Авторы: Котова Ирина Вадимировна, Судакова Наталья Викторовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ " Гармония"
Населённый пункт: Вологодская область, г.Череповец.
Наименование материала: Концерт беседа
Тема: "Ансамблевая музыка"
Раздел: дополнительное образование
Концерт – беседа
«Ансамблевая музыка»
Место проведения:
историко – этнографический музей
«Усадьба Гальских».
Преподаватели фортепианного отделения:
Котова Ирина Владимировна
Судакова Наталья Викторовна
Ведущая 1.
Добрый день, уважаемая публика! К сегодняшнему тематическому концерту
мы: Судакова Наталья Викторовна и Котова Ирина Владимировна вместе с
учащимися нашей школы подготовили, на наш взгляд, интересную тему о
музыкальном воспитании в дворянской семье. Вместе с вами обратимся к
началу становления нынешнего музыкального воспитания молодых людей,
окунёмся в атмосферу 18-19 веков. Узнаем, как вообще проходило воспитание и
образование детей высшего сословия, так ли далеки от нас ценности, принципы
образования 18-19 веков, послушаем образцы музыкальной литературы,
пережившие века и до сих пор восхищающие нас - современных людей.
Во все века у всех народов музыка играла важную роль в жизни и не только,
как развлекательная сторона быта, но и нравственная составляющая в
воспитании детей. Так в Древней Индии, на Древнем Востоке считалось, что
музыка развивает в людях человечность, справедливость, искренность; что
овладевший искусством пения освобождается от дурных чувств и желаний. А в
Древней Греции пение и игра на музыкальных инструментах были так же
обязательны, как арифметика, чтение, риторика и другие предметы.
В России музыкальное воспитание имеет глубокие исторические корни. До
правления ПетраI считалось неприличным для дворян самим играть и обучать
детей игре на музыкальных инструментах. А во второй половине 18века под
влиянием идей европейского Просвещения в России утверждается нормативная
модель поведения человека благородного сословия, где музыкальное
образование является обязательной частью в европейском воспитании.
Музыкальное искусство в дворянской среде рассматривается не только как
развлекательное, но и как воспитывающее интеллектуала, интеллигента на
западный образец. В дворянской среде устраиваются еженедельные
обязательные концерты, приветствуется домашнее музицирование, танцы,
открываются общедоступные театры.
Вообще, изучение дворянского воспитания - это изучение корней воспитания
российской интеллигенции. Это прежде всего образ жизни, стиль, обычаи,
нравственное поведение.
Одним из принципов дворянской идеологии было убеждение, что высокое
положение дворянина в обществе обязывает его быть образцом нравственных
качеств: "Кому много дано, с того много и спросится". И дети воспитывались в
обстановке повышенной требовательности, но и доверия. Им прививалось
обострённое чувство чести, честности, нарушить данное "честное слово" -
значило раз и навсегда погубить свою репутацию. Сын Л.Н.Толстого С.Л
Толстой вспоминал, что самым серьёзным проступком детей в глазах отца были
"ложь и грубость", независимо по отношению к кому они допускались - к
матери, воспитателям или прислуге. Среди просвещённого дворянства было
широко распространено понимание привилегированности своего сословия,
долга перед Отечеством и другими непривилегированными сословиями.
В 18веке по большей частью дворянских детей учили иностранные учителя на
музыкальных образцах композиторов Европы. И в столичных кругах, и в
провинциальных образовываются небольшие музыкальные собрания, где
исполняются произведения Моцарта, Гайдна, Бетховена и других композиторов.
Послушаем несколько произведений композиторов европейской школы.
Неизвестный композитор 18века. Сонатина C-dur.
Исп.: Крылова Татьяна(1кл.) и Стекольщикова Алиса(1кл.)
Бах. "Маленькая прелюдия" E-dur.
Исп. Козырева Виктория(3кл.)
Перед следующим номером хочу сказать несколько слов об инструменте, на
котором будет исполнено произведение композитора Генделя - о ДОМРЕ.
