Напоминание

Самовольные уходы несовершеннолетних. Что важно знать?


Автор: Малахута Ирина Леонидовна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: КГБУ Детский дом № 1
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: Статья
Тема: Самовольные уходы несовершеннолетних. Что важно знать?
Раздел: среднее образование





Назад




Самовольные уходы несовершеннолетних. Что важно знать?

В настоящее время в стране остро стоит проблема самовольных уходов

несовершеннолетних

из

учреждений

социального

обслуживания.

Под

самовольным уходом воспитанника из детского дома подразумевают

отсутствие несовершеннолетнего без оповещения о своём местонахождении

родителей или законных представителей

.

Проблема самовольных уходов

несовершеннолетних воспитанников из организаций с круглосуточным

пребыванием остается одной из трудно решаемых.

Профессор, доктор психологических наук А.Е. Личко связывал уходы

(побеги) с тяжело протекающими возрастными кризисами и считал, что

наибольшее количество уходов приходится на возраст 10 - 15 лет.

Самовольные уходы и побеги несовершеннолетних относят к девиантным

формам поведения, не соответствующим общепринятым или официально

установленным нормам. Покидая учреждение даже на время подростки чаще

всего становятся правонарушителями или жертвами преступлений. Как

остановить подростков, что же является причиной их побегов? Эти вопросы

часто возникают у всего окружения. Ведь в учреждениях безопасно,

комфортно, тепло, есть полезное и вкусное питание, режим, организованный

досуг, развлекательные мероприятия, комплексы оздоровления, одним

словом

благоприятная

среда,

включающая

в

себя

доброжелательное,

позитивное,

принимающее

отношение.

Что

тогда

является

основной

причиной самовольных уходов?

Причины ухода из учреждений имеют глубокий психологический

смысл, который заключается:

- в депривированном эмоциональном состоянии несовершеннолетних,

которое

усугубляется

кризисом

подросткового

возраста.

Психическая

депривация –это искажение личностного развития и психофизиологической

деятельности организма в результате продолжительного неудовлетворения

основных потребностей и психотравмирующих ситуаций, которые приводят

к нарушениям здоровья.

Дети, попадающие в детские дома и приюты, часто имею негативный

опыт проживания в кровной семье. Являются свидетелями насилия по

отношению к близким, сталкиваются с несчастными случаями, которые

оказывают непосредственное влияние на личностное развитие, самооценку и

адаптацию

воспитанников.

Несовершеннолетние

проживая

в

такой

асоциальной обстановке привыкают к ней и считают ее нормой, потому что

там они находятся среди родных людей. Поступая в детские учреждения,

подростки отторгают правила, нормы пребывания и комфортное проживания

в них. Любое вмешательство в их искаженное восприятия картины мира

ведет к проявлению девиантного поведения - самовольным уходам,

вынуждая воспитанников искать среду обитания, свободу и независимость в

кругу себе подобных. Там подростки находят условия и возможности для

собственной самореализации и самоутверждения.

- следующая причина заключается в психофизических особенностях

здоровья

несовершеннолетних,

имеющих

различные

зависимости,

интеллектуальные и эмоционо-волевые нарушения.

Состояние психического

неблагополучия, в результате которого человек не способен справляться со

стрессовыми

ситуациями,

проявлять

силу

воли,

реализовывать

свой

внутренний

потенциал

и

успешно

социализироваться.

Для

них

затруднительна деятельность, требующая волевого усилия. Им сложно

выполнять действия, не приносящие результата здесь и сейчас.

-

еще

одна

причина

заключается

в

акцентуации

характера

подросткового возраста, при которой отдельные черты характера подростка

чрезмерно

усилены,

вследствие

чего

обнаруживается

избирательная

уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при

хорошей устойчивости к другим. Акцентуация характера бывает как фактор

наследственности, так и того или иного типа воспитания ребенка. К

факторам воспитания, провоцирующим и закрепляющим акцентуации,

относят

гиперопеку,

потворствующее

воспитание,

эмоциональное

отвержение, жестокое или противоречивое воспитание и воспитание в

условиях "культа болезни".

- следующая причина заключается в страхе наказания за проступки или

как реакция оппозиции, а по мере повторения побегов превращаются в

«условно-рефлекторный стереотип».

Чаще всего первые побеги бывают

следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны

старших товарищей по интернату или детскому дому.

- еще одна не маловажная причина заключается в

сенсорном голоде —

потребности в новых и ярких впечатлениях. Подросток, которому наскучило

однообразие будней, вдруг может отправиться в яркое путешествие.

Подстегивают

его

и

примеры

сверстников-бродяг,

которые

несовершеннолетние могут наблюдать в учреждении.

Таким

образом

подводя

итог

вышесказанному

во

избежание

очередного

самовольного

ухода

необходимо

учитывать

некоторые

рекомендации:

- формировать у несовершеннолетних положительный стереотип

поведения и потребность к самовоспитанию;

- формировать доверительные отношения с подростками, использовать

ненавязчивый контроль, не снижая требований к ним;

-

предоставлять

возможность

в

правильной

самостоятельной

реализации социальных потребностей в учебе, спорте, труде, общении и так

далее;

-

стимулировать

положительное

развитие

личности

несовершеннолетнего и его поведения, формировать убежденность в

нелепости

прошлого

поведения

несовершеннолетних,

принимать

решительные меры в устранении негативного воздействия окружающей

среды (асоциальной группой), формировать культуру ЗОЖ;

-

формировать

у

несовершеннолетних

потребность

в

профессиональном самоопределении;

-

включать

подростков

в

общественно-полезный

труд

по

преобразованию окружающей среды и отношений между людьми.

Уход из дома – это протест ребенка, его защитная реакция. А в

некоторых случаях и манипулирование. Потому что, отношения первичны, а

поведения их следствие.

ПОМНИТЕ!

Несовершеннолетние не смогут самостоятельно преодолеть трудности

без вашей ЛЮБВИ, ПОДДЕРЖКИ и ПОНИМАНИЯ!

Педагог – психолог КГБУ Детский дом №1 г.Хабаровск

Малахута Ирина Леонидовна

Список литературы :

1.

Алексеева И.А., И.Г. Новосельский. Реабилитационная работа с

детьми, пережившими травму, в условиях организаций для детей -

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (методическое

пособие). – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого

обращения, 2020 - 232 стр.

2.

Кисс М. Психология подростка. – М.,1991.

3.

Личко А.Е.. Психология и акцентуации характера у подростков.- Л.:

Медицина, 1983.- С.256.

4.

Петрановская Л.В. - М.: Издательство АСТ. Если с ребенком трудно,

2023. - 142.

5.

Учебное пособие под ред. А.Б. Фоминой. – М.: Ранняя профилактика

девиантного поведения детей и подростков, 2003. - 128с.



В раздел образования