание дошкольников
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой
литературы, самообразованием;
- Познакомить детей с миром кубанской природы;
- Пробудить любовь детей к Родине;
- Научить бережному
отношению к окружающему его миру:
растениям, животным, воде, земле, воздуху, людям;
-
Познакомить
и
приобщить
к
сельскохозяйственному
труду,
воспитывать уважение к человеку труда.
Литература:
1.
Бондарь Н.И. «Традиционная культура Кубани», 1994
2.
Маркова В.А., Данилина Л.М., Прасолова З.Г. «Воспитание у
дошкольников любви к малой Родине», Краснодар, 2007
3.
Топорков А.Л. «Традиции и обычаи казаков», 2002
4.
«Кубанская азбука», составитель О. Хамцова, Краснодар, 2012.
5.
Интернет-ресурсы
Актуальность
Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой
была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем
занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы
домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К
сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции: любовь к
родным и близким, уважение, почитание старших, любовь к Родине. А
ведь соблюдение традиций предков, любовь к Родине, к своему родному
краю прививается с раннего возраста.
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает
традиции и обычаи казаков. Но, за годы лихолетья и уничтожения
казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием
традиции, нравы и обычаи казаков. Даже наши старики, родившиеся уже в
советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи
законы, не говоря о молодом поколении, живущим на Кубани.
Без прошлого нет настоящего и будущего. Смогут ли наши дети ответить
на вопросы, связанные с историей и культурой казачества.
Тема данного проекта является актуальной. Так как представленный
материал способствует знакомству старших дошкольников с историей
нашего края, национальными особенностями, помогает повысить интерес
к народным истокам, познакомить с культурой Кубани.
Мы считаем, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к
дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда,
когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания
любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у
детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля,
их страна. Все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки –
гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых
переселенцев-казаков, приемникам их традиций.
Мы часто замечаем в нашей современной молодежи бездуховность,
безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому мы считаем, что
именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка,
положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает.
Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями
помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с
культурой Кубани. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни
в прошлом. Это наша история, наша культура.
Консультация для
родителей
-
«Кубань
наш край
родной»
В жизни общества в
настоящее
время
происходят
глубочайшие
изменения.
Утрачиваются
народные
традиции:
любовь
к
Родине,
уважение
к
старшим,
любовь
к
ближним.
Потеря
народных
корней
приводит
к
появлению
бездуховности, черствости у подрастающего поколения. Радует то, что в
последнее время вырос интерес к истории нашей страны, нашего края. Мы
чаще стали возвращаться к лучшим традициям нашего народа. С целью
изучения,
сохранения
и
возрождения
традиций
необходимо
уделять
внимание нашим детям. Только зная историю своей страны, народа, семьи
ребенок вырастает развитым человеком, которому не чужд патриотизм.
Воспитание любви к Родине, гуманности, теплого отношения к близким,
является одним из самых важнейших направлений в жизни подрастающего
поколения.
Когда родители забирают детей из детского сада, говорите им о том,
чтобы они обязательно интересовались, какие были занятия, о чем говорили,
что нового узнали и что делали дети. Ведь мощным фактором воспитания
является доброжелательное, неравнодушное общение между родителем и
ребенком, беседы, рассказы, совместные чтения.
Закрепляйте знания детей о кубанском историческом жилище, старинной
посуде, о различных видах ремесел, о разнообразии и красоте природы,
животного и растительного мира. Побеседуйте на эти темы с детьми,
расскажите о том, что знаете сами. Особенно интересно будет детям из уст
родителей и уст бабушек узнать о народных праздниках и обрядах. Всем
детям интересно узнать, что было, происходило, когда их самих еще не было.
В каждой семье наверняка есть альбомы со старыми фотографиями,
напоминайте родителям, что бы они рассматривали эти фотографии с детьми,
находили родственные сходства. Во время праздников чтобы они привлекали
детей, можно вместе с ними украсить дом, испечь пироги, сделать подарки на
Рождество,
для
членов
семьи,
родственников;
пойте
вместе
песни,
разучивайте пословицы, повторяйте выученное в группе. Предложите
сделать семьям генеалогическое дерево совместно с детьми, или создать
книжечку своими руками о традициях семьи, думаю каждому ребенку это
будет очень интересно.
Так быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На
многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то открываем новое, а
что-то переоцениваем заново. К сожалению то, что годами копили
и
бережно сохраняли наши деды и прадеды мы стремительно успели растерять.
В погоне за
модой, мы забываем культуру своего народа, становимся
безликой массой. Мы перенимаем культуру запада, а порой не знаем, как
жили наши предки всего двести лет назад, как отдыхали, как работали, как
отмечали праздники, о чем они думали. Меня всегда волновал этот вопрос,
что передадим мы своим детям, внукам и правнукам. Будет ли нам, что им
поведать о своей неповторимой народной культуре, о своей самобытности.
Предания на Кубани к сожалению не записывались, а передавались устно от
стариков к детям. Они отражали самые разные стороны жизни кубанцев.
Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с культурой
казачества. Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности,
восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Важно
не забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Именно
культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка,
лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и
гражданина своей Родины.
Необходимо
больше
уделять
внимание работе по
формированию
у
детей
духовно
нравственных норм и привитию им любви к родному краю, начиная с
младшего дошкольного возраста и до выпуска детей в школу. Для того,
чтобы эта работа велась успешно и была результативна мы должны
поставили перед собой следующие задачи:
Выявлять и внедрять в быт детского сада основы народного творчества.
На основе народного творчества воспитывать патриотические чувства к
родной земле – к кубанскому краю, родному языку, к кубанской культуре и
истории нашего края. Проводя духовно-нравственное воспитание детей
необходимо:
Формировать представления о родной стране, родном городе,
уважение к государственной символике (Гимну, флагу, гербу, воспитываем
чувства гордости за успехи людей, интерес к жизни разных народов, их
культуре и истории;
Развивать
способность
понимать
другого
человека,
сострадать,
сопереживать, сочувствовать;
Воспитывать
стремление
к
любви,
добру,
терпимости,
мужеству,
проявляющимся в различных жизненных ситуациях;
Формировать у них желание поступать в соответствии с нравственными
ценностями и правилами (желание жить по совести);
Прививать детям чувство собственного достоинства, веры в свои
возможности.
Знакомство
с
народным
искусством
кубанского
казачества.
Наш
коллектив решил изучать вместе с детьми культуру, быт, традиции кубанцев,
потому что Кубань – наша Родина, и мы должны знать её.
В нашем детском саду в каждой возрастной группе есть уголки,
посвященные кубанским ремёслам, быту, традициям кубанцев. Кроме этого,
входя в детский сад, вы сразу поймёте, что мы любим и чтим свой
Краснодарский край. В каждой группе расположены предметы быта
кубанцев, символы Кубани, карты Краснодарского края, куклы в кубанских
нарядах, альбомы с фотографиями г-к Анапа и нашей станицы. Благодаря и
вашим усилиям в нашем детском саду был создан мини музей «Кубанское
подворье», где есть возможность окунуться детям в жизнь и быт казаков.
Большую работу по привитию любви к Кубани проводят воспитатели,
и наш музыкальный руководитель. Они разучивают с детьми казачьи песни и
пляски, знакомят их с музыкальным фольклором Кубани. У нас регулярно
проходят утренники, праздники, развлечения, на которых звучат казачьи
песни, разучиваются казачьи народные игры, дети читают стихи о Родной
Кубани, о красоте её природы, о любви к ней. Народные праздники и
кубанские традиции занимают большое место в приобщении детей к
народной культуре. В своей работе с детьми начиная с самого раннего
возраста, мы широко используем все виды фольклора (сказки, песни,
пословицы,
поговорки,
хороводы).
Свою
любовь
к
родным
местам,
представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом
заняты люди Кубани и нашей родной станицы Гостагаевской – все это мы
стараемся передать своим воспитанникам, что чрезвычайно важно для
воспитания нравственных и патриотических чувств.