Казалось бы, это совсем не светский инструмент 18-19веков, а народный. Но вы,
наверно, удивитесь, если я скажу, что впервые с таким названием музыкальный
инструмент упоминается уже в документах 16 столетия. История инструмента
не так проста, а даже трагична. Сначала на домрах играли скоморохи на
праздниках и гуляньях. Часто эти выходцы из народной среды не стеснялись
поднимать социальные проблемы, высмеивать их. Это не нравилось властям.
Домры были запрещены, уничтожены. Их ломали, сжигали. Даже был издан
царский указ о запрете инструмента. О них забыли на 2 с лишним столетия.
"Новую жизнь" домра получила благодаря известному и по сей день,
талантливому, беззаветно преданному и любящему звучание народных
инструментов Василию Васильевичу Андрееву - дирижёру и создателю первого
великорусского оркестра. В 1896г. в Вятской губернии был случайно найден
небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса и вскоре был
передан В.В.Андрееву. Другой талантливый музыкант - "русский балалаечный
Страдивариус", как его называли, Семён Иванович Налимов реконструировал
старую домру в 4-х струнную с квинтовым строем, благодаря чему стало
возможным исполнение произведений скрипичной литературы, произведений
мирового уровня.
И так: Бетховен. "Экоссез".
Исп.: Григорьева Алина(1кл.), конц. Любимцева Маргарита Витальевна. Звучит
домра.
Ведущая 2.
В 18веке в русской дворянской среде стало пользоваться большой
популярностью ансамблевое исполнительство. Очень модной становится
светская музыка, причём ведущая роль отводилась духовым инструментам. Мы
знаем, что фортепиано ещё только делало свои первые шаги. Вообще,
создателем военно-оркестровой службы был ПётрI. Он издал приказ в 1711 году
о введении в каждую воинскую часть небольшого духового оркестра. Для
обучения отечественных музыкантов ПётрI приглашал иностранцев и закупал за
границей духовые инструменты.
В Москве даже было открыто музыкальное училище, куда принимали и мещан,
и крепостных, и дворян. Обучали в училище композиции, генерал-басу,
исполнению на скрипке, виолончели, валторне и ФЛЕЙТЕ. Постепенно флейта
зазвучала на концертной сцене и стала пользоваться такой популярностью и
любовью, что играть на ней считалось признаком "хорошего тона". Да и как она
могла не нравиться со своей задушевностью, напевностью чарующих мелодий.
На флейте также исполняли произведения западников: Корелли, Тартини,
Телемана и других композиторов.
Мы же послушаем произведение Брамса "Колыбельную" в исполнении
Сурманидзе Георгия(1кл.), конц.Судакова Наталья Викторовна.
Продолжим знакомство с музыкальным материалом, на котором учились,
воспитывались русские аристократы.
Кюхлер. "Концертино" IIч.(в стиле Вивальди).
Исп. Белякова Арина(5кл.), конц. Любимцева Маргарита Витальевна.
Бетховен. Соната D-dur.
Исп.: Яговкина Светлана(4кл.) и Ожигин Михаил(4кл.)
Далее прозвучит произведение интересного, талантливого итальянского
музыканта Риккардо Дриго(1846-1930), которого в России называли Ричардом
Евгеньевичем Дриго. Помимо того, что он был дирижёром, пианистом,
композитором, писавшим оперную и балетную музыку, нам он интересен и
ценен тем, что оставил глубокий след в русском театрально-оперном и балетном
искусстве. Дриго был приглашён в Россию по полугодовалому контракту в
Итальянскую оперу в С-Пб, а затем и в Мариинский театр музыкальным
руководителем оркестра. Работал с известным балетмейстером Петипа. Приехал
на полгода, а задержался на 7 лет, вернувшись на родину в Италию после
Октябрьской революции. Трактовки классических балетных постановок при
Дриго до сих пор мало в чём претерпели изменения. Рикардо Дриго был
близким другом и коллегой Антона Рубинштейна. Они часто подолгу (за
полночь) играли вместе на фортепиано.
Дриго. "Полька".
