Автор: Коротыч Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №5 "Аленький цветочек" г. Тихорецка
Населённый пункт: г. Тихорецк
Наименование материала: Консультация для педагогов ДОУ
Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает
собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь
(звукопроизношение, дикция), элементы звуковой выразительности речи(Интонация,
темп), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а
также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и
двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры
– речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для
возникновения звучащей речи.
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности
ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает
любознательность, а в последствии и неуспеваемость школе.
Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и
произносимый звук – основа обучения грамоте.
Воспитание звуковой культуры речи, одна из важных задач дошкольных
учебных учреждений.
Звуковая культура речи включает в себе:
Формирование правильного произношения звуков
Выработку дикции
Работа над правильным словопроизношением и словесным ударением
Работа над орфоэпической правильностью речи
Формирование темпа речи и качеств голоса
Воспитание выразительности речи
Воспитание культуры речевого общения
Развитие речевого слуха и речевого дыхания.
Звуковая культура речи является частью речевой культуры. Дети дошкольного
возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими.
Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей
оказывает воспитатель и родители.
Перед, педагогом стоят задачи:
воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам
орфоэпии русского языка;
воспитание выразительности детской речи.
Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к
формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного
звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи.
Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием,
правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов,
умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно
выразительно.
Работа осуществляется постепенно и последовательно с учетом
возрастных и индивидуальных возможностей детей и принципов организации
работы:
Работа должна проводиться систематически, чтобы
вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными;
Один раз в месяц можно проводить комплексное занятие, целиком
посвященное звуковой культуре речи.
Работа должна вестись поэтапно в течение дня во всех видах
деятельности. Это, дает возможность определить, что именно затрудняет
ребенка;
При организации развивающей работы, должны учитываться
индивидуальные особенности ребенка (темперамент, способности).
В работе по звуковой культуре речи для каждой возрастной группы
ставятся свои задачи.
Вторая младшая группа
1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения
всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время
артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению
звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.
2. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и
высоту голоса.
Например, кря-кря (утка), пи-пи-пи (утята).
Определение тембра мужского, женского и детского голосов,
Узнавание эмоциональной окрашенности коротких слов (Ой, ну, ах, да ну и
др).
3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный
темп и размеренный ритм речи.
Средняя группа
1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения
всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время
артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: т, д, н, к, г, х, ы.
2. Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих
звуков: с, с', з, з', ц.
3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту
голоса.
Игра: "Что лишнее" па-па-па-ба-па". " Игра в звуки" ветер дует - сссс, жук
жужжит – жжжж.
4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный
темп и размеренный ритм речи.
Старшая группа
1. Формировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в
процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками j, ш, ж, ч, щ, л, л', р,
р'.
2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять
произношение йотированных гласных я, е, ё, ю, шипящих звуков ш, ж, ч,
щ и сонорных л, л', р, р'.
3. Продолжать работу, направленную на развитие фонематического
слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.
Игра "Сколько звуков". Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на
слух определяет и называет их количество.
Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком -
нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л"
( . ампа, мы . о, . ук, ку . ак).
4. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением
голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.
Подготовительная к школе группа
1. Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в
различных сочетаниях.
2. Развивать навыки звукового анализа слов.
Игра " Зоопарк ". Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек
отгадай слово:
мышь, ослик, лев (моль);
собака, обруч, козлик (сок);
кот, обруч, собака, тигр (кость).
3. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или
артикуляции звуки.
Игра " Выбери лишнее слово". Ежонок, медвежонок, лягушонок, жеребенок.
Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа:
1.
Подготовка артикуляционного аппарата.
2.
Уточнение произношения изолированного звука
3.
Закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи
Первый этап – подготовительные артикуляционные движения – может
осуществлятся на ежедневной утренней гимнастике, в виде коротких упражнений на
любых занятиях. Все три этапа могут осуществлятся или на одном и том же занятии или
на двух с перерывом в 1-5 дней.
Для решения многих задач звуковой культуры речи ведущими являются
фронтальные формы работы. В первую очередь к ним относятся занятия. Чаще всего это
еженедельная (1-2 раза в неделю) работа на речевых занятиях от 2-10 мин.
Один раз в месяц нужно проводить комплексное занятие, целиком посвещенное
звуковой культуре речи. Такие занятия особенно нужны во второй младшей группе, где
очень велик оббьем работы по звукопроизношению. В старших и подготовительных
группах это позволяет делать достаточное количество речевых занятий в неделю.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется
систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание
других занятий.
Например, при согласовании с музыкальным работником в процессе
прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических
движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого
дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи.
Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также
используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи.
- Так, вовремя утренней речевой гимнастики можно потренировать
артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение
того или иного звука;
- На прогулке – отдельных детей потренировать в отчетливом произношении
слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности.
- В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные,
хороводные, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного
произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот.
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на
личности ребенка:
- он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает
любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и
неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношения т. к. правильно
слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной
речи.
Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет
собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском
саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей
задерживается, могут сложится отрицательные речевые привычки, которые очень трудно
изжить.
:
Звуковая культура речи включает в себя
,
развитие речевого дыхания
,
голоса
,
подвижности органов артикуляционного аппарата
,
постановку и уточнение произношения звуков
,
,
выработку нормального темпа ритма речи
,
развитие выразительности речи
,
развитие фонематического слуха