Воспитание дошкольников идет по разным линиям, начиная с
самообслуживания и кончая зрелостью мышления. Что будет брать верх –
хорошее или плохое, во многом определяется ориентирами, теми образцами,
идеалами, на которые равняется дошкольник. А какой образец выберет
ребёнок, кому он подражает в огромном мире зависит от нас, взрослых; и от
того, каковы мы сами, каковы наши интересы, цели нашей жизни, и от того,
каков уклад вашей семьи и взаимоотношений в ней, как вы относитесь к
своим детям, и от того, наконец, как вы управляете развитием и духовным
ростом; какие желания и интересы у них формируем, какие стороны их
личности развиваем, как и в какой мере участвуем в жизни детей. Все это в
наших руках, мы их настоящее, а они наше будущее.
Консультация для родителей
«
Приобщение детей к народным
»
традициям Кубани
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной
пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных
жанрах фольклора, семейно - бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре
Кубани, народным традициям неоднократно рассматривалась ученными и
практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной
культуры Кубани и традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось
соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с
народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В
ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение
детей
к
культуре
Кубани
обеспечивает
связь
поколений,
способствует
всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного,
физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.
Об
использования
культурного
наследия
России
в
общественном
воспитании говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский. «В статье «О
народности в общественном» он писал: «… воспитание, созданное самим народом
и основное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в
самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных
у другого народа. … Каким же образом общественное воспитание, один из
важнейших процессов общественной жизни, посредством, которого новые
поколения связываются общей духовной жизнью, с поколениями отживающими,
может оказаться от народности? »
Давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции, что
можно к ним отнести.
Слово
«традиция»-
означает
исторически
сложившиеся и передаваемые из
поколения в поколение обычаи,
порядки, правила поведения.
Традиция
охватывает
объекты социального наследия
(материальные
и
духовные
ценности, процесс социального
наследования, его способы. В
качестве
традиции
выступают
определенные
общественные
установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д.
Кубанские
праздники
способствуют
выработке
мировоззрения,
предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и превращение его
в руководство практической деятельностью.
Народные
традиции
Кубани
способствуют
выработке
культурного
наследия кубанского народа. Приобщение детей к кубанским традициям, следует
отметить важную особенность. Характерной чертой кубанских традиций, как и
всей культуры, является ее двусоставность. До сих пор элементы дохристианского
наследия являются важной составной частью современной русской культуры и
находят широкое отражение в традициях Кубани. Применительно к истории
Древней Руси религиозные верования, обряды и традиции, сложившиеся до
принятия христианства, называются язычеством.
Важнейшие на Кубани языческие обряды и праздники были слиты с
земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическим
олицетворением природных сил запечатлена русским народом в старинных
обрядах и обычаях. Кубанские традиции открывают огромные возможности для
детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности.
Они
помогают
выработать
способность
управлять
собственными
действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с
интересами других людей, требованиями общественного дома. К кубанским
традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
В качестве основных средств воспитания используются все компоненты
кубанской культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники.
Именно они открывают содержание воспитания и обучения детей, основные
нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и
человеческих отношений: отражают мировоззрение человека через придания и
поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного
творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они
украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Кубанские игры являются традиционным средством педагогики. Испокон
веков в них ярко отражался
образ жизни людей, их быт,
труд, устои, представление о
чести,
смелости,
мужестве,
желание
быть
сильными,
ловкими,
выносливыми,
быстрыми,
красиво
двигаться,
отличаться
смекалкой,
находчивостью,
волей
и
стремлением
к
победе.
Игра
была естественным спутником
жизни
ребенка,
источником
радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.
В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии
ушедшего быта. Например, разнообразие игры в прятки - отражение старинных
приемов воспитания детей, когда существовали своеобразие школы подготовки к
боям, охоте. В кубанских народных играх сохранился колорит обычаев,
оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание
разговорных текстов.
Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. Иногда
считалки
полностью
состоят
из
бессмысленных
слов
и
созвучий.
Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора -
старшее поколение пользовалось «тайным счетом» вследствие существовавших
запретов считать куриные яйца, гусей во время перелета в охоте и домашнем
хозяйстве.
Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место.
Кубанские
игры
способствовали
формированию
гармонически
развитой
личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Глубокая
народная
мудрость,
оттачиваясь
веками,
сконцентрировалась
в
произведениях русского фольклора. Эта область устного творчества представляет
собой одно из важнейших средств народной педагогики.
Кубанские люди были убеждены, что слово обладает особой силой
воздействия на человека и природу.
Пчелушки,
Серые, малые,
Крылышки алые,
Носики вострые, сами пестрые.
В поле идут,
Гудут, гудут.
С поля идут,
Медок несут.
Так, проговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный
сбор меда пчелами. Слово, соединенное с музыкой и движениями, обладало еще
большей силой. Поэтому огромную роль в традициях Кубани играли песня,
музыкальный
инструмент,
пляски, притопывания.
Обрядовые
песни
описывали
благополучие,
довольство,
изобилие,
а
сопровождающие
их
действия
изображали
желаемое,
чтобы
обеспечить
его
в
реальной
жизни. Исследователи отмечают,
что
применяемые,
игра
слов,
внутренние
рифмы,
которыми
так
богаты
приметы,
пословицы,
загадки, приговорки, сделали бы честь любому поэту.
С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки.
Колыбельные кубанские песни, потешки настраивали его на гармоничный
музыкальный лад.
Ни в одном другом жанре фольклора кубанская жизнь отражена так
широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Они пронизаны чувством
глубочайшей любви и преданности Родине. В народных изречениях заключена
целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, физического,
эстетического, нравственного, трудового, семейного воспитания.
Таким
образом,
кубанские
традиции
народов
включали
в
себя
укорененные в национальном сознании идеи, свойственные ему переживания,
передавая накопленную веками народную мудрость. Песни, игры, загадки
объединялись в кубанских праздниках.
Каждый праздник на Кубани сопровождался обрядами и песнями. Через
обряды передавался значительный объем знаний. Многие праздники, обряды
были восприняты церковью и переплелись с событиями отмечаемыми ею,
например: Святки, праздник Ивана Купалы.
Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а
продолжался на улице, в поле. Под музыку гармони водили хороводы, пели,
плясали, затевали игры.
Большою любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха,
Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было каких-то особых детских
праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились
вместе со всеми.
7 января - Рождество Христово. Вековая традиция превратила этот
праздник в апофеоз семейного тепла, умиротворения, домашнего очага в
праздник семьи. Вечер накануне Рождества назывался сочельник. Перед
праздником хату тщательно убирали, накрывали чистой скатертью стол, ели в
торжественном и строгом молчании, а потом начиналось святочное веселье. Год
начинался с обряда колядования. Коляда - это заклинательное песня. Колядкой
величали семью, желали ей богатства и благополучия, требовали награду за эти
пожелания. Колядующие получали что- либо из съестного, или деньги. Каждая
семья
ожидала
колядовщиков,
приготавливала
для
них
угощение
и
с
удовольствием выслушивала колядки:
Сею, вею, посеваю
С новым годом поздравляю.
Тох - тох, тарарах,
Жито пшеницы
Великому пашнецу.
Уродись у вас пшеничка, и горох и
чечевичка.
На столе всегда пирог.
Сею, вею, посеваю
С Новым годом поздравляю
Счастье движется горой.
Урожая воз большой.
По улицам во время Святок ходили ряженые, на посиделках водились
хороводы, звучали песни. Принято было во время Святок гадать. В Новый год по
первому дню года старались узнать о характере следующих дней и месяцев, об
урожае.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими
бы то ни было материальными благами. Если полностью утеряны все традиции,
может встать под сомнение само чувствование народа.
Перспективный план работы по самообразованию
Этапы
Сроки
Форма работ
Теоретический этап
Сентябрь
-
Знакомство
с
патриотическим
воспитанием
детей
дошкольного
возраста.
-
Изучение
методической
литературы, интернет – ресурсов
- Изучение работы педагогов ДОУ.
Практический этап
Организационно -
методическая работа
Октябрь
- Составление перспективного плана
работы с детьми по выбранной теме.
В течение года
-
Обогащение
предметно
–
развивающей среды по выбранной
теме
(Карта края, атрибуты на
карту).
- Разработка конспектов занятий,
развлечений для детей.
