Автор: Ирина Александровна Поздеева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Малышок"
Населённый пункт: п.Балезино
Наименование материала: Конспект непосредственной образовательной деятельности по аппликации с элементами лепки
Тема: "Дымковские игрушки"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с «Малышок»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по аппликации с элементами лепки
на тему: «Дымковские игрушки»
для детей средней группы
Составил:
воспитатель Поздеева И.А.
Балезино
2023 г.
Занятие по аппликации "Дымковские игрушки" (средняя группа)
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое
развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-
коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: Создание аппликации с элементами лепки по мотивам дымковской
росписи.
Задачи:
Образовательные:
- расширить знания детей о дымковской игрушке: продолжать знакомить
детей с дымковскими игрушками, элементами росписи, цветовой гаммой;
- учить работать по схемам;
- учить украшать силуэты дымковских игрушек. Формировать умение
правильно держать кисточку, пользоваться клеем, совершенствовать навыки
наклеивания.
- формировать умение лепки скатывать шарики и приплюснуть получив круг;
- вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев
несложные приемы.
Развивающие:
- развивать интерес у детей к народному декоративно-прикладному
искусству;
- способствовать развитию речи, зрительной памяти, наблюдательности,
внимания;
- развивать чувство цвета, эстетические чувства;
- развивать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к народной игрушке, уважение к труду народных
мастеров, восхищение их творчеством;
- воспитывать самостоятельность, активность;
- формировать эстетическое восприятие и воображение);
Предварительная работа:
Знакомство с дымковской игрушкой, рассматривание иллюстраций,
знакомство с элементами росписи и рисование их на готовых формах.
Материал и оборудование: мультимедийная презентация “Дымковская
игрушка”, музыкальный центр, дымковские игрушки, русский народный
костюм для воспитателя, вожжи-ленточки, карусель для игры.
Работа с родителями: предложить родителям приобрести раскраски с
изображениями дымковской игрушки и рассмотреть их с детьми.
Методы и приемы:
психологический настрой (установление эмоционального контакта);
сюрпризный момент;
демонстрация игрушек;
рассказ о том, как появились дымковские игрушки;
динамическая пауза - игра «Лошадка», «Карусели»;
дидактическая игра «Что было раньше, а что сейчас»;
пальчиковая гимнастика «Послушные пальчики»;
самостоятельная работа детей (аппликация);
выставка детских работ, обсуждение;
рефлексия («Сундучок памяти»)
Ход занятия
I часть. Организационный момент.
Дымковская барышня входит в группу.
Барышня: - Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас! - Вы, узнали
меня?
Дети: - да мы тебя узнали, ты Барыня.
Я барышня дымковская
Зовут меня Ирина
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
- Ребята я к вам приехала из села Дымково, где живут замечательные
мастера, которые делают из глины забавные игрушки. И сегодня я
приглашаю вас в эту сказочную деревню. Вы согласны?
Дети: - да.
- А на чем мы туда доберемся вы должны отгадать загадку.
Загадка:
Подкованы ноги,
Бежит по дороге:
Грива дугою,
А хвост метлою.
(Лошадка)
- Мы поедем на красивой лошадке! А кто же у нас поведет лошадку?
(выбираю ребенка) Занимайте места!
Дети берут в руки ленточки и имитируют движения лошадки, поднимая
высоко ноги, идут вслед за барышней. (Муз.Л.Банникова) музыка № 1 или
№ 10 (1-й куплет)
Громко цокают копытца
Цок, цок, цок!
Мы к Ирине в гости мчимся
Цок, цок, цок!
Барышня: - Вот мы и приехали, только на воротах деревеньки висит замок.
Открыть мы его сможем, если правильно выполним задание.
Дидактическая игра «Что лишнее?»
- Ребята посмотрите у нас на столе лежат картинки разных игрушек. Вам
необходимо по очереди подойти к столу и из них выбрать картинку с
изображением дымковской игрушки и повесить на ширму. А те игрушки
которые не относятся к дымковской оставить на столе. (дети по очереди
подходят к столу)
- Молодцы, посмотрите, как хорошо у вас все получилось и замок на воротах
деревни открылся.
- Ребята, мы с вами оказались в селе Дымково. Я вам расскажу удивительную
историю, как появилась Дымковская игрушка.
II часть. Рассматривание игрушек.
Барышня:
Слайд 2: - Жили в этом селе люди. Зимой на улице было холодно, в домах
топились печи, дым окутывал крыши, так, что ничего не было видно. Вот и
назвали село Дымково. В старину у детей не было игрушек, и взрослые
делали игрушки из глины своими руками.
Слайд 3: - Набирали на берегу реки глины.
Слайд 4: - Лепили разные забавные фигурки.
Слайд 5: - Обожгли их в печи. От огня и жара фигурки высыхали и
становились твердыми, как камень.
Слайд 6: - После огня их покрывали мелом. Игрушки были белые, но
неинтересные.
Слайд 7: - Тогда взрослые решили украсить игрушки разноцветной
росписью. А людей, которые делают такие игрушки, называют мастерами.
- А сейчас посмотрим, какие получаются игрушки. Дети, кто это?
Слайд 8: - Олень.
Слайд 9: - Индюк.
Слайд 10: - Конь.
Слайд 11: - Петух.
Слайд 12: - Барышня.
Слайд 13: - Вот так и появились яркие, весёлые, задорные, нарядные
игрушки, которые делают дымковские мастера!
Барышня: Вам понравились эти игрушки? А вы обратили внимание, какими
цветами расписаны игрушки? (красный, желтый, зеленый, синий,
оранжевый).
Барышня: Ребята, эти цвета делали игрушки настолько красивыми и
праздничными, что даже я украсила свою юбку дымковскими узорами.
Посмотрите, какими элементами украшена моя юбка? (круги, прямые линии).
Барышня: В селе Дымково дети очень любят играть, а вы любите?
Вставайте, я приглашаю вас поиграть.
Игра “Карусель” (Рус. нар. мелодия обр.Е.Тиличеевой)
музыка № 2
Еле, еле, еле, еле,
Закружились карусели.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, тише, тише,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два –
Вот и кончилась игра.
III часть. Аппликация узора на шаблонах.
Барышня:
- Ребята, карусель нас перенесла в мастерскую дымковских умельцев. Как
раз сейчас они украшают игрушки для завтрашней ярмарки.
- давайте посмотрим, что они делают (дети подходят к столам).
- Ой, а где же все мастера, куда они подевались? Посмотрите они что – то
оставили. (Читает письмо)
- «Барыня Ирина не теряй нас мы уехали в отпуск.»
- Что же теперь делать, завтра ярмарка, а игрушки не готовы. Кто же мне
теперь поможет? А одна я ничего сделать не успею.
Дети: мы поможем.
Барышня:
- Как здорово, вместе мы сделаем все быстро, а как украшать я вас научу.
- Проходите в нашу мастерскую.
- Посмотрите, что лежит у вас на столах (клей, полоски бумаги, пластилин),
как вы думаете, как мы будем украшать барышню? (будем делать
аппликацию)
- Мы с вами будем делать аппликацию, а пластилин нам тоже понадобиться
для украшения юбки.
- перед началом работы все мастера вспоминают правила техники
безопасности при работе с клеем (Таблица по ТБ)
1.правильно держим кисть;
2.набираем немного клея на кисть;
3.пользуемся клеенкой;
4.аккуратно намазываем клеем фигуру с обратной стороны;
5.прижимаем салфеткой, убирая лишний клей;
6.кисть кладем на подставку.
Барышня: и так ребята у вас у всех есть шаблон барышни. Мы с вами будем
украшать ее юбку. Для начала мы возьмем наши бумажные полоски и
разложим на юбку. Далее по очереди полоски кладем на клеёнку и
намазываем клеем. Наклеиваем на юбку и так со всеми полосками.
- Закончив наклеивание полосок берем пластилин с ним мы будем дополнять
узор.
- Необходимо от большого куска пластилина отделить небольшие кусочки.
- Скатать их в шарики. Выбрать место на юбке, где будут находиться круги
положить туда шарик и приплюснуть. Чтоб кружок был красивым можно
скатать еще один шарик поменьше и другого цвета и приплюснуть поверх
большого. (показываю работу).
- А чтоб вам было легче запомнить очередность работы, я предлагаю вам
таблицу последовательности. И так:
1.наклеиваем полоски;
2.скатываем шарики;
3.приплюснуть шарик на юбке;
4.скатываем поменьше шарики другого цвета;
5. приплюснуть их поверх больших кругов;
6.создать форму игрушки.
Барышня: - теперь можно приступать, но перед тем, как начнем работать,
мы с вами разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
«Послушные пальчики»
Кисточку в руках катаю (трём ладошки друг о друга)
Между пальчиков верчу (пальцы в замок)
Непременно каждый пальчик
быть послушным научу. (Массаж пальчиков.) развернуть таблицу
Барышня: - Можно приступать к работе.
Дети выполняют аппликацию.
Барышня: Ребята, посмотрите, какие у нас получились с вами красивые
барышни. Вы такие молодцы. Что бы я без вас делала. Вы очень мне помогли
и завтра мы можем отправить наши игрушки на ярмарку.
Подведение итогов:
- Вот и пришла пора возвращаться обратно в детский сад, но чтоб вам
надолго запомнилось наше путешествие я предлагаю вам сложить все в
«Сундучок памяти». Сложите ладошки и
- Как называются глиняные игрушки? (Ответы детей)
- Какие цвета используют мастера? (Ответы детей)
- Какие узоры используют мастера? (Мы)
- Кого лепили мастера? (Барышню, петушка, индюка, оленя, коня)
- А теперь мы сядем на лошадку, нам пора возвращаться в детский сад.
Дети берут в руки ленточки и имитируют движения лошадки, поднимая
высоко ноги, идут вслед за барышней. Музыка № 1 или № 10 (1-й куплет)
Громко цокают копытца
Цок, цок, цок!
В детский садик лошадь мчимся
Цок, цок, цок!