Напоминание

«Оздоровительная направленность учебно-тренировочных занятий по плаванию детей младших классов в условиях Крайнего Севера» Health improving direction (trend) of training classes on swimming for primary school children in the Far North


Автор: Ходулова Любовь Ефимовна
Должность: тренер-преподаватель по плаванию
Учебное заведение: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Саха (Якутия) «Спортивная школа «Чолбон»
Населённый пункт: г.Якутск
Наименование материала: статья
Тема: «Оздоровительная направленность учебно-тренировочных занятий по плаванию детей младших классов в условиях Крайнего Севера» Health improving direction (trend) of training classes on swimming for primary school children in the Far North
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Оздоровительная направленность учебно-тренировочных занятий по

плаванию детей младших классов в условиях Крайнего Севера»

Health improving direction (trend) of training classes on swimming

for primary school children in the Far North

Любовь Ефимовна Ходулова, г. Якутск

Lyubov Efimovna Khodulova, Yakutsk

Аннотация

Плавательный бассейн «Чолбон». г. Якутск Республика Саха (Якутия)

Swimming pool «Cholbon», Yakutsk, Repablic of Sakha (Yakutia)

Аннотация. К сожалению, оздоровительному воздействию физической

культуры уделяется мало внимания в детских спортивных организациях,

очевидно, в результате того, что спортивная практика априори предполагает

набор детей, способных выдержать большие нагрузки, что абсолютно не

согласуется с состоянием здоровья подрастающего поколения. Это вызывает

тревогу в обществе и дальнейшее решение данной проблемы.

В ходе реализации программы оздоровительной направленности на

учебно–тренировочных занятиях по плаванию у детей младших классов

использовали умеренность в объемах и интенсивности, плавность нагрузок,

регулируемых не стандартными классическими интервалами времени и

количеством

повторений

до

утомления,

а

естественным

состоянием

утомления, индивидуально каждым ребенком в процессе занятий через его

субъективное ощущение.

Abstract. Unfortunately, little attention is given to the health improving

effect of physical culture in children`s sports organizations as a consequence of the

fact that sports practice is considered to be a selection of children capable to

withstand big physical activities. This is absolutely not consistent with the state of

health of the younger generation. It causes concern in society and further solution

of this problem.

In the course of implementing the health- improving program, moderation in

volume and intensity, smoothness of activities, regulated by the natural state of

fatigue, not by standard time intervals and amount of repetition to fatigue, were

used individually with each child through his subjective sensation during training

classes on swimming.

Ключевые

слова:

Здоровье,

дети

младших

классов,

учебно-

тренировочные занятия по плаванию, Крайний Север.

Key words. Health, primary school children, training classes on swimming,

Far North

Введение.

Одной из важнейших проблем современного общества

является существенное ухудшение состояния здоровья у детей младшего

школьного возраста и постоянно снижающийся уровень их физических

кондиций.

Изучив

теоретические

основы

и

практику

применения

оздоровительной физической культуры на учебно-тренировочных занятиях

по плаванию у детей младших классов, проживающих в условиях Крайнего

Севера, мы пришли к выводу, что данный вопрос недостаточно изучен и

требует

дальнейшей

научной

разработки.

Актуальность

настоящего

исследования вытекает из понимания высокой социальной значимости

феномена «физическая культура», с одной стороны, и недостаточной

эффективности

методического

обеспечения

ее

оздоровительного

направления – с другой. Научная новизна заключается в пересмотре

парадигмы всей учебно-тренировочной работы в спортивных группах по

плаванию, ее не только организационных и научно обоснованных изменений

в содержании и методике оздоровительной направленности. Современная

система набора и сохранения детей в спортивных группах малоэффективна,

не отражает насущной потребности общества в первом звене спортивной

подготовки – в воспитании здоровых детей.

Суть проблемной ситуации состоит в том, что при наборе большого

количества детей в спортивные группы изначально их ориентируют на

высокий спортивный результат, понимая при этом, что не все дети

одаренные в двигательных действиях.

В

результате

непосыльных

нагрузок

и

большого

количества

соревнований у детей падают мотивация и интерес к занятиям. Практика

показывает, что из 200 занимающихся детей в спортивные группы в

плавательном бассейне «Чолбон» в г. Якутске до 25% детей покидают спорт

на

первом

году

обучения,

мотивируя

это

большими

физическими

нагрузками.

Цель исследования. Решение оздоровительных задач в учебно-

тренировочном процессе.

Организация и методика исследования. На базе плавательного

бассейна «Чолбон» проводился эксперимент. Для решения поставленных

задач и оценки эффективности проводимых занятий по плаванию, обычно

использовались

методы

исследования:

антропометрические,

физиологические и функциональные. Исследование состояло из двух этапов:

предварительного и основного. В обследовании участвовали: две группы по

15 детей младшего школьного возраста. Первая группа – контрольная, вторая

– экспериментальная. В результате освоения базовых оздоровительных

физических

упражнений

применили

систему

оценивания

физических

кондиций детей на основе индивидуального, персонального учета темпов их

развития, направленную на осуществления количественной характеристики

выполняемого упражнения, что позволяет сравнить качество выполнения. В

данном случае качество выполнения упражнения оценивалось по 5-бальной

шкале.