Работа с детьми
В течение года
-
Чтение
художественной
литературы;
- Проведение занятий с детьми по
патриотическому
воспитанию
по
выбранной теме;
-
Знакомство
с
бытом
казаков,
посещение мини-музея МБДОУ ДС
№41;
-
Просмотр
презентация
по
выбранной
теме
с
целью
ознакомления
выращиваемых
культур и быта на Кубани;
- Проведения выставок творческих
работ детей.
Работа с родителями
В течение года
Консультации для родителей:
- «Приобщение детей к народным
традициям Кубани»
- «Кубань - наш край родной»
-
Проведение
Анкетирования
«Кубань – мой край родной!»
Заключительный этап
Май-Июнь
- Выступление на педсовете с
итогами по выбранной теме
Анкета для родителей «Кубань – мой край родной!»
Цель:
выяснить,
нужно ли говорить с ребёнком о патриотизме, об
историческом прошлом, традициях и обычаях казачества, стоит ли развивать
интерес к историческому прошлому и традициям народов Кубани.
Уважаемые родители!
Кубань - это наша малая родина, а мы все её граждане. Кубань красива и
богата. Знание истории своей семьи, своего родного края, традиций и
обычаев своего народа, культурного и природного наследия - вот главная
задача которая преследуется на занятиях посвящённых родному краю.
Прочтите внимательно и напишите один или несколько вариантов ответов,
которые соответствуют Вашему мнению.
Заранее благодарим за Ваше участие в анкетировании!
1.
Нужно ли дошкольникам изучать историю малой родины?____________
_________________________________________________________________
2.
Беседуете ли вы со своими детьми о своем крае?_____________________
_________________________________________________________________
3.
Знаете ли вы, какие народы проживают на Кубани?___________________
_________________________________________________________________
4.
Знакомы ли вы, как воспитывали детей жители Кубани?_______________
_________________________________________________________________
5.
Как считаете, необходимо ли вашему ребёнку подробнее изучать традиции и
обычаи казачества и других народов, населяющих Кубань?_______
_________________________________________________________________
6.
Знаете ли вы сами обычаи, быт кубанцев?___________________________
________________________________________________________________
7.
Хотели бы вы узнать особенности жизни, быта, народного творчества жителей
нашего края?________________________________________
8.
9.
Готовы ли вы сами принять участие в подготовке к праздникам?_____
_______________________________________________________________
10. Считаете ли вы, что изучение истории родного края способствует
формированию у дошкольников гражданственности и патриотизма?
______________________________________________________________
11.
Ваши предложения и пожелания _____________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что большинство
родителей дошкольников, считают важным изучение истории малой родины,
многие родители проводят беседы о крае, а также считают необходимым
подробнее изучить своему ребенку традиции и обычаи казачества и других
народов населяющих Кубань. При этом многие родители сами не знакомы с
обычаями и традициями кубанцев, но считают важным изучение родного
края
т.к.
это
способствует
формированию
у
дошкольников
гражданственности и патриотизма.
Конспект по ознакомлению с окружающим миром
в подготовительной группе
«Виноградная лоза»
Цель:
уточнить
и
расширить
знания
детей
о
винограде
и
виноградарстве.
Задачи:
- Расширение словарного запаса, умение правильно и грамотно строить
предложения, понимать образный смысл легенды.
- Развитие любознательности, мелкой моторики руки.
- Воспитывать интерес к природе родного края.
- Гроздья винограда разных сортов, виноградный сок, изюм.
Ход:
Воспитатель:
Ребята, давайте попробуем совершить путешествие в
далекое-далекое прошлое, когда на земле еще не появились люди. Ветер
и птицы принесли на землю семена разных растений. Среди них и
виноград. Но виноград дикий, с мелкими, черными и кислыми ягодами.
Птицы и звери охотно лакомились диким виноградом. Но вот появились
люди. Постепенно они научились многому: строить дома, выращивать
растения. И тогда они обратили внимание на дикий виноград. Стали
выбирать покрупнее и послаще. Со временем из винограда дикого
вывели виноград культурный. До сих пор ученые выводят новые сорта
винограда: есть виноград без косточек, с круглыми, с овальными
ягодами и много-много других сортов.
Воспитатель: А теперь подумайте и скажите, кто такой виноградарь?
(ответы детей)
Воспитатель:
Это
человек,
который
занимается
выращиванием
винограда. А участок земли, на котором растет виноград, называется
«виноградник». Наша донская земля подходит для выращивания
винограда. Существует множество разных сортов винограда. У нас
сегодня тоже есть несколько сортов винограда. И сейчас вы сможете их
опробовать. Когда пробуют, для того чтобы определить вкус или запах,
это называется дегустация. Вот сейчас у нас будет дегустация разных
сортов винограда.
Дегустация винограда:
Воспитатель: Какие сорта винограда понравились вам больше всего
(ответы детей).
Воспитатель: Вы заметили, что ягоды винограда бывают окрашены в
разные цвета. Какого цвета ягоды винограда, который вы сегодня
пробовали – дегустировали? (ответы детей). Розовый, желто-зеленый,
почти черный.
Воспитатель:
Ягоды, выросшие вместе, рядышком,
называют виноградной кистью или гроздью.
Воспитатель: А откуда взялись виноградные кисти, разных расцветок
рассказывается в старинной легенде. Мы свами уже читали легенды, и
знаем, что это сказочный рассказ о чем-то, существующем на самом
деле.
Легенда о винограде
Воспитатель:
«Появился виноград на земле очень и очень давно.
Матерью его была Земля, отцом – Солнце. Во времена рождения
винограда гроздья его наливались (созревали) не месяц и не два, как
сейчас, а быстро – сутра до сумерек (вечера, и те, что успевали созреть к
рассвету, позаимствовали от утренней зари ее нежный румянец и стали
розовыми. Гроздья, созревшие золото его лучей. Ягодам, созревшим
поздно вечером, южная ночь передала свои темные или бархатисто-
синие тона».
Сейчас виноград созревает несколько месяцев: первый созревает в
середине лета, а урожай последнего, позднего винограда собирают в
середине осени. Но земля и солнце и сейчас – родители винограда. Без
солнышка ни зернышку не созреть, ни ягодке. Земля дает питание
корням виноградного куста. А вот стебель и ветви виноградного куста
называют «лоза». Повторите это слово и постарайтесь запомнить. Лоза
гибкая, длинная и тонкая. Чтобы она не ломалась от тяжести
виноградных кистей, виноградари подвязывают лозу к столбику.
Птицы, насекомые, звери не меньше человека любят виноград. Пчелы,
осы, муравьи любят полакомиться виноградом. Хомяки виноградные
ягоды за щеку прячут, в свою подземную кладовочку несут. А воробьи,
грачи, вороны клюют сладкие ягоды прямо с лозы.
Давайте поиграем в подвижную игру «Птицы и виноград».
Динамическая пауза «Птицы и виноград»:
Дети, изображая птиц бегают («летают»). Ведущий («сторож») по
команде «сторож идет» начинает ловить детей-«птиц».
Воспитатель: Во все времена люди ценили виноград. В старину, когда
бушевали войны, победители выкапывали и увозили к себе домой
виноградные лозы.
Ведь виноград одаривает не только вкусными ягодами. Из винограда
делают сок и вино. А еще вкусное лакомство. Вот оно (показ изюма).
Знаете, что это такое? Это изюм – сушенный ягоды винограда. Для
изюма выбирают виноград без косточек. Давайте проведем дегустацию
изюма и виноградного сока.
Дегустация изюма и сока
Воспитатель:
оказывается, виноград еще умеет лечить некоторые
болезни. И еще он очищает организм человека, дает ему силу и
здоровье.
Давайте нарисуем виноградную гроздь. Но прежде подготовим к работе
пальчики. Именно ими мы будем рисовать.
Пальчиковая гимнастика «Виноград»
Палец указательный самый любознательный.
Может кнопки нажимать, может дырки ковырять.
И зависит от владельца, как использовать умельца.
Палец мы потренируем – виноград он нарисует.
Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают указательный палец,
нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в
одну и в другую сторону. Затем то же самое проделывают другой рукой.
