Автор: Косивченко Юлия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №20
Населённый пункт: станица Каневская, Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №20
муниципального образования Каневской район
Нравственно-патриотическое
воспитание детей раннего возраста
Косивченко Ю.А.
2024 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………… 3
Дидактические игры для детей раннего возраста……………………… 5
Подвижные игры для детей раннего возраста…………………………..
7
Пальчиковые игры для детей 2–3 лет…………………………………… 9
Список литературы………………………………………………………..
12
2
Раннее детство - это самое важное время в жизни каждого человека. Именно в этом
возрасте ребёнок активно «впитывает» информацию вокруг себя и формируются основы
его характера, мировоззрения, навыков поведения. Поэтому, именно с раннего возраста
нужно уделять особое внимание воспитанию ребёнка, чтобы он вырос достойным
человеком, который любит свою Родину. Нужно с младенчества прививать ребёнку самые
добрые человеческие чувства через любовь и заботу, а также основы морали и
общечеловеческих ценностей. Начинается всё с любви к матери и отцу, к близким, к
родным местам, где живёт человек. С этого начинается любовь к своей малой Родине и
формируются основы патриотического воспитания детей!
Первым этапом воспитания патриотизма являются здоровые отношения в семье, ведь
основы закладываются с близкого окружения ребёнка, с самых близких людей – отца,
матери, дедушки, бабушки, братьев и сестёр. Можно сказать, что дети впитывают
патриотизм с колыбельными песнями, которые поют им мамы. Через народные сказки,
песни и поговорки. Семейные традиции и обычаи есть в каждой семье и они входят в
личный опыт ребёнка, как самые приятные и запоминающиеся события, которые снова
хочется повторить.
Вторым этапом патриотического воспитания является поступление ребёнка в
детский сад. В этот период важно сформировать у детей раннего возраста положительное
впечатление о детском учреждении, чтобы им было интересно и приятно приходить
каждый день в детский сад. Здесь основная нагрузка по воспитанию ложится на
сотрудников детского сада. Воспитатель должен помочь ребёнку научиться, правилам
поведения в обществе.
Воспитание детей в первой младшей группе детского сада заметно отличается от
воспитания детей старшего дошкольного возраста. Одним из главных видов деятельности
и основой воспитания личности ребёнка до 3 лет является предметно-игровая
деятельность. Поэтому образовательная деятельность с детьми этого возраста должна
осуществляться в форме игры, соответствующей их возрастным особенностям и уровню
психического развития. Характерной особенностью этого возраста являются манипуляции
с предметами, отражающие актуально приобретаемые знания о Мире и ближнем
окружении ребёнка. Контакты со сверстниками и педагогами находятся на начальном
этапе, что затрудняет процесс адаптации к детскому саду и задерживает процесс усвоения
новых знаний и накопление нового опыта. Учитывая специфику младшего возраста,
главным методом образования и воспитания является метод игры.
3
Цель работы:
•
показать особенности организации образовательно-воспитательного процесса с
детьми раннего возраста в игровой форме.
•
Научить детей разным играм и развивать у них умение играть друг с другом.
•
Приучать детей к бережному отношению к игрушкам, взаимодействию с ними.
К основным задачам
нравственно-патриотического воспитания детей раннего
возраста относятся:
•
Воспитание любви и бережного отношения к своей семье, дому, детскому саду;
•
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
•
воспитание уважительного отношения к труду взрослых;
•
развития интереса к русским традициям;
•
развития чувства ответственности у ребёнка;
•
формирование взаимопонимания и дружеских отношений.
С раннего детства закладываются основы всестороннего воспитания ребёнка.
Методы и задачи воспитания, зависят от индивидуальных особенностей развития каждого
ребёнка. В раннем детстве ведущими для ребёнка является игра, эмоциональное общение
со взрослыми и детьми, затем предметная деятельность и начало трудового воспитания.
Очень важно помнить, что занятия в игровой форме должны вызывать интерес к
игре, создавать у детей хорошее настроение: ребёнок рад тому, что узнал что-то новое,
радуется своему достижению, умению произнести фразу, что-то сделать, радуется первым
совместным действиям со сверстниками. Это всё является залогом успешного развития
детей в раннем возрасте и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
В своей работе я использую различные дидактические игры для развития памяти,
мышления и воображения у детей. В этих играх я могу постепенно усложнять материал,
тем самым развивать восприятие детей, формировать умения и навыки.