Следует обратить внимание на то, что контрольная группа также

занималась плаванием. Количество занятий в неделю в группах было

одинаковыми – по 3,5 ч., а результат оздоровительных воздействий

значительно выше в экспериментальной группе.

Если в контрольной группе содержание занятий было направлено

преимущественно на освоение технических элементов различных стилей и

способов передвижения в водной среде и одновременно в повышении

функциональных способностей организма до определенных нормативными

требованиями

программ

спортивных

групп

уровней,

что

требует

значительных

объемов

тренировочной

нагрузки

и

соответствующей

интенсивности занятий, то в экспериментальной группе акцентировалось

внимание на оздоровительный эффект не столько классического плавания,

сколько повышения двигательной активности детей в водной среде в виде

подготовительных и подводящих движений, осуществляемых в игровой

форме.

Методы обучения. Пользовались тремя основными группами методов:

словесными,

наглядными

и

практическими.

Использовались

также

сравнительный и соревновательный методы. Таким образом, для решения

поставленных задач нами были использованы достаточные средства и

методы развития (двигательных способностей), схема организации и методы

оценки их эффективности.

Результаты исследования и их обсуждение. Показатели физического

развития у мальчиков и девочек экспериментальной группы превышали

аналогичные показатели контрольной, кроме показателя массы тела (диаг.1).

Вероятно, это объясняется тем, что масса тела, которая отражает степень

развития костной и мышечной систем, обусловлена как генетически, так и

фактором внешней среды, в том числе и физической нагрузкой.

Диаграмма 1

Темп прироста физического развития младших классов

контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) в эксперименте

1

2

3

4

5

6

7

-1

0,5

2

3,5

5

6,5

8

9,5

11

12,5

14

15,5

17

18,5

20

КГ мальчики

ЭГ мальчики

КГ девочки

ЭГ девочки

1 – Рост стоя (см);

4 – ОГК ( см);

7 – ДММ лев. (кг).

2 – Рост сидя (см);

5 – ОГК вд. (см);

3 – Масса тела (кг);

6 – ДММ пр. (кг)

Диаграмма 2

Темпы прироста показателей физической подготовленности детей

младших классов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) в

эксперименте

1

2

3

4

5

6

7

8

-10

10

30

50

70

90

110

130

КГ мальчики

ЭГ мальчики

КГ девочки

ЭГ девочки

1 – бег 30м (сек);

5 – сгиб.разг.рук в упоре лежа;

2 – Прыжок в длину с места (см);

6 – Наклон туловища (см);

3 – Челночный бег 3х10 м (сек);

7 – Кроль на груди 12 м (сек);

4 – Поднимание туловища за 1 мин.

8 – Кроль на спине 12 м (сек).

Таблица

Частота острых респираторных заболеваний у детей младших классах

в процессе эксперимента

2023-2024

учебный год

Месяцы

итого

сент

окт

нояб

декаб

янв

февр

март

Число

заболевших

КГ

3

2

3

6

4

3

4

25

ЭГ

3

1

1

4

3

1

2

15

Заключение.

Проведенный

эксперимент

показал,

что

основные

положения

гипотезы,

заложенные

в

настоящее

исследование,

нашли

подтверждение в результатах экспериментальной работы. На это указывают

фактические данные о количестве заболевших ОРЗ детей экспериментальной

и контрольной групп за весь период эксперимента.

Таким образом, вектор учебно-методической работы всей системы

спортивных групп необходимо направить на решение оздоровительных

задач. Не следует ориентировать детей сразу на высокий спортивный

результат. Необходимо дать им в большей степени общую физическую

подготовку, укрепить их здоровье. Если ребенок не подходит для плавания,

можно рекомендовать ему заняться видом спорта, к которому у него есть

предрасположенность, тем самым решая социальные, экономические и

воспитательные задачи.

Список литературы

1.

Макаров Г.А. Спортивная медицина: учебник. М.: Советский спорт,

2004

2.

Маханева

М.Д.

Воспитание

здорового

ребенка:

пособие

для

практических работников детских дошкольных учреждений, 2-е изд.,

М.:АРКТИ, 2000

3.

Усаков В.И. программно-методическое обеспечение оздоровительного

воздействия физической культуры в условиях семьи, детского сада,

школы. Омск, 2000

4.

Шатилович А.Э., Пинегина А Э. Физическая культура в детском

возрасте//Проблемы и пути оптимизации здоровья и физического

развития детей в дошкольных образовательных учреждениях. Тюмень,

2003



В раздел образования