Рисование «Грозди винограда»
Дети
рисуют
пальцами
ягоды
винограда
на
листе
бумаги
с
нарисованными листиком, усиком и веточкой. Воспитатель обращает
внимание детей, что можно добиться разного размера ягод, изменяя силу
нажима пальца. Можно предложить детям выбрать цвет своему
винограду. Обратить внимание на форму грозди: сверху ягод больше,
чем ниже, тем меньше ягод.
Вопросы:
Чем отличается виноград культурный от винограда дикого?
Кто такие виноградари?
Как называют ствол виноградного куста?
Какого цвета бывают виноградные ягоды?
Перескажите легенду о винограде.
Что делают из винограда?
Что называют изюмом?
Кто, кроме человека любит виноград?
Конспект занятия в подготовительной
«Хлебные поля — гордость Кубани»
Цель: познакомить детей с трудом хлеборобов Кубани.
Задачи:
- Формировать у детей конкретные представления, откуда берётся хлеб,
как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас.
- Расширять и углублять знания детей о труде хлеборобов Кубани.
- Расширять знания о сельскохозяйственной технике.
- Поддерживать
естественный интерес и любознательность детей,
речевые навыки, память, воображение, мышление, познавательный
интерес к окружающему миру,
Ход:
Посмотрите вокруг,
Зачарует краса,
Нет края прекраснее нашего
Золотятся хлеба, зеленеют леса
Даль морская лазурью окрашена.
Вот они – кубанские просторы
Их и птице трудно облететь
От Кавказских гор и до Ростова
Распахнулась наша чудо – степь.
(Показ презентации труд хлебороба в наши дни)
Слайд “ Кубанская степь”
Ребята как называется край в котором мы с вами живем? (Кубань)
К нам приезжает очень много гостей. А гостей у нас принято встречать
душистым караваем.
Слайд “Каравай”
Вот он – хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой, Вот он теплый, золотистый, Словно солнцем
налитой. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел. В нем
здоровье наше, сила, В нём чудесное тепло. Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло! Ведь не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно Потрудились на земле.
- Ребят вы знаете, откуда берётся хлеб, какой он проходит путь прежде
чем стать вот таким караваем.
- Вы хотите узнать, кат трудятся люди, которые его выращивают. ?
- Кто знает как называют людей которые его выращивают? (Хлеборобы)
Много профессий на земле, но сегодня мы поговорим о самой важной и
самой почётной профессии хлебороба.
Ведь не сразу стали зёрна Хлебом тем, что на столе Люди долго и
упорно Потрудились на земле.
Вот именно долго и упорно.
Давайте ребята посмотрим на наш экран.
В какое время года много дел у хлебороба?
слайд “ Ремонт техники”.
Начнём с зимы. Какую работу выполняет хлебороб зимой?
Ремонтирует свой трактор, меняет изношенные детали, смазывает,
очищает трактор от грязи и пыли. Трактору предстоит большая работа.
Ремонт трактора производится в мастерской. В этом ему помогают
инженеры, слесари, сварщики.
слайд. “Снегозадержание”
Зимой тоже ведутся работы на полях. На зимние поля выезжают
трактора и сгребают снег в длинные валы. Эта работа называется –
снегозадержанием.
Это
очень
важная
работа!
Снегозадержание
проводится для того, чтобы ветром не уносило снег, чтобы не замерзли
озимые,
чтобы в поле в почве сохранялось много влаги.
слайд “ Агроном”
Но вот наступает весна, начало трудной, напряжённой работы. Солнце
жарко сушит землю, нужно скорее начинать сев, но прежде чем зёрна
упадут в землю, хлебороб должен забороновать, чтобы земля была
ровной и мягкой.
Прежде чем засеять поле, землю должен проверить агроном. Агроном,
как и все, кто работает в поле, отвечает за хороший урожай. (показ). Он
проверяет, достаточно ли в земле влаги для семян, прогрело ли её
солнышко. Агроном проверяет и семена на всхожесть. Семена быстро
прорастут, если земля будет влажной и тёплой.
слайд “Пахота”
– Что нужно чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю.)
Чтобы получить много зерна, засевают огромные поля. Что помогает
человеку эти поля вскопать и разрыхлить? (Техника.) в наши дни хлеб
выращивать помогают десятки умных и сильных машин.
Что это за техника такая? Это трактор. Кто работает на тракторе?
(Тракторист.)
- Всегда ли была такая техника?
- Как же раньше пахали землю?
Слайд “Хлебопашец”
В старину пахарь делал это при помощи лошади и деревянного плуга.
Запряжет казак в плуг или соху лошадь и вспашет полоску земли.
слайд “Сеялки и сеятель”.
Зерна пшеницы и ржи в старину сеяли вручную. Очень непросто
распределять семена равномерно, разбрасывая их руками.
– В наши дни на распаханное поле выходят другие машины – сеялки.
Они сеют зерна в землю.
Слайд ”Колосящееся поле пшеницы”
Поле засеяно. Хлебороб выполняет новую работу – подкормка
маленьких всходов удобрениями, чтобы были они крепкими, сильными.
И опять трактора от темна, до темна, гудят в поле. Все думы хлебороба о
будущем урожае. Огорчён он, если долго нет дождя. Но здесь на помощь
приходят машины, дождевальные установки. Насос качает воду из
речки, она по трубам идёт на плантацию. Приходит время, и наши
маленькие зёрнышки благодаря заботливому уходу хлеборобов растут,
начинают колоситься, цвести. Спелые колосья сгибаются под тяжестью
зёрен. От ветра рожь, пшеница волнуется, как море.
Физкультминутка. «Колосок растёт»
Предложить детям встать.
Ребята, давайте немного отдохнем:
Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас, в маленькие зёрнышки и
сажаю в землю. (Дети садятся на корточки)
-Весеннее солнышко пригрело землю, дождик поливал. Зёрнышки
росли, росли и стали колосками. (Дети медленно поднимаются и тянут
руки вверх)
-Колоски тянутся к солнышку. (Дети напрягают руки)
-Сильно припекло солнце, завяли наши колоски. (Дети расслабляются,
роняют голову, опускают руки, плечи, туловище опускается на пол.)
-Но вот полил дождь, ожили колоски, снова тянуться к солнцу. Подул
ветерок, наклонились колосья вправо, влево, вперёд, назад. Как волны в
море. (Дети выполняют плавные наклоны)
-Созрели колосья, готовы к жатве! (Руки плавно разводят в стороны)
Дети садятся.
-Всё лето созревают зёрна в колосках. Но вот зёрна созрели.
Слайд ”Уборка урожая в наши дни”.
И опять наступает трудное время у людей, профессия которых –
хлебороб. Не зря в пословице говорится: «Летний день – год кормит»
Уборка выращенного урожая трудное, ответственное и в тоже время –
радостное событие в работе хлебороба. Нужно очень торопиться. Вдруг,
погожие дни сменяться дождливыми и зерно осыплется и пропадёт.
Радостный, потому что они собирают урожай, который так заботливо
растили, так долго ждали, они рады, что их тяжёлый труд нужен людям.
В наши дни хлеборобам помогает чудо-техника.
Отгадайте загадку: “Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет?”
( Комбайн.)
На поле выходят комбайны. От их успешного труда, от старания
хлеборобов зависит, как будут убраны поля. Чтобы скосить хлебные
нивы — нужны комбайны. Комбайн – замечательная машина, которая
выполняет несколько работ, ею надо только умело управлять. Комбайн и
жнёт (срезает) колос и собирает их, очищает и ссыпает чистое зерно в
грузовые машины «Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт» – есть
такая загадка про комбайн. Кто работает на комбайне? (Комбайнер)
.-Что же делает комбайн? (Предположения детей.)
Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по
специальному длинному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовые
машины.
Слайд ”Уборка урожая в старину”.
В былые времена на уборку урожая выходили семьями. Мужчины
косили зерновые косами, а женщины жали их при помощи вот таких
серпов. Собирали сжатый хлеб в снопы, где он просушивался, а затем
обмолачивали зерно цепами.
Слайд “ Зернохранилище. Мельница
Отгадайте загадку: “На просторе, в море хлеба, замок с башнями до
неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба”.
(Элеватор – здание где хранят зерно.)
Собранное на поле зерно отвозят на элеватор. Элеватор – это
зернохранилище для очистки и сушки зерна.
После того как на элеваторе зерно очистят и просушат куда его везут?
(зерно везут на мельницу).