Я поощряю стремление детей к самостоятельной деятельности, так как ребёнок
упражняется в тех новых умениях, которые он получает от взрослого. Проведение
дидактических занятий с детьми раннего возраста требует некоторой подготовки. В своей
работе, по большей части, я использую наглядный материал, реквизит, который имеется у
нас в группе (маски животных и костюмы). Всё это привлекает внимание, тем самым
вызываю интерес и усидчивость у детей. Эффективность занятия во многом зависит от
эмоциональности его проведения. Добиваясь путём повторения полученных знаний и
4
умений у всех детей группы, нужно заботиться о том, чтобы сохранить у детей интерес к
занятиям, стремиться к тому, чтобы они всё выполняли с удовольствием.
Дидактическая игра является основой воспитания детей раннего возраста. Играя,
ребёнок учится действовать с разными предметами, знакомится с новыми движениями и
действиями. Тем самым дети приобретают новые знания и умения в доступной и
интересной для них игровой форме.
Формы работы, направленные на интеллектуальное, эмоциональное и физическое
развитие воспитанников раннего возраста дают возможность применять их также в
формировании ценностей воспитания. Работая с детьми раннего возраста, большое
внимание я уделяю понятию «семья». Мы проводим беседы о семье, о близких
родственниках: («Мой папа», «Моя мама», «Моя бабушка», «Как мы отдыхали с папой и
мамой»), готовим с детьми подарки для родных и близких к праздникам 23 февраля, 8
марта, Пасха, День Победы. Проводим пальчиковые игры: («Семья», «Сорока Белобока»,
«Этот пальчик - дедушка»), сюжетно-ролевые игры: («Семья», «Уложим куклу спать»,
«Чаепитие»). С музыкальным руководителем разучиваем песни о маме и семье не только к
тематическим мероприятиям, но и в повседневных занятиях.
Основным и эффективным средством для патриотического воспитания детей являются
дидактические игры, которые можно включить во все виды детской деятельности и в
трудовую и в быту, на занятиях и в играх. Так как в раннем возрасте патриотическое
воспитание сосредоточено вокруг ближайшего окружения ребёнка, поэтому подбираем
игры связанные с семьёй и детским садом.
Игра
«Наш детский сад»
Цель игры: знакомство с детским садом, его сотрудниками; воспитывать
уважительное отношение к старшим, к сотрудникам детского сада и их труду.
Оборудование: фотографии детского сада, помещений детского сада и игровых
площадок, а также сотрудников (воспитателей, заведующей, методиста, музыкального
руководителя, повара, завхоза и т.д.).
Эта игра требует предварительной работы: проведение экскурсий по детскому саду,
рассматривание фотографий с изображением площадок детского сада, группы и других
помещений (кухни, музыкального зала, методического кабинета, медицинского кабинета
и т.д.).
Ход игры: Первый вариант игры заключается в том, чтобы дети, увидев фотографию,
определили, что за место детского сада изображено. Воспитатель поочерёдно достаёт
картинки, а дети должны угадать, где это находится и назвать, что там делают.
5
Во втором варианте игры необходимо разместить сотрудников детского сада по своим
рабочим местам. Воспитатель предлагает детям фотографии разных мест детского сада и
фотографии сотрудников, а детям нужно определить, кто, где работает. Например, повар –
на кухне, музыкальный руководитель – в музыкальном зале, и т.д.
Игра «Как я дома помогаю»
Цель игры: Воспитывать заботливое отношение к членам семьи.
Оборудование: в первый раз можно использовать сюжетные картинки с разными
видами хозяйственно-бытовой деятельности для подсказки. Позже можно играть без
картинок
Ход игры: Дети по очереди называют домашние дела, в которых принимали участие
дома. Разрешается называть и ту деятельность, которую они просто наблюдали, но хотели
бы в ней поучаствовать.
Пальчиковая игра «Дружная семейка»
Цель игры: Воспитывать интерес к своей семье, уважительное отношение к членам
семьи. Развивать умение рассказать о членах своей семьи.