Исп.: Ермушова Анна(5кл.), конц. Данилова Надежда Александровна.
Ведущая 1.
В семейном кругу мы с вами растём,
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ - родительский дом.
Семья, как и раньше, так и сейчас, играла большую роль в жизни дворянских
детей, была центром дворянского воспитания "благовоспитанных" людей.
Занятия музыкой должны были развивать благородные чувства и являлись
основой эстетического воспитания в семье.
А сейчас немного о том, как же жили, получали образование дворянские дети.
Кто-то из сидящих в зале юных музыкантов, наверно, думает: "Вот хорошо же
было дворянам: дома учились, отдыхали, играли, слуги выполняли за них
разную работу!" Оказывается, не всё так просто.
Беззаботное детство для дворянских детей заканчивалось рано, в 4-5 лет.
Первые годы музыкальному искусству, как правило, учили матери, а с 6-7 лет
главную роль в воспитании играли иностранные гувернёры. Жизнь была совсем
не праздной: строгая дисциплина, послушание, следование жёсткому
распорядку дня. Подъём был ранним (иногда уже в 6 часов), затем обливание
(часто холодной водой), молитва, уроки, прогулки на свежем воздухе в любую
погоду и разнообразные занятия. Завтраки, обеды, ужины проходили
обязательно в кругу всей семьи за большим столом, в строго определённые
часы. Дети никогда не опаздывали к трапезе, за столом сидели смирно, не смея
громко разговаривать и отказываться от какого-либо блюда. Вообще, детей не
баловали. К родителям обращались только уважительно на "Вы".
В числе общеобразовательных предметов преподавались древние и новые
иностранные языки: латынь, французский (как язык дворянского сословия), при
финансовой возможности родителей - немецкий, иногда итальянский и
английский; а также - история(общая и русская), география, физика, астрономия,
арифметика и геометрия, русская словесность, рисование и музыка. Иногда ещё
архитектура. Большое внимание уделялось усвоению хороших манер и
светского этикета. Для мальчиков обязательным предметом была военная наука,
так как при поступлении на военную службу надо было сдавать специальный
экзамен. Домашнее воспитание девочек мало чем отличалось от мальчиков -
если только менее глубокое изучение наук.
Что, всё ещё есть кто-то в зале, завидующий доле дворянских детей?
И это ещё не всё. Чтобы держаться уверенно, достойно и свободно, необходимо
было уметь владеть своим телом. Особое значение имели уроки танцев,
обучение которым начиналось с 5-6 лет, и учителя были очень требовательные.
Обучение танцевальной науке было одним из обязательных элементом
воспитания. Умение танцевать считалось ценным достоинством и могло
принести успех не только на паркете, но и на поприще служебной карьеры.
Как я уже сказала, музыкальным образованием с дворянскими детьми
занимались с самого раннего детства. Это и обучение на каком-либо
инструменте (чаще на фортепиано), причём требования предъявлялись довольно
строгие, занятия пением (тоже зачастую основательные). В обязанность
мальчиков и девочек входило знание не менее 20 различных композиций и
вариаций. Считалось, что эти занятия способствовали формированию чувств
красоты и утончённости. Устраивались музыкальные и литературные вечера,
праздники, ставились домашние спектакли.
К концу 18века стала развиваться светская традиция музыкального
образования. Появляются многочисленные музыкальные салоны, кружки,
объединяющие не только музыкантов, но и литературно-артистические и
художественные сообщества.
Ведущая 2.
19 век - очень богатый век, самый богатый, плодотворный во всей истории
России по своему культурному наследию. Утвердились европейские нормы
концертной жизни. Это связано, прежде всего, с основанием Русского
музыкального общества(1859г.), носившего просветительский характер.
Устраивались регулярные концерты, проводились конкурсы на лучшие
музыкальные произведения и так далее. Начиная с 19 века, наше литературно-
музыкальное, художественное богатство становится одним из ведущих в
европейском искусстве.