Что там делают с зерном? (зерно перемалывают в муку)
Как называют человека, который работает на мельнице? (мельник.)
Слайд «Хлебозавод»
Куда же потом везут муку? (На хлебозаводы.)
Что там делают из муки? (Там из муки делают тесто и выпекают хлеб,
Как называют того кто печет хлеб? (Пекарь)
Слайд «Хлебобулочные изделия»
Мука бывает пшеничная и ржаная. Что выпекают из пшеничной муки?
(Белый хлеб, булки, печенья, баранки.). А вот из ржаной муки пекут
чёрный хлеб.
Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить
хлеб. Очень большой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на
стол, хлеборобы трудятся день и ночь, чтобы у нас всегда был свежий
душистый хлеб.
Игра с мячом «”Откуда хлеб пришел»
Человек работает на тракторе (тракторист).
Человек работает на комбайне (комбайнер).
Человек выращивает хлеб (хлебороб.)
Что делают в пекарне? (пекут хлеб).
Хлеб пекут из чего? (из муки).
Из чего получают муку? (из зерна).
Откуда зерно? (из колоса пшеницы)
Откуда пшеница? (выросла в поле);
Кто её посеял? (хлеборобы);
Как называется специальная машина, которая сеет зерно? (сеялка);
Как называется здание, где хранят зерно? (элеватор).
Как называется круглый хлеб? (каравай)
Ребята, а в какую игру мы играем когда поздравляем наших ребят с днем
рождения (Каравай)
Воспитатель:
Хлеб нужен каждому человеку каждый день, всегда помните о том, как
тяжело его вырастить, какой тяжелый труд хлебороба, берегите хлеб.
Очень хочется закончить наше занятие стихотворением В. Подкопаева:
Вот они - последние страницы, И вся Кубань встаёт перед тобой, Ты
видишь, как пшеница золотится, Ты слышишь, как о берег бьёт
прибой… Богат наш край садами и хлебами, Цемент и нефть он Родине
даёт… Но самый ценный капитал Кубани- Простой и скромный
труженик - народ.
Конспект занятия в подготовительной
«Подсолнух»
Цель: познакомить детей с растением подсолнечник, как выращивают
на Кубани.
Задачи:
- Познакомить детей с историей создания подсолнечного масла;
- Познакомить с трудом агрономов;
-
Закрепить значение слов «подсолнечник», «подсолнечное масло»;
- Развивать умение давать развёрнутые ответы на вопросы.
Ход:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко
Будет горстка зёрнышек.
Дети: Подсолнух.
В: Правильно. А ещё его называют «Цветком солнца». Почему? Чем он
знаменит? Посмотрите на фотографии, иллюстрации и скажите, на что
он похож.
Дети: На солнце.
В: Верно. Большой цветок подсолнечника (а это его научное название)
напоминает нам солнце. Но не только внешнее сходство связывает
цветок с солнцем. Есть у подсолнуха удивительная способность
поворачивать головку цветка вслед за солнышком, провожая его от
восхода до самого заката.
Гимнастика для глаз «Подсолнухи и солнце»
Воспитатель берёт в руки изображение солнца на палочке и передвигает
его, а дети следят за ним, двигая только глазами.
В: Ребята, давайте опишем подсолнечник. Расскажите, какой он?
Дети: Большой цветок жёлтого цвета, стебель длинный зелёного цвета,
листья крупные, зелёные, внутри подсолнечника чёрные семечки.
В:
Правильно. Поджаренные семена подсолнечника люди едят как
лакомство и называют семечки. Пробовали вы когда-нибудь семечки?
Семечки – очень полезный продукт, так как в них много витаминов и
других, полезных для здоровья веществ.
Дегустация семян подсолнечника
Детям предлагается попробовать очищенные семена подсолнечника.
- Но это ещё не всё. Из семян подсолнечника делают ещё и масло,
которое так и называется «подсолнечное». А кто придумал из семечек
масло делать, я вам сейчас расскажу.
В городе Алексеевка Белгородской области, возле базарной площади
(площадь, на которой находиться базар, жил-был Даниил Бокарев. Шёл
он как-то по улице и увидел красивый цветок. Этот цветок ему очень
понравился. Цветок был необычный, большой, а внутри с семечками и
назывался подсолнечник. Сорвал его Даниил и начал есть семечки. А
вкус у семечек был приятно-маслянистый. Грыз он семечки, грыз, и
родилась у него мысль о получении из семечек масла. Насадил он у себя
в огороде много подсолнечников, а в конце лета аккуратно срезал
шляпки, снёс во двор и выбил из шляпок семечки. К этому времени
Даниил сделал приспособление. Он взял пень, сбоку в нём выдолбил
квадратную нишу. Внизу этой ниши выбил гнездо, куда закладывал
порции высушенных семечек. В гнездо вставлял деревянный колышек.
И при помощи двух клиньев, забиваемых молотком, цилиндр в гнезде
давил на семечки. ПО желобку стекала густая светло-коричневая
жидкость. Необычный и приятный запах стоял в сарае, где Даниил
Бокарев «бил масло».
Вот таким образом Даниил Бокарев изобрёл способ получения масла из
семечек подсолнечника. А масло, на котором ваши мамы готовят еду
тоже выбито из семечек.
Динамическая пауза «Жёлтый подсолнух»
Жёлтое солнце на землю глядит,
(Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх)
Жёлтый подсолнух за солнцем следит.
(С поворотом слева направо нарисовать поднятыми руками дугу)
Только жёлтые лучи у него не горячи.
(Наклоны головы к левому-правому плечу)
Он растёт на длинной ножке
(Руки вдоль туловища, встать на носки)
С лепесточками, как рожки,
(Развести руки в стороны и немного вверх)
Голова его крупна, чёрных семечек полна.
(Соединить над головой округлённые руки)
Пальчиковая гимнастика «Подсолнух»
Золотой подсолнушек,
Лепесточки-лучики.
Он сыночек солнышка
И весёлой тучки.
(Руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями,
образуя чашу. Пальцы разведены в стороны.)
Утром просыпается,
Солнышком лучится,
Ночью закрываются
Жёлтые ресницы.
(Руки и ладони остаются в прежнем положении, а пальцы медленно
загибаются.)
Летом наш подсолнушек –
Как цветной фонарик.
Осенью нам чёрненьких
Семечек подарит.
(Поочерёдно, каждым пальцем правой руки постучать по раскрытой
ладони левой руки. Затем поменять руки.)
Ручной труд «Подсолнух»
Дети приклеивают на нарисованный на картоне круг листья, вырезанные
из жёлтой бумаги. Из чёрного пластилина делается тонкий жгутик и в
форме
спирали
выкладывается
на
нарисованный
круг.
Семена
подсолнечника прикладываются и прижимаются (по всему кругу,
покрытому чёрным пластилином). В заключении приклеиваются стебель
и листок, вырезанные из зелёной бумаги.
В: Ребята, а вы знаете, что не только люди любят лакомиться семечками.
Вспомните, кого мы с вами зимой угощали семенами подсолнечника?
Мы насыпали семена подсолнечника в птичьи кормушки. Давайте
возьмём семечки, оденемся и во время прогулки угостим наших
пернатых друзей этим вкусным лакомством.
Конспект занятия в подготовительной группе
«Белое золото» Кубани!
Цель: дать детям знания о рисе, как о ценном пищевом продукте.
Рассказать о том, как много надо затратить труда, чтобы вырастить рис.
Раскрыть понятие «Кубань - рисовый край!»
Задачи:
- Формировать у детей связную речь, правильную дикцию использовать
в речи прилагательные и наречия.
- Воспитывать гордость за свою малую родину, уважение к труду
рисовода.
Ход:
Ой, рис!...
Вырастай и золотись,
От умелых наших рук
Крепкой силы наберись!
Воспитатель:
Выращивание риса на Кубани имеет очень долгий,
исторический путь и вызывает большой интерес. Тема рисосеяния на
сегодняшний день очень актуальна, так еще бывший губернатор А.Н.
Ткачев в 2014 г поставил задачу перед аграриями Краснодарского края:
«довести производство риса на Кубани до 1 млн. тонн в зачетном весе».