Оборудование: разноцветные силуэты детских ладошек, фишки с изображением мамы,
папы, дедушки, бабушки и ребёнка (по количеству играющих)
Ход игры: В начале игры проводится пальчиковая игра «Дружная семья»:
(пальцы ребёнка зажаты в кулак)
Этот пальчик – дедушка (отгибается большой палец руки);
Этот пальчик – бабушка (отгибается указательный палец руки);
Этот пальчик – папочка (отгибается средний палец руки)
Этот пальчик – мамочка (отгибается безымянный палец руки);
Этот пальчик – я (отгибается мизинец)
Вот и вся моя семья!!! (все пальцы разжимаются и сжимаются в кулак)
Ребёнку предлагается выбрать ладошку понравившегося цвета и «расселить» на ней
дедушку, бабушку, папу, маму и себя. Выкладывание персонажа можно сопровождать
стихом об этом члене семьи или рассказом о нём
Игра «Профессии»
Цель игры: продолжать знакомить детей с профессиями людей. Воспитывать
уважительное отношение к людям различных профессий и их деятельности.
Оборудование: карточки с изображением представителя профессии, знакомой детям
младшего дошкольного возраста. Это могут быть: доктор, учитель, военный, повар,
музыкант, художник, военный. И карточки с атрибутами для этой профессии (по 4 для
каждого представителя). Например, для врача – градусник, шприц, таблетки,
6
фонендоскоп. Для учителя – парта, тетрадь, доска с мелом, глобус. Для повара –
половник, кастрюля, тарелка, нож с разделочной доской и т.д.
Ход игры: Детям предлагается весь набор карточек. Каждый ребёнок выбирает себе
представителя профессии, которая ему понравилась, называет эту профессию, и
рассказывает кратко, чем этот человек занимается на своей работе. Затем из общей массы
выбирает предметы, которые помогают ему осуществлять свою профессиональную
деятельность.
Подвижные игры:
Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста
являются подвижные игры, которые помогают расширить познания детей, развивают
двигательные умения и навыки, что позволяет ребёнку быть сильным и здоровым. В
подвижных играх дети тесно взаимодействуют друг с другом. Подвижные игры для
детей раннего возраста – это возможность радостно и весело проводить время, как на
прогулке, так и в группе и одновременно способствуют укреплению детского здоровья.
Хорошее настроение также положительно влияет на самочуствие и развитие ребёнка.
Активное движение позволяет детям расходовать свою энергию, повысить
положительный настрой и укрепить здоровье ребёнка. В ходе игры можно проводить
физическое, нравственное и моральное воспитание детей.
В процессе игр у детей активно работают мышцы, улучшается моторика и координация
движений. Развивается двигательная активность.
Подвижные игры детей раннего возраста очень разнообразны и каждая из них несёт свою
определённую функцию.
Подвижные развлечения в этом возрасте должны обыгрываться, иметь простой сюжет и
понятные условия. Задача игр - не просто бегать, скакать и прятаться. Можно ещё
перевоплощаться во время игры в разных персонажей: животных и сказочных героев.
Проводя подвижные игры для детей, нужно знать, что малыши довольно быстро
привыкают к чему-то одному и теряют интерес к игре. Поэтому сюжет уже знакомой им
игры нужно периодически изменять.
Подвижная игра «Воробушки и кот».
Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях и бегать, не задевая друг
друга. Увертываться от ловящего, быстро убегать. Находить своё место. Приучать детей
быть осторожными. Занимая место, не толкать товарищей.
Описание. Для интересного проведения игры можно использовать маски воробушков для
детей и маску кота для воспитателя. Дети – «воробушки» сидят в своих «гнёздышках» (в
кругах, обозначенных на земле, или нарисованных на асфальте) на одной стороне
7
площадки. На другой стороне площадки – «кот». Как только «кот» задремлет,
«воробушки» «вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на место, ищут зёрнышки
(дети приседают, стучат пальцами по полу, как будто клюют). Но вот «просыпается»
«кот», мяукает и начинает бегать за «воробушками», которые «улетают» в свои «гнёзда».
Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.
Подвижная игра «Пузырь»
Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже. Держать друг друга
крепко за руки и действовать по команде воспитателя.
Описание. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и становятся в круг. Воспитатель
говорит: «Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой! Оставайся такой да не лопайся».