С теплотой, душевной глубиной, широтой музыкальных произведений;
лиризмом, чувственной тонкостью поэтических строк сложно соперничать
европейским мастерам. Ведь какие имена блистают в это время: А.С.Пушкин,
М.Ю.Лермонтов, К.Н.Батюшков, А.А.Дельвиг, Е.А.Баратынский, Ф.И.Тютчев и
многие-многие другие.
Тютчев. "Вечер". Читает Немеш Иван.
Как тихо веет над долиной
Далёкий колокольный звон,
Как шум от стаи журавлиной, -
И в звучных листьях замер он.
Как море вешнее в разливе,
Светлея, не колыхнет день, -
И торопливей, молчаливей
Ложится по долине тень.
Смотрите, какой мелодизм в тютчевском стихотворении, как кантиленно, по -
музыкальному распевно из слов слагаются строки.
В России создаётся композиторская школа. Появляется целая плеяда
выдающихся композиторов: М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, Ц.А.Кюи,
П.И.Чайковский, А.П.Бородин, Н.К.Римский-Корсаков, А.Е.Варламов,
А.Л.Гурилёв и многие другие.
В начале 19 века зародилась фортепианная педагогика и традиции
преподавания, которые во многом актуальны и в наше время - ведь у истоков
стояли гениальные музыканты. Музыкальный инструмент преподавали и в
немузыкальных учебных заведениях. Например, "клавикордные классы" были
открыты в Московском и Петербургском университетах, Смольном институте,
петербургском училище ордена Св. Екатерины. В этом привилегированном
учебном заведении девочки из дворянских семей обучались в 8 классах (с10
до17 лет) хоровому пению и игре на фортепиано. Как и в современное время,
уроки проводились 2 раза в неделю с обязательной ежедневной
самоподготовкой. Преподавали лучшие профессора. Репертуар составляли
гаммы, этюды и хоровые пьесы русских и западных авторов. Ежегодные
экзамены проводились весной во время великого поста. Исполняли на экзамене
гаммы, этюды и пьесы. Таким образом, к окончанию училища воспитанницы
довольно свободно владели фортепиано.
История музыкального образования в России неразрывно связана с именами
братьев Рубинштейн - крупнейших музыкантов и общественных деятелей
своего времени. По инициативе Антона Рубинштейна в Петербурге
открываются общедоступные Музыкальные классы, целью которых было
привлечение любителей музыки к профессиональному образованию.
Впоследствии педагоги этих Музыкальных классов составили основу
педагогического коллектива первой русской консерватории (1862г.). Занятия
велись по теории музыки и композиции, игре на фортепиано и оркестровых
инструментах и вокалу. Примеру старшего брата последовал Николай
Рубинштейн только в Москве через 4 года. Одним из первых профессоров
консерватории стал П.И.Чайковский.
Далее прозвучат несколько пьес русских композиторов, и, в частности, 3
пьески из "Детского альбома" П.И.Чайковского. Чайковский-композитор
наиболее всего проявил себя как лирик. Он создал много произведений оперной,
симфонической, фортепианной музыки серьёзного, "взрослого" содержания. Но
он ещё был первым русским композитором, создавшим для детей альбом
фортепианных пьес. Будучи человеком бездетным, на протяжении многих лет
жил в большой и дружной семье своей сестры Анны Ильиничны Давыдовой.
"...Мои племянники и племянницы - такие редкие и милые дети, что для меня
большое счастье пребывание среди них. Володя (тот, которому я посвятил
детские пьесы) делает успехи в музыке и обнаруживает замечательные
способности к рисованию. Вообще - это маленький поэт... Это мой любимец.
Как ни восхитителен его младший брат, но Володя всё-таки самый тёпленький
уголочек моего сердца.""Детский альбом " П.И.Чайковского -
"Сладкая грёза". Исп.: Стекольщикова Алиса(1кл.) и Крылова Татьяна(1кл.).
"Новая кукла". Исп. Зорина Елизавета(2кл.).
"Песня жаворонка". Исп. Платонцев Алексей(4кл.).