Рис – это тоже ценное богатство нашей малой родины - Краснодарского
края. В Славянском районе и в нашем посёлке рис является основной
выращиваемой культурой. Когда-то давно рис назвали «белым золотом»
Кубани и рис, выращенный, у нас идет за границу, в обмен на другие
продукты.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, как называют людей, которые
выращивают рис?
Дети: рисоводы, поливальщики.
Воспитатель: правильно, этих людей называют именно так. Вот мы с
вами и поговорим о труде рисовода. Скажите, что нужно сделать в
первую очередь, чтобы подготовить землю под будущий урожай?
Дети: Вначале нужно землю вспахать!
Воспитатель: Правильно, осенью нужно землю вспахать, чтобы оно
перемерзла и стала мягкой и пушистой. Пашут тракторами гусеничными
и колёсными. А кто управляет трактором? или как называют человека,
который управляет трактором?
Дети: Тракторист!
Воспитатель: Молодцы! Ребята, давайте рассмотрим с вами картинки с
людьми которые трудятся над выращиванием риса.
Групповая работа. Игра «Угадай крупу»
раздаются всем мешочки с разным зерном.
А сейчас игра для вас
Угадай крупу у нас. (Нужно угадать крупу на ощупь.)
Воспитатель: что можно приготовить из риса?
Дети: Рис отварной, рисовую запеканку, рисовую кашу с молоком,
рисовый суп, плов!
Воспитатель:
О рисе сложено немало легенд. И в одной легенде
рассказывается, как он появился на земле.
В некотором царстве, в некотором государстве жил храбрый юноша.
Решил однажды юноша отправиться в гости на небо к богу. Там он
увидел семена риса, сушившиеся на солнце. Бог стал потчевать гостя
яствами из риса. Юноше очень понравилось угощение, но духи, которые
охраняли вход в небесное царство, не дали ему взять с собой зерна на
землю – это, мол, пища богов, и людям ее есть, не полагается.
Но юноша придумал одну хитрость – прошел босиком по зернышкам,
которые сушились на солнце. И несколько зерен застряло между
пальцами. Так рис очутился на земле. А еще в легенде говорится, что
люди, которые ели его вволю становились умными и сильными, как
боги.
Легенда легендой, а на самом деле родина риса — Индия.
Но мы с вами живем на Кубани. Это наша малая Родина. Отсюда для нас
начинается необъятная наша Отчизна. Здесь мы родились, выросли и
живем. Именно здесь возникает первое восприятие Родины.
Сама природа поработала над формированием наиболее ценных
хозяйственно-биологических признаков у российских сортов риса.
В результате созданы не только традиционные для России крупнозерные
сорта с высокой урожайностью, но и эксклюзивные сорта с матовой
поверхностью
зерновки,
с
повышенной
питательной
ценностью:
краснозерные,
чернозерные,
являющиеся
аналогами
импортных
образцов,
но
адаптированные
для
выращивания
на
территории
Краснодарского края.
Воспитатель:
Вот какой замечательный рис, а еще из него можно
сделать поделку, предлагаю вам сегодня украсить наших кроликов,
проходите за столы.
Дети приклеивают рис к картинке с кроликами.
Конспект занятия в подготовительной группе
«Путешествие маленького сахарка»
Цель:
Способствовать
развитию
у
детей
познавательной
активности,
любознательности
Задачи:
- познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость,
сыпучесть) и его значение для человека. Расширить и уточнить знания детей о
выращивании и переработке сахарной свеклы.
- развивать у детей познавательный интерес, активность мышления: умение
сравнивать, анализировать, делать выводы.
- воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Ход:
Воспитатель: Ребята я никак не могу отгадать загадку, помогите мне,
пожалуйста.
СЛ. 2 «В поле родился, в котле варился, в воде растворился». Как вы думаете о
чём так говорят? Ответы детей), (о сахаре)
Воспитатель: Почему же так говорят о сахаре? Из чего получают сахар? Как он
попадает к нам на стол? Это мы сегодня и узнаем. А поможет нам в этом весёлый
сахарок.
СЛ 3. Все мы привыкли использовать в пищу такой привычный продукт, как
сахар. Однако мало кто видел как добывают сахар. В нашей стране сахар
добывают из свеклы.
Выращивание свеклы. Путешествие начинается.
СЛ. 4
Воспитатель: Весной семена сахарной свеклы опускают в землю,
прикатывая катками. При благоприятных погодных условиях через 2-3 недели
появляются всходы.
СЛ. 5 В течение лета свекла растет, набирая массу и сахаристость.
СЛ. 6 В начале сентября начинается уборка сахарной свеклы.
СЛ. 7 Грузовыми машинами свеклу везут на завод.
СЛ. 8 Сахарный завод.
Воспитатель: На заводе происходит процесс переработки сахарной свеклы в
сахар-песок.
СЛ. 9 Сначала грузовики со свёклой взвешивают и затем разгружают содержимое
кузовов и прицепов в бункер
СЛ. 10 Из бункера корнеплоды попадают на конвеерную ленту, которая уносит
сырье в подземелье.
СЛ. 11 Прежде чем использовать свеклу, нужно её очистить от земли, ботвы,
прилипших камней, песка и прочих примесей. Для этого, свекла, следуя по тракту
подачи на производство, проходит через различные соломоботволовушки,
камнеловушки, песколовушки. Для окончательной очистки свеклы от загрязнений
корнеплоды проходят через свекломойку.
СЛ. 12 Чистые корнеплоды отправляются на свеклорезку.
СЛ. 13 Из стружки отжимают сок. Сок мешают с известковым молоком, греют,
высаживают осадок.
По периметру фильтрационных аппаратов виднеются стекляный колбы, через
которые прогоняется очищаемый сок.
СЛ. 14 Уваренный сироп — утфель, отправляют на центрифугирование
СЛ. 15 Выгруженный из центрифуг влажный сахар-песок транспортируют для
высушивания
СЛ. 16 В упаковочном цеху сахар фасуется по мешкам и поступает на склад
хранения. По заявкам потребителя сахар везут в магазины, пекарни, кондитерские
фабрики. Сахар используют в приготовлении кондитерских и хлебобулочных
изделий.
СЛ. 17.
Сахар бывает сыпучим, твёрдым, кусковым, колотым, леденцовым,
коричневым, каменным.
СЛ. 18. А что делают из сахара?
Конспект занятия в подготовительной группе
«Рыба на Кубани!»
Цель: дать представления о рыбах, их внешнем виде, повадках, местах обитания,
о пользе рыб, владеет умением называть и отличать рыбок по внешнему виду.
Задачи:
- Расширение у детей знаний и представлений о рыбах, их внешнем виде,
повадках, местах обитания, о пользе рыб;
- Развитие умения называть и отличать рыбы по внешнему виду;
- Воспитание бережного отношения к обитателям Кубанских водоемов.
Ход:
Воспитатель:
-Как называется наш край? (краснодарский) А как еще называют наш край
(Кубань).
- А кто из вас знает, почему его так называют? (из-за реки Кубань).
В.: Ребята, сегодня у нас с вами необычный день, а самое настоящее подводное
путешествие. Вам хочется этого?
Дети: Да.
В.: Но есть одна проблема: под водой мы не можем дышать. Как же нам её
решить?
Д.: Надеть водолазный костюм.
В.: Закрывайте глаза, представьте, что вы на берегу реки. Надевайте водолазные
костюмы. Произнесём волшебные слова:
Детский сад наш изменился,
В речку садик превратился,
Мы отправимся гулять,
Дно речное изучать!
В.: Ну вот, ребята, мы с вами и оказались в речном царстве. Посмотрите, сколько
вокруг нас рыб!
-Только как же они под водой дышат, ведь у них нет водолазных костюмов?
(жабры)
-А как вы думаете, есть ли у рыб шея? (Нет, Голова сразу переходит в туловище).
-Для чего нужны плавники и хвост? (Плавники и хвост помогают рыбам плавать).
-Закрывает ли рыба глаза, когда спит? (Нет, у рыб глаза открыты постоянно)
В.: Всё вы знаете, молодцы! Скажите, есть ещё какие – то особенности строения,
связанные с жизнью под водой?
-А чем покрыто туловище рыб? (Чешуёй)
Правильно, чешуёй. У разных рыб бывает разная чешуя. Например, у сазана -
крупная, а у щуки - очень мелкая (показ наглядного материала – картинок). Рыба
живёт в воде и там она находит себе пищу.