Дети отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет:
«Лопнул пузырь!» Тогда они опускают руки, при этом дуют (как будто воздух выходит из
пузыря) и сходятся к центру круга. Затем дети снова «надувают» пузырь – снова берутся
за руки и отходят назад, образуя большой круг.
Подвижная игра «Мыши и кот»
Цель: научить детей бегать, на носочках, не наталкиваясь друг на друга;
ориентироваться в пространстве, меняя направление движения по команде воспитателя.
Для более интересного проведения игры воспитатель надевает на детей маски мышек,
а на себя надевает маску кота. Дети сидят на скамейках – это «мыши в норках». На
противоположной стороне зала сидит «кот», роль которого исполняет воспитатель.
«Кот» засыпает (закрывает глаза), а «мыши» разбегаются по залу.
Но вот «кот» просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить «мышей».
«Мыши» быстро убегают и прячутся в «норках» (занимают свои места на скамейке).
Пойманных «мышек» «кот» уводит к себе (на противоположную сторону зала). Когда
остальные «мыши» спрячутся в «норках», «кот» ещё раз проходит по залу, возвращается
на своё место и засыпает. «Мыши» могут выбегать из «норок» тогда, когда «кот» закроет
глаза и заснёт, а возвращаться в «норки» нужно – когда «кот» проснётся и замяукает.
Воспитатель следит, чтобы все «мышки» выбегали и разбегались как можно дальше
от «норок».
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга,
приучать их действовать по сигналу воспитателя.
Описание: Дети присаживаются на гимнастическую скамейку и ждут команды
воспитателя. Можно играть в спортивном зале, или на спортивной площадке. Воспитатель
говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На
8
сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - дети бегут на гимнастическую скамейку и
присаживаются на неё. Затем, воспитатель говорит: «Солнышко светит! Идём гулять», и
игра снова повторяется.
Подвижная игра «Птички в гнёздышках»
Цель: научить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга по команде
воспитателя; приучать их быстро действовать.
Описание. С одной стороны зала свободно раскладывают обручи «гнёздышки», по
количеству детей. Каждый ребёнок стоит в своём «гнёздышке». По команде воспитателя
дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд», имитируя полёт воробушка - и
разбегаются по всему залу. Воспитатель имитирует кормление «птиц» в разных местах
зала. Дети садятся на корточки, ударяя кончиками пальцев по полу – «клюют» корм.
«Полетели птички в гнёзда!» - говорит воспитатель, дети возвращаются к обручам и
становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется. Когда правила игры будут
усвоены детьми, можно ввести новые условия игры: разложить 3-4 больших обруча – «в
гнезде живёт несколько птиц».
По команде: «Полетели птицы в гнёзда» - дети бегут, в каждый обруч встают по 2-3
ребёнка. Воспитатель следит, чтобы дети не наталкивались друг на друга и все успели
занять своё «гнёздышко».
Младший дошкольный возраст – важный период в социально-нравственном развитии
детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые
представления о добре и зле, закладываются навыки культурного поведения, добрые
чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Работа по воспитанию у детей
патриотических чувств реализуется с детьми через все виды игр, в том числе и через
пальчиковые игры.
Пальчиковые игры для детей 2–3 лет
Для детей очень важны пальчиковые игры, потому что они способствуют развитию
отделов головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и за речь. Эти отделы
головного мозга расположены рядом. Поэтому игры с пальчиками улучшают
координацию мелких движений и память, стимулируют развитие речи, малыша. Чтобы
ребёнок начал хорошо разговаривать, а потом легко учиться, с раннего детства
необходимо развивать его кисти рук.
Дети, с которыми начали заниматься пальчиковой гимнастикой в раннем детстве, быстро
начали учиться рисовать, а потом писать. В дальнейшем, такие дети смогут быстрее
научиться самостоятельно одеваться и быстрее осваивают культурно-гигиенические
9
навыки. Развитие мелкой моторики у маленьких детей способствует развитию творческих
способностей.
Одним из приёмов развития является рисование. Самым маленьким детям очень
понравятся рисование пальчиками и ладошками. Это не просто развлечение, а
увлекательное занятие, которое дарит ребёнку всестороннюю радость, тактильные
ощущения, развивает мелкую моторику пальцев рук, так же как и пальчиковая
гимнастика. А она, в свою очередь, связана с психическим и интеллектуальным развитием
и формирует полноценное развитие ребёнка.
