Автор: Вачаева Любовь Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ ИРМО "Мало-Еланская начальная школа-детский сад"
Населённый пункт: Малая Еланка, Иркутская область
Наименование материала: Конспект урока русского языка (4 класс)
Тема: Технологическая карта урока русского языка: "Наречие"
Раздел: начальное образование
Урок русского языка в 4 классе.
Тема урока:
Наречие.
Задачи урока
.учить находить наречие среди других частей речи;
.учить выделять грамматические признаки наречий;
.содействовать развитию умения употреблять наречие в речи.
Планируемые результаты
Предметные:
.находить наречия среди данных слов;
.анализировать грамматические признаки наречия;
.определять роль наречий в предложении и тексте.
Метапредметные:
.понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
.выявлять затруднения, устанавливать причины их возникновения;
.проводить самооценку- соотносить с образцом.
Личностные:
.адекватно реагировать на возникшие затруднения, находить выход из сложившейся ситуации.
Межпредметные связи:
литературное чтение, окружающий мир.
Ресурсы урока:
учебник, ч.1; рабочая тетрадь ч. 1; рабочая программа
Организационная структура урока.
Этапы
урока
Обучающие
и развиваю-
щие
компоненты,
задания и
упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая
деятельность
учащихся
Формы
организации
совзаимодей-
ствия
Промежу-
точный
контроль
I.
Организацион
ный момент.
Психологичес
кий настрой.
Мотивация.
-Настроенье каково?
-Во!
-Все такого мнения
-Все без исключения!
-Повернитесь к гостям, поздоровайтесь.
- Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
-Здравствуй! Улыбнется он в ответ.
-И наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет
Здороваются с
учителем,
фронтальная
наблюдение
II.
Актуализация
знаний.
Определяют
тему урока.
Понимают и
сохраняют в
памяти
учебную
задачу урока;
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Над каждым словом обозначьте части речи.
Подчеркните изученные орфограммы.
-Послушайте стихотворение.
Подумайте, какие слова привлекли внимание автора.
Правильный ответ на этот вопрос и будет темой
нашего урока.
Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слушают учителя,
записывают
число, классная
работа,
подчёркивают
орфограммы.
Отвечают на
вопросы учителя
фронтальная
Наблюдение
устные
ответы
Слово «высоко» произнеси-
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: «Кругом белым-бело»
И увидишь зимнее село.
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек,
Если скажешь слово ты «темно»
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»-
Пред тобою сразу вся Россия.
-Какие
слова
помогли
описать
нашу
Родину
и
выразить свою любовь к ней?
(высоко, бело, темно, ароматно, красиво).
-Что
объединяет
эти
слова?
Мы
раньше
с
ними
встречались. Кто знает, как они называются?
-Сформулируйте тему урока.
-Какие цели вы себе поставите? Назовите их.
III.
Организация
познаватель-
ной
деятельности.
выделять
грамматическ
ие признаки
наречий;
-Что общего в наших словах?
Придумайте
любое
словосочетание
с
данными
словами.
У
наречий
много
секретов,
с
которыми
вы
познакомитесь
позже.
Но
кое-какие
из
них
мы
разгадаем сегодня.
Дети
придумывают
словосочетание
фронтальная
Устные
ответы
IV.
Работа в
парах.
Исследуют
слова делают
вывод
Возьмите карточки и выполните задания.
1ряд-просклонять словосочетание яйцо всмятку
2ряд-проспрягать словосочетание говорить громко.
Учащиеся
работают в парах
По карточкам
Работа в
парах
с помощью
презентации
3 слайда.
3 ряд- изменить словосочетание работать хорошо.
Сделать вывод о том, как изменяется наречие.
М ы
у з н а л и
п е р в ы й
с е к р е т :
н а р е ч и е -
неизменяемая часть речи.
ИКТ
V.
Самостоятель
ная работа.
Знакомятся с
этимологией
слова наречие
выделять
грамматическ
ие признаки
наречий;
- Второй секрет- это вопросы к наречию.
Поставьте от глагола вопрос к наречию.
Стоят(где?) здесь
Пойдет (куда?) наверх
Приехал (откуда) издалека
Сделал (когда) вчера
Говорят (как) громко
- С какой частью речи связано наречие?
Мы разгадали еще один секрет наречия.
Рассказ о наречии (подготовленный ученик).
Наречия появились в русском языке позже других
частей речи( имен сущ., прил., числит., и глаголов).
Слово «наречие»- очень старое, оно встречается в
древнерусском
языке.
Корень
«речь»
как
бы
связывает
его
с
глаголом.
Древние
римляне
называли
эту
часть
речи
«приглаголием»(это
буквальный перевод). Русские грамматисты назвали
ее точно также, видя главную функцию наречия в
том, что оно должно быть при глаголе (отсюда и
приглаголие)
или
«накладываться»
на
глагол-речь
(наречие).
Слушают учителя,
ставят вопросы от
глагола к наречию
Делают вывод
самостоятель
ная
самопровер
ка
VI.
Физкультми-
нутка
Межпредмет-
ная связь с
уроком
(Под музыку «Песенка друзей» С.Михалков, дети
вспоминают природные зоны России.
Самолет
–
зона
арктических
пустынь
(холодно,
Выполняют
упражнения под
музыку,
фронтальная
наблюдение
окружающего
Змира
морозно)
Вертолет – тундра (сыро, интересно)
Лошадь – тайга (трудно, красиво)
Машина – степь (быстро, весело)
Пешком (за караваном) – пустыня (тяжело, жарко)
(10 наречий)
вспоминают
природные зоны,
запоминают
услышанные
наречия
VII.
Игра «Кто
больше?»
Анализируют
грамматическ
ие признаки
наречия
Запишите,
услышанные
наречия (технология-
игры)
Теперь
к
полученным
наречиям
подберите
и
запишите антонимы.
Записывают
наречия,
подбирают
антонимы
фронтальная
наблюдение
VIII.
Работа с
учебником
Определяют
роль наречий
в предложе-
нии и тексте.
Страница 74 упр.126
Прочитайте сначала без наречий, а потом с ними.
Сделайте вывод: какую роль выполняют наречия
в предложениях?
(наречия
делают
нашу
речь
более
точной,
выразительной.
Наречия
дают
дополнительную
информацию, где, когда, как происходит действие.)
Работают с
упражнением
учебника
фронтальная
Устные
ответы
IX.
Работа с
фразеологиз-
мами.
Назвать одним словом – наречием.
Идти черепашьим шагом - (медленно)
Все идет как по маслу - (хорошо)
Встать чуть свет - (рано)
Рукой подать - (близко)
Яблоку негде упасть - (близко).
Заменяют
выражение
наречием
фронтальная
Устные
ответы
X. Рефлексия.
Обобщение
полученных
на уроке
знаний,
-Как вам было на уроке? Скажите наречиями:
.хорошо
.тепло
Отвечают на
вопросы учителя,
делают выводы,
обобщения,
фронтальная
Устные
ответы
оценивание
себя.
.уютно
.интересно
.весело.
.здорово
-Какое задание было самым трудным?
-интересным?
-легким?
Подумайте, достигли ли вы цели?
Оцените себя. (смайлики)
определяют,
эмоциональное
состояние на
уроке
XI.
Дом. задание
На выбор:1) стр. 75 упр.129
2) Р.т стр.50упр 115
3Творческая
работа
(составить
стихотворение
по
заданным рифмам)
Записывают дом.
Задание по
выбору
фронтальная
наблюдение
XII.
Итог.
Что узнали о наречии.
Спасибо за урок.
После школы, как известно,
Будете гулять, играть.
А потом, прошу вас, дети,
Повторяйте части речи.