-Кто скажет, чем питается рыба? (водорослями, мальками, рачками, червячками).
-А как появляется рыбка? (Из икринок, мальков).
В: правильно, ребята, сначала рыба мечет икру, откладывает её, затем икринки
превращаются в мальков, а из мальков постепенно вырастает большая рыба.
А, сейчас, давайте, посмотрим фотографии на тему: «Рыбы водоемов Кубани»
Древние греки называли Азовское море Меотидой, древние римляне —
Меотийским болотом за небольшие глубины, мутную и теплую воду. Жили на
берегах Меотиды племена меотов которые ловили рыбу, ели рыбу сами и
продавали ее грекам и римлянам.
С тех пор прошли тысячелетия, рыба в Азовском море не перевелась, рыбы много,
рыба разная, рыба вкусная, ее в нем как минимум 80 видов, как человек живущий
на побережье этого самого моря могу подтвердить.
В Азовском море встречаются как чисто морские вроде иногда заплывающей
акулы-катрана или черноморско-азовской сельди виды, так и чисто пресноводные,
такие как судак, карась или лещ. Это объясняется слабой соленостью азовской
воды, позволяющей достаточно комфортно существовать как речным, так и
морским обитателям.
Кто водится в Азовском море?
СЛ.1Осетровые.
Белуга.
Самый крупный осетр России, по непроверенным данным ловили белуг весом
1500 кг, по документально зафиксированным — 800 кг. Вид исчезающий, уж
больно много на белугу желающих, браконьеры свирепствуют. Занесена в
Красную книгу России.
СЛ.2Севрюга.
Помельче белуги, средний вес 7-9 кг, но говорят повкуснее. Также находится на
грани вымирания, охраняется государством. Русский осетр. Длина до 220 см, вес
до 115 кг. Занесен в Красную книгу.
СЛ.3Лососевые.
Для лососевых здесь не комфортно, они предпочитают водичку похолоднее. Но,
тем не менее один вид лососевых, черноморская кумжа изредка в Азовское море
заходит.
СЛ.4Тюлька.
Мелкая рыбка, длина не более 15 см, вес 15-22 грамма. Питается зоопланктоном,
плавает очень большими стаями, является объектом промысла. Весьма хороша,
когда посолена и закопчена холодным методом.
СЛ. 6 Сырть, он же малый черноморский рыбец. Редко больше 20 сантиметров в
длину, масса менее 100 грамм. В силу многих причин сейчас находится на грани
исчезновения.
СЛ.7 Шемая обыкновенная, из рода уклеек.
Достигает длины 40 см. при весе до 300 грамм. Рыбка очень, очень красивая и
очень вкусная.
СЛ.8Лещ.
Живет (если не поймают) до 20 и более лет, бывает более чем в полметра длиной
и до 6 кг весом.
СЛ.9 Чехонь.
Стайное из семейства карповых, единственный вид рода Pelecus. Длина до 40
сантиметров, вес до 2 килограмм. Ценная промысловая рыба.
СЛ.10 Звезда и бренд Азовского моря, ее величество ТАРАНЬ. Красивая рыбка
длиной 25-35 см, весом до 1,5 кг, предмет страсти и вожделения местного
населения и всех, кто хоть раз в жизни ее попробовал.
СЛ.11Остронос.
Вид-космополит, живет везде, от Анголы до Таганрога. В Таганроге, впрочем,
редко и только летом так как все же предпочитает Черное море Азовскому. От 20
до 40 сантиметров в длину, до 500 граммов весом.
СЛ.12Пиленгас.
Вид привозной, до 70-х годов прошлого столетия жил в Японском море и не
надеялся на лучшее. Но привезли, расселили, акклиматизировался, стал для
азовской водной живности чем-то вроде кроликов в Австралии, то есть
экологическим кошмаром, но в последние 10-15 лет нашел свою экологическую
нишу, встроился в экосистему и процветает. Рыба крупная, до 1,5 м в длину и до
12 кг весом, весьма и весьма вкусная.
СЛ.13 Бычковые.
Знаменитый бычок-цуцик, которому даже поставлен в городе Ейске памятник.
Водится в изобилии, является одной из самых популярных у рыбаков и кулинаров
рыбой. При скромном размере, длина до 9 см, вес соответствующий, бычок
многочислен, плодовит и весьма недурен в жареном виде.
Воспитатель:
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, я поняла, что вы знаете много о
рыбах и интересуетесь живой природой. Но для того, чтобы природа нас радовала
своей красотой и многообразием её обитателей, нужно бережно относиться к ней
и охранять её.
-Как вы думаете, что нужно для этого делать? (нельзя глушить рыбу и мусорить у
водоёмов)
- Что нужно делать, для того, чтобы рыбкам жилось хорошо, нужно заботиться о
чистоте наших водоёмов, и тогда природа отблагодарит нас и рыбы в наших реках
и водоёмах станет ещё больше.
Я предлагаю вам похлопать, если им понравилось занятие.
Конспект занятия в подготовительной группе
«Кубань - мой край родной!»
Цель: Воспитывать любовь к малой Родине, знакомить детей с жизнью, бытом и
культурой Кубанского казачества, развивать познавательный интерес к истории
своего народа.
Задачи:
- Закрепить и обобщить знания детей о своей малой Родине. Прививать детям
интерес к истории родного края. Расширять представления о многообразии
природы; о труде людей края.
-
Воспитывать
интерес
к
истории
Кубанского
казачества,
ремеслам,
любознательность, любовь к родному краю.
Ход:
Холмы, перелески,
Луга и поля_
Родная зеленая
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел, когда то,
К развилке дорог.
И понял – что это
Раздолье полей-
Частица великой
Отчизны моей!
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение?
Дети: Об Отчизне
Воспитатель: Что такое Отчизна?
Дети: Это Родина.
Воспитатель: У каждого человека есть своя Родина. Это страна, где он живет. А
как вы понимаете слово Родина?
Дети: Родина – это дом, где мы живем, где живут наши папа и мама. Это наш
детский сад, куда мы приходим каждый день.
Воспитатель: А как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель: Как называется столица нашей Родины?
Дети: Москва.
Воспитатель: Но есть у человека еще и малая Родина. Это край, район, город или
станица, где он живет. И вот сегодня мы поговорим о нашей малой Родине.
Слайд 1
Презентация «Кубань - мой край родной!»
Слайд 2
Карта Краснодарского края На Юго-Западной части России расположился
Краснодарский край. Образованный 13 сентября 1937 года - субъект Российский
Федерации. Он граничит со многими областями, краями и республиками: с
Ростовской
областью,
Ставропольским
краем,
Карачаево-Черкесской
Республикой, Адыгеей и Абхазией.
Слайд 3
Флаг Кубани Флаг Краснодарского края представляет собой прямоугольное
полотнище из трех разновеликих горизонтальных полос: Верхняя узкая полоса
лазоревого цвета символизирует водное богатство края, его моря и реки. Средняя
широкая полоса малинового цвета символизирует наш народ, казачество. Нижняя
узкая полоса зелёного цвета символизирует степи, луга, поля, леса, сады –
природное богатство края. В центре флага расположен герб Краснодарского края.
Флаг
Кубани
поднимают
перед
проведением
праздников,
спортивных
соревнований.
Слайд 4
Герб Кубани Герб – ещё один символ Краснодарского края. На зеленом щите
изображена крепость, говорящая о военных заслугах Казачества. Щит окружают
знамена, пожалованные нашим предкам за мужество и верную службу. На
полотнище расположенные посредине - буквы РФ, означающие , что наш край
входит в состав Российской Федерации .
Слайд 5
Гимн Краснодарского края Ты, Кубань, ты наша Родина, Вековой наш богатырь!
Многоводная, раздольная, Разлилась ты вдаль и вширь. Из далёких стран
полуденных, Из турецкой стороны Бьём тебе челом, родимая, Твои верные сыны.
О тебе здесь вспоминаючи , Песни дружно мы поём. Про твои станицы вольные,
Про родной отцовский дом. О тебе здесь вспоминаючи , Как о матери родной, На
врага, на басурманина Мы пойдём на смертный бой. О тебе здесь вспоминаючи ,
За тебя ль не постоять, За твою ли славу старую Жизнь свою ли не отдать! Мы,
как дань свою покорную От прославленных знамён, Шлём тебе, Кубань родимая,
До сырой земли поклон.
Слайд 6
Люди Краснодарского края Казачество – это этническая, социальная и
историческая группа, объединившихся русских, украинцев, калмыков, бурят,
башкир, татар, эвенков, осетин и др. На Кубани живут очень смелые, весёлые,
гостеприимные и добрые люди. Мужчин на Кубани называют казаками, женщин –
казачками, а детей казачатами. Все они знают, чтят и соблюдают обычаи и
традиции своей малой Родины.
Слайд 7
Одежда кубанского казака Костюм казака прошёл сложный путь развития. На нём
больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Состоит костюм
из военной формы и повседневной одежды. Казачья форма – это черкеска
(кафтан) из черного сукна, тёмные шаровары, бешмет (верхняя одежда), башлык
(капюшон), зимняя бурка (шапка), папаха, сапоги или наговицы . Форменная
одежда, конь, оружие – это составная часть военной «Справы», т. е снаряжения за
свой счёт.
Слайд 8
Одежда кубанских казачек Одежда казачек, даже праздничная, обходилась семье
дёшево. Каждая казачка умела сама шить, вышивать, прясть, кроить, ткать и
плести кружева. Казачки носили длинную рубаху с длинными рукавами и
круглым слегка присборенным воротом, кофточки («кирасы») и юбки из ситца с
оборками и кружевами или бахромой на них. Важной деталью был фартук, он мог
быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками и
кружевами. Дополняли всю эту красоту черные или красные лакированные
сапожки на каблучке и с блестящими застежками. Ещё казачки носили кружевные
платки.
Слайд 9
Дети кубанских казаков В казачьих семьях было много детей. Родители учили
казачат добру, трудолюбию, послушанию. Девочек учили ведению домашнего
хозяйства: шить, убирать дом, готовить еду. С особой радостью встречали в
казачьей семье рождение мальчика. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем
девочку. Казак рождался воином, и с рождение мальчика было настоящей
гордостью и радостью для казака, однако это означало, что буквально с раннего
возраста малыш воспитывался не как обычный ребенок, а как воин.
Слайд 10
Жилища казаков Кубани Жили казаки в хатах. Домостроение – это большое
событие в жизни каждой казачьей семьи. На место строительства бросали клочки
шерсти домашних животных и перья – чтобы всё водилось. Хаты строили из
самана – смесь глины, камыша и лошадиного навоза. Крыши крыли камышом или
соломой. Такая крыша называлась – «стрехой». Украшением хаты были
наличники на окнах и ставни – для защиты от солнца. Летом в саманной хате
прохладно, а зимой . В каждом подворье находилась летняя печка, колодец ,
сарай, и курятник.
Слайд 11
Быт казаков В хате казака был коридор, большая комната и сени. На пол для
тепла
бросали
солому,
поверх
соломы
стелили
домотканые
половики.
Значительную часть комнаты занимала печь - сердце дома. Около печи –
угольник. В каждой хате был «Красный угол» (от слова «красивый»). Его
называли «Святой» - помещались иконы, украшенные рушниками. На стенах
висели фотографии - традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами:
проводы и служба в армии, свадьбы, праздники. В доме был сундук, рядом
кровать отца и матери, около люлька. Был большой стол с лавками. Дети и
старики спали на лавках и на печи .
Слайд 12
Красный угол - Божница Вся жизнь казаков проходила в православной вере:
«Господи, благослови!» - говорили они, начиная какое - либо дело. Поэтому,
центральным местом в доме был «Красный угол» - «Божница». Она оформлялась
в виде большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных
рушниками, бумажными цветами и стола – угольника. В «Божнице» сохраняли
предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи,
«пасхи» - (куличи) пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальные
книжки.
Слайд 13
Домашнее хозяйство казаков В хозяйстве у казаков были свиньи, коровы, быки,
козы, овцы, куры, гуси, утки, индюки и даже конь.
Слайд 14
Праздники на Кубани Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В
воскресенье и в праздничные дни работать считается грехом. С утра всей семьей
отправлялись в церковь - место для духовного общения. После церковной службы
часто устраивались ярмарки, и другие развлечения. Казаки были большими
любителями хорового пения, скачек и военно-спортивных состязаний. Главным
развлечением казаков была стрельба из лука или ружья. Широко и весело
отмечали православные праздники: Новый год, Рождество Христово, Масленицу,
Пасху, Троицу и др.
Слайд 15
Свадьбы на Кубани Свадьба – сложный и длительный обряд, со своими строгими
правилами. Она включала в себя несколько этапов - сватовство, посиделки,
вечеринку, венчание и свадебное торжество. Кубанская свадьба проходила в
течение двух дней. Свадебной церемонии предшествовало венчание, а уже затем
молодые и гости отправлялись за стол. Первый день свадьбы - торжественный и
серьезный, на котором звучали благословения и напутствия молодым. А вот на
второй день - начинался бесшабашный разгул и веселье. Шутки, смех, игры и
забавы длились весь день. Как правило, вся казачья станица участвовала в этом
веселом торжестве.
Слайд 16
Ремёсла на Кубани Кубанская земля славилась своим мастерами. Из простых
материалов – дерева, глины, металла, камня, создавались истинные произведения
искусства.
Наиболее
распространённое
было
кузнечное
дело.
Кузнецы
изготавливали все необходимое для быта – замки, ухваты, ножи, топоры, гвозди,
подковы . Многие занимались лозоплетением . Из гибкой лозы плели колыбельки,
погремушки, корзины, короба и др. В каждой семье женщина должна была
владеть различными видами рукоделия. Неумение ткать и вышивать считалось
большим недостатком у женщин.
Слайд 17
Поля Краснодарского края Наш Краснодарский край называют житницей России.
Здесь на плодородном чернозёме выращиваются прекрасные поля подсолнуха,
сахарной свёклы, сои, гречки, кукурузы, гороха, и рассыпчатого риса. Но самые
большие площади на кубанских полях занимает пшеница.
Слайд 18
Моря и реки Кубани В Краснодарском крае есть Чёрное и Азовское моря, а так же
большое количество рек и озёр. Самая большая река в Краснодарском крае – это
Кубань. Длинна ее 870 км. Она считается главной поилицей и кормилицей
Краснодарского края, так как вода из реки поступает и в водопроводные сети
городов, поселков, станиц, и используется для нужд народного хозяйства, и
рыбакам с удочками на берегах часто улыбается удача.
Слайд 19
Сады и виноградники Кубани На Кубани выращивают удивительные сады, в
которых растут и спеют яблоки, груши, персики, вишни, и сливы. Так же в нашем
крае выращивают большое количество разных сортов винограда. Прежде всего он
идет на производство вин и коньяков. Но и на стол кубанцев попадают спелые
гроздья, которые становятся его украшением.
Слайд 20
Леса и горы Кубани Горы Краснодарского края – величественные, красивые и
занимают почти треть всей территории нашего края. Великие Кавказские горы у
Черноморского побережья дали приют самым известным курортам юга России.
Леса этих мест переполнены мхами, лианами и теплолюбивыми растениями. Они
отличаются своей многоярусностью. В таких лесах можно встретить дубы, буки,
каштаны, липы, клены и берёзы.
Слайд 21
Дикие животные на Кубани Лесная зона Краснодарского края прекрасно
подходит для обитания и жизни лисиц, фазанов, перепелов, ежей, кротов,
тушканчиков и зайцев. В горах водятся наиболее ценные и редкие виды
животных. Здесь можно встретить кабанов, кавказских оленей, шакалов, косуль,
горных козлов и зубров. Хищными представителями также являются бурые
медведи, волки, лисицы, рыси, барсуки и другие. Возле рек обитают выдры и
норки, также недалеко от них водятся енотовидные собаки. Многие животные,
живущие на Кубани, занесены в Красную.
Воспитатель: Ну, вот и заканчивается наше путешествие. Родные стены, родной
детский сад. А самое главное - это то, что наша жизнь продолжается на нашей
знаменитой прекрасной Родине, название которой Кубань!