Автор: Савельева Тамара Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ ИРМО "Мало-Еланская начальная школа-детский сад"
Населённый пункт: Малая Еланка, Иркутская область
Наименование материала: Конспект урока математики (3 класс)
Тема: Технологическая карта урока: "Умножение 6 на 6 и соответствующие случаи деления."
Раздел: начальное образование
Урок математики в 3 классе.
Тема урока:
Умножение 6 на 6 и соответствующие случаи деления
.
Задачи урока
сконструировать таблицу умножения 6, опираясь на различные свойства умножения;
исследовать связь между изменяющимся множителем и цифрами в произведении;
найти закономерности и особенности данной таблицы с целью быстрого её запоминания;
решать задачи на нахождение произведения и суммы.
Планируемые результаты
Личностные:
формировать положительное отношение к учению,
уважительное отношение к собеседнику,
развивать интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению
математических знаний.
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель на уроке;
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
планировать свои действия в связи с поставленной задачей.
понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самооценку учебных действий;
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний;
ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию
отличать новое от уже известного; добывать новые знания.
Коммуникативные:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
слушать и понимать речь других;
уметь работать в паре, группе;
формулировать собственное мнение и позицию.
Планируемые предметные
результаты
Обучающиеся:
закрепят знания изученных таблиц, устных приёмов вычисления примеров разного вида;
усовершенствуют умения решать задачи;
повторят понятия уравнения;
усовершенствуют умения ориентироваться в геометрическом материале, в нахождении периметра.
смогут проанализировать, найти закономерности при составлении таблицы;
смогут составить, усвоить и частично запомнить таблицу умножения на 6;
сумеют применить полученные знания на практике;
смогут сотрудничать при групповой работе и работе в парах, задавать вопросы, учитывать мнение
одноклассников, отстаивать свою точку зрения.
будут адекватно себя оценивать на уроке;
Межпредметные связи:
Русский язык,
Ресурсы урока:
учебник, ч.1; 1; рабочая программа
Оборудование:
Учебник для 3 класса. Авторы: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова
Компьютер, экран, мультимедийный проектор
карточки для индивидуальной работы, работы в группах и парах, рабочие тетради.
Организационная структура урока.
Этапы
урока
Обучающие
и развиваю-
щие
компоненты,
задания и
упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая
деятельность
учащихся
Формы
организации
совзаимодей-
ствия
Промежу-
точный
контроль
I.
Организацион
ный момент.
Психологичес
кий настрой.
Мотивация.
Здравствуйте ребята! Садитесь!
«Все расселись по местам,
Никому не тесно!
По секрету скажу Вам,
Будет интересно!
Будем мы считать, писать,
И решать задачи!
Чтоб сегодня как всегда,
Здороваются с
учителем,
настраиваются на
работу
фронтальная
наблюдение
В руки шла удача!
Узнаем новый материал,
Закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать,
Это всё умею я!»
Начнём урок с хорошего настроения, как у
нашего солнышка!!
И ещё убедительная просьба: ответить хочешь, не
шуми, а только руку подними.
II.
Актуализация
знаний.
1.Каллиграфи
ческая
минутка.
Правильное
написание
чисел:
Повторение
знаний из
натурального
ряда чисел
Межпредметн
ая связь с
уроком
русский язык.
Открыли тетради. И перед тем как вы начнёте
писать, я хочу задать вам несколько вопросов.
Посмотрите на доску и ответьте мне на несколько
вопросов:
Какое сегодня число?
Дайте полную характеристику этого числа.
Скажите ребята, а число 22 встречается в
изученном нами табличном умножении?
Что вы можете мне сказать о словах –
октябрь, работа, классная?
А какими частями речи они выражены?
Открыли тетради и выполнили грамотную и
аккуратную запись.
А теперь проведём минутку чистописания. Для
чего нам нужны минутки чистописания?
Задание №1
Лиза - от 10 до 20
Вика, Оля – записывают по порядку числа от 25 до
35.
22 октября.
22-двузначное (из
2 д. и 2 единиц).
Соседи числа 21
и 23.
Чётное. Нет
Словарные слова.
Далее
самостоятельно
выполняют запись
в тетради.
Фронтальная
индивидуаль-
ная
Наблюдение
устные
ответы
Уметь ориен-
тироваться в
своей системе
знаеий.
А все остальные ребята работают с числовым
рядом.
Задание – продолжи цепочку.
Посмотрите внимательно на ряд чисел и
продолжите его:
50, 45,…, …., …, …, …, …., ….,5.
(Дифференциация по уровню трудности)
Давайте проверим, правильно ли Вы
выполнили задание?
Математический диктант:
-найдите сумму чисел 50 и 45
-найдите разность чисел 40 и 35
-узнайте на сколько 30 больше 25?
-узнайте на сколько 15 меньше 20
-найдите произведение и частное чисел 10 и
5, и во сколько раз 10 больше 5?
Алина, Женя и Кирилл проверят работу
быстренько глазками у Лизы, Вики и
Оли
Дети устно
вычисляют и
записывают
только ответы
Взаимопров
ерка
2. Логическая
разминка.
Устный счёт
развивать
логическое
мышление и
внимание.
Развитие
навков
устного счёта
А теперь, ребята двигаемся дальше. И нас ждёт
устный счёт.
Пока ребята, Лиза Кириллова, Алина, Кирилл, Женя
работают самостоятельно по карточкам.
Все остальные ребята решают задачи на логику.
-Пара лошадей пробежала 20 км. Какое расстояние
пробежала каждая? 20)
- Горело 10 свечей. 3 погасли. Сколько свечей
осталось? (10)
Выполняют
работу
самостоятельно
.
Слушают учителя,
выполняют
задание устно
Фронтальная,
индивидуаль-
ная
наблюдение
Решение примеров на умножение и деление
изученных видов Слайд
(Дифференциация по уровню трудности и
объёму)
3. Работа с
геометричес-
ким
материалом
(Тренажёр по
математике)
совершенство
вать
вычислитель-
ные навыки и
умение
решать
текстовые
задачи;
находить
периметр
-Ребята. Я вам скажу по секрету. Представляете я
совсем забыла. Как одним словом можно назвать
сумму длин сторон многоугольника . (Периметр)
- Как найти периметр?
Работа с электронной доской
(3 ребят решают задачи на электронной доске)
Решают задачи по
нахождению
периметра на
электронной
доске
фронтальная
По ответам
элетронной
доски
III. Работа по
теме урока
Самоопределе-
ние к
деятельности.
Подводящий
диалог для
определения
темы
Определите цели урока.
Скажите, пожалуйста, ребята, над чем мы с
Вами работаем последние несколько
уроков математики?
Просто составляем?
-Составляем
таблицы
умножения и
деления на 3,4,5
- Нет, мы
проводим
исследования,
ищем
закономерности,
подбираем
«ключики» для
лучшего
запоминания
таблицы.
фронтальная
наблюдение
Постановка
проблемы.
Исследование
проблемы и
нахождение
пути её
преодоления.
Решение
проблемы
детьми.
Сконструиро-
вать таблицу
умножения 6,
опираясь на
различные
свойства
умножения;
исследовать
связь между
изменяющим-
ся
множителем и
цифрами в
произведении
-найти
закономернос
ти;
определение
темы урока
А теперь я предлагаю Вам решить примеры.
3х9=27
4х8=32
5х7=35
7х5=35
8х4=32
9х3=27
Давайте проведём исследование данного столбика
примеров.
-Что интересного вы увидели сами?
-По какому принципу составлены примеры?
-Как мы называем такие примеры?
-Какое правило здесь используется?
Ответьте мне математическим языком, как учёные
математики.
-А почему мы смогли решить эти примеры?
-Хорошо, идем дальше. Продолжаем проводить
наше исследование.
-Посмотрите внимательно ещё раз на данный
столбик примеров и скажите, а какого примера не
хватает в столбике?
-Как вы думаете, почему я его пропустила? Чего
побоялась?
Ответы детей
Взаимообратные
От перестановки
множителей
произведение не
меняется
Знаем таблицу
умножения на3, 4,
5
6х6
Мы не знаем
таблицу
умножения на 6
фронтальная
наблюдение
-Так какова же тема нашего урока?
-Давайте запишем тему нашего урока.
-А какие цели мы ставим сегодня на уроке?
Составление
таблицы
умножения на 6
Составить
таблицу
умножения на6 и
научиться её
использовать
Физминутка
под музыку
«Две
половинки».
Ребята, а когда у нас работа получается хорошо?
(Когда мы работаем дружно слаженно.) Да как две
половинки.
Физминутка под музыку «Две половинки».
(Движения ребята смотрят на экране).
Презентация.
Выполняют
движения вместе
с героями
презентации.
Песня «Две
половинки»
фронтальная
наблюдение
Составление
таблицы
(Работа в
группах)
Составление таблицы умножения на 6 (работа в
группах)
Давайте проверим, как Вы справились?
Таблица появляется на слайде.
Ответственные проверяют и дают оценку, как они
справились с работой.
Ребята делятся на
группы и
работают в
группах.
1 группа – Лиза
Кириллова
Кирилл, Лиза
Гладько, Андрей
2 группа- Алина,
Вика
Константинова,
Лиза Копылова,
Женя
3 группа- Оля,
Марк, Толя, Вмка
Фронтальная
индивидуаль-
ная.
Устные
ответы
Карпова
Составляют
таблицу
умножения и
деления.
Исследование
таблицы
исследовать
связь между
изменяющим-
ся
множителем и
цифрами в
произвеедени
и;
найти
закономерно-
сти и
особенности
данной
таблицы с
целью
быстрого её
запоминания;
А теперь ребята давайте поищем закономерности,
ключики к лучшему запоминанию таблицы.
Посмотрите внимательно и скажите, что
интересного вы увидели?
6х2=12
6х3=18
6х4=24
6х5=30
6х6=36
6х7=42
6х8=48
6х9=54
Закономерности:
второй множитель увеличивается на1
первый множитель неизменный
произведение увеличивается
на 6 (сверху вниз, а снизу вверх
уменьшается на 6)
все произведения двузначные числа
сумма цифр в произведении
фронтальная
наблюдение
чередуется так 3,9.6,3,9,6,9 (кроме 48)
при умножении 6 на чётное число
произведение оканчивается той же
цифрой на которую умножали
(пример).
Слышится рифма, волшебные слова.
Проговорить:
6х2=12
6х4=24
6х6=36
6х8=48
Итак, ребята, достигли мы поставленной цели ?
А теперь наша задача состоит в том, чтобы
научиться практический использовать таблицу и
запомнить её, насколько это возможно!
Давайте запишем таблицу в тетради, но я вам
предлагаю записать только 4 примера, почему?
(остальные примеры нам знакомы из других таблиц,
а почему не берём умножение на 1, умножение
на10?)
Да!
IV
Проверка
усвоения
нового
материала
1задание
Работа по учебнику стр. 44
Давайте выполним устно №2 (по цепочке)
и решим задачу под № 6 (Дифференциация по
степени самостоятельности)
Все дети решают
самостоятельно.
Лиза, Вика, Оля
решают задачу с
помощью
вспомогательной
карточки
фронтальная
наблюдение
Работа в
парах
Учебник. Стр. 44 №4 Найти и исправить ошибки в
уравнениях
Дети находят в
решении ошибки
и исправляют их
фронтальная
Устные
ответы
V. Рефлексия.
Обобщение
полученных
на уроке
знаний,
оценивание
себя.
- Какую цель мы поставили перед собой на уроке?
- Достигли мы этой цели?
- С помощью чего? /Исследовали и составляли
таблицу умножения на 6 /
- Оцените свою работу
- У меня все получилось – Зелёный.
- Были небольшие трудности – жёлтый.
- Было трудно – надо поработать – красный.
- Какое у вас настроение после урока? Покажите
смайлик
Я Оценивание учителем.
Отвечают на
вопросы учителя,
делают выводы,
обобщения,
определяют,
эмоциональное
состояние на
уроке
фронтальная
Устные
ответы
VI.
Дом. задание
Дифференциа
ция по
степени
творчества
1Выбратьиндивидуальное задание в рабочей тетради
стр. 36 №90 или стр.37 № 94
2 Придумать задачу по выражению 4 х 5 + 4
Дифференциация по степени творчества
Записывают дом.
задание
фронтальная
наблюдение
VII.
Итог.
-Спасибо за старание
Ведь главное – желание.
А навыки и знания
С годами к вам придут!
СПАСИБО ЗА УРОК!