Музыка Александра Константиновича Глазунова (1865-1936) передаёт
ощущение спокойного гармоничного созерцания мира. В ней преобладают
светлые, мужественные тона. Путь Глазунова в музыке охватывает около
полувека. Он создал множество масштабных симфонических сочинений
(симфонии, поэмы, увертюры, фантазии и так далее), но писал и одноактные
балеты. Создавал их в содружестве с Петипа.
Музыкальный отрывок из такого балета "Барышня-служанка, или Испытание
Дамиса" мы послушаем в исполнении Ожигиных: Михаила(4кл.) и Светланы
Петровны.
Музыка Антона Степановича Аренского (1861-1906) тяготеет к лирическим
элегически-созерцательным образам. Ему близка русская песенность.
Сочинения Аренского отличаются искренностью, простотой выражения,
мастерством, изяществом фактуры.
"Сказка". Исп.:Ожигин Михаил(4кл.) и Яговкина Светлана(4кл.).
В начале 19 века большое распространение получила камерно-вокальная
музыка. Конечно, это связано и с расцветом поэзии, и с распространением
музицирования в дворянских домах. Умение хорошо петь - это также было
признаком хорошего воспитания. Появляется потребность в написании
романсов. Благодаря своей задушевности и мелодической красоте, лучшие
образцы распеваются по всей России. Родоначальником русского романса по
праву считают М.И.Глинку.
Образцы вокального искусства мы послушаем в исполнении начинающей
вокалистки Елисеевой Елизаветы(2кл.) и уже профессиональной артистки
Ломакиной Галины Валентиновны.
Глинка. "Жаворонок" - конц. Стафеева Яна(8кл.);
Гурилёв. "Сарафанчик" - конц. Колесова Лидия(6кл.).
Ведущая 1.
Несмотря на то, что музыкальное воспитание уже переходит в музыкальное
образование,в семье оно остаётся частью дворянского быта, приятным
времяпрепровождением. Домашнее музицирование (от нем. musizieren -
"заниматься музыкой") в кругу друзей, близких, родных приносит радость и
способствует более быстрому и гармоничному музыкальному развитию.
Сегодня домашнее, ансамблевое музицирование постепенно начинает
занимать свою нишу в воспитании детей. В заключительной части нашего
тематического концерта прозвучат семейные ансамбли.
Куперен. "Кукушка". Исп. Крыловы: Татьяна(1кл.) и Николай(2кл.).
Купревич."Литовский вальс". Исп. Смирновы: Евгения(1кл.) и Татьяна
Александровна.
Томпсон "Перед рождеством". Исп. Багаевы: Тимофей и Людмила Валерьевна.
Фадеев. "Весёлая прогулка". Исп. Немеш: Николай(3кл.) и Иван(4кл.).
Мусоргский."Слеза". Исп.: Пасечникова Алиса(5кл.) и Котова Ирина
Владимировна.
Холзман. "Рэгтайм". Исп. Ожигины: Михаил(4кл.) и Светлана Петровна.
Кванц. "Лярго". Исп. Ермушовы: Анна(5кл) и Ирина Юрьевна.
Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землёй...
Она везде и вечный спутник мой.
Ей всё подвластно: радость и тоска,
И воскресить умеет и убить,
Заставит полюбить и разлюбить.
Но разве может жить она без нас
Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и не смешных.
Мы ей за всё "спасибо!" говорим
И, веря в торжество её, - творим!
Ведущая 2.
Прозвучало стихотворение О.Гаджикосимова "Музыка" в исполнении
Летуновой Ярославы.
На этой "высокой" поэтической ноте мы заканчиваем сегодняшний
тематический концерт, посвящённый музыкальному воспитанию в дворянских
семьях.
Как давно это было? - 2 с лишним века тому назад. А ведь приоритеты в
воспитании и образовании всё те же: науки, языки, искусство, здоровье,
прилежание и семья. Неправда ли?
Наш концерт окончен. Спасибо за доброжелательность и внимание зрителей,
за старательность и вдохновение артистов. Нам было приятно с вами общаться.
Всего доброго, светлого вашим семьям.