Пальчиковые игры, которые я провожу в своей работе с детьми:
«Этот пальчик»
Этот пальчик хочет спать, (Пальцы разомкнуты. Поочерёдно их загибают)
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми, (Пальцы крепко сжаты в кулак)
Братиков не разбуди. (затем кулак энергично разжимается)
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора. (пальцы разомкнуты.)
«Киска»
Есть у Киски глазки, (показывают ладонями «глазки»)
Есть у Киски, ушки (прикладывают ладони к голове, как ушки у кошки)
Есть у Киски лапки,
Мягкие подушки. (сжимают и разжимают кулачки)
Киска, Киска, не сердись
Не царапай деток! (грозят пальчиком)
Брысь! (хлопок в ладоши)
«Сорока-белобока»
Сорока – белобока (дети на ладошке как бы «размешивают» кашу пальцем)
Кашу варила, деток кормила.
Этому дала, (загибают мизинец)
Этому дала, этому дала, этому дала, (поочерёдно загибают другие пальцы)
А этому – не дала! (показывают большой палец)
Ты – воды не носил, (грозят указательным пальцем большому пальцу другой руки)
Дров не рубил, каши не варил –
Нет тебе ничего! (обе руки разводят в стороны)
10
Вот тебе – горшок пустой, (сжимают пальцы в кулак)
Иди
/
в угол и постой! (указательным пальцем указывают на угол)
«Кошка и мышки»
Вот – кулак, (показать кулак левой руки)
А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь вверх)
На ладошку села кошка. (ногтями правой руки поводить по ладони левой)
Села – мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре, пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)
Мышки – очень испугались, (кончики пальцев – вместе, вращать в разные стороны)
В норки быстро разбежались. (спрятать ладонь под правую подмышку)
«Теремок»
Из пальцев, дружок, сложи теремок (пальцы ладоней сложить «домиком» ˄)
Вот это – ворота, (ладони прямо, как створки ворот; кончики пальцев обеих рук
сомкнуты)
Вот это – замо
/
к. (ладони складываем в «замо
K
к»)
Вот – серенький зайчик, (указательный и средний пальцы вверх и двигать как уши
зайчика)
Вот – мышка-норушка, (кончики пальцев собрать вместе, имитируя мышку)
Лягушка-квакушка. (прямые пальцы разжать и свести вместе, имитируя лягушку)
А вот – в теремок МЕДВЕДЬ забра
/
лся! (ладони складываем «домиком» ˄)
Терем сломался, (ладони в стороны)
Народ разбежался. (движения пальцами по ногам, имитирующие убегающих)
Медведь косолапый бродит, (двигаем пальцами по ногам, имитируя ходьбу)
Места себе не находит. (разводим руки в стороны)
Терем построим большой (ладони складываем «домиком» ˄)
И будут там жить со мной: (загибаем пальцы поочерёдно)
Мышка-норушка, лягушка-квакушка,
Зайка-попрыгайка, лисичка-сестричка
И медведь косолапый.
«ЗАМО
;
К»
На стене висит замо
/
к. (ручки складываем в замо
K
к)
Кто его открыть бы мог?
Постучали, (постучать ладонями)
покрутили, (покрутить ладони)
11
потянули (вытянуть руки вперёд)
и открыли! (развести в стороны)
Положительный результат нравственно-патриотического воспитания возможен при
условии разностороннего развития и воспитания ребёнка в разных видах деятельности. И,
конечно, особая роль отводится родителям и педагогам, так как они служат примером и
образцом поведения для детей. Мы должны помнить, что наши дети – это наша Родина,
наше будущее. Мы должны воспитать будущее поколение на основе духовно-
нравственных ценностей, способствовать развитию эстетического и патриотического
воспитания. Только тогда наша Родина будет сильной и красивой.
Список литературы:
1.
Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних
педагогических учебных заведений / Козлова С.А., Куликова Т.А. 3-е изд.,
исправленное и доп. – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 416 с.
2. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.
3. «От рождения до школы». Авторы: Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
Издательство: Москва. «Мозаика-синтез» 2011.
4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей
группе детского сада. Москва. «Мозаика-синтез» 2012.
12