Напоминание

"Дымковские игрушки"


Автор: Ирина Александровна Поздеева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Малышок"
Населённый пункт: п.Балезино
Наименование материала: Конспект непосредственной образовательной деятельности по аппликации с элементами лепки
Тема: "Дымковские игрушки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/с «Малышок»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по аппликации с элементами лепки

на тему: «Дымковские игрушки»

для детей средней группы

Составил:

воспитатель Поздеева И.А.

Балезино

2023 г.

Занятие по аппликации "Дымковские игрушки" (средняя группа)

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое

развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-

коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: Создание аппликации с элементами лепки по мотивам дымковской

росписи.

Задачи:

Образовательные:

- расширить знания детей о дымковской игрушке: продолжать знакомить

детей с дымковскими игрушками, элементами росписи, цветовой гаммой;

- учить работать по схемам;

- учить украшать силуэты дымковских игрушек. Формировать умение

правильно держать кисточку, пользоваться клеем, совершенствовать навыки

наклеивания.

- формировать умение лепки скатывать шарики и приплюснуть получив круг;

- вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев

несложные приемы.

Развивающие:

- развивать интерес у детей к народному декоративно-прикладному

искусству;

- способствовать развитию речи, зрительной памяти, наблюдательности,

внимания;

- развивать чувство цвета, эстетические чувства;

- развивать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать воображение.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к народной игрушке, уважение к труду народных

мастеров, восхищение их творчеством;

- воспитывать самостоятельность, активность;

- формировать эстетическое восприятие и воображение);

Предварительная работа:

Знакомство с дымковской игрушкой, рассматривание иллюстраций,

знакомство с элементами росписи и рисование их на готовых формах.

Материал и оборудование: мультимедийная презентация “Дымковская

игрушка”, музыкальный центр, дымковские игрушки, русский народный

костюм для воспитателя, вожжи-ленточки, карусель для игры.

Работа с родителями: предложить родителям приобрести раскраски с

изображениями дымковской игрушки и рассмотреть их с детьми.

Методы и приемы:

психологический настрой (установление эмоционального контакта);

сюрпризный момент;

демонстрация игрушек;

рассказ о том, как появились дымковские игрушки;

динамическая пауза - игра «Лошадка», «Карусели»;

дидактическая игра «Что было раньше, а что сейчас»;

пальчиковая гимнастика «Послушные пальчики»;

самостоятельная работа детей (аппликация);

выставка детских работ, обсуждение;

рефлексия («Сундучок памяти»)

Ход занятия

I часть. Организационный момент.

Дымковская барышня входит в группу.

Барышня: - Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас! - Вы, узнали

меня?

Дети: - да мы тебя узнали, ты Барыня.

Я барышня дымковская

Зовут меня Ирина

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

- Ребята я к вам приехала из села Дымково, где живут замечательные

мастера, которые делают из глины забавные игрушки. И сегодня я

приглашаю вас в эту сказочную деревню. Вы согласны?

Дети: - да.

- А на чем мы туда доберемся вы должны отгадать загадку.

Загадка:

Подкованы ноги,

Бежит по дороге:

Грива дугою,

А хвост метлою.

(Лошадка)

- Мы поедем на красивой лошадке! А кто же у нас поведет лошадку?

(выбираю ребенка) Занимайте места!

Дети берут в руки ленточки и имитируют движения лошадки, поднимая

высоко ноги, идут вслед за барышней. (Муз.Л.Банникова) музыка № 1 или

№ 10 (1-й куплет)

Громко цокают копытца

Цок, цок, цок!

Мы к Ирине в гости мчимся

Цок, цок, цок!

Барышня: - Вот мы и приехали, только на воротах деревеньки висит замок.

Открыть мы его сможем, если правильно выполним задание.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

- Ребята посмотрите у нас на столе лежат картинки разных игрушек. Вам

необходимо по очереди подойти к столу и из них выбрать картинку с

изображением дымковской игрушки и повесить на ширму. А те игрушки

которые не относятся к дымковской оставить на столе. (дети по очереди

подходят к столу)

- Молодцы, посмотрите, как хорошо у вас все получилось и замок на воротах

деревни открылся.

- Ребята, мы с вами оказались в селе Дымково. Я вам расскажу удивительную

историю, как появилась Дымковская игрушка.

II часть. Рассматривание игрушек.

Барышня:

Слайд 2: - Жили в этом селе люди. Зимой на улице было холодно, в домах

топились печи, дым окутывал крыши, так, что ничего не было видно. Вот и

назвали село Дымково. В старину у детей не было игрушек, и взрослые

делали игрушки из глины своими руками.

Слайд 3: - Набирали на берегу реки глины.

Слайд 4: - Лепили разные забавные фигурки.

Слайд 5: - Обожгли их в печи. От огня и жара фигурки высыхали и

становились твердыми, как камень.

Слайд 6: - После огня их покрывали мелом. Игрушки были белые, но

неинтересные.

Слайд 7: - Тогда взрослые решили украсить игрушки разноцветной

росписью. А людей, которые делают такие игрушки, называют мастерами.

- А сейчас посмотрим, какие получаются игрушки. Дети, кто это?

Слайд 8: - Олень.

Слайд 9: - Индюк.

Слайд 10: - Конь.

Слайд 11: - Петух.

Слайд 12: - Барышня.

Слайд 13: - Вот так и появились яркие, весёлые, задорные, нарядные

игрушки, которые делают дымковские мастера!

Барышня: Вам понравились эти игрушки? А вы обратили внимание, какими

цветами расписаны игрушки? (красный, желтый, зеленый, синий,

оранжевый).

Барышня: Ребята, эти цвета делали игрушки настолько красивыми и

праздничными, что даже я украсила свою юбку дымковскими узорами.

Посмотрите, какими элементами украшена моя юбка? (круги, прямые линии).

Барышня: В селе Дымково дети очень любят играть, а вы любите?

Вставайте, я приглашаю вас поиграть.

Игра “Карусель” (Рус. нар. мелодия обр.Е.Тиличеевой)

музыка № 2

Еле, еле, еле, еле,

Закружились карусели.

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, тише, тише,

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два –

Вот и кончилась игра.

III часть. Аппликация узора на шаблонах.

Барышня:

- Ребята, карусель нас перенесла в мастерскую дымковских умельцев. Как

раз сейчас они украшают игрушки для завтрашней ярмарки.

- давайте посмотрим, что они делают (дети подходят к столам).

- Ой, а где же все мастера, куда они подевались? Посмотрите они что – то

оставили. (Читает письмо)

- «Барыня Ирина не теряй нас мы уехали в отпуск.»

- Что же теперь делать, завтра ярмарка, а игрушки не готовы. Кто же мне

теперь поможет? А одна я ничего сделать не успею.

Дети: мы поможем.

Барышня:

- Как здорово, вместе мы сделаем все быстро, а как украшать я вас научу.

- Проходите в нашу мастерскую.

- Посмотрите, что лежит у вас на столах (клей, полоски бумаги, пластилин),

как вы думаете, как мы будем украшать барышню? (будем делать

аппликацию)

- Мы с вами будем делать аппликацию, а пластилин нам тоже понадобиться

для украшения юбки.

- перед началом работы все мастера вспоминают правила техники

безопасности при работе с клеем (Таблица по ТБ)

1.правильно держим кисть;

2.набираем немного клея на кисть;

3.пользуемся клеенкой;

4.аккуратно намазываем клеем фигуру с обратной стороны;

5.прижимаем салфеткой, убирая лишний клей;

6.кисть кладем на подставку.

Барышня: и так ребята у вас у всех есть шаблон барышни. Мы с вами будем

украшать ее юбку. Для начала мы возьмем наши бумажные полоски и

разложим на юбку. Далее по очереди полоски кладем на клеёнку и

намазываем клеем. Наклеиваем на юбку и так со всеми полосками.

- Закончив наклеивание полосок берем пластилин с ним мы будем дополнять

узор.

- Необходимо от большого куска пластилина отделить небольшие кусочки.

- Скатать их в шарики. Выбрать место на юбке, где будут находиться круги

положить туда шарик и приплюснуть. Чтоб кружок был красивым можно

скатать еще один шарик поменьше и другого цвета и приплюснуть поверх

большого. (показываю работу).

- А чтоб вам было легче запомнить очередность работы, я предлагаю вам

таблицу последовательности. И так:

1.наклеиваем полоски;

2.скатываем шарики;

3.приплюснуть шарик на юбке;

4.скатываем поменьше шарики другого цвета;

5. приплюснуть их поверх больших кругов;

6.создать форму игрушки.

Барышня: - теперь можно приступать, но перед тем, как начнем работать,

мы с вами разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

«Послушные пальчики»

Кисточку в руках катаю (трём ладошки друг о друга)

Между пальчиков верчу (пальцы в замок)

Непременно каждый пальчик

быть послушным научу. (Массаж пальчиков.) развернуть таблицу

Барышня: - Можно приступать к работе.

Дети выполняют аппликацию.

Барышня: Ребята, посмотрите, какие у нас получились с вами красивые

барышни. Вы такие молодцы. Что бы я без вас делала. Вы очень мне помогли

и завтра мы можем отправить наши игрушки на ярмарку.

Подведение итогов:

- Вот и пришла пора возвращаться обратно в детский сад, но чтоб вам

надолго запомнилось наше путешествие я предлагаю вам сложить все в

«Сундучок памяти». Сложите ладошки и

- Как называются глиняные игрушки? (Ответы детей)

- Какие цвета используют мастера? (Ответы детей)

- Какие узоры используют мастера? (Мы)

- Кого лепили мастера? (Барышню, петушка, индюка, оленя, коня)

- А теперь мы сядем на лошадку, нам пора возвращаться в детский сад.

Дети берут в руки ленточки и имитируют движения лошадки, поднимая

высоко ноги, идут вслед за барышней. Музыка № 1 или № 10 (1-й куплет)

Громко цокают копытца

Цок, цок, цок!

В детский садик лошадь мчимся

Цок, цок, цок!



В раздел образования