Автор: Маркова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №96
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: проект
Тема: "По страницам наших сказок"
Раздел: дошкольное образование
Проект «По страницам наших сказок» во второй младшей группе.
Маркова И.Н., воспитатель МАДОУ
№
96, г. Томск.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный проект, 2 недели.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель.
Возраст детей: 3 - 4лет.
Образовательные области: речевое развитие, художественно-
эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое
развитие, социально – коммуникативное развитие.
Актуальность: Огромное значение в жизни человека имеет книга.
Стойкий интерес к чтению и привычка ребенка читать формируется
в семье. Пока ребенок маленький родители читают ему книги, а как
только малыш научится читать сам, облегченно вздыхают. Ни для
кого не секрет, что многие дети вырастают, так и не полюбив книгу.
Чаще всего дети читают комиксы, журналы для наклеек, смотрят
видеофильмы, играют в компьютерные игры, а художественная
книга остается не тронутой и теряет свое значение в формировании
художественного вкуса. Большую часть своего свободного времени
дети, и их родители проводят у телевизора или компьютера, в связи
с этим, замедляется процесс чтения, теряется интерес к книге.
Чтение же художественной литературы имеет большое значение для
всестороннего развития ребенка. От того как дети понимают
содержание прочитанного, умеют бегло и выразительно читать,
анализировать поступки героев, делать выводы, зависят их успехи в
обучении.
Начав интересоваться книгой, ребенок попадет в совершенно
другой мир – увлекательный, красочный, интересный, который
подарит ему множество открытий и находок. Любовь к чтению и
книге – это любовь на всю жизнь, поэтому очень важно поощрять
первые успехи дошкольника в чтении, рассказе, стимулировать его
интерес к слову и хорошим произведениям.
Книжка – малышка, сделанная дошкольниками, позволит поднять
интерес к художественной литературе, даст понимание важности
книги в жизни человека и повысить самооценку детей за свой труд.
Книжка-малышка- это и развлечение, и времяпрепровождение с
ребёнком, а также обучение.
Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие
и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и
выразительность языка, показывают, как богата родная речь
юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь
языкового творчества русского народа ни в чём не проявила себя с
такой яркостью, как в народных сказках. Присущая им необычайная
простота, яркость, образность, особенность повторно
воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют
выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
Гипотеза: Сказка обладает преимуществом над другими
воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс
народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры
истинного поведения честного человека, умеющего постоять за
свое достоинство.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения –
способности, без которой невозможна ни умственная деятельность
ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая
творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к
чтению художественной литературы.
Проблема:
Трудности формирования у детей связной речи,
последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности
пересказа литературных произведений, составления рассказов по
картине и серии картинок, составления описательных рассказов.
Слабо развиты творческие способности детей.
Цель:
Воспитывать у детей любовь к книгам, а также любовь к русским
народным сказкам; развивать у детей устойчивый интерес к сказке,
как к произведению искусства; раскрытие творческих способностей
детей.
Задачи:
1.Повышение интереса к самостоятельной читательской
деятельности( родитель – ребенок).
2.Формирование умения планировать процесс изготовления
книжки – малышки( родитель – ребенок).
3.Расширение представления детей о сказках.
4.Развитие мелкой моторики рук.
5.Развитие у детей образное мышление, фантазию, творческие
способности.
6.Воспитание чувства дружбы и коллективизма.
7.Развитие речи.
8.Воспитание любви и бережного отношения к книге.
Планируемые результаты:
1. Повышение эффективности работы по развитию связной речи
детей.
2. Обогащение словарного запаса детей.
3. Использование детьми в своей речи элементов русского
фольклора.
4. Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры,
разгадывать загадки.
5. Применение полученных знаний, совместно с родителями в
создании книжки- малышки.
Продукт проекта: Книжка-малышка по русским народным
сказкам: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Зайкина
избушка», «Теремок», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой»,
«Гуси-лебеди».
Ожидаемые результаты по проекту:
- развитие интереса детей к русским народным сказкам;
-закрепление умения применять свои знания в беседе, связных
высказываниях;
-воспитание чувства дружбы и коллективизма;
- получить эмоциональный отклик от своей работы;
- пополнение книжного уголка книжками-малышками, сделанными
своими руками (родитель – ребенок).
1 этап Подготовительный
-вызвать интерес детей к выбранной теме проекта;
-предложить детям принести в группу из дома книги с любимыми
русскими народными сказками;
-рассматривание иллюстраций к русским народным сказам
«Колобок», «Заюшкина избушка», «Репка», «Волк и семеро козлят»,
«Теремок», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Гуси-
лебеди»;
-оформление книжного центра в группе;
-подбор наглядно-дидактического материала.
2 этап Основной
-реализация плана проекта с детьми;
-рассматривание иллюстраций русских народных сказок;
-чтение и рассказывания русских народных сказок, беседа по
прочитанным сказкам;
-беседа с детьми «Что такое сказка?»;
-проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр;
-отгадывание загадок с помощью картинок по сказкам;
-создание картотеки русских народных сказок;
-создание книжки-малышки;
-драматизация сказок.
3 этап Заключительный
-подведение итогов проектной деятельности;
-театрализация сказок.
Результат:
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с
удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят
слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием
рассматривают иллюстрации в книгах. Дети стали дружнее; чаще
приходят друг другу на помощь.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала
положительный результат не только в познавательном, речевом, но
и в социальном развитии детей; а также способствовала
возникновению интереса и желания у детей принять участие в
проекте «По страницам наших сказок»; сблизила детей и родителей
нашей группы.
Список используемой литературы:
1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.
-М., 2003.
2. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду //
Дошкольное воспитание, 2005. -
№
4.
3. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании:
Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2012г.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.,
Сфера, 2007
5. Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет.
Волгоград: Учитель, 2014.
6. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-
творчество-дети». -М.: АРКТИ